Напоминание

«Создание и организация РЕЧЕВОГО ЦЕНТРА в группе»


Автор: Леонова Оксана Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №3"
Населённый пункт: г. Колпашево, Томская область
Наименование материала: консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений
Тема: «Создание и организация РЕЧЕВОГО ЦЕНТРА в группе»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей ДОУ

«Создание и организация РЕЧЕВОГО ЦЕНТРА в группе»

Цель: Создание оптимальных условий для развития всех компонентов речевой

системы детей дошкольного возраста, формирование коммуникативных навыков и

культуры речевого общения через специально организованную предметно-

развивающую среду.

I.

Общие принципы организации Речевого центра:

1.

Доступность:

Все материалы и пособия должны быть расположены на уровне глаз и рук ребенка,

чтобы он мог самостоятельно выбирать их для игры и деятельности.

2. Безопасность:

Все элементы центра должны быть безопасными, изготовленными из экологически

чистых материалов, соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.

3. Эстетичность:

Центр должен быть привлекательным, ярким, аккуратно оформленным, вызывать

интерес и желание действовать.

4. Вариативность и трансформируемость:

Содержание центра должно легко меняться в зависимости от текущих задач,

тематики недели, интересов детей и индивидуальных потребностей.

5. Насыщенность:

Достаточное количество разнообразных материалов для работы над всеми аспектами

речи.

6. Системность:

Все материалы должны быть логически связаны и дополнять друг друга, обеспечивая

комплексный подход к развитию речи.

7. Соответствие возрасту:

Наполнение центра должно соответствовать возрастным и индивидуальным

особенностям детей группы.

8. Зонирование:

Выделение отдельных зон (хотя бы условных) для разных видов речевой

деятельности.

II. Структура и наполнение Речевого центра (примерное зонирование):

1.

Зона развития артикуляционной моторики и речевого дыхания:

Зеркала: Индивидуальные маленькие зеркальца (настольные или ручные) и

большое настенное зеркало для самоконтроля.

Карточки с артикуляционной гимнастикой:

Схематические изображения упражнений ("Лягушка", "Хоботок", "Часики",

"Лопатка" и т.д.).

Игры на развитие речевого выдоха: Вертушки, свистульки, мыльные пузыри,

легкие бумажные бабочки/снежинки/листочки для сдувания, перышки,

кораблики для плавания по воде.

Массажеры: Мягкие зубные щетки, специальные массажеры для языка

(используются индивидуально под присмотром).

2.

Зона развития фонематического слуха и звукопроизношения:

Наборы предметных картинок: Для дифференциации звуков (например, "С-

З", "Ш-Ж", "Р-Л").

Игры "Узнай звук": "Шумовые коробочки": Парные коробочки с разными

наполнителями (крупа, песок, пуговицы) для различения неречевых звуков.

"Что звучит?": Записи звуков природы, животных, предметов для узнавания.

Иллюстрации к чистоговоркам и скороговоркам: Для отработки произношения

отдельных звуков и комбинаций.

Лото "Подбери слово на звук": Для определения первого или последнего звука

в слове.

Музыкальные инструменты: Простые (маракасы, бубны, колокольчики) для

развития чувства ритма и слухового внимания.

3.

Зона обогащения словаря и развития грамматического строя речи:

Тематические наборы предметных и сюжетных картинок: "Овощи", "Фрукты",

"Домашние животные", "Дикие животные", "Транспорт", "Профессии",

"Времена года" и т.д. (для классификации, обобщения, описания).

Дидактические игры: «Что лишнее?", "Назови одним словом", "Подбери

признак/действие", "Кто чей детеныш?", "Один-много", "Назови ласково".

Игрушки-аналоги, муляжи: Овощи, фрукты, животные, посуда для сюжетно-

ролевых игр и расширения словарного запаса.

Схемы для составления предложений: Визуальные опоры (например, "Кто?",

"Что делает?", "Где?", "Когда?").

4.

Зона развития связной речи, речевого творчества и рассказывания:

Серии сюжетных картинок: Для составления рассказов по

последовательности событий.

Различные виды театров: Пальчиковый, настольный, театр би-ба-бо, теневой

театр, плоскостной театр на фланелеграфе (с наборами персонажей и декораций).

Куклы-перчатки, мягкие игрушки: Для создания диалогов, инсценировок, сказок.

"Кубики историй" (Story Cubes): Кубики с изображениями для развития

воображения и придумывания сюжетов.

Книги: Разнообразные, яркие, с крупными иллюстрациями (сказки, стихи,

познавательные рассказы, энциклопедии для детей). Регулярное обновление

книжного фонда.

Магнитные доски и наборы магнитных фигурок: Для создания историй и

композиций.

5. Зона развития мелкой моторики (как основа для развития речи):

Пазлы, мозаики, конструкторы (лего, деревянные, магнитные).

Шнуровки, рамки-вкладыши, застежки: Крупные пуговицы, молнии, липучки.

Материалы для лепки: Пластилин, глина, соленое тесто, кинетический песок.

Пальчиковые игры: Схемы, карточки с текстами и движениями. Мелкие

предметы для сортировки, пересыпания: Бусины, бисер, крупы (под

присмотром взрослого).

Трафареты, обводки, штриховки: Для подготовки руки к письму (для старших

групп).

6. Зона подготовки к обучению грамоте (для старших групп): Азбуки, буквари,

кубики Зайцева. Наборы магнитных букв, кассы букв и слогов.Игры на звуко-

буквенный анализ слов: "Составь слово", "Найди букву". Прописи, альбомы для

развития графических навыков.Схемы для составления звуковых моделей слов.

III. Роль воспитателя в Речевом центре:

1. Моделирование: Воспитатель сам является образцом правильной, грамотной,

выразительной речи.

2. Поощрение: Создание атмосферы, в которой каждый ребенок чувствует себя

уверенно, не боится высказываться и экспериментировать с речью.

3. Инициирование: Предложение новых игр, заданий, стимулирование речевой

активности детей.

4. Наблюдение: Отслеживание индивидуального уровня развития речи каждого

ребенка, выявление трудностей и успехов.

5. Индивидуальный подход: Организация индивидуальных и подгрупповых

занятий/игр в центре с учетом потребностей каждого ребенка.

6. Интеграция: Связывание деятельности в центре с другими видами деятельности

(сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность, прогулки).

7. Пополнение и обновление: Регулярное обновление и пополнение материалов,

добавление новых игр и пособий.

IV. Оформление и хранение:

Мебель: Низкие открытые полки, стеллажи, которые легко доступны детям.

• Контейнеры для хранения: Прозрачные или с яркими, понятными для детей

маркировками (картинками-символами, надписями).

•Освещение: Обеспечить достаточное естественное и искусственное освещение.

•Декорации:Тематические плакаты, иллюстрации, мнемотаблицы, которые можно

легко менять.

V. Практические рекомендации по созданию:

1. Начните с аудита: Оцените уже имеющиеся в группе материалы, которые можно

использовать.

2. Спланируйте зонирование: Мысленно или на бумаге разделите пространство

центра на функциональные зоны.

3. Привлекайте родителей: Попросите их о помощи в изготовлении или сборе

материалов (пуговицы, лоскутки, фантики, журналы для вырезания картинок и т.д.).

4. Постепенное пополнение: Нет необходимости создавать весь центр сразу.

Начните с основных компонентов и постепенно дополняйте его.

5. Обучайтесь сами: Изучайте новые игры и методики по развитию речи, чтобы

эффективно использовать материалы центра.

Помните: речевой центр – это не просто набор пособий, а живое, постоянно

развивающееся пространство, которое способствует активному речевому развитию

детей. Ваша креативность, заинтересованность и методически грамотный подход

сделают его по-настоящему эффективным.



В раздел образования