Автор: Андрющенко Жанна Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ Детский сад 169 Населённый пункт: г. Новокузнецк Наименование материала: конспект Тема: "Лёд - твёрдое состояние воды" Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей
группе.
Тема: «Лёд – твёрдое состояние воды».
Цель: развитие экспериментальной деятельности, активизацию и обогащение
словаря.
Образовательные задачи:
Познакомить детей со свойствами льда;
Формировать умение делать открытия и выводы.
Развивающие задачи:
Развивать экспериментальную деятельность;
Развивать речь детей;
Развивать
сенсорные
способности,
тактильные
ощущения,
мелкую
моторику;
Развивать внимание, мышление, память.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;
Воспитывать
умение
слушать
друг
друга,
чувство
взаимопомощи,
умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
Воспитывать аккуратность в работе.
Демонстрационный материал:
Кубики льда в прозрачном сосуде, цветной лёд, бумага, кукла-Снежинка,
кукла-мальчик (Бяка-Бука), иллюстрации «Капающие сосульки за окном»,
«Замёрзшая лужица», «Ледоход на реке».
Раздаточный
материал:
пластиковые
тарелочки,
бумага
на
каждого
ребёнка, мячик из мягкого материала.
Ход занятия
1.Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла Снежинка.
Снежинка: Здравствуйте, друзья! Я прилетела к вам из царства льда и снега.
И у меня для вас подарок. Вы любите сюрпризы?
Снежинка: Угадайте, что это?
Когда зимой мороз и стужа,
Покрыты им и пруд, и лужа. (Дети: лед)
Снежинка: Ну, конечно, это лед!
2.опыты со льдом
1 опыт. Лёд – твёрдое состояние воды.
Воспитатель:
Давайте,
рассмотрим
эти
льдинки.
Какой
лёд
на
ощупь?
(Ответы детей)
Воспитатель: А теперь возьмите кусочек льда в руки, и подержите его. Что
происходит со льдом? (Дети объясняют)
Воспитатель: Во что превращается лёд? (Ответы детей)
Снежинка: А почему лёд тает в ваших руках? (Ответы детей)
Воспитатель:
Если
за
окошком
светит
солнышко,
что
происходит
с
сосульками?
(Иллюстрация
«Капающие
сосульки
за
окном»)
(Дети
объясняют)
Вывод: Лёд – это твёрдая, замёрзшая вода, в тепле он тает.
Пальчиковая гимнастика: «Каждый лучик солнышка»
Воспитатель: Наши пальчики замёрзли, давайте их погреем.
Лучики солнце на небо пускает,
Кажд ого
словом
п р и в е т н ы м
встречает:
Этот лучик – озорной,
Этот лучик – золотой,
Этот лучик – добренький,
Этот лучик тоненький,
Этот улыбается,
Мизинцем называется.
2 опыт. На определение прозрачности.
Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем в прятки?
Мы со Снежинкой
спрячем маленькую игрушку в лёд, а вы найдете?
Снежинка: Как вы её быстро нашли!? (Ответы детей)
Воспитатель: Если мы посмотрим на замёрзшую лужицу, что мы видим подо
льдом? (Иллюстрация «Замёрзшая лужица») (Дети объясняют)
Вывод: Правильно, вам видны предметы, потому что лёд прозрачный, как и
вода.
3 опыт. На определение хрупкости льда.
Вы
меня
в
гости
не
позвали.
Вот
сейчас
возьму
и
все
вам
поломаю.
(Аккуратно разломать тонкие пластинки льда)
Снежинка: Бяка-Бука не обижайся, не ломай нам льдинки. У меня их на всех
хватит.
Бяка-Бука: Извините меня ребята, я больше не буду.
Воспитатель: Хорошо, мы не будем на тебя сердиться. Ребята, а как вы
думаете, почему Бяка-Бука смог сломать лёд. (Дети объясняют)
Воспитатель: Что происходит весной на реке? .(Иллюстрация «Ледоход на
реке») (Дети объясняют)
Вывод: Если лёд подтаял – он становится хрупким
Физкультминутка: «Попади в цель»
У каждого игрока по мячику из мягкого материала. На противоположной
стороне,
от
играющих
детей,
лежит
обруч.
По
команде
дети
бросают
«льдинки» в обруч.
3. Рисование цветными льдинками.
Снежинка: Ребята, у меня для вас есть ещё один сюрприз – разноцветные
льдинки. Только вот беда, я теперь знаю, что они растают.
Воспитатель: Не волнуйся, Снежинка, мы с ребятами обязательно что-нибудь
придумаем.
Ребята,
давайте,
этими
цветными
льдинками
попробуем
что-
нибудь для Снежинки с Бякой-Букой нарисовать.
Воспитатель:
Какие
красивы
разноцветные
картинки
у
вас
получились,
ребята.
Итог:
Воспитатель:
Что
вы
сегодня
узнали
нового
про
лёд.
(Рассматривание
иллюстраций, ответы детей)
Он прозрачный и холодный,
Он загадочный и плотный,
А в тепле вдруг оживает,
Слёзы льёт и быстро тает.
Что водою слёзы льёт?
Ну, конечно, это-... (Лёд.)