Автор: Ерохина Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Новозаимская СОШ"
Населённый пункт: Тюменская обл.Заводоуковский р-н с.Новая Заимка
Наименование материала: На лучшую методическую разработку "Педагогический проект"
Тема: РАзвитие базовых исследовательских действий в рамках урочной и внеурочной деятельности
Раздел: начальное образование
РАЗВИТИЕ БАЗОВЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ДЕЙСТВИЙ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ: СИНЕРГИЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение:
Современная образовательная парадигма акцентирует внимание на
формировании у обучающихся не только предметных знаний, но и
универсальных учебных действий (УУД), среди которых ключевое
место занимают базовые исследовательские действия (БИД).
Способность самостоятельно ставить цели, искать и анализировать
информацию, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты и делать
обоснованные выводы – это фундамент для успешного обучения на
протяжении всей жизни, а также необходимый инструмент для
адаптации и самореализации в динамично меняющемся мире.
Проектно-исследовательская деятельность (ПИД) признается одним
из наиболее эффективных способов формирования БИД. Однако, для
достижения устойчивых результатов, развитие исследовательских
навыков должно быть системным и интегрированным, охватывая как
урочную, так и внеурочную деятельность. Данная исследовательская
работа посвящена комплексному анализу роли урочной и внеурочной
деятельности в развитии базовых исследовательских действий
обучающихся, раскрытию их синергетического потенциала и
представлению практических стратегий для их эффективной
реализации.
Базовые исследовательские действия: сущность и структура:
Базовые исследовательские действия (БИД) – это комплекс
взаимосвязанных когнитивных, регулятивных и коммуникативных
умений, которые позволяют обучающимся самостоятельно
осуществлять познавательный поиск. Структура БИД включает в себя
следующие компоненты:
1. Постановка проблемы и целеполагание:
o
Умение выявлять исследовательскую проблему,
формулировать исследовательский вопрос.
o
Определение цели и задач исследования/проекта.
o
Постановка учебных целей.
2. Планирование исследования/проекта:
o
Разработка плана исследования/проекта, определение
последовательности действий.
o
Выбор методов исследования (наблюдение, эксперимент,
анкетирование, анализ документов и т.д.).
o
Формулирование гипотез (если применимо).
o
Определение необходимых ресурсов.
3. Сбор и анализ информации:
o
Поиск и отбор информации из различных источников
(тексты, интернет, интервью, наблюдения).
o
Критическая оценка достоверности и релевантности
найденной информации.
o
Систематизация и структурирование собранной
информации.
o
Анализ и интерпретация данных, выявление
закономерностей.
4. Проведение исследования/реализация проекта:
o
Выполнение запланированных действий (эксперименты,
наблюдения, анкетирование, создание продукта).
o
Фиксация полученных результатов.
o
Корректировка действий при возникновении трудностей.
5. Формулирование выводов и презентация результатов:
o
Формулирование выводов на основе анализа данных.
o
Обобщение результатов исследования/проекта.
o
Подготовка отчета, презентации (текст, мультимедиа,
макет, модель).
o
Представление результатов, ответы на вопросы.
6. Рефлексия:
o
Оценка проделанной работы, достигнутых результатов.
o
Анализ процесса исследования/проекта (что получилось,
что вызвало трудности, почему).
o
Формулирование выводов на будущее.
Синергия урочной и внеурочной деятельности в развитии БИД:
Для эффективного развития БИД необходим системный, комплексный
подход, объединяющий возможности урочной и внеурочной
деятельности. Уроки создают основу, формируют базовые знания и
умения, а внеурочная деятельность позволяет углубить, расширить и
применить полученные навыки в более свободной, творческой среде.
1. Роль урочной деятельности:
Уроки являются фундаментальной площадкой для формирования
БИД. Педагог на уроке закладывает основы, знакомит с методами,
создает первичный опыт исследования.
Интеграция БИД в содержание предмета:
o
Постановка проблемы: На каждом уроке можно ставить
мини-проблемы, требующие поиска ответа (например,
«Почему вода замерзает при 0°C?», «Как образуется
радуга?»).
o
Формулирование целей и задач: Учить детей
определять, что они хотят узнать и чему научиться на
уроке.
o
Работа с информацией: Анализ текстов учебника, поиск
информации в словарях, энциклопедиях, отработка
навыков выделения главного.
o
Проведение мини-экспериментов: Демонстрационные
опыты, а также простые опыты, которые ученики могут
провести самостоятельно под руководством учителя.
o
Наблюдение: Систематическое наблюдение за
природными явлениями (погода, рост растений), фиксация
результатов.
o
Классификация и сравнение: Учить группировать
объекты по признакам, сравнивать предметы, явления.
o
Выдвижение гипотез (для старших
классов): Формулирование предположений о причинах
явлений.
o
Формулирование выводов: Обучение делать выводы на
основе полученных данных.
o
Рефлексия: Анализ собственной деятельности на уроке,
что получилось, что вызвало трудности.
Методы и приемы на уроке:
o
Проблемное обучение: Постановка проблемных вопросов,
создание проблемных ситуаций.
o
Исследовательские методы: Мини-исследования,
лабораторные работы, практические задания.
o
Дискуссии и дебаты: Обсуждение различных точек
зрения, аргументация своей позиции.
o
Работа с источниками: Анализ текстов, иллюстраций,
схем.
o
ИКТ-компетентность: Использование цифровых ресурсов
для поиска информации, моделирования, презентации.
2. Роль внеурочной деятельности:
Внеурочная деятельность предоставляет уникальные возможности
для углубления и расширения опыта исследовательской деятельности
в более свободной, творческой и менее регламентированной среде.
Кружки и секции:
o
Научно-технической направленности (кружки
робототехники, моделирования,
программирования): Развивают навыки постановки целей,
планирования, конструирования, экспериментирования,
решения проблем.
o
Естественнонаучной направленности (кружки юных
натуралистов, экологов, астрономов): Позволяют
проводить наблюдения, эксперименты, собирать данные,
анализировать природные явления.
o
Краеведческие и исторические кружки: Исследование
истории родного края, семейных историй, культурного
наследия, развитие навыков работы с архивами,
интервьюирования.
o
Художественно-творческие объединения: Развивают
креативность, воображение, способность к поиску
нестандартных решений, визуализации результатов.
o
Литературные и театральные студии: Развивают навыки
анализа текстов, интерпретации, создания собственных
произведений, публичного выступления.
Проектная деятельность:
o
Индивидуальные и групповые проекты: Создание
собственных проектов, где обучающиеся проходят все
этапы ПИД самостоятельно или в команде.
o
Междисциплинарные проекты: Объединение знаний из
разных предметных областей для решения комплексной
проблемы.
o
Социальные проекты: Направлены на решение
актуальных социальных проблем, способствуют
формированию гражданской позиции.
Исследовательские конференции и конкурсы:
o
Научные общества учащихся: Предоставляют площадку
для представления результатов исследований, получения
обратной связи от экспертов и сверстников.
o
Конкурсы исследовательских работ: Стимулируют
обучающихся к глубокому погружению в тему, развитию
навыков анализа и презентации.
Экскурсии и экспедиции:
o
Посещение научных центров, музеев,
предприятий: Знакомство с реальными примерами
применения исследовательских методов и технологий.
o
Полевые исследования: Сбор данных в естественной
среде (ботанические, геологические, экологические
исследования).
Летние исследовательские лагеря:
o
Интенсивное погружение: Возможность полностью
посвятить время исследовательской деятельности в
условиях, способствующих творчеству и сотрудничеству.
Этапы развития БИД через ПИД (уроки и внеурочная
деятельность):
1. Первичное знакомство и формирование базовых навыков
(начальная школа, первые этапы средней школы):
o
На уроках: Мини-исследования, простые опыты,
наблюдение, анализ картинок, составление планов простых
заданий.
o
Во внеурочной деятельности: Участие в простейших
проектах (например, «Моя любимая игрушка», «Что я знаю
о погоде»), игры на развитие внимания и памяти, работа в
кружках с простыми заданиями.
2. Углубление и систематизация навыков (средняя школа):
o
На уроках: Более сложные исследования, анализ текстов,
выдвижение гипотез, проведение экспериментов, работа с
источниками, подготовка докладов.
o
Во внеурочной деятельности: Участие в школьных
научных обществах, конкурсах исследовательских работ,
создание более сложных проектов (индивидуальных и
групповых), экскурсии в научные центры.
3. Самостоятельное применение и развитие (старшие классы):
o
На уроках: Проведение сложных исследований, подготовка
к проектной деятельности, участие в междисциплинарных
проектах.
o
Во внеурочной деятельности: Самостоятельное
руководство проектами, участие в олимпиадах, конкурсах
высокого уровня, подготовка к поступлению в вуз
(исследовательские работы для портфолио).
Практические аспекты организации ПИД:
1. Выбор темы:
o
Интерес обучающихся: Тема должна быть близка и
интересна ученикам.
o
Актуальность и значимость: Проблема должна быть
актуальной для общества или иметь научную ценность.
o
Посильность: Соответствие возрасту и уровню
подготовки.
o
Междисциплинарность: Желательно выбирать темы,
позволяющие интегрировать знания из разных областей.
2. Формирование рабочих групп:
o
Добровольность: Предпочтительно, чтобы группы
формировались по интересам.
o
Распределение ролей: Обучение распределению
обязанностей (руководитель, исследователь, аналитик,
дизайнер, спикер).
o
Коммуникация: Формирование навыков конструктивного
общения, разрешения конфликтов.
3. Планирование:
o
Этапы работы: Обучение составлению плана,
определению сроков, распределению задач.
o
Выбор методов: Ознакомление с различными методами
исследования и проектной деятельности.
4. Сбор и анализ информации:
o
Источники: Обучение поиску информации в библиотеках,
интернете, проведению интервью, наблюдений,
экспериментов.
o
Критическая оценка: Умение отличать достоверную
информацию от недостоверной.
o
Систематизация: Создание баз данных, картотек,
ментальных карт.
5. Оформление результатов:
o
Форматы: Текст (реферат, статья), презентация, макет,
модель, видеоролик, веб-сайт.
o
Структура: Соблюдение логики изложения, научного стиля.
o
Эстетика: Аккуратное и наглядное представление
материала.
6. Презентация и защита:
o
Публичное выступление: Обучение навыкам устной речи,
аргументации, ответам на вопросы.
o
Рефлексия: Самооценка, взаимооценка, анализ процесса
и результатов.
Роль педагога в развитии БИД:
Педагог выступает в роли фасилитатора, наставника, консультанта.
Его задачи:
Мотивация: Стимулирование интереса к исследовательской
деятельности.
Направление: Помощь в выборе темы, постановке цели,
планировании.
Консультирование: Оказание методической поддержки,
обучение методам.
Создание среды: Обеспечение доступа к ресурсам,
материалам.
Организация: Содействие работе групп, контроль за процессом.
Оценка: Объективная оценка результатов и процесса.
Заключение:
Развитие базовых исследовательских действий через интеграцию
урочной и внеурочной деятельности является ключевым условием
формирования функционально грамотной, творчески мыслящей,
самостоятельной личности. Уроки закладывают теоретический
фундамент и формируют первичные навыки, тогда как внеурочная
деятельность предоставляет возможности для их углубления,
применения в разнообразных контекстах и развития креативности.
Системный подход, сочетающий постановку проблем, планирование,
активный поиск и анализ информации, проведение экспериментов,
формулирование выводов и рефлексию, позволяет обучающимся не
только освоить конкретные предметные знания, но и приобрести
универсальные умения, необходимые для успешной самореализации
в современном мире. Педагоги, активно внедряющие проектно-
исследовательскую деятельность в образовательный процесс,
способствуют формированию у школьников активной жизненной
позиции, умения учиться и развиваться на протяжении всей жизни, что
является главной целью образования XXI века.