Автор: Александрова Татьяна Федоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ С(К) НШ ДС 3
Населённый пункт: Нерюнгри
Наименование материала: методическая разработка с региональным компонентом
Тема: «Растения. Сравнение растений. Части растений.» Мир природы и человека. 3класс.
Раздел: начальное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА С РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ.
ТЕМА УРОКА «Растения. Сравнение растений. Части растений.»
Мир природы и человека. 3класс.
АВТОР УРОКА АЛЕКСАНДРОВА ТАТЬЯНА ФЕДОРОВНА– УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МБОУ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) НАЧАЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД №3» ГОРОДА НЕРЮНГРИ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Тип урока по ФГОС – урок «открытия» новых знаний
Форма урока – практико - ориентированное наблюдение
Деятельностная цель: организовать практическую деятельность обучающихся по сравнению растений, растущих в данной
местности: выявления общего и отличия в частях разных групп растений.
Содержательная цель: выявить и описать строение разных растений с целью сравнения их частей, выделить во внешнем
строении растений признаки разных групп растений
Планируемые результаты:
Предметные:
сформировать у учащихся знания о частях растений, как общем признаке различных групп растений; раскрыть
значение частей растений; уметь определять части растений на натуральных объектах; на основе выявленных признаков растений
своей местности определить названия деревьев, кустарников, трав.
Метапредметные
Познавательные:
научиться получать информацию при наблюдении за натуральными объектами; учиться анализировать,
сравнивать, делать выводы и обобщения;
Коммуникативные:
уметь работать в группе и поддерживать совместную деятельность с одноклассниками и учителем;
Регулятивные: учиться принимать учебную задачу; определять цель и задачи урока; планировать свою деятельность; учиться
контролировать результат своей деятельности.
Личностные
формирование познавательного интереса, умение выслушивать доводы одноклассников, развитие эмоционально-
ценностного отношения к учебной деятельности и природе.
Ресурсы: листы с заданиями для учащихся, карточки с названиями, а так же фото растений местности; наборы натуральных
частей растений и плодов с семенами, собранных в своей местности, проросшие семена, ростки с корнями, компьютер, проектор,
презентация.
Организация класса: парты расставлены на 2 группы по 6 человек; дети распределены по парам ( 3 пары в первой и во второй
группе); на партах конверты с заданиями, у каждого в тетрадях карточки с названиями растений, контейнеры с натуральными
объектами.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Формируемые УУД
Этап мотивации
Здравствуйте, ребята!
Проверяем готовность к уроку, эмоциональный настрой на решение учебных
задач:
-На ваших столах есть карточки с заданиями, фото в тетрадях, контейнеры с
объектами для наблюдений. А так же жетоны для оценки вашей деятельности.
-Будем сегодня раскрывать тайны и загадки природы. Готовы? Начнем.
-Чтобы наш организм хорошо нам помогал решать загадки и раскрыть тайны
нашего
урока
выполним
дыхательную
гимнастику,
а
помогут
наши
чистоговорки:
Слайд 1
Га-га-га –начинается игра
Ша-ша-ша- наступает тишина
Ок-ок-ок-заработали дружок!
Приветствуют учителя
-Прозвенел звонок
веселый!
Нас зовет он на урок!
Ждут нас знания,
«пятерки»
За внимание, дружок!
Проверяют готовность
рабочего места,
записывают число в
тетради и настраиваются
на учебную деятельность
Регулятивные:
формирование
мотивационной
основы деятельности.
Этап актуализации
знаний.
Актуализирует знания по теме «Живая и не живая природа. Растения-
живая природа».
Задание 1. Распределите картинки на 2 группы, проставляя номера в
карточке
Презентация. Проверка.Слайд 2-3.
Карточка 1.
Живая природа
Не живая природа
1.( дерево-дуб)
2.( камень)
3.( цветок-ромашка)
5.(солнце)
4.(птица-сова)
7.(снег)
6.(человек)
8.(вода)
Слайд 4-5. Интерактивное задание. «Живая природа»
Задание 2. Дополните ( к картинкам 1ого столбика). Назовите еще несколько
примеров живой природы. ( выбирают из предложенных картинок
Задание 3. Уберите 2 лишних предмета из предметов живой природы.
Как назовем одним словом все оставшиеся предметы? Сделаем вывод.
Слайд 6. Интерактивное задание «Растения- живая природа»
1.Работают по 2 в
группах. Распределяют
картинки, на карточках
№1 записывают номера
картинок в 2 столбика.
2.Выбирают из слайда
№2 предметы живой
природы. Работают 2
группы фронтально.
По результатам
выполнения задания
№3 делают вывод.
Записывают в тетради
«Растения- живая
природа»
Познавательные:
доказывают что
растения - живая
природа.
Этап выявления
места и причины
затруднения.
-Почему растения можно отнести к живой природе как птиц и человека? Чем
они похожи? Что общего?
Практическая часть. Наблюдение за стадиями развития растения из
семени.
Рассмотрим части растений и их значение в жизни растений.
Демонстрирует контейнер с семенами на разных стадиях развития.
Слайд 7. Найдите семя, семя с проросшим корешком-корнем, стебель ,
росток с корнями.(Карточка 2)
-Для чего растению семена? Где образуются семена?
-Для чего растению корень? Ствол? (стебель)
-Для чего листья? Цветок?
-Что происходит с растений за много лет?
Что же мы узнали из наблюдения о растениях?
Слайд 8 (Карточка 3)
Что же общего у предметов живой природы? Зачитаем карточку и вставьте ее в
тетрадь
Работают 2 группы
фронтально. Выявляют
причины затруднения.
Причины затруднения:
Они совершенно не
похожи.
Принимают условия
выхода из затруднения.
1.Рождается новое
растение
2.Питается
3. Растет, развивается
4.Дышит
5.Дает новое
потомство.
6.Стареет и умирает.
открывают карточки
2,3, зачитывают и
оценивают «открытие»
жетоном.
Коммуникативные:
выражают свои
мысли, учатся
культуре общения.
Регулятивные:
совместно
с
учителем
обнаруживают
и
формулируют
учебную
проблему.
Познавательные:
ориентируются в своей
системе знаний
Этап разработки
проекта выхода из
-Итак, вы сегодня будете изучать растения. Слайд 9
Рассмотрим разные группы растений, запомним название растений нашей
Работают 2 группы
фронтально.
Коммуникативные:
умение продуктивно
затруднения
местности.
Задание: попробуйте обозначить цель урока.
Задание: закончите фразы и определите, какие задачи вы должны выполнить,
чтобы открыть тайны нашего урока и узнать какие группы растений бывают.
1.
Рассмотреть……………..
2.
Сравнить …………………..
3.
Распределить……………………
Слайд-10
Определяют тему
урока «Растения.Части
растений. Сравнение
растений.».
Определяют цель
урока: узнать какие
группы растений
бывают.
Формулируют задачи
урока:
1.
Рассмотреть
разные растения
2.
Сравнить их.
3.Распределить
их на группы
взаимодействовать
друг с другом,
излагать своё мнение
Регулятивные:
определение цели и
задач.
Этап «открытия»
новых знаний –
практический этап.
Проводит инструктаж к практико-ориентированному наблюдению
элементов растений из контейнера. «Сравнение различных групп
растений. Узнать название растений нашей местности».
Откройте и познакомьтесь с инструктивными листами-схемами для решения
задач урока. (Приложение 1 Слайд 11).
Задание 1. Рассмотрите и изучите каждый из данных вам частей растений
по плану:
1.
Окраска(форма).
2.
Гладкое ( шероховатое)
3.
Это…(ствол, лист, плод с семенами, корень)
4.
Помогает растению …( тянуться вверх, дышать, размножаться, получать
питание)
5.
Растение …(высокое, среднее, низкое)
6.
Это… ( дерево…, куст…, трава..).
Дополнительно: Карточка 4. Поможет определить название растения.
Работают по
инструктивному листу-
схеме с учителем по
группам , заполняют
таблицу, делают
выводы.
Оценивают свой
результат жетоном.
Обучающиеся
класса
выходят
и
рассказывают описание
каждого
растения
и
группируют
их
(обмениваются новыми
знаниями).
Оценивают свой
результат жетоном.
Познавательные:
приобретают умения
работать с
натуральными
объектами,
наблюдают,
анализируют и
обобщают,
формулируют
выводы.
Регулятивные:
учатся работать по
ИЛ, контролировать
выполнение заданий
группой и объективно
оценивать результаты
своей деятельности.
Коммуникативные:
умение организовать
учебное
взаимодействие при
работе в группе.
Этап первичного
закрепления с
проговариванием
во внешней речи
Задание 2. (Приложение 2)
Каждая группа получает карточки с названиями растений и комплект
картинок с изображениями . Необходимо установить соответствие между ними,
распределив их на 3 группы .
2 группы
В группах ученики
обсуждают,
проговаривают
объяснение. Ученики из
второй группы
проводят проверку и
оценивают выполнение
задания, задают
вопросы.
.- Одни и те же части
растений: корень,
ствол( стебель), ветки с
листьями, цветок-плод
с семенами.
Оценивают свой
результат жетоном.
Познавательные:
выполнить простейшую
классификацию
изученных объектов
природы на основе
внешних признаков или
известных характерных
свойств
Коммуникативные:
умение строить
речевое высказывание
в устной форме с
опорой на таблицу
Регулятивные:
объективно оценивать
выполнение заданий,
умение выслушивать
доводы другой
группы.
Задание
3.
Заполните
таблицу
Части
растений.
Общее
и
отличие
(Приложение 3 Слайд 12).
Слайд 13. Задание 4. Назовите характерные признаки каждой группы
растений.
Рефлексивно-
оценочный.
Подведение итогов урока: Слайд 11 Тема урока, цель урока, задачи урока.
Достигли цель урока? Решили поставленные задачи урока?
«Сигнал светофора»: зеленый- все удалось на уроке, понравилось, желтый-
были недочеты в деятельности, немного огорчен, красный- не удалось многое,
урок не понравился.
Фронтальная.
Подсчет жетонов
Регулятивные:
оценивать степень
достижения цели
урока, самооценка.
Программа: Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 22.12.2015 года по предмету «Мир природы и человека» ориентирована
на учебник: Мир природы и человека. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы. В 2 ч.
Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.П.Попова, Т.О.Куртова. – 2–е изд.- М.: "Просвещение", 2019.
Карточка1.
Живая природа
Не живая природа
Карточка 2
1.Рождается новое растение
2.Питается
3. Растет, развивается
4.Дышит
5.Дает новое потомство.
6.Стареет и умирает.
Карточка 3.
1.
Корень
2.
Ствол (Стебель)
3.
Лист (иголки)
4.
Цветок
5.
Плод с семенами
Карточка 4
Дерево
Описание
берёза
белый ствол с черными пятнами
ель
темно-серый шершавый ствол, мелкие зелёные иголочки
сосна
желто-коричневый ствол, длинные зелёные иголки
лиственница
с темной корявой корой ствол, мягкая зеленая хвоя ( иголки)
куст
Описание
смородина
светло-серые шершавые ветви, ягоды чёрные, красные
жимолость
тонкие желто-коричневые стволы, продолговатые синие ягоды
шиповник
темно коричневые стволы, розо-оранжевые продолговатые ягоды
Приложение 1
Задание 1. Рассмотрите и изучите каждый из данных вам частей растений по плану:
1.
Окраска (форма).
2.
Гладкое ( шероховатое)
3.
Это…(ствол, лист, плод с семенами, корень)
4.
Помогает растению …( тянуться вверх, дышать, размножаться, получать питание)
5.
Растение …(высокое, среднее, низкое)
6.
Это… ( дерево…, куст…, трава..).
Приложение 2.
Дерево
Куст
Трава
Травянистое растение
1.
2
3
4
5
6
Лиственница , сосна, ель
Ромашка, одуванчик
Смородина, жимолость, шиповник
Приложение 3.
Задание 2. Внесите результаты в таблицу
Растения. Общее и отличие
Дерево
Куст
Трава
Травянистое растение
Высота
растения
Ствол
кора
Лист
Хвоя
иголки
Цветок
Плод
с
семенами
«+» - … есть у растения
«-» -…нет у растения
Тонкие - длинные
толстый - -тонкий ---мягкий
высокое - низкое