Автор: Карбаницкая Лариса Анатольевна
Должность: Школа
Учебное заведение: Школа
Населённый пункт: Село Бобровка Красноармейского района Саратовской области
Наименование материала: Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка
Тема: Здоровьесберегающие технологии
Раздел: среднее образование
Анализ проведения уроков русского языка и литературы с позиций
здоровьесбережения
На уроках русского языка и литературы я стараюсь учитывать:
1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру
и
свежесть
воздуха,
рациональность
освещения
класса
и
доски,
наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение,
слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы,
решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены
одной
деятельности
другой
требуют
от
учащихся
дополнительных
адаптационных усилий;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов
учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный,
самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15
минут;
6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих
активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор
способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.);
активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение
в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);
методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций,
общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
7)
место
и
длительность
применения
ТСО
(в
соответствии
с
гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности
инициирования дискуссии, обсуждения;
8) позы учащихся, чередование поз;
9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их
место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1
минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке
(интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности,
интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы
повышения этой мотивации;
11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со
здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих
связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;
выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование
потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа
безопасного
поведения,
сообщение
учащимся
знаний
о
возможных
последствиях выбора поведения и т.д.;
12) психологический климат на уроке;
13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок,
афоризмов с комментариями и т.п.;
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
14)
плотность
урока,
т.е.
количество
времени,
затраченного
школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;
15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной
активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных
и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
16) темп и особенности окончания урока:
-
быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся,
быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего
задания;
-
спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать
учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом,
попрощаться с учащимися;
-
задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).