Автор: Леонова Оксана Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №3" г. Колпашево
Населённый пункт: горд Колпашево, Томской области
Наименование материала: консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений
Тема: «Создание и организация РЕЧЕВОГО ЦЕНТРА в группе»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей ДОУ
«Создание и организация РЕЧЕВОГО ЦЕНТРА в группе»
Цель: Создание оптимальных условий для развития всех компонентов речевой
системы детей дошкольного возраста, формирование коммуникативных навыков и
культуры речевого общения через специально организованную предметно-
развивающую среду.
I.
Общие принципы организации Речевого центра:
1.
Доступность:
Все материалы и пособия должны быть расположены на уровне глаз и рук ребенка,
чтобы он мог самостоятельно выбирать их для игры и деятельности.
2. Безопасность:
Все элементы центра должны быть безопасными, изготовленными из экологически
чистых материалов, соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.
3. Эстетичность:
Центр должен быть привлекательным, ярким, аккуратно оформленным, вызывать
интерес и желание действовать.
4. Вариативность и трансформируемость:
Содержание центра должно легко меняться в зависимости от текущих задач,
тематики недели, интересов детей и индивидуальных потребностей.
5. Насыщенность:
Достаточное количество разнообразных материалов для работы над всеми аспектами
речи.
6. Системность:
Все материалы должны быть логически связаны и дополнять друг друга, обеспечивая
комплексный подход к развитию речи.
7. Соответствие возрасту:
Наполнение центра должно соответствовать возрастным и индивидуальным
особенностям детей группы.
8. Зонирование:
Выделение отдельных зон (хотя бы условных) для разных видов речевой
деятельности.
II. Структура и наполнение Речевого центра (примерное зонирование):
1.
Зона развития артикуляционной моторики и речевого дыхания:
Зеркала: Индивидуальные маленькие зеркальца (настольные или ручные) и
большое настенное зеркало для самоконтроля.
Карточки с артикуляционной гимнастикой:
Схематические изображения упражнений ("Лягушка", "Хоботок", "Часики",
"Лопатка" и т.д.).
Игры на развитие речевого выдоха: Вертушки, свистульки, мыльные пузыри,
легкие бумажные бабочки/снежинки/листочки для сдувания, перышки,
кораблики для плавания по воде.
Массажеры: Мягкие зубные щетки, специальные массажеры для языка
(используются индивидуально под присмотром).
2.
Зона развития фонематического слуха и звукопроизношения:
Наборы предметных картинок: Для дифференциации звуков (например, "С-
З", "Ш-Ж", "Р-Л").
Игры "Узнай звук": "Шумовые коробочки": Парные коробочки с разными
наполнителями (крупа, песок, пуговицы) для различения неречевых звуков.
"Что звучит?": Записи звуков природы, животных, предметов для узнавания.
Иллюстрации к чистоговоркам и скороговоркам: Для отработки произношения
отдельных звуков и комбинаций.
Лото "Подбери слово на звук": Для определения первого или последнего звука
в слове.
Музыкальные инструменты: Простые (маракасы, бубны, колокольчики) для
развития чувства ритма и слухового внимания.
3.
Зона обогащения словаря и развития грамматического строя речи:
Тематические наборы предметных и сюжетных картинок: "Овощи", "Фрукты",
"Домашние животные", "Дикие животные", "Транспорт", "Профессии",
"Времена года" и т.д. (для классификации, обобщения, описания).
Дидактические игры: «Что лишнее?", "Назови одним словом", "Подбери
признак/действие", "Кто чей детеныш?", "Один-много", "Назови ласково".
Игрушки-аналоги, муляжи: Овощи, фрукты, животные, посуда для сюжетно-
ролевых игр и расширения словарного запаса.
Схемы для составления предложений: Визуальные опоры (например, "Кто?",
"Что делает?", "Где?", "Когда?").
4.
Зона развития связной речи, речевого творчества и рассказывания:
Серии сюжетных картинок: Для составления рассказов по
последовательности событий.
Различные виды театров: Пальчиковый, настольный, театр би-ба-бо, теневой
театр, плоскостной театр на фланелеграфе (с наборами персонажей и декораций).
Куклы-перчатки, мягкие игрушки: Для создания диалогов, инсценировок, сказок.
"Кубики историй" (Story Cubes): Кубики с изображениями для развития
воображения и придумывания сюжетов.
Книги: Разнообразные, яркие, с крупными иллюстрациями (сказки, стихи,
познавательные рассказы, энциклопедии для детей). Регулярное обновление
книжного фонда.
Магнитные доски и наборы магнитных фигурок: Для создания историй и
композиций.
5. Зона развития мелкой моторики (как основа для развития речи):
Пазлы, мозаики, конструкторы (лего, деревянные, магнитные).
Шнуровки, рамки-вкладыши, застежки: Крупные пуговицы, молнии, липучки.
Материалы для лепки: Пластилин, глина, соленое тесто, кинетический песок.
Пальчиковые игры: Схемы, карточки с текстами и движениями. Мелкие
предметы для сортировки, пересыпания: Бусины, бисер, крупы (под
присмотром взрослого).
Трафареты, обводки, штриховки: Для подготовки руки к письму (для старших
групп).
6. Зона подготовки к обучению грамоте (для старших групп): Азбуки, буквари,
кубики Зайцева. Наборы магнитных букв, кассы букв и слогов.Игры на звуко-
буквенный анализ слов: "Составь слово", "Найди букву". Прописи, альбомы для
развития графических навыков.Схемы для составления звуковых моделей слов.
III. Роль воспитателя в Речевом центре:
1. Моделирование: Воспитатель сам является образцом правильной, грамотной,
выразительной речи.
2. Поощрение: Создание атмосферы, в которой каждый ребенок чувствует себя
уверенно, не боится высказываться и экспериментировать с речью.
3. Инициирование: Предложение новых игр, заданий, стимулирование речевой
активности детей.
4. Наблюдение: Отслеживание индивидуального уровня развития речи каждого
ребенка, выявление трудностей и успехов.
5. Индивидуальный подход: Организация индивидуальных и подгрупповых
занятий/игр в центре с учетом потребностей каждого ребенка.
6. Интеграция: Связывание деятельности в центре с другими видами деятельности
(сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность, прогулки).
7. Пополнение и обновление: Регулярное обновление и пополнение материалов,
добавление новых игр и пособий.
IV. Оформление и хранение:
• Мебель: Низкие открытые полки, стеллажи, которые легко доступны детям.
• Контейнеры для хранения: Прозрачные или с яркими, понятными для детей
маркировками (картинками-символами, надписями).
•Освещение: Обеспечить достаточное естественное и искусственное освещение.
•Декорации:Тематические плакаты, иллюстрации, мнемотаблицы, которые можно
легко менять.
V. Практические рекомендации по созданию:
1. Начните с аудита: Оцените уже имеющиеся в группе материалы, которые можно
использовать.
2. Спланируйте зонирование: Мысленно или на бумаге разделите пространство
центра на функциональные зоны.
3. Привлекайте родителей: Попросите их о помощи в изготовлении или сборе
материалов (пуговицы, лоскутки, фантики, журналы для вырезания картинок и т.д.).
4. Постепенное пополнение: Нет необходимости создавать весь центр сразу.
Начните с основных компонентов и постепенно дополняйте его.
5. Обучайтесь сами: Изучайте новые игры и методики по развитию речи, чтобы
эффективно использовать материалы центра.
Помните: речевой центр – это не просто набор пособий, а живое, постоянно
развивающееся пространство, которое способствует активному речевому развитию
детей. Ваша креативность, заинтересованность и методически грамотный подход
сделают его по-настоящему эффективным.