Формирование базовых учебных действий БУД по ФГОС в начальной школе
Автор: Куликова Ольга НиколаевнаДолжность: учитель
Учебное заведение: КГКОУ Школа № 1
Населённый пункт: Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: презентация
Тема: Формирование базовых учебных действий БУД по ФГОС в начальной школе
Раздел: среднее профессиональное
Назад
«Формирование базовых учебных
действий БУД по ФГОС в начальной
школе»
Куликова Ольга Николаевна
учитель КГКОУ Школа 1
Основная цель
Основная цель
•
реализации программы формирования БУД
состоит в формировании основ учебной
деятельности учащихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), которые обеспечивают его
подготовку к самостоятельной жизни в
обществе и овладение доступными видами
профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
Задачами реализации программы являются:
•
- формирование мотивационного компонента учебной
деятельности;
•
- овладение комплексом базовых учебных действий,
составляющих операционный компонент учебной деятельности;
•
- развитие умений принимать цель и готовый план
деятельности, планировать знакомую деятельность,
контролировать и оценивать ее результаты в опоре на
организационную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач
необходимо:
•
определить функции и состав базовых учебных действий,
учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной
деятельности обучающихся;
•
определить связи базовых учебных действий с содержанием
учебных предметов;
Функции, состав и характеристика
базовых учебных действий
обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
В качестве базовых учебных действий рассматриваются:
В качестве базовых учебных действий рассматриваются:
•
операционные,
•
мотивационные,
•
целевые,
•
оценочные.
Функции базовых учебных действий :
Функции базовых учебных действий :
•
обеспечение успешности (эффективности) изучения
содержания любой предметной области;
•
реализация преемственности обучения на всех ступенях
образования;
•
формирование готовности обучающегося с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к
дальнейшей трудовой деятельности;
•
обеспечение целостности развития личности
обучающегося.
•
с учетом возрастных особенностей обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) базовые учебные действия целесообразно
рассматривать на различных этапах обучения.
•
1-4 классы
1-4 классы
•
Базовые учебные действия, формируемые у
младших школьников, обеспечивают, с одной
стороны, успешное начало школьного обучения и
осознанное отношение к обучению, с другой ―
составляют основу формирования в старших
классах более сложных действий, которые
содействуют дальнейшему становлению ученика
как субъекта осознанной активной учебной
деятельности на доступном для него уровне.
1. Личностные учебные действия
1. Личностные учебные действия
•
обеспечивают готовность ребенка к
принятию новой роли ученика, понимание
им на доступном уровне ролевых функций и
включение в процесс обучения на основе
интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия
2. Коммуникативные учебные действия
•
обеспечивают способность
вступать в коммуникацию с
взрослыми и сверстниками в
процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия
3. Регулятивные учебные действия
•
обеспечивают успешную работу на
любом уроке и любом этапе
обучения. Благодаря им создаются
условия для формирования и
реализации начальных логических
операций.
4. Познавательные учебные действия
4. Познавательные учебные действия
•
представлены комплексом начальных
логических операций, которые необходимы
для усвоения и использования знаний и
умений в различных условиях, составляют
основу для дальнейшего формирования
логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в
различных образовательных ситуациях
является показателем их
сформированности.
Характеристика базовых учебных действий
Характеристика базовых учебных действий
1.
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика,
заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена
семьи, одноклассника, друга;
•
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
•
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
•
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его
природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении
учебных заданий, поручений, договоренностей;
•
понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;
•
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
2.
Коммуникативные
учебные действия
2.
Коммуникативные
учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают
следующие умения:
•
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–
ученик, ученик–класс, учитель−класс);
•
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
•
обращаться за помощью и принимать помощь;
•
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
•
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
•
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми;
•
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным
мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими.
•
3. Регулятивные учебные действия
3. Регулятивные учебные действия
Регулятивные учебные действия включают следующие
умения:
•
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
•
принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану и работать
в общем темпе;
•
активно участвовать в деятельности, контролировать и
оценивать свои действия и действия одноклассников;
•
соотносить свои действия и их результаты с заданными
образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее
с учетом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов.
4. Познавательные учебные действия:
4. Познавательные учебные действия:
•
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
•
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо
знакомых предметов;
•
устанавливать видородовые отношения предметов;
•
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
•
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
•
читать;
•
писать;
•
выполнять арифметические действия;
•
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности;
•
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое
изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других
носителях).
Связи базовых учебных действий с содержанием
учебных предметов
Связи базовых учебных действий с содержанием
учебных предметов
•
В программе базовых учебных действий
достаточным является отражение их связи с
содержанием учебных предметов и т.п. В связи с
различиями в содержании и перечнем конкретных
учебных действий для разных ступеней образования
(классов) необходимо отдельно отразить эти связи.
При этом следует учитывать, что практически все
БУД формируются в той или иной степени при
изучении каждого предмета, поэтому следует
отбирать и указывать те учебные предметы, которые
в наибольшей мере способствуют формированию
конкретного действия.
В процессе обучения необходимо
осуществлять мониторинг всех групп
БУД, который будет отражать
индивидуальные достижения
обучающихся и позволит делать
выводы об эффективности
проводимой в этом направлении
работы.
Для оценки сформированности каждого действия
используется следующая система оценки:
Для оценки сформированности каждого действия
используется следующая система оценки:
•
0 баллов - действие отсутствует,
обучающийся не понимает его смысла,
не включается в процесс выполнения
вместе с учителем;
•
1 балл - смысл действия понимает,
связывает с конкретной ситуацией,
выполняет действие только по
прямому указанию учителя, при
необходимости требуется оказание
помощи;
•
2 балла - преимущественно выполняет
действие по указанию учителя, в
отдельных ситуациях способен выполнить
его самостоятельно;
•
3 балла - способен самостоятельно
выполнять действие в определенных
ситуациях, нередко допускает ошибки,
которые исправляет по прямому указанию
учителя;
•
4 балла - способен самостоятельно
применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по
замечанию учителя;
•
5 баллов - самостоятельно применяет действие в
любой ситуации. Балльная система оценки
позволяет объективно оценить промежуточные и
итоговые достижения каждого учащегося в
овладении конкретными учебными действиями,
получить общую картину сформированности
учебных действий у всех учащихся, и на этой
основе осуществить корректировку процесса их
формирования на протяжении всего времени
обучения.
Новые стандарты кардинально
меняют требования к оцениванию:
•
от оценки достижений обучающихся
и учителей к оценке эффективности
деятельности всех участников
образовательного процесса.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
В раздел образования