Напоминание

Методы и приемы активизации творческого мышления на уроках литературы


Автор: Леонтьева Любовь Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №47
Населённый пункт: п.Озёрный, Режевского района, Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: Методы и приемы активизации творческого мышления на уроках литературы
Раздел: среднее образование





Назад




МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Творческое

мышление,

являясь

одним

из

ключевых

компонентов интеллектуального

развития личности, приобретает особую значимость в контексте преподавания литературы.

Литературное

произведение

это не просто набор слов, а сложный феномен,

требующий

от читателя не только декодирования текста, но и активного сотворчества, интерпретации,

эмоционального отклика. В этой связи, главной задачей учителя литературы становится не

только передача знаний об авторе, эпохе, сюжете и художественных средствах, но и

формирование у обучающихся способности к

самостоятельным

творческим

поискам,

углубленному

пониманию

произведения

и

формированию

собственной,

осмысленной

позиции.

Данная статья посвящена рассмотрению комплекса методов и приемов, направленных на

активизацию творческого мышления школьников на уроках литературы, с акцентом на их

теоретическое обоснование и практическую применимость.

Теоретические основы активизации творческого мышления

Прежде чем перейти к конкретным методикам, необходимо обратиться к теоретическим

аспектам проблемы. Понятие “творческое мышление” многогранно и охватывает целый

спектр когнитивных процессов: оригинальность, гибкость, беглость, чувствительность к

проблемам, способность

к

абстрагированию,

синтезу

и

анализу.

Применительно

к

литературе, творческое мышление проявляется в способности:

Эмпатически

вживаться

в

образ (понимание

мотивов,

чувств

и переживаний

героев, возможность посмотреть на мир их глазами).

Интерпретировать текст (выявление скрытых смыслов, аллюзий,

символов,

построение собственных версий понимания авторского замысла).

Генерировать

новые

идеи

оздание

альтернативных

сюжетов,

диалогов,

продолжений, поиск новых ракурсов для анализа.

Оценивать и аргументировать (формирование собственной читательской позиции,

ее обоснование с опорой на текст и общекультурный контекст).

Синтезировать

информацию(связывание

литературных произведений

с

другими

видами искусства, историческими событиями, личным опытом).

Существует множество теорий, объясняющих природу творчества. Так, когнитивный

подход рассматривает творчество как результат специфических мыслительных процессов,

таких

как

дивергентное

мышление,

моделирование,

ассоциативное

мышление.

Гуманистический подход акцентирует внимание на мотивации, самоактуализации и создании

благоприятной

среды

для

раскрытия творческого потенциала. На наш взгляд, для

эффективной

активизации

творческого

мышления

на

уроках

литературы

наиболее

продуктивным является интегрированный подход, сочетающий когнитивные стратегии с

созданием поддерживающей и стимулирующей образовательной среды.

Методы и приемы активизации творческого мышления

Эффективность методов и приемов активизации творческого мышления напрямую

зависит от их целенаправленности и систематического применения. Важно, чтобы

каждый прием был органично вписан в структуру урока, служил достижению

конкретных дидактических целей и способствовал формированию у обучающихся

устойчивых навыков творческой деятельности.

Методы, стимулирующие эмпатию и вживание в образ:

“Внутренний

монолог

героя”:

После

прочтения

или

анализа определенного эпизода,

обучающимся предлагается представить себя на месте героя и записать или проговорить его

внутренние мысли, сомнения, чувства в данный момент. Этот прием позволяет глубже

понять психологию персонажа, его мотивы и внутренние конфликты. Например, после

изучения сцены дуэли Онегина и Ленского, учащиеся могут написать внутренний монолог

Онегина, размышляющего о произошедшем, его чувствах вины и раскаяния.

“Диалог с героем”: Обучающиеся задают вопросы герою, пытаясь понять его поступки,

мотивы, жизненные ценности.

Ответы могут быть представлены как в письменной, так и в устной форме, возможно

проведение имитационных интервью. Этот прием способствует развитию критического

мышления и умения аргументировать свою точку зрения. Например, диалог с Мастером из

романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”, где ученики могут спросить его о смысле его

творчества, о его отношении к власти и обществу.

“Театр

одного

актера”:

Отдельные

ученики

или

группы

готовят

мини-

инсценировки, где они воплощают образы литературных героев. Акцент делается не на

внешнюю мимику и жесты, а на передачу внутреннего состояния персонажа. Это развивает

актерские способности, интуицию и способность к сопереживанию.

“Письмо герою”: Обучающиеся пишут письма персонажам, выражая свое отношение

к их судьбе, поступкам, предлагая советы или задавая вопросы. Это позволяет установить

более глубокую эмоциональную связь с литературным миром и проявить свое понимание

авторского замысла.

Методы, стимулирующие интерпретацию и поиск скрытых смыслов:

“Ассоциативный ряд”:

Представление ключевого слова, образа или фразы из

произведения и предложение обучающимся составить ассоциативный ряд. Это помогает

выявить

их

подсознательное

восприятие,

связать

прочитанное

с личным опытом и

культурным багажом. Например, для слова “весна”

в

поэзии

Серебряного

века

могут

возникнуть ассоциации с обновлением, надеждой, но также и с хрупкостью, увяданием.

“Редактирование

текста”:

Обучающимся

предлагается

“переписать”

фрагмент

произведения, изменив интонацию, стиль, или даже сюжет. Это упражнение заставляет их

глубже анализировать авторские приемы, понимать роль каждого слова и синтаксической

конструкции. Например, переписать фрагмент описания природы в лирике А. Фета, изменив

его на более мрачный или, наоборот, жизнерадостный.

“Создание альтернативных финалов”: После изучения произведения, обучающимся

предлагается придумать и написать другие варианты завершения сюжета. Это развивает

вариативное мышление, понимание причинно-следственных связей и авторской свободы.

“Анализ

одной

детали”:

Избрание

одного,

казалось

бы,

незначительного

элемента

произведения (предмет, жест, фраза) и глубокий анализ его символического значения, роли в

создании общей атмосферы и раскрытии характеров. Это учит видеть “зерно” произведения

в мелочах.

“Сравнительный анализ”: Сопоставление двух или более произведений, объединенных

общей темой, жанром, или творчеством одного автора. Особое внимание уделяется

выявлению

сходств

и

различий

в

художественных

методах, идейном содержании и

авторской позиции.

Методы,

стимулирующие

генерацию

новых

идей

и

креативное применение

знаний:

“Синектика”: Метод, основанный на создании аналогий и метафор для решения

проблем. Обучающимся предлагается ответить на вопрос “На что похоже это произведение

(герой, явление)?”

с

использованием

различных

типов

аналогий (прямых,

личных,

символических,

фантастических).

Например,

“На

что

похоже

состояние

Родиона

Раскольникова перед убийством?” – на лавину, на сжимающуюся пружину, на загнанного

зверя.

“Мозговой штурм”: Коллективное генерирование идей по определенной проблеме

или теме. В процессе мозгового штурма важны следующие правила: полное отсутствие

критики, поощрение

любых,

даже

самых

фантастических

идей,

развитие идей других

участников, стремление к количеству. Например, “Какие современные проблемы отражены в

романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”?”.

“Сказка

на

новый

лад”:

Переработка

известных

сказок,

мифов, или

даже

классических произведений в современном контексте, с изменением действующих лиц,

сюжета, морали. Это стимулирует

фантазию,

чувство

юмора

и

умение

применять

полученные знания в нестандартной ситуации.

“Создание

коллажа/плаката”:

Визуальное

представление

идеи, темы, образа

произведения с помощью различных изобразительных

средств,

вырезок

из

журналов,

фотографий. Это развивает ассоциативное мышление, умение работать с визуальной

информацией и выражать свои мысли невербальными средствами.

“Идеи

для

экранизации/театральной

постановки”:

Разработка

концепции

экранизации или театральной постановки произведения. Ученикам предлагается подумать о

выборе актеров, декорациях, музыке, режиссерских находках. Это способствует глубокому

осмыслению композиции, атмосферы и характера произведения.

Методы, способствующие формированию самостоятельной оценочной позиции:

“Дискуссия и дебаты”: Организация учебных дискуссий и дебатов по спорным

вопросам, связанным с содержанием, идеями,

авторским

замыслом

произведений.

Этот

метод

учит аргументированно отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать

оппонентов, развивает критическое мышление. Например, “Является ли Анна Каренина

жертвой или виновницей своей судьбы?”.

“Рецензирование”: Написание рецензий на прочитанные произведения, где ученики

выражают свое отношение, анализируют достоинства и недостатки, сравнивают с другими

произведениями. Этот прием развивает аналитические способности, умение формулировать

суждения и аргументировать их.

“Сочинение-эссе

с

нестандартной

проблемой”:

Постановка перед учениками

проблем, выходящих за рамки прямого понимания текста. Например, “Если бы главный

герой мог вернуться в прошлое, что бы он изменил и почему?”. Это стимулирует глубокое

осмысление произведения и его актуальности.

“Круглый стол”: Обсуждение произведения в формате “круглого стола”, где каждый

ученик высказывает свое мнение, а затем происходит коллективное осмысление различных

точек зрения. Это способствует формированию толерантности и

уважения к чужому мнению.

Практическая реализация и педагогические условия

Для

успешной

активизации

творческого

мышления

необходимо создать определенные

педагогические условия:

Создание атмосферы доверия и психологической

безопасности:

Ученики

должны

чувствовать

себя

свободно,

не опасаясь критики или

насмешек. Учитель должен поощрять любые творческие проявления, даже если они кажутся

несовершенными.

Отказ от шаблонных подходов: Избегание однотипных заданий и форм работы.

Важно постоянно искать новые, нестандартные пути взаимодействия с текстом.

Индивидуализация и дифференциация: Учет индивидуальных особенностей каждого

ученика, его интересов, способностей и уровня подготовки. Предоставление возможности

выбора заданий, форм работы.

Системность и последовательность: Применение методов активизации творческого

мышления не как разовых акций, а как систематической части учебного процесса.

Связь

с

жизненным

опытом

учащихся:

Активное

привлечение личного опыта,

интересов и проблем обучающихся для анализа и интерпретации литературных произведений.

Формирование

навыков

самооценки

и

рефлексии:

Обучение

учеников

анализировать свои творческие процессы, оценивать результаты своей деятельности,

формулировать выводы для дальнейшего развития.

Использование

современных

технологий:

Применение

интерактивных

досок,

онлайн-ресурсов, мультимедийных презентаций, которые могут стать дополнительным

инструментом для стимулирования творческой деятельности.

Активизация творческого мышления на уроках литературы – это не самоцель, а средство

достижения более глубокого понимания художественного произведения, развития личности

обучающегося, формирования

у

него

способности

к

самостоятельному

мышлению,

критическому анализу и творческому самовыражению.

Представленные методы и приемы, основанные на когнитивных и гуманистических

подходах, призваны помочь учителю литературы сделать свой урок более динамичным,

интересным и результативным. Интеграция этих подходов в педагогическую практику, при

условии создания соответствующей образовательной среды, позволит не только повысить

академическую

успеваемость,

но

и

сформировать

у обучающихся

ценное

качество

способность к творческому видению мира, отраженному в многообразии литературных

произведений.

Реализация

этих

методических

рекомендаций

требует

от

педагога готовности к

экспериментам, постоянному самообразованию и искренней веры в творческий потенциал

каждого ученика

.



В раздел образования