Напоминание

РАзвитие базовых исследовательских действий в рамках урочной и внеурочной деятельности


Автор: Ерохина Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Новозаимская СОШ"
Населённый пункт: Тюменская обл.Заводоуковский р-н с.Новая Заимка
Наименование материала: На лучшую методическую разработку "Педагогический проект"
Тема: РАзвитие базовых исследовательских действий в рамках урочной и внеурочной деятельности
Раздел: начальное образование





Назад




РАЗВИТИЕ БАЗОВЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ДЕЙСТВИЙ У

ОБУЧАЮЩИХСЯ: СИНЕРГИЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение:

Современная образовательная парадигма акцентирует внимание на

формировании у обучающихся не только предметных знаний, но и

универсальных учебных действий (УУД), среди которых ключевое

место занимают базовые исследовательские действия (БИД).

Способность самостоятельно ставить цели, искать и анализировать

информацию, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты и делать

обоснованные выводы – это фундамент для успешного обучения на

протяжении всей жизни, а также необходимый инструмент для

адаптации и самореализации в динамично меняющемся мире.

Проектно-исследовательская деятельность (ПИД) признается одним

из наиболее эффективных способов формирования БИД. Однако, для

достижения устойчивых результатов, развитие исследовательских

навыков должно быть системным и интегрированным, охватывая как

урочную, так и внеурочную деятельность. Данная исследовательская

работа посвящена комплексному анализу роли урочной и внеурочной

деятельности в развитии базовых исследовательских действий

обучающихся, раскрытию их синергетического потенциала и

представлению практических стратегий для их эффективной

реализации.

Базовые исследовательские действия: сущность и структура:

Базовые исследовательские действия (БИД) – это комплекс

взаимосвязанных когнитивных, регулятивных и коммуникативных

умений, которые позволяют обучающимся самостоятельно

осуществлять познавательный поиск. Структура БИД включает в себя

следующие компоненты:

1. Постановка проблемы и целеполагание:

o

Умение выявлять исследовательскую проблему,

формулировать исследовательский вопрос.

o

Определение цели и задач исследования/проекта.

o

Постановка учебных целей.

2. Планирование исследования/проекта:

o

Разработка плана исследования/проекта, определение

последовательности действий.

o

Выбор методов исследования (наблюдение, эксперимент,

анкетирование, анализ документов и т.д.).

o

Формулирование гипотез (если применимо).

o

Определение необходимых ресурсов.

3. Сбор и анализ информации:

o

Поиск и отбор информации из различных источников

(тексты, интернет, интервью, наблюдения).

o

Критическая оценка достоверности и релевантности

найденной информации.

o

Систематизация и структурирование собранной

информации.

o

Анализ и интерпретация данных, выявление

закономерностей.

4. Проведение исследования/реализация проекта:

o

Выполнение запланированных действий (эксперименты,

наблюдения, анкетирование, создание продукта).

o

Фиксация полученных результатов.

o

Корректировка действий при возникновении трудностей.

5. Формулирование выводов и презентация результатов:

o

Формулирование выводов на основе анализа данных.

o

Обобщение результатов исследования/проекта.

o

Подготовка отчета, презентации (текст, мультимедиа,

макет, модель).

o

Представление результатов, ответы на вопросы.

6. Рефлексия:

o

Оценка проделанной работы, достигнутых результатов.

o

Анализ процесса исследования/проекта (что получилось,

что вызвало трудности, почему).

o

Формулирование выводов на будущее.

Синергия урочной и внеурочной деятельности в развитии БИД:

Для эффективного развития БИД необходим системный, комплексный

подход, объединяющий возможности урочной и внеурочной

деятельности. Уроки создают основу, формируют базовые знания и

умения, а внеурочная деятельность позволяет углубить, расширить и

применить полученные навыки в более свободной, творческой среде.

1. Роль урочной деятельности:

Уроки являются фундаментальной площадкой для формирования

БИД. Педагог на уроке закладывает основы, знакомит с методами,

создает первичный опыт исследования.

Интеграция БИД в содержание предмета:

o

Постановка проблемы: На каждом уроке можно ставить

мини-проблемы, требующие поиска ответа (например,

«Почему вода замерзает при 0°C?», «Как образуется

радуга?»).

o

Формулирование целей и задач: Учить детей

определять, что они хотят узнать и чему научиться на

уроке.

o

Работа с информацией: Анализ текстов учебника, поиск

информации в словарях, энциклопедиях, отработка

навыков выделения главного.

o

Проведение мини-экспериментов: Демонстрационные

опыты, а также простые опыты, которые ученики могут

провести самостоятельно под руководством учителя.

o

Наблюдение: Систематическое наблюдение за

природными явлениями (погода, рост растений), фиксация

результатов.

o

Классификация и сравнение: Учить группировать

объекты по признакам, сравнивать предметы, явления.

o

Выдвижение гипотез (для старших

классов): Формулирование предположений о причинах

явлений.

o

Формулирование выводов: Обучение делать выводы на

основе полученных данных.

o

Рефлексия: Анализ собственной деятельности на уроке,

что получилось, что вызвало трудности.

Методы и приемы на уроке:

o

Проблемное обучение: Постановка проблемных вопросов,

создание проблемных ситуаций.

o

Исследовательские методы: Мини-исследования,

лабораторные работы, практические задания.

o

Дискуссии и дебаты: Обсуждение различных точек

зрения, аргументация своей позиции.

o

Работа с источниками: Анализ текстов, иллюстраций,

схем.

o

ИКТ-компетентность: Использование цифровых ресурсов

для поиска информации, моделирования, презентации.

2. Роль внеурочной деятельности:

Внеурочная деятельность предоставляет уникальные возможности

для углубления и расширения опыта исследовательской деятельности

в более свободной, творческой и менее регламентированной среде.

Кружки и секции:

o

Научно-технической направленности (кружки

робототехники, моделирования,

программирования): Развивают навыки постановки целей,

планирования, конструирования, экспериментирования,

решения проблем.

o

Естественнонаучной направленности (кружки юных

натуралистов, экологов, астрономов): Позволяют

проводить наблюдения, эксперименты, собирать данные,

анализировать природные явления.

o

Краеведческие и исторические кружки: Исследование

истории родного края, семейных историй, культурного

наследия, развитие навыков работы с архивами,

интервьюирования.

o

Художественно-творческие объединения: Развивают

креативность, воображение, способность к поиску

нестандартных решений, визуализации результатов.

o

Литературные и театральные студии: Развивают навыки

анализа текстов, интерпретации, создания собственных

произведений, публичного выступления.

Проектная деятельность:

o

Индивидуальные и групповые проекты: Создание

собственных проектов, где обучающиеся проходят все

этапы ПИД самостоятельно или в команде.

o

Междисциплинарные проекты: Объединение знаний из

разных предметных областей для решения комплексной

проблемы.

o

Социальные проекты: Направлены на решение

актуальных социальных проблем, способствуют

формированию гражданской позиции.

Исследовательские конференции и конкурсы:

o

Научные общества учащихся: Предоставляют площадку

для представления результатов исследований, получения

обратной связи от экспертов и сверстников.

o

Конкурсы исследовательских работ: Стимулируют

обучающихся к глубокому погружению в тему, развитию

навыков анализа и презентации.

Экскурсии и экспедиции:

o

Посещение научных центров, музеев,

предприятий: Знакомство с реальными примерами

применения исследовательских методов и технологий.

o

Полевые исследования: Сбор данных в естественной

среде (ботанические, геологические, экологические

исследования).

Летние исследовательские лагеря:

o

Интенсивное погружение: Возможность полностью

посвятить время исследовательской деятельности в

условиях, способствующих творчеству и сотрудничеству.

Этапы развития БИД через ПИД (уроки и внеурочная

деятельность):

1. Первичное знакомство и формирование базовых навыков

(начальная школа, первые этапы средней школы):

o

На уроках: Мини-исследования, простые опыты,

наблюдение, анализ картинок, составление планов простых

заданий.

o

Во внеурочной деятельности: Участие в простейших

проектах (например, «Моя любимая игрушка», «Что я знаю

о погоде»), игры на развитие внимания и памяти, работа в

кружках с простыми заданиями.

2. Углубление и систематизация навыков (средняя школа):

o

На уроках: Более сложные исследования, анализ текстов,

выдвижение гипотез, проведение экспериментов, работа с

источниками, подготовка докладов.

o

Во внеурочной деятельности: Участие в школьных

научных обществах, конкурсах исследовательских работ,

создание более сложных проектов (индивидуальных и

групповых), экскурсии в научные центры.

3. Самостоятельное применение и развитие (старшие классы):

o

На уроках: Проведение сложных исследований, подготовка

к проектной деятельности, участие в междисциплинарных

проектах.

o

Во внеурочной деятельности: Самостоятельное

руководство проектами, участие в олимпиадах, конкурсах

высокого уровня, подготовка к поступлению в вуз

(исследовательские работы для портфолио).

Практические аспекты организации ПИД:

1. Выбор темы:

o

Интерес обучающихся: Тема должна быть близка и

интересна ученикам.

o

Актуальность и значимость: Проблема должна быть

актуальной для общества или иметь научную ценность.

o

Посильность: Соответствие возрасту и уровню

подготовки.

o

Междисциплинарность: Желательно выбирать темы,

позволяющие интегрировать знания из разных областей.

2. Формирование рабочих групп:

o

Добровольность: Предпочтительно, чтобы группы

формировались по интересам.

o

Распределение ролей: Обучение распределению

обязанностей (руководитель, исследователь, аналитик,

дизайнер, спикер).

o

Коммуникация: Формирование навыков конструктивного

общения, разрешения конфликтов.

3. Планирование:

o

Этапы работы: Обучение составлению плана,

определению сроков, распределению задач.

o

Выбор методов: Ознакомление с различными методами

исследования и проектной деятельности.

4. Сбор и анализ информации:

o

Источники: Обучение поиску информации в библиотеках,

интернете, проведению интервью, наблюдений,

экспериментов.

o

Критическая оценка: Умение отличать достоверную

информацию от недостоверной.

o

Систематизация: Создание баз данных, картотек,

ментальных карт.

5. Оформление результатов:

o

Форматы: Текст (реферат, статья), презентация, макет,

модель, видеоролик, веб-сайт.

o

Структура: Соблюдение логики изложения, научного стиля.

o

Эстетика: Аккуратное и наглядное представление

материала.

6. Презентация и защита:

o

Публичное выступление: Обучение навыкам устной речи,

аргументации, ответам на вопросы.

o

Рефлексия: Самооценка, взаимооценка, анализ процесса

и результатов.

Роль педагога в развитии БИД:

Педагог выступает в роли фасилитатора, наставника, консультанта.

Его задачи:

Мотивация: Стимулирование интереса к исследовательской

деятельности.

Направление: Помощь в выборе темы, постановке цели,

планировании.

Консультирование: Оказание методической поддержки,

обучение методам.

Создание среды: Обеспечение доступа к ресурсам,

материалам.

Организация: Содействие работе групп, контроль за процессом.

Оценка: Объективная оценка результатов и процесса.

Заключение:

Развитие базовых исследовательских действий через интеграцию

урочной и внеурочной деятельности является ключевым условием

формирования функционально грамотной, творчески мыслящей,

самостоятельной личности. Уроки закладывают теоретический

фундамент и формируют первичные навыки, тогда как внеурочная

деятельность предоставляет возможности для их углубления,

применения в разнообразных контекстах и развития креативности.

Системный подход, сочетающий постановку проблем, планирование,

активный поиск и анализ информации, проведение экспериментов,

формулирование выводов и рефлексию, позволяет обучающимся не

только освоить конкретные предметные знания, но и приобрести

универсальные умения, необходимые для успешной самореализации

в современном мире. Педагоги, активно внедряющие проектно-

исследовательскую деятельность в образовательный процесс,

способствуют формированию у школьников активной жизненной

позиции, умения учиться и развиваться на протяжении всей жизни, что

является главной целью образования XXI века.



В раздел образования