"Организация индивидуально – профилактической работы с обучающимися государственного областного бюджетного общеобразовательного учреждения "Адаптированной школы-интернат № 4".
Автор: Черникова Юлия Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГОБОУ “Адаптированная школа-интернат № 4” Населённый пункт: г. Великий Новгород Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Организация индивидуально – профилактической работы с обучающимися государственного областного бюджетного общеобразовательного учреждения "Адаптированной школы-интернат № 4". Раздел: начальное образование
Новгородский институт развития образования
Выпускная работа к курсам
«Организация профилактической работы в ОО», модуль 1 «Организация
индивидуально – профилактической работы с обучающимися».
по теме:
«Организация индивидуально – профилактической работы с
обучающимися государственного областного бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Адаптированной школы-интернат № 4».
Выполнил:
Учитель начальных классов
Черникова Юлия Васильевна
Проверил:
Кандидат психологических наук, доцент
Колпакова Анна Николаевна
Великий Новгород, 2016 г
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………….
.3–5 стр.
О с н о в н ы е
к о м п о н е н т ы
( р а з д е л ы )
программы……………………………….............5 стр.
Р а з д е л
I .
И з у ч е н и е
п е д а г о г и ч е с к и
з а п у щ е н н ы х
школьников………………………5 стр.
Р а з д е л
I I .
О р г а н и з а ц и я
п е д а г о г и ч е с к о й
помощи……………………………………6 стр.
Раздел III. Организация свободного времени « трудных» детей……………….
….6 стр.
Заключение………………………………………………………………………….
.7-8 стр.
С п и с о к
и с п о л ь з у е м о й
литературы…………………………………………………...9 стр.
Приложения…………………………………………………………………………
..10 стр.
2
Введение
Современная школа оказывает систематизированное и последовательно
влияние
на
формирование
личности
человека.
В
процессе
воспитания
происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных
человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы
мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как
воспитывать
подрастающее
поколение,
общество
одновременно
решает,
каким
оно
будет
завтра.
Это
возлагает
на
педагогических
работников
большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность,
когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести
здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё
место в будущем.
Несмотря
на
намеченные
положительные
тенденции
в
развитии
общества, мы живем в сложный переходный период нашего государства, и
именно
молодое
поколение
находится
в
очень
трудной
социально-
психологической ситуации.
В
значительной
мере
разрушены
прежние
устаревшие
стереотипы
поведения,
нормативные
и
ценностные
ориентации.
Молодые
люди
утрачивают
смысл
происходящего
и
зачастую
не
имеют
определённых
жизненных
навыков,
которые
позволили
бы
сохранить
свою
индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль.
Особенно
дети
и
подростки,
находясь
под
воздействием
хронических,
3
непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к
их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это
способствует
поиску
средств,
помогающих
уходить
от
тягостных
переживаний.
Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и
употреблении
ПАВ
принадлежит
семье
и
образовательным
учреждениям
разного
уровня,
что
подтверждено
законом
РФ
«Об
образовании»,
постановлениями
и программами правительства РФ, Семейным кодексом
РФ.
Перед образовательным
учреждением стоит множество целей и задач,
связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса
в современном мегаполисе.
Принимая во внимание выше изложенное и то, что ребенок, в виду его
физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и
защите, мы ставим в своей профилактической программе следующие цели:
• с о зд а н и е
в
ш кол ь н о й
с р ед е
у с л о в и й ,
п р е п я т с т ву ю щ и х
распространению
ПАВ,
становлению
активно
отрицающей
позиции
по
отношению к ПАВ у большинства учащихся.
• создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся,
повышения качества их жизни;
• формирование потребности вести здоровый образ жизни;
• содействие воспитанию нравственных качеств личности, влияющих на
формирование активной гражданской позиции;
• выявление особенностей личности учащихся для дальнейшего развития
и поиска своего места в жизни.
Задачи, решаемые данной программой:
1.
Осуществлять
мероприятия
по
профилактике
правонарушений,
безнадзорности,
формированию
здорового
образа
жизни,
воспитанию
толерантности и уважению правам человека.
2. Формировать у учащихся устойчивого отрицательного отношения к
«первой пробе» ПАВ.
4
3.
Разработать
эффективные
механизмы
совместной
деятельности
участников воспитательной системы школы: родительской общественности,
ученического соуправления и педагогического коллектива.
5. Содействовать формированию морально-волевых качеств школьников.
6. Создать благоприятный психо-эмоциональный климат в школьном
сообществе
для
творческого
эффективного
взаимодействия
коллективов,
составляющих потенциал школы.
7.
Создать
условия
для
доверительного
общения,
восприятия
информации о негативном влиянии ПАВ на жизнь человека.
8. Научить учащихся делать осознанный выбор в любой жизненной
ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.
9. Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных
знаний
и
навыков,
а
также
предоставлять
семьям
социальную
и
психологическую поддержку.
10. Обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной
ситуации,
формировать
стрессоустойчивую
личность,
способную
строить
свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества.
11.
Способствовать
раскрытию
потенциала
личности
ребёнка
через
научно-методическую, воспитательную, профориентационную работу школы.
12. Обеспечить законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.
Программа составлена на основе принципов системности, научности,
доступности,
толерантности.
Структура
и
организация
данной
профилактической
программы
строится
с
учётом
различных
возрастных
категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями учащихся
разного
школьного
возраста
и
учитывается
степень
подготовленности
учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно
принимать решения и действовать самостоятельно, степени их социализации.
Предполагаемыми
субъектами
реализации
программы
являются
общественные
и
профессиональные
группы:
заместители
директора
по
воспитательной
работе,
учебно-
воспитательной
работе,
преподаватели
школы
и
классные
руководители.
А
также
родители,
медики,
члены
5
родительского комитета, Советы общественности.
Основные компоненты (разделы) программы
Раздел I. Изучение педагогически запущенных школьников.
Выявить
всех
педагогически
запущенных
школьников.
Путем
систематических
наблюдений
за
учеником
установить
характер
его
педагогической запущенности (пробелы в знаниях, отставания или задержка
в
развитии,
отклонения
в
отношениях).
Наметить
пути
и
способы
их
преодоления.
Путем
наблюдений,
анкетирования
установить
положение
ученика в классном коллективе. С этой целью во всех классах в течение
первой четверти провести социометрическое изучение классного коллектива.
Выявить отверженных, принимаемых и предпочитаемых. Наметить пути и
способы
улучшения
взаимодействия
между
детьми.
Изучить
интересы,
способности, склонности ученика. Возможность включения его в кружковую,
общественно-полезную деятельность. Установить входит ли трудный ученик
в другие группы и компании сверстников в школе и за ее пределами. Изучить
характер влияния этих групп на данного ученика. Изучить положение ребенка
в семье, характер взаимоотношений в ней, педагогическое влияние семьи,
пути
и
способы
оптимизации
этого
влияния.
Заполнить
Социально-
педагогический паспорт семьи.
Раздел II. Организация педагогической помощи.
Вести систематический учет пробелов в знаниях трудных учеников по
основным разделам программы. Наметить пути и способы их ликвидации.
Повысить и укрепить интерес педагогически запущенного ученика к учебе,
уверенность в свои силы. Укрепить положение педагогически запущенных
детей
в
коллективе
класса.
положительные
связи
и
отношения
их
с
товарищами. Всем педагогам, не снижая педагогической требовательности к
«трудным»
учащимся,
проявлять
к
ним
уважение,
доброжелательность,
приветливость и дружелюбие. Показать родителям, как нужно работать с
«трудным» ребенком дома, опираясь на его положительные стороны, как
организовать его рабочее и свободное время. Установить и поддерживать с
6
родителями «трудных» учащихся доброжелательные отношения. Проявлять
участие и оказывать помощь в организации воспитательной работы с детьми
в условиях семьи. Повышать педагогическую грамотность родителей и их
ответственность
за
воспитание
детей.
Вести
дневники
наблюдений
за
«трудными» учащимися.
Раздел III. Организация свободного времени « трудных» детей.
Всех «трудных» учащихся включить в работу кружков и секций в школе
и
вне
ее,
исходя
из
интересов
и
возможности
детей,
целей
и
задач
воспитательной работы с ними. Вести контроль за посещением ими кружков
и
секций.
Вовлекать
«трудных»
в
общественно-полезную
деятельность
с
учетом их интересов и возможности, стимулировать и поощрять их участие в
этой работе. Организовать ненавязчивый контроль за свободным временем
«трудных» учащихся, их участием в деятельности группировок по месту
жительства, за характером и направленностью этих компаний. Поддерживать
систематический
контакт
с
инспектором
ПДН.
Всех
педагогически
запущенных детей младшего звена, не имеющих систематического ухода и
контроля дома, вовлекать во внеурочную деятельность.
Заключение
Реализация
педагогической
профилактики
осуществляется
за
счет
-
формирования у обучающихся и воспитанников негативного отношения ко
леем формам употребления ПАВ как опасного для здоровья и социального
статуса поведения, а также посредством формирования у них универсальных
знаний,
умений
и
навыков,
обеспечивающих
возможность
реализовывать
свои потребности социально значимыми способами с учетом личностных
ресурсов.
Следует
выделить
два
основных
направления
педагогической
профилактики:
н е п о с р е д с т в е н н о е
п е д а го г и ч е с ко е
в о зд е й с т в и е
н а
несовершеннолетних и молодежь с целью формирования у них желаемых
7
свойств и качеств;
создание благоприятных условий для эффективной социальной
адаптации.
Основой содержания педагогической профилактики является система
представлений
об
употреблении
ПАВ
как
многоаспектном
социально
-
психологическом
явлении,
имеющем
социокультурные
кории.
Исходя
из
этого,
воспитание
и
обучение
опираются
на
ценности
отечественной
и
мировой культуры, способные выступать в качестве альтернативы идеологии
субкультур,
проповедующих
использование
ПАВ.
Для
реализации
педагогической
профилактики
используются
разнообразные
превентивные
технологии и формы организации воздействия на адресные группы.
К ним относятся:
• интеграция
профилактического
содержания
в
базовые
учебные
программы,
• воспитательная
внеурочная
работа
(гренинговые
занятия,
ролевые
игры, дискуссии, индивидуальная
• работа с обучающимися, воспитанниками,
• разработка
и
внедрение
образовательных
программ
для
родителей
(законных представителей).
Такие
формы
деятельности
педагогов,
воспитателей,
школьных
психологов,
включенные
в
систему
профилактики
употребления
ПАВ,
обуславливают необходимость организации их систематической подготовки к
участию в превентивной деятельности.
Основными
условиями
организации
педагогической
профилактики
являются:
интеграция: реализация целей и задач педагогической профилактики
осуществляется в процессе формирования у детей и подростков знаний,
умений и навыков, имеющих для них актуальное значение и востребованных
в их повседневной жизни;
целостность: вовлечение в сферу педагогической профилактики всех
основных
институтов
социализации
несовершеннолетних
и
молодежи
-
8
образовательного учреждения, семьи, ближайшего окружения;
системность: педагогическая профилактика рассматривается как часть
единого процесса воспитания и обучения несовершеннолетнего, а ее задачи
соответствуют общим задачам учебно-воспитательного процесса;
комплексность:
задачи
формирования
у
несовершеннолетних
негативного отношения к употреблению ПАВ реализуются в рамках единого
педагогического
процесса
и
сформированного
в
образовательной
сфере
профилактического пространства;
безопасность: тщательный отбор информации и форм воздействия на
несовершеннолетнего для предотвращения провоцирования интереса к ПАВ;
возрастная адекватность: содержание педагогической профилактики
строится с учетом особенностей социального, психологического развития в
конкретном возрасте, а также с учетом реальных для того или иного возраста
рисков возможного вовлечения в употребление ПAB.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование негативного отношения к психоактивным веществам у
подростков.
2.
Популяризация
и
внедрение
в
воспитательный
процесс
наиболее
эффективных моделей профилактики зависимости от ПАВ.
3.
Повышение
уровня
развития
умений
и
навыков:
а)
уверенного
позитивного
поведения;
б)
конструктивного
общения
между
собой
и
со
взрослыми; в) отстаивания и защиты своей точки зрения; г) осознанного и
уверенного умения сказать ПАВ «Нет».
4.
Повышение
общей
культуры
поведения
и
формирование
образа
социально успешного молодого человека.
Список используемой литературы
1.
Александров А.А. Курение и его профилактика в школе/ А.А.
Александров, В.Ю. Александрова, М., 1996
2.
Божович Л.И. Проблема формирования личности / Л.И.Божович.
М.: Воронеж, 1995
3.
Бурю М.Е. Терапия творческим самовыражения/ М.Е.Бурю, М.,
9
1989
4.
Выготский Л.С. Кризис 7 лет/ Л.С. Выготский. Собр. соч. Т.4, М.,
1982
5.
Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей:
Программа профилактики злоупотребления ПАВ / под науч. ред. Л.М.
Шипициной – СПб, Речь, 2003
6.
Макеева
А.Г.,
Лысенко
И.В.
Организация
педагогической
профилактики
наркотизма
среди
младших
школьников,
пособие
для
учителей
младшей
школы/
под
ред.
М.М.
Безруких
СПб,
изд-во
Образование-Культура,1999
7.
Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно
важным навыкам в школе, пособие дл классных руководителей / под ред.
Н.П.Майровой, СПб, «Образование-Культура», 2002г.
8.
Николаева
Л.П.,
Уроки
профилактики
наркомании
в
школе,
пособие
для
учителя,
М.,
изд-во
Московского
психолого-социального
института, Воронеж, изд-во НПО «МОДЭК», 2003г. – серия «Библиотека
психолога»
9.
Полезные привычки. Учебное пособие для учащихся начальной
школы
по
предупреждению
учащимися
табака
и
алкоголя
/
О.Л.Романова .- М., 1998
10.
Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / под
ред. С.В. Березина, К.С.Лисецкого, И.Б.Орешиковой, М. 2000
11.
Сирота
Н.А.,
Ялтонский
В.М.,
Зыков
О.В.
и
др.
Программа
профилактики
злоупотребления
наркотиками
среди
подростков
и
молодежи, методические рекомендации, Гатчина, ООО «Латона», 2002г.
12.
Соловов А.В. Навыки жизни. Программа ранней профилактики
химической
зависимости
для
детей
9-12
лет,
М.
2000г.
–
серия
«Работающие программы»
13.
Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в раннем возрасте /
Д.Б.Эльконин. М:, Воронеж, 1995.
Приложения
Мероприятия по осуществлению программы
10
Мероприятия
Срок выполнения
Ответственные
Методическая работа
1. Оформление странички «SMS-дети» и
странички «Профилактика зависимости» на
сайте школы.
В течение
учебного года
Зам. директора
поУВР
2. Выступления на педсоветах по вопросам
профилактики вредных привычек среди
несовершеннолетних.
В течение
учебного года
Психолог
3. Создание сектора по профилактике ПАВ.
В течение
учебного года
Зам. директора
поУВР
4. Создание банка данных передового
опыта педагогов школы по профилактике
ПАВ.
В течение
учебного года
Зам. директора
поУВР
5. Проведение ежегодных
профилактических медосмотров.
Ноябрь-декабрь
ЦРБ
6. Составление социального паспорта
класса и школы.
Сентябрь-октябрь
Кл.
руководители
Зам. директора
поУВР
7. Выступление на совещаниях при
директоре школы.
В течение
учебного года
Зам. директора
поУВР
8. Контроль за работой классных
руководителей по профилактике вредных
привычек, пропаганда здорового образа
жизни.
В течение
учебного года
Зам. директора
поУВР
9. Создание библиотеки методической
литературы по данной теме
В течение
учебного года
Библиотекарь
10. Рассмотрение вопросов по
профилактике вредных привычек на
заседаниях МО классных руководителей.
По планам работы
МО
Руководители
МО
11. Проведение открытых уроков и
мероприятий по данной теме.
Апрель
Зам.директора
по УР
11
Диагностика
1. Диагностика по проблеме «Уровень
здоровья и здорового образа жизни
учащихся»
Сентябрь
Психолог
2. Анкетирование учащихся на
приверженность к вредным привычкам.
Октябрь
Кл. руководитель
3. Определение уровня воспитанности
учащихся
Март
Психолог
4. Тестирование на определение
валеологической грамотности родителей
Ноябрь
Кл. руководитель
5. Проведение родительских собраний на
правовую тематику.
В течение года
Администрация
школы. Психолог
Кл. руководители.
6. Проведение цикла собраний по
программе «Путь к успеху»
В течении года
Администрация
школы. Психолог
Кл. руководители.
Тематика классных часов
1.
Общечеловеческие ценности
2.
Личная гигиена – основа
профилактики инфекционных
заболеваний
3.
Определение здорового образа жизни.
4.
Традиции и табакокурение.
5.
«Вредные привычки» (общешкольное
мероприятие).
6.
Курение. Влияние на организм.
7.
Правда об алкоголизме.
8.
«Сказка о вредных привычках»
(общешкольное мероприятие)
9.
Формирование ответственности у
подростка за свои действия как фактор
защиты от вовлечения в наркотизацию.
10. Алкоголь и алкогольная зависимость.
11. ПАВ и последствия их употребления
12. Цикл занятий по психолого-
педагогическому просвещению детей
Классные часы
проводится
один раз в
месяц
Классный
руководитель
Внеклассные мероприятия
12
1. Организация и проведение «Всемирного
дня здоровья»
Сентябрь
Учителя
физкультуры
2. Организация и проведение
«Международного дня борьбы с
наркотиками», Подготовка памяток,
листовок, обращений по профилактике
вредных привычек.
Октябрь
Администрация
школы. Психолог
Кл. руководители.
3.Общешкольное мероприятие по
профилактике ПАВ «Скажи «НЕТ».
Сентябрь
Волонтеры
4. Проведения цикла бесед «Наше здоровье
в наших руках»
В течении года
Зам. директора по
УВР.
5. Проведение первенства школы по лёгкой
атлетике ««Спорт против курения»
Апрель
Учителя
физкультуры
6. Проведение конкурса стенных газет
«Здоровым быть здорово!»
Март
Учителя ИЗО
7. Организация пропаганды правовых
знаний среди учащихся «Подросток и
закон»
В течении года
Администрация
школы. Психолог
Кл. руководители.
8. Привлечение детей и подростков к работе
в кружках по интересам, благоустройству
территории, помощь в трудоустройстве
В течении года
Администрация
школы. Психолог
Кл. руководители.
Тематика родительского лектория по проблеме
«Сохранения физического и психического здоровья учащихся».
2кл. Здоровье нашего ребенка: как его сохранить?
3 кл. Труд в школе и семье.
4 кл. Развитие личностных качеств ребенка.
5 кл. «Первые проблемы». Трудности адаптации ребенка к обучению в 5
классе.
6 кл. Физические проблемы взросления детей.
7 кл. Мальчик не девочка. Девочка не мальчик… Проблемы и решения.
8 кл. Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни.
9 кл. Выбор дальнейшего пути: за и против.
10 кл. Ответственность, самооценка и самоконтроль. Как их в себе развить?
11 кл. Ваш ребенок вырос: «Правила поведения для родителей».
Заседание №2 (ноябрь – декабрь)
1кл. Трудности адаптации первоклассников к школе.
2 кл. Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.
3 кл. Семейные праздники и народные традиции.
4 кл. Игры общения в семье.
5 кл. Как помочь детям учиться.
6 кл. Воля и пути её формирования у учащихся.
7 кл. Семья – это…
8 кл. Психологические и возрастные особенности развития подростка.
9 кл. Трудный ребенок. Какой он?
10 кл. Друзья и компания моего ребенка.
Заседание №3 (январь – апрель)
1кл. Позитивное и негативное в поведении ребенка: как к этому относиться?
2 кл. Музыка и телевизор в жизни ребенка.
3 кл. Родительская конференция «Искусство любить детей».
4 кл. Развитие самостоятельности у детей и его роль в дальнейшем обучении
детей.
5 кл. Культурные ценности семьи и их значение для ребенка.
6 кл. Педагогический такт…родителей.
7 кл. Вредные привычки. Как им противостоять? Наркотики: как от них
14
уберечься?
8 кл. Человек, которому я доверяю.
9 кл. Взаимодействие семьи и школы по профилактике вредных привычек.
10 кл. Погода в доме. (Как избежать конфликта в семье?)
11 кл. Психическая подготовка учащихся к экзаменам.
15