Напоминание

"Методическая система подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе: от алгоритма к компетенции"


Автор: Оксанич Оксана Вячеславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ №77"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "Методическая система подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе: от алгоритма к компетенции"
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая система подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе: от алгоритма

к компетенции

Аннотация. В статье представлена авторская система работы, направленная на

формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций,

проверяемых на ОГЭ. Ключевой принцип — интеграция всех экзаменационных

заданий (сжатого изложения, тестовой части, сочинения-рассуждения) в единую

работу с текстом. Описаны конкретные методические приёмы, упражнения и этапы

организации учебной деятельности, позволяющие преодолеть «натаскивание» и

обеспечить осознанное применение знаний в новой коммуникативной ситуации.

Введение. ОГЭ как этап формирования речевой культуры

Основной государственный экзамен по русскому языку — это не только форма

итогового контроля, но и закономерный этап в развитии речевой культуры

школьника. Экзаменационная работа комплексно проверяет лингвистическую

(знания о языке), языковую (практическое владение нормами) и коммуникативную

(речевую) компетенции. Таким образом, подготовка к ОГЭ не должна сводиться к

механическому решению тестов. Её цель — систематизация знаний за курс основной

школы и формирование умений, значимых в реальной жизни: критически

воспринимать информацию, логично излагать мысли и аргументированно отстаивать

свою позицию.

Основная трудность, с которой сталкиваются учащиеся, — не отсутствие правил, а

неумение применять их в изменённой ситуации, особенно при создании собственного

текста (изложения и сочинения). Предлагаемая методика призвана преодолеть этот

разрыв.

1. Ядро системы: комплексная работа с текстом.

Наиболее эффективной стратегией является не параллельное, а интегрированное

повторение материала через сквозную работу с одним текстом. Это позволяет

экономить время и показывает ученикам взаимосвязь всех разделов языкознания.

Модель урока-интеграции (на примере текста Д.С. Лихачёва).

Учитель использует текст, предлагаемый для сжатого изложения, как языковой

материал для отработки тестовых заданий и основу для будущего сочинения.

Этап 1. Анализ для изложения и тестов. Ученики читают текст, определяют тему,

идею, составляют план, вычленяют микротемы. Одновременно это же текст

становится источником для лингвистического разбора:

Задание 2 ОГЭ Выпишите грамматические основы.

Задание 4 ОГЭ Установите соответствие между предложениями текста и

пунктуационными правилами.

Задание 9 ОГЭ Замените словосочетание типа «согласование» синонимичным со

связью «управление».

Задание 8, 12 ОГЭ Работа с синонимами, формами слов.

Этап 2. Смысловое сжатие. Ученики применяют приёмы компрессии (исключение,

обобщение, упрощение) к уже проанализированным микротемам, что повышает

осознанность при написании изложения.

Этап 3. От текста к сочинению. Проблема, поднятая в исходном тексте (например, о

душевной необходимости добра), становится темой для сочинения-рассуждения 9.3.

Ученики учатся формулировать тезис, подбирать аргументы, в том числе опираясь на

проанализированный текст.

Такой подход доказывает, что язык — это живая система, а экзаменационные задания

— не разрозненные вопросы, а инструменты для глубокого понимания речи.

2. Стратегии подготовки по частям экзамена.

Часть экзамена. Ключевые сложности. Методические приёмы и формы работы.

Часть 1. Сжатое изложение. Неумение выделить главное, потеря логики при

сжатии, речевые ошибки.

1. Микрообучение. Работа с одним абзацем: прослушать, записать ключевые слова,

составить схему, пересказать.

2. Банк клише. Для связности: «Автор считает, что…», «Важно отметить…».

3. Тренинг приёмов сжатия. Дать два текста — исходный и сжатый. Найти, какой

приём использован. |

Часть 2. Тестовые задания. Ошибочное выполнение заданий на синтаксис

(особенно грамматическую основу) и пунктуацию в сложных предложениях.

1. Сквозное повторение. Включать в каждый урок «пятиминутку» на 1-2 сложных

задания (напр., виды сказуемых или типы придаточных).

2. Конструирование тестов. Ученики сами составляют тестовые вопросы к диктанту

или тексту, что требует глубокого понимания правила.

3. Использование открытого банка ФИПИдля вариативности.

Часть 3. Сочинение-рассуждение. Несформулированный тезис, отсутствие

аргументов или их несоответствие тезису, слабая связь с исходным текстом.

1. Шаблон-помощник. Освоение чёткой структуры (тезис – аргумент 1 (из текста) –

аргумент 2 (из жизни/опыта) – вывод).

2. Банк универсальных примеров. Совместное создание списка книг, исторических

событий, биографий, которые можно использовать для аргументации на разные темы

(добро, выбор, дружба).

3. Критериальное оценивание. Взаимопроверка и самопроверка по официальным

критериям ФИПИ. |

3. Организационные модели и этапы подготовки.

Успешная подготовка требует системности на протяжении всего учебного года и

даже раньше.

1. Ранний старт (5-7 классы). Постепенное введение формата ОГЭ в обычные уроки.

Например, при изучении причастий — задание: «Найдите в тексте предложение с

обособленным определением».

2. Информационно-мотивационный этап (начало 9 класса). Знакомство со

структурой КИМ, бланками, критериями. Создание в классе или в личных папках

учеников «Навигатора подготовки» с памятками, схемами, алгоритмами выполнения

заданий.

3. Основной этап (в течение года). Реализация системного повторения.

На основном уроке: 10-15 минут уделять комплексному анализу текста или отработке

«проблемного» задания.

На консультациях/факультативах (рекомендуемая модель — 35 часов, 1 раз в

неделю). Глубокое погружение в одну часть экзамена (например, 3 занятия подряд —

только изложение с разбором приёмов сжатия), а затем — интеграция всех частей.

4. Контрольно-тренировочный этап (второе полугодие). Регулярное проведение

пробных экзаменов в полном формате с обязательным последующим анализом

ошибок не только по количеству, но и по их причине. Организация работы в парах и

группах по устранению типичных пробелов.

Заключение

Эффективная подготовка к ОГЭ по русскому языку — это педагогически

выстроенный процесс, переводящий предметные знания из разряда пассивной

информации в активный инструмент речевой деятельности. Интегрированная работа

с текстом, системное повторение, начатое задолго до 9 класса, и разнообразие форм

учебной деятельности позволяют сформировать у учащихся не только готовность к

экзамену, но и подлинную грамотность, ответственность за собственное

высказывание и уверенность в своих силах.



В раздел образования