Напоминание

« Мнемотехника в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»


Автор: Кижапкина Зинаида Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ОСП "Явасский детский сад № 2" МБДОУ "Явасский детский сад № 1 комбинированного вида""
Населённый пункт: рп.Явас, Республика Мордовия
Наименование материала: Инновационный опыт
Тема: « Мнемотехника в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОСП «Явасский детский сад № 2»

МБДОУ «Явасский детский сад №1 комбинированного вида»

Инновационный педагогический опыт работы воспитателя

Автайкиной Валентины Александровны на тему: « Мнемотехника в

речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

2023 год

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным

ему

пяти

словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите

двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”

К.Ушинский

Введение

Тема моего инновационного педагогического опыта: "Мнемотехника в

речевом развитии детей старшего дошкольного возраста".

Сведения об авторе

Автайкина Валентина Александровна, 25.05.1964 г.р.

Имею 2 образования:

1. Среднее специальное, в 1983 г. окончила Зубово-Полянское

педагогическое училище по специальности - «Преподавание в начальных

классах общеобразовательной школы»;

2. Высшее, в 1989 г. – «Мордовский ордена дружбы народов

государственный университет имени Н.П. Огарева» по специальности –

«География»

Общий стаж работы - 39 лет, педагогический стаж – 23 года.

Актуальность

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена

тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы

речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи

зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко

и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового,

интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.

Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются

речевые

нарушения,

которые

резко

ограничивают

их

общение

с

окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и

описаниями

речь

у

детей

дошкольников

-

явление

очень

редкое.

Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование

речевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое

внимание,

снижается

вербальная

память,

страдает

продуктивность

запоминания. Дети не могут сами сосредоточить своё внимание на каком-то

значительном

для

них

событии

или

художественном

произведении,

одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними.

В

связи

с

этим, актуальным становится

необходимость

совершенствования современных методов и приёмов, использование более

эффективных

научно-обоснованных

путей

развития

речи

у

детей

дошкольного возраста. Одним из таких методов, по моему, является метод

мнемотехники.

Чтобы

подготовить

детей

к

учебной

деятельности,

выработать у них навык грамотной обработки информации, усвоить сложный

материал, развить свою речь без умственного и нервного напряжения, я

применяю в своей практической деятельности данную технологию.

Мнемотехника –

система

методов

и

приёмов,

обеспечивающих

эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации,

развитие связной речи.

Новизна педагогического опыта

заключается в создании системы

непосредственно образовательной деятельности и соблюдения принципа

интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных

областей.

Преимущество мнемотехники - использование её в совместной и в

самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации

и т.д.).

Особенность данной методики состоит в применении не изображения

предметов, а символов. Эта методика значительно облегчает детям поиск и

запоминание слов.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают

объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

При проведении работы в данном направлении моей основной целью

было развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте при

использовании приемов мнемотехники. В соответствии с целью были

определены основные задачи исследования:

1. Изучить теоретические аспекты проблемы развития связной речи.

2. Выявить особенности развития связной речи в старшем дошкольном

возрасте.

3. Изучить влияние приемов мнемотехники на развитие связной речи.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том,

что при использовании приемов мнемотехники будет повышаться уровень

развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.

Основная идея

В центре внимания моей работы – дети старшего дошкольного возраста.

Решение

проблемы

речевого

развития

дошкольников,

я

считаю

невозможным без поиска и внедрения новых подходов в вопросах развития

речи детей старшего дошкольного возраста. Поэтому в качестве одного из

приоритетных направлений моей педагогической деятельности считаю

применение

технологии мнемотехники

в

образовательном

процессе

в

совместной и самостоятельной деятельности для речевого развития детей

старшего дошкольного возраста.

Теоретическая база

Многолетние исследования Т.А.Ткаченко показали, что дети дошкольного

возраста при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных

средствах. При подборе таких средств она основывалась на факторах,

облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Одним из

таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина, А. М.

Леушиной и других, является наглядность, при которой происходит речевой

акт.

В

качестве

второго

вспомогательного

средства

можно

выделить

моделирование

плана

высказывания,

на

значимость

которого

указывал

известный психолог Л. С. Выгодский, а также педагоги В.К. Воробьева и В.П.

Глухов.

До 1990 года мнемотехника существовала в виде разрозненных приемов,

не имела теоретической базы, не объясняла механизмов памяти, книги о

тренировке памяти описывали низкоэффективные приемы и содержали

большое количество методических ошибок. Системы запоминания 16-го века

были «системами Знаний» (что-то вроде энциклопедий), но не системами

мнемотехники.

Мнемотехника

(как

целостная

система,

как

учебная

дисциплина) ранее не существовала, о чем совершенно справедливо писал в

книге «О памяти и мнемонике, 1903 г.» профессор Г.Челпанов, основатель и

директор Московского психологического института (1912-1923).

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно

86-82 гг. до н. э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева

Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими

схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими

моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем,

Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Особенно популярной эта дисциплина была в эпоху Возрождения. В

наше время объем информации возрос до невероятных размеров. И интерес к

мнемотехнике начинает возрождаться. Так как этой техникой интересуются

не только воспитатели и педагоги, но и специалисты всех областей, все

больше и больше людей тянется к литературе о развитии памяти и

записываются на курсы тренировки памяти.

Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и

основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте,

являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки,

наглядные модели. Как показали психологические исследования Л.А.Венгер,

А.В.Запорожец, одной из основных способностей, складывающихся в

дошкольном детстве, является способность к опосредованному решению

познавательных задач. Один из видов способности к опосредованию – это

способность к наглядному моделированию.

Изучая литературу по данной теме, можно смело сказать, что

мнемотехника "прописалась" и во всемирной паутине.

Технология опыта

Для повышения уровня речевой активности детей было принято

решение использовать нетрадиционные методы речевого развития, а именно

применять технологию мнемотаблиц, а также более активно привлекать

родителей для сотрудничества с ДОУ в вопросах развития речи детей.

Мнемотаблицы

схемы

я используют

при

обучении

детей

составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

И начинала я свою работу с простейших мнемоквадратов, затем

последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

Главной моей задачей было передать условно-наглядную схему, изобразить

её так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мои мнемотаблицы различны в зависимости от их направленности.

Они могут быть простыми и тематическими (речевые, математические,

музыкальные, познавательные) Я стараюсь, чтобы количество квадратов не

превышало девяти, что соответствует научно обоснованному пределу

разовой информации для ребёнка (10 информационных битов).

Для детей старшего возраста я даю схемы в одном цвете.

Материал занятий был мной подобран так, что одно упражнение

закрепляет, углубляет, показывает с разных сторон изучаемый в другом

упражнении материал и идёт от простого к сложному.

Работу с мнемотаблицами я проводила в несколько этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Осуществление перекодирования информации, т.е. преобразование из

символов в образы.

3. После перекодирования информации осуществлялся пересказ сказки

(рассказа, стихотворения) с опорой на символы и образы, т.е. происходила

обработка метода запоминания.

4. Далее я делала графическую зарисовку мнемотаблицы.

По моим наблюдениям мнемотаблицы особенно эффективны при

разучивании стихотворений. На каждое слово или словосочетание я

придумывала картинку; таким образом всё стихотворение зарисовывалось

схематически. После этого ребёнок по памяти, используя мнемотаблицу,

воспроизводит стихотворение.

В начале работы с мнемотаблицами дети испытывали некоторые

затруднения, им трудно было следовать предложенному плану таблицы,

поэтому часто первые рассказы по моделям получались очень схематичными.

Чтобы меньше возникало сложностей, в программу содержания мнемотаблиц

я включала задачи по активизации и обогащению словаря.

Также я работала параллельно и с родителями группы. С ними был

проведен круглый стол по теме: «Использование мнемотехники в ДОУ и в

повседневной жизни при заучивании стихотворений с детьми». Одной из

целью данного мероприятия было: познакомить родителей с приемом

мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми и вовлечь родителей

в процесс формирования у детей интереса к заучиванию стихотворений,

расширению словарного запаса, развитию связной речи дошкольников. Для

родителей были также изготовлены буклеты на тему: «Мнемотехника в

помощь мамам и папам». Также проводилось анкетирование родителей на

тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста». А также

консультации на тему: «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях»,

«Роль семьи в развитии речевой активности дошкольников» и оформление

наглядной информации в уголке для родителей.

Использование

мнемотехники

в

своей

работе

доказало,

что

действительно эта методика способствует и помогают детям научиться

классифицировать

предметы,

развивать

речь,

зрительное

восприятие,

образное и логическое мышление, внимание, память, наблюдательность,

интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Результативность опыта

Таким образом, я сделала вывод, что систематическая планомерная

работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного

возраста с использованием мнемотехники, совместной работы с родителями

воспитанников дает свои положительные результаты.

Мониторинг уровня речевого развития детей

Уровни

развития

Уровень владения

речью как средством

общения и культуры

Словарный запас

детей

Связная речь

2021

2022

2021

2022

2021

2022

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Высокий

-

25%

30%

50%

-

35%

40%

65%

-

55%

55%

65%

Средний

45%

55%

55%

40%

40%

50%

50%

25%

10%

30%

35%

30%

Низкий

55%

20%

15%

10%

60%

15%

10%

10%

45%

15%

10%

5%

Использование

мнемотехники

на

занятиях,

в

совместной

и самостоятельной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

показало положительную динамику. Уже после года обучения в группе дети

(по итоговой диагностики мы видим) научились:

1. добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения,

составлять план речевого высказывания (некоторые ещё с помощью);

2. формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

3. применение наглядного моделирования оказало положительное

влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал

и графически его обозначая, ребёнок (под руководством взрослых) учится

самостоятельности,

усидчивости,

зрительно

воспринимает

план

своих

действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности,

появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются

такие

психические

процессы,

как

память,

внимание,

мышление,

что

положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Список литературы:

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. Книга для воспитателей детского

сада.М.: Мозаика – Синтез, 1999.

2. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с

помощюь мнемотехники. Спб.,2005, с. 71 .

3.Выгодский Л.С. Мышление и речь. 5-е издание, исправленное.

Издательство «Лабиринт», М. 1999, с.352 .

4. Венгер С.В. Развитие способности к наглядному пространственному

моделированию// Дошкольное воспитание. – 1982. - № 3.

5. Войкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя речи у

дошкольников.

6. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с

общим речевым недоразвитием// Глухов В.П.Дошкольное воспитание 2004 г.

№ 6.

7. Давьщова Т.Г., Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с

детьми//Давьщова Т.Г., Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя

дошкольного учреждения № 1,2008 г., с.16.

8. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников/Ефименкова Л.Н. –

М., 1985, с.92.

9. Колодяжная Т.П., Колунова Л.А. «Речевое развитие ребенка в детском

саду: новые подходы». Методич. рекомендации для руководителей и

воспитателей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. -

Ростов-н/Д: ТЦ "Учитель", 2002, с. 32.

10. ОмельченкоЛ.В. Исппользование приемов мнемотехники в развитии

связной речи/ Омельченко Л.В.Логопед, 2008 г.№ 4, с. 102-115.

11.Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехникик в обучении

рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

12. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Испоьзование метода наглядного

моделированияв коррекции общего недоразвития речи дошкольников//

Логопед. – 2006 № 1, с.7-12.

13. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память/Ребёнок в детском

саду.2004 № 2, с.59.



В раздел образования