Автор: Хасанова Ольга Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ школа-детский сад с.Тунгор, Охинского района
Населённый пункт: с. Тунгор, Охинского района, Сахалинской области
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: "Плоды"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока по теме «Плоды: разнообразие, распространение, значение».
Педагогическая цель
Сформировать понятие о плодах, познакомить обучающихся с
некоторыми видами сочных и сухих плодов, научить распознавать
плоды.
Задачи урока
Образовательная: познакомить обучающихся с разнообразием
плодов; подвести обучающихся к выводу о родстве цветковых
(покрытосеменнных) растений; познакомить обучающихся со
значением распространения плодов и семян, с различными
приспособлениями к распространению, возникшими в процессе
эволюции растительных организмов;
Развивающая: продолжить развитие умений работать с текстом
учебника, рисунками, фотографиями, с дополнительными
источниками информации, делать сравнительный анализ; развивать
мотивационные качества обучающихся. Мотивы учебной
деятельности;
Воспитательная: формировать познавательные интересы,
направленные на изучение и углубление знаний о плодах, их
разнообразии и значении; основные навыки учебной деятельности
( работа с текстом, выделение главного, самоконтроль и пр.)
Тип, вид урока
Формирование новых знаний
Планируемые результаты
Предметные: обучающиеся научаться и углубят знания о строении
плодов, их многообразии и вариантах классификации.
Личностные: будет сформировано: научное мировоззрение на
основе изучения плодов; будут сформированы: любознательность и
интерес к изучаемым объектам, умение оценивать усваиваемое
содержание в нравственно-этическом аспекте.
обучающиеся будут подведены к выводу о родстве цветковых
растений и возникновению различных приспособлений к
распространению плодов и семян, возникших в процессе эволюции
растительных организмов. Плоды вишни – костянки, малины –
сборная костянка, у гороха плод – боб, а вовсе не стручок и пр.
Метапредметные:
Регулятивные: - научатся: составлять план работы с учебником,
выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать
на поставленные вопросы; получат возможность научиться:
ставить учебную задачу на основе того, что уже известно, и того что
ещё не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы
учителем, товарищами.
Познавательные – научатся: устанавливать причинно-
следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать
источники необходимой информации, систематизировать
информацию; получат возможность научиться: ориентироваться на
возможное разнообразие способов решения учебной задачи,
применять приёмы работы с информацией.
Коммуникативные – научатся: принимать участие в работе
группами, использовать в общении правила вежливости; получат
возможность применить: умение и опыт межличностной
коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискусси.
Формы и методы обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная;
Методы: словесные ( беседа, диалог);проблемный; наглядные
(работа с рисунками, фотоматериалами, схемами, таблицами);
практические (составление схем, поиск информации)
исследовательский ( соблюдение техники безопасности; выполнение
заданий лабораторной работы).
Понятия и термины
Опыление, оплодотворение, околоплодник, семязачаток, завязь,
односемянной, многосемянной, сухой и сочный плод.
Оборудование
Наглядный материал: плоды и семена различных растений; схема
строения цветка; схема классификации плодов; фотоматериалы по
способам распространения плодов и семян; скальпель, кюветы.
Организационная структура урока
Этап урока, цель
Методический
приём
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Текущий контроль
1.
Актуализация
опротных знаний,
умений и
навыков
Фронтальная
беседа,
фронтальный
контроль знаний.
Актуализирует
знания
обучающихся.
Осуществляет
фронтальный
контроль. Опрос:
Отвечают на
вопросы учителя.
Слушают мнения
одноклассников
Выполняют
задания.
Вопросы учителя.
Письменные работы.
определения типов
соцветий по
заданным схемам,
рисункам,
фотоматериалам.
2.
Мотивация к
изучению нового
материала.
Формирование
темы и целей
урока.
3.
Обеспечение
мотивации и
принятие
обучающимися
учебно-
познавательной
деятельности.
Актуализация
опорных ЗУН.
Подведение к
формулированию
темы и
постановке задач
урока.
Интересные
факты.
«А знаете ли вы
что….»
Приложение № 1
Приложение № 2
«Удивительные
плоды»
Каждый из вас
любит сладкие
персики, сочные
яблоки,
экзотический фрукт
– киви, который
называют еще
«витаминной
бомбой».
Но, знаете ли вы
самые интересные
факты об этих и
других объектах
ботаники?
Давайте приверим!
1.
В лимонах
содержится больше
сахара, чем в
клубнике.
2.
Изначально киви
были известны под
своим китайским
названием ян-
тао(«солнечный
персик»)
3.
Ягода клубники
содержит в среднем
около 200 семян.
4.
Клубника –
единственная ягода,
у которой семена
Отвечают на
вопрос учителя.
Устанавливают
причинно-
следственные
связи в
изучаемом круге
явлений,
осуществляют
поиск, отбор и
систематизацию
информации в
соответствии с
учебной задачей
Устные ответы
Фронтальный опрос.
находится снаружи.
5.
Римляне готовили
из клубники разные
целебные снадобья.
6.
Миндаль и персики
принадлежат к
одному семейству
растений.
7.
Наука о
выращивании яблок
называется
помологией.
8.
Киви содержит
актинидин, который
используется для
размягчении мяса.
9.
Самый большой
арбуз в истории
весил 119
килограммов.
10. В индийском штате
Керала цветки
кокоса –
обязательный
атрибут свадебной
церемонии.
11. Цветок маракуйи
является
национальным
цветком Парагвая.
12. Благодаря высокому
содержанию
витаминов группы В
бананы
помогаютуспокоить
нервную систему.
13. Сливы растут на
Фронтальный опрос. Дополнение известной информации.
всех континентах
Земли (кроме
Антарктиды).
14. В англоязычных
странах китайскую
сливу называют
японской.
15. Манго принадлежит
к тому же
семейству, что и
ядовитый плющ.
16. У людей с аллергией
на латекс часто
бывает аллергия на
киви.
17. Клубника была
священным
символом у
христианских
каменщиков.
18. Лучше всего есть
спелые персики при
комнатной
температуре.
19. В лаймах нет
насыщенных жиров,
кальция и
холестерина.
20. Ягода клубники
содержит в среднем
200 семян.
21. В Китае
произрастает более
400 различных
сортов киви.
22. Слово «апельсин»
пришло из
нидерландского и
означает «яблоко из
Китая».
23. Бананы помогают
бороться с
депрессией
благодаря высокому
содержаниюсеротон
ина.
24. В некоторых
странах для сбора
кокосов используют
дрессированных
обезьян.
25. Грушевые деревья
способны
выдержать мороз до
-40 градусов по
Цельсия.
26. Раньше персики
называли
персидскими
яблоками.
27. Ананас – не
цельный фрукт. Он
состоит из
множества мелких
плодов, и в
одномананасе их
может быть до
двухсот штук.
28. Витамин С
содержится в
основном в кожуре
груши.
29. Яблоки содержат в
пять раз больше
Вводная беседа.
Приём
«унификации»
(от лат.сл. unus
–«один» + facio –
«делаю»,
«объединение» -
приведение к
единообразной
форме или
системе.
Метод
намеренно
введенной
ошибки.
антиоксидантов, чем
бананы.
30. Кокосовую пальму
также называют
древом жизни.
31. Киви также
называют китайским
крыжовником.
32. Каждый год в мире
добывается более 20
миллиардов
кокосов.
33. Самый большой
арбуз в истории
весил 119
килограммов.
1)Какими органами
растений являются:
Яблоко, помидор,
орех?
Ответ: плодом
2)Обучающимся
предлагается
распределить
натуральные
объекты в две
корзины. В первую
– плоды, в другую –
то, что плодами
назвать нельзя.
( клубень
картофеля,
корнеплоды
моркови и свеклы,
шишки кедрового
стланика и
лиственницы,
яблоко, банан,
помидор, груша,
клубника)
4.
Усвоение новых
знаний и
способов
действий.
5.
Обеспечение
восприятия,
осмысления и
первичного
запоминания
знаний,
выявления
обучающимися
новых знаний.
6.
Развитие умения
находить ответы
на проблемные
вопросы.
Подведение к
самостоятельном
у выводу способа
действий с
информацией.
Фронтальная
беседа.
1.
Какова тема нашего
занятия?
2.
Каковы цели нашего
урока?
3.
Какие задачи мы
сегодня с вами
должны выполнить?
1.
1.Функции плодов.
Предлагает
обучающимся
проанализировать
информацию на
странице учебника
82 раздел «Функции
плода».
Вопросы:
1)
1.Что остается на
месте цветка после
отцветания
растений?
2)
( образование плода)
3)
2.Каковы
важнейшие функции
Формулируют
тему, цель и
задачи урока.
Работают по
тексту учебника
стр.82
Вопросы учителя.
Устные ответы.
Ищут и отбирают необходимую информацию
Устные ответы
Приложение № 3
плодов? (защита и
распространение)
Разрежьте
скальпелем все
натуральные
объекты, которые
находятся на
ваших столах.
1)Что вы видите
внутри?
2)Все ли объекты
одинаковы по
внутреннему
содержимому
Наличие семян
внутри плода –
признак,
отличающий
плоды от других
растений
3.Строение плодов.
Прочитать статью
учебника
«Строение плодов»
стр.82
Вопросы:
1.
1)Из каких частей
состоит плод?
2.
(Плод состоит из
околоплодника и
семян)
3.
2) Что такое
Наблюдают.
Осуществляют
анализ объектов.
Сравнивают.
Строят
высказывания,
понятные для
одноклассников и
учителя.
Устанавливают
причинно-
следственные
связи
Анализируют
информацию,
работая с текстом
учебника.
Запись в тетрадь!!
Устные ответы.
околоплодник?
4.
(Околоплодник-
разросшиеся и
видоизменившиеся
стенки завязи)
5.
3) Из какой части
цветка? образуются
семена?
6.
(семена образуются
из семязачатков)
7.
4.Разнообразие и
классификация
плодов.
Разнообразие
плодов очень
велико.
Учебник стр.82
статья
«Классификация
плодов»
Вопросы:
1)
1)Что такое
простой плод? У
каких растений он
образуется?
2)
(пшеница, горох,
фасоль, вишня)
2)Что такое
сложный плод?
У каких растений
он образуется?
(малина, ежевика).
3)
3) По какому
признаку
различают
односемянные и
многосемянные
плоды?
4)
(по количеству
семян)
Рассмотрите
разрезанные вами
плоды.
Разделите на
односемянные и
многосемянные.
Учебник стр.82-83
статья
«Ягодовидные
плоды»
1)
1)Какими
признаками
обладает плод –
ягода?
2)
(сочный плод с
мякотью,
покрытый снаружи
тонкой кожицей)
3)
2) приведите
примеры растений с
такими плодами.
4)
(смородина, клюква,
черника, томат,
виноград) –
многосемяенные
5)
3) приведите
примеры растений,
которые имеют
односемянной плод
ягода.
6)
( барбарис,
финиковая пальма)
7)
Статья
«Костянковидные
плоды» стр.83
1)Какими
признаками
обладает плод –
костянка?
(сочный плод с
тонкой кожицей;
одна косточка –
одно семя)
8)
2) приведите
примеры растений с
такими плодами.
9)
(вишня, слива,
абрикос, черёмуха)
4)
3) Какими
признаками
обладает плод –
многокостянка?
5)
(белое коническое
сухое цветоложе, на
котором
расположены
многочсленные
сочные костянки)
6)
4) У каких растений
такой плод?
(малина, костяника)
Статья
«Ореховидные
плоды» стр.83-84.
1)
1) какими
Осуществляют
анализ объектов.
Сравнивают.
Первичное
закрепление
изученного
материала.
признаками
обладает плод –
орех?
2)
(Околоплодник
жёсткий,
деревянистый, семя
лежит свободно)
2)Примеры
растений.
(лещина, фундук,
грецкий орех, кокос)
3)орешек –гречиха
4) семянка – сухой
плод, околоплодник
прилегает к
единственному
семени –
подсолнечник
5)зерновка – сухой
плод, плёнчатый
околоплодник
срастается с
семенной кожурой-
пшеница, кукуруза.
Статья
«Коробочковидные
плоды» стр.84.
1)
1)Какими
признаками
обладает плод –боб?
2)
(сухой плод,
вскрывается двумя
створками)
3)
2)Примеры
растений- фасоль,
горох, бобы, акация.
Устанавливают
причинно-
следственные
связи
Анализируют
информацию,
работают с
фотоматериалом
и тестом.
Выполняют работу по заданному алгоритму. Анализируют
информацию, устанавливают причинно-следственные связи,
делают выводы.
4)
стручок?
5)
(две створки,
семена
расположены на
перегородке плода)
6)
3)Примеры растений
–капуста, сурепка,
редис, репа, брюква,
редька, левкой
7)
4) Коробочки – лён,
хлопчатник, мак,
фиалка, табак,
тюльпан- семена
высыпаются через
специальные
отверстия или
трещины в стенках
коробочки,
Работают со
схемой «Плоды»
Задача-практикум:
Отобрать и
разделить на группы
классификации
натуральные
объекты
расположенные на
столах.
Интерактивные
упражнения на
платформе
LearnigApps:
1.
«Сухие и сочные
Выполняют задания.
Выполняют упражнения. Взаимопроверка и взаимоконтроль.
плоды»;
«Классификация
плодов»;
«Односемянные и
многосемянные
плоды»
4.
5.Лабораторная
работа
«Определение
нитратов в плодах
растений»
Приложение № 4
«Что такое
нитраты?»
5.
Приложение № 5.
Памятка
«Рекомендации по
уменьшению
нитратов в плодах».
Работают в парах.
7.
Рефлексия
«Где вы на этом 6.
Определяют своё место на «дереве» после усвоения темы «Плоды»
учебной
деятельности
дереве?»
Приложение № 6
Алгоритм
рефлексии (по
Т.И. Шамовой)
•
«Я» - как
чувствовал себя в
процессе учения,
с каким
настроением
работал, доволен
ли собой?
•
«Мы» -
насколько мне
комфортно
работалось в
группе, я помогал
товарищам – они
помогали мне
(чего было
больше), были ли
у меня
затруднения при
работе в группе?
•
«Дело» - я
достиг цели
обучения, мне
этот материал
нужен для
дальнейшей
учебы, практики,
просто интересен,
в чем я
затруднялся,
почему, как мне
преодолеть свои
проблемы?
Приложение № 4 .
Интерактивные упражнения на платформе LearnigApps
Приложение № 5. Лабораторная работа «Определение нитратов в плодах растений»
Цель: определить содержание нитратов в плодах растений, употребляемых в Охинском районе.
Оборудование: раствор стрептоцида ( 18, 6 мг 15% раствор соляной кислоты + 2г. стрептоцида), пипетки, объекты натуральных плодов, скальпель.
Ход работы:
1)
Сделайте тонкие срезы плодов винограда, болгарского перца.
2)
Нанесите на срезы раствор и оцените характер окраски:
Нет окрашивания или бледно-голубое, неустойчивое (или быстро исчезает) – низкое содержание нитратов;
Светло-синее, постепенно исчезает – среднее содержание нитратов;
Темно-синее или фиолетово-синее, устойчивое – высокое содержание нитратов
3)
Свои данные занеси в таблицу:
Объект
Окраска
Содержание нитратов (низкое,
среднее, высокое)
1.
Виноград
2.
Болгарский перец
Вывод: ответ на вопрос: 1) Плоды какого растения вы рекомендуете к употреблению и почему?
Приложение № 3. Распространение плодов и семян.
Приложение № 1.
Приложение № 2.
Приложение № 3. «Строение плода»
Приложение № 4. «Что такое нитраты»
«Нитраты»
Это соли азотной кислоты, которые входят в состав азотсодержащих удобрений, например аммиачная
селитра.
Превышение потребления нитратов губительно воздействует на нервную, сердечно- сосудистую системы,
желудочно-кишечный тракт и другие органы.
Особую опасность нитраты представляют для маленьких детей, так как нарушают их физическое развитие.
Приложение № 5.
Рекомендации по уменьшению нитратов в плодах.
1.
Тщательное промывание овощей и фруктов уменьшает содержание
нитратов на 10%.
2.
Механическая очистка – на 15-20%.
3.
Зелень (петрушка, укроп, салат и др.) необходимо поставить в воду как
букет на прямой солнечный свет;
4.
Свеклу, кабачки, капусту, тыкву и др. перед приготовлением
необходимо нарезать мелкими кубиками 2-3 раза залить водой,
выдерживая 5-10 мин.;
5.
Варка снижает содержание нитратов на 50-80%;
6.
Квашение, соление, маринование и консервирование способствует
снижению нитратов на 60-70%;
Приложение № 6.