Напоминание

Развитие мелкой моторики у дошкольников с помощью сыпучих материалов


Автор: Егорова Лилия Робертовна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №2 "Сардаана" МР Нюрбинский район РС(Я)
Населённый пункт: г.Нюрба Нюрбинский район
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие мелкой моторики у дошкольников с помощью сыпучих материалов
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие мелкой моторики у дошкольников с помощью сыпучих

материалов: макароны, рис, гречка и др.

Почему это важно?

Мелкая моторика — ключевой компонент общего развития дошкольника. От

её сформированности зависят:

подготовка руки к письму;

развитие речи (центры моторики и речи в мозге расположены рядом);

концентрация внимания;

координация движений;

познавательная активность.

Использование натуральных сыпучих материалов (макароны, рис, гречка,

фасоль и др.) — эффективный и доступный способ тренировки тонких

движений пальцев. Такие занятия:

стимулируют тактильные ощущения;

развивают зрительно-моторную координацию;

формируют пинцетный захват (тремя пальцами);

способствуют релаксации через сенсорные переживания.

Безопасность прежде всего

Перед началом занятий убедитесь в соблюдении правил:

1.

Дети работают только под присмотром взрослого.

2.

Материалы не должны быть слишком мелкими (риск проглатывания).

3.

Исключите аллергены (например, некоторые виды бобовых).

4.

После занятий тщательно мойте руки.

5.

Используйте чистую, просушенную крупу.

Практические игры и упражнения

1. Пересыпание и переливание

Материалы: крупы разного размера (гречка, рис, манка), ложки, ситечки,

ёмкости.

Задачи:

развитие координации «глаз-рука»;

тренировка щипкового захвата;

понимание причинно-следственных связей

(пересыпал — переместилось).

Варианты:

пересыпать рис ложкой из миски в стакан;

просеивать гречку через сито;

переливать манку через воронку.

2. Сортировка по признакам

Материалы: смесь круп (фасоль + горох + макароны-звездочки),

разделенные тарелки.

Задачи:

дифференциация объектов по форме/цвету/размеру;

усиление концентрации внимания.

Варианты:

разложить макароны по формам (кольца, спирали, ракушки);

отделить красную фасоль от белой;

выбрать только длинные макароны из смеси.

3. Поиск «клада»

Материалы: большая ёмкость с крупой, мелкие игрушки или фигурки.

Задачи:

развитие тактильной чувствительности;

стимуляция исследовательского интереса.

Варианты:

закопать машинку в рисе и найти её на ощупь;

искать «драгоценности» (бусины) в гречке;

доставать пинцетом фасоль из манки.

4. Рисование на крупе

Материалы: поднос, тонкий слой манки/кукурузной крупы.

Задачи:

подготовка к письму (проведение линий);

развитие воображения.

Варианты:

рисовать пальчиком дорожки, волны, круги;

создавать узоры зубочисткой;

выкладывать орнаменты из макарон.

5. Аппликации и поделки

Материалы: картон, клей ПВА, крупы, макароны.

Задачи:

точность движений при наклеивании;

пространственное мышление.

Варианты:

«оживить» картинку: приклеить гречку как камешки на дорожках;

создать мозаику из разноцветных макарон;

сделать рамку для фото из фасоли и риса.

6. Шнуровка и нанизывание

Материалы: макароны с отверстием, шнурки, бусины.

Задачи:

укрепление мышц пальцев;

развитие последовательности действий.

Варианты:

собрать бусы из макарон и ягод;

проложить «тропинку» из нанизанных элементов;

чередовать макароны и пуговицы.

Методические рекомендации

1.

Начинайте с простого. Для младших дошкольников — пересыпание,

для старших — аппликации.

2.

Соблюдайте постепенность. Увеличивайте сложность: от крупных

макарон к мелкому рису.

3.

Комбинируйте материалы. Например, рис + фасоль + пластиковые

фигурки.

4.

Используйте игровые сюжеты. «Поможем белочке собрать запасы»,

«Построим замок из песка (гречки)».

5.

Фиксируйте успехи. Фотографируйте поделки, обсуждайте процесс.

6.

Включайте речь. Проговаривайте действия: «берём щепоткой»,

«сыпем аккуратно».

7.

Организуйте пространство. Работайте на подносах или клеёнках,

чтобы облегчить уборку.

Ожидаемые результаты

При систематическом использовании таких игр у детей:

улучшается координация движений пальцев;

формируется правильный захват карандаша;

повышается концентрация внимания;

расширяется словарный запас (названия круп, действий);

снижается тревожность за счёт сенсорной стимуляции.

Заключение

Игры с крупами и макаронами — это не только развитие моторики, но и:

возможность познакомиться с природными материалами;

способ выразить творчество;

инструмент для совместной деятельности взрослого и ребёнка.

Совет для педагогов: создайте «сенсорный уголок» с контейнерами для

разных круп, инструментами (ложки, сита, пинцеты) и образцами поделок.

Это позволит детям самостоятельно выбирать занятия и развивать навыки в

игровой форме.

Попробуйте внедрить эти методы на занятиях — и вы увидите, как

маленькие пальчики станут увереннее справляться с любыми задачами!



В раздел образования