Напоминание

Здоровьесберегающие технологии


Автор: Карбаницкая Лариса Анатольевна
Должность: Школа
Учебное заведение: Школа
Населённый пункт: Село Бобровка Красноармейского района Саратовской области
Наименование материала: Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка
Тема: Здоровьесберегающие технологии
Раздел: среднее образование





Назад




Анализ проведения уроков русского языка и литературы с позиций

здоровьесбережения

На уроках русского языка и литературы я стараюсь учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру

и

свежесть

воздуха,

рациональность

освещения

класса

и

доски,

наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение,

слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы,

решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены

одной

деятельности

другой

требуют

от

учащихся

дополнительных

адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов

учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный,

самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15

минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих

активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.

Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор

способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.);

активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение

в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);

методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций,

общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7)

место

и

длительность

применения

ТСО

соответствии

с

гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности

инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их

место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1

минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке

(интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности,

интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы

повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со

здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих

связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;

выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование

потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа

безопасного

поведения,

сообщение

учащимся

знаний

о

возможных

последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок,

афоризмов с комментариями и т.п.;

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14)

плотность

урока,

т.е.

количество

времени,

затраченного

школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной

активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных

и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

16) темп и особенности окончания урока:

-

быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся,

быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего

задания;

-

спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать

учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом,

попрощаться с учащимися;

-

задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).



В раздел образования