Напоминание

Работа над лексико-семантической вариантностью при обучению родному языку


Автор: Криковцова Марина Петровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБОУ "Школа №11"
Населённый пункт: город Прокопьевск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Работа над лексико-семантической вариантностью при обучению родному языку
Раздел: начальное образование





Назад




Работа над лексико-семантической вариантностью

при обучении родному языку

Тема изучения лексико-семантической вариативности связана с практическими

потребностями по уточнению, расширению и обогащению словарного запаса

учащихся. Необходимость разработки и внедрения в практику данного направления

основывается на том, что синонимия тесно связана с другими явлениями в лексике:

многозначностью слов;

лексической сочетаемостью слов;

грамматической сочетаемостью слов.

Синонимы, вместе с другими средствами языка (метафорами, сравнениями,

эпитетами и др.) помогают обучать детей создавать многочисленные вариации

для выражения одной и той же или очень близкой мысли.

В общеобразовательной программе ставится задача – довести до сознания

учащихся:

различные оттенки значения синонимов;

разную частоту их употребления;

сочетаемость с другими словами.

Для учащихся с речевыми нарушениями подход к указанной теме является

несколько иным, с акцентированием внимания на других сторонах явления

синонимии,

что

наиболее

целесообразно

в

условиях

недостаточной

сформированности

у учащихся важнейших структурных компонентов языковой

системы. Прежде всего, рассматривается две основные функции синонимов:

смысловую (дифференциация оттенков значений);

стилистическую (эксперессивно - эмоциональная роль слова).

Таким образом, коррекционный подход в работе с синонимами заключается в

выделении

в

речевом

материале

смыслоразличительной,

уточняющей

функции синонимов.

Коррекционная работа ведётся в двух направлениях:

1.

Поиск сходства слов-синонимов, их взаимозаменяемость:

- анализ текста;

- подбор нужного варианта к выделяемому слову.

2.

Нахождение различий в значении слов-синонимов (в синонимическом ряду):

-

конструирование

словосочетаний

(предложений)

с

данными

рядами

синонимов.

Основным звеном в данной работе является синонимический ряд, как целостное

образование,

состоящее

из

слов

одной

лексико-грамматической

категории,

имеющих одну смысловую основу т.е слова объединены одной микротемой.

Коррекционная работа строится:

на построении синонимических рядов;

сопоставлении дополнительных семантических значений слов.

Синонимический ряд может состоять из двух-трёх и более слов, поэтому важно

выделить в нем стрежневое слово – нейтральное слово, более употребительное, чем

остальные в ряду синонимов. Доминантное слово – семантически максимально

ёмкое и стилистически нейтральное, поэтому знакомство с синонимическим рядом

начинаем именно с него.

В работе над синонимами выделяется три этапа.

1.Пропидевтический.

Учащиеся знакомятся с синонимами

(выделяют в тексте слова, одинаковые или близкие по своему значению,

заменяют некоторые слова синонимами).

На данном этапе подбирается материал, включающий наиболее употребимые в речи

смысловые синонимы (сначала имена существительные, затем глаголы, и только

потом имена прилагательные и наречия).

Примерные задания первого этапа:

1.Найти сходные слова в предложении (стихотворной строчке):

Зябнет осина,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

(И.Токмакова)

2.Подобрать близкие по смыслу слова к слову дети

«Вчера выпало много снега. Дети выбежали на улицу. Ребята постарше очистили

каток и стали играть в хоккей. Малыши стали лепить снежную бабу. Весело детворе

зимой!»

3.Подобрать

из

стихотворения

синонимы

к

словам

верхушка,

вьюга,

поднимаются, сгибаются, бойцы (воины).

Деревья зимою, Встают, как солдаты,

Деревья зимою Навстречу метели.

Пронизаны ветром В пурге по колени,

И стужей самою. Буранами гнутся,

И старые сосны Вершинами машут,

И острые ели Сдают? Не сдаются.

(М.Дудин)

Учащиеся подбирают синонимы:

верхушка – вершина; вьюга – метель, пурга, буран; поднимаются – встают;

сгибаются – гнутся; бойцы – солдаты. Может быть сделан вывод о том, что

сходных по значению слов может быть и два, и три, и более (синонимический ряд)..

3.

Упражнения на синонимические замены.

А) Восстановить стихотворный текст путём замены слова, данного в скобках,

синонимом:

С весёлой звонкой песней

Мы начинаем кросс.

Воздух чистый, день чудесный!

Не пугает нас (холод).

Б)

Взять

отрывок

из

текста

(сказки,

рассказа)

в

котором

по-разному,

с

использованием синонимов, передаются события.

Солнце и радуга.

После дождя (ливня) была на небе радуга. Кто ни взглянет (ни посмотрит) на

радугу, все её хвалят. Радуга слушала, слушала и стала хвалиться (хвастаться), что

она красивее (прекраснее) даже солнца…

2.Ознакомительный.

Учащихся подводят к определению термина «синонимы» (одного синонимического

ряда), выясняются выразительные , эмоционально-экспрессивные возможности

синонимов в речи (в художественных произведениях).

Примерные задания второго этапа:

А) Заменить в тексте синонимом из синонимического ряда:

- сказать (произнести, ляпнуть, заметить);

- быть (находиться, присутствовать, являться);

- тайный (секретный, потайной, скрытный).

Б) Заменить слово лексико-семантическими эквивалентами (словосочетаниями):

- победить (одержать победу);

- помочь (оказывать помощь).

3.Практический.

У учащихся формируются умения по преобразованию (редактированию) текста,

путем подбора синонимов.

Примерные задания третьего этапа:

А) Заменить в тексте то или иное слово синонимом (самостоятельно выбрать из

собственного словарного запаса).

Б) Восстановить текст, вставляя пропущенные синонимы.

В) Редактировать текст, устраняя необоснованные повторы.

Как видно, из представленной выше последовательности работы над речью на

первом

и

отчасти

на

втором

этапах

овладения

лексико-семантической

вариативностью сначала решается задача по накоплению слов, близких по

значению, и лишь затем решается задача формирования умений в выборе наиболее

точных и адекватных данному контексту слов.

Таким образом, виды заданий определяются:

1.

Задачей уточнения

и накопления

определённого запаса слов-синонимов по

определённым микротемам.

2.

Задачей замещения.

Работа

над

синонимами

станет

эффективной,

если

будет

проводиться

систематически. Например, при изучении лексических тем даются синонимические

ряды («Осень» пасмурный – ненастный – хмурый – серый; «Воздушный транспорт»

пилот – лётчик, взлететь – подняться – взмыть). и т.п. При знакомстве с различными

частями речи составлять синонимические ряды существительных, прилагательных,

глаголов.

Решающую роль в данной работе играет выполнение специальных заданий. Педагог

может варьировать задания в зависимости от целей коррекционной работы и

речевого уровня учащихся. Эти задания в зависимости от характера формируемых

навыков можно разделить на несколько групп.

Первая группа заданий

(рекомендуется проводить на втором и третьем этапах работы с синонимами)

Цели:

1. Уточнение лексической и грамматической сочетаемости синонимов.

2. Устранение в связной речи учащихся семантических ошибок.

Задание №1

Из данных справа слов подобрать синоним к глаголу ОТКРЫТЬ, который даётся в

словосочетаниях.

1.

Открыть банку установить

2.

Открыть дверь отворить

3.

Открыть тайну обнаружить

4.

Открыть звезду огласить

5.

Открыть закон

Из данных справа слов подобрать синоним к глаголу ЗАВЕСТИ, который даётся в

словосочетаниях

1.

Завести собаку затеять

2.

Завести песню установить

3.

Завести игру приобрести

4.

Завести порядок привести в движение

5.

Завести часы начать

Из данных справа слов подобрать синоним к прилагательному КРЕПКИЙ,

который даётся в словосочетаниях

1.

Крепкий мороз прочный

2.

Крепкий сон здоровый

3.

Крепкий организм сильный

4.

Крепкая верёвка глубокий

Задание №2

Образовать возможные по смыслу сочетания.

1.

Человек (сердитый, порывистый, острый, злой).

2.

Собака (смышлёная, умная, мудрая, рассудительная,).

3.

Ветер (крепкий, порывистый, злой, трескучий).

4.

Мороз (крепкий, трескучий, злой, порывистый).

5.

Смуглый, тёмный, чистый, седой (волосы, ночь, лицо, платье, туман, совесть).

Задание №3

Вставить в словосочетание одно из выделенных слов.

Дружный – дружеский:

… коллектив

… работа

… совет

… беседа

Дождевой – дождливый:

… плащ

… погода

… вода

… день

…туча

Приготовить – сделать:

… зарядку

… причёску

… задачу

… обед

Задание №4

Придумать

слова,

с

которыми

могут

быть

употреблены

данные

прилагательные.

Образец: Острый – нож, соус, угол.

Резкий –

Грубый -

Тёмный -

Мягкий –

Румяный -

Вторая группа заданий

I. Задания с «нетронутым» текстом.

(рекомендуется проводить на первом и втором этапах работы с синонимами)

Задание №1

Найти (выписать) в данных предложениях слова, близкие по значению.

1.

Мать ушла на работу и оставила детей с бабушкой.

2.

Несколько лет тому назад он покинул свой родной город.

3.

Саша оставил книгу в парке на скамейке.

4.

Собака убежала со двора.

5.

Нельзя бросать друга в беде.

Задание №2

Заменить выделенное слово синонимами.

Был холодный зимний день. Дул холодный ветер. Пошёл снег. Он падал на

холодную

землю. Озеро ещё не замерзло, хотя вода в нём была холодной.

(Прохладный, студёный, ледяной, морозный).

I I. Задания с текстом имеющим пропуски слов.

(рекомендуется проводить на втором и третьем этапах работы с синонимами)

Задание №1

Вставить в предложения пропущенные слова.

1.

Охотники очень устали и еле-еле _____ по болоту (шагали, тащились, неслись).

2.

От сильного мороза пальцы мальчика ______ , и он не мог развязать узел

(остолбенели, оцепенели, окоченели).

3.

Под

ударом

огромной

волны

пароход

_______

(наклонился,

нагнулся,

накренился).

4.

Миша никак не мог _______ (одолеть, освоить, подобрать) трудную задачу.

Задание №2

Вставить в предложения пропущенные слова.

1.

В лесу стояли _____ сосны. В нашем городе много _____ зданий.

(Высоких - высотных).

2.

Обед был _____. ______голодного не разумеет.

(Сытый - сытный).

3.

К нам подошёл ______ мальчик. Мой друг живёт в ______ доме.

(соседнем - соседский).

Задание №3

Подобрать синонимы к слову длинный и вставить в предложения.

1.

Приближается к концу … зимняя ночь.

2.

Этот … путь велосипедист преодолел за четыре часа.

3.

Осень в этом году была особенно… .

4.

После … болезни Коля стал поправляться.

I I I. Задания на самостоятельное составление текста.

(рекомендуется проводить на третьем этапе работы с синонимами).

Задание №1

Придумать предложение с данными синонимами (даётся синонимический ряд).

Задание №2

Использовать данный учителем синонимический ряд в качестве опорных слов при

пересказе написании сочинения, изложения.

Третья группа заданий.

Задание №1

Найти, в каких словосочетаниях слово вывести употреблено в одном и том же

значении.

1.

Вывести маленьких детей. 6. Вывести из терпения.

2.

Вывести пятна. 7. Вывести лошадь из конюшни.

3.

Вывести цыплят. 8. Вывести формулу.

4.

Вывести войска на парад. 9. Вывести из равновесия.

5.

Вывести из леса.

Задание №2

К прилагательным в словосочетаниях подобрать синонимы без приставки НЕ-

(данные в скобках).

Недоброе лицо. Ненастная погода.

Невысокое дерево. Неглубокое озеро.

Нетрудное задание. Недалёкое село.

(Мелкое, близкое, низкое, лёгкое, злое, дождливое).

Задание №3

К данным существительным подобрать синонимы без приставки НЕ- (данные в

скобках).

Неправда - неволя –

Несчастье - неряха –

Нездоровье –

(Болезнь, рабство, грязнуля, ложь, беда).

Задание №4

К данным прилагательным подобрать синонимы с приставкой БЕЗ- (БЕС -).

Смелый - правильный –

Ясный - напрасный –

(Безошибочный, бесстрашный, бесполезный, безоблачный).

Задание №5

Расположить синонимы по степени нарастания признака (действия).

1.

Прекрасный, хороший, великолепный, отличный, превосходный.

2.

Небольшой, мелкий, маленький, незаметный, крошечный.

3.

Улыбаться, хохотать, смеяться, хихикать, усмехаться.

4.

Принёсся, пришёл, приплёлся, примчался.

Задание №6

Придумать предложения со словами синонимического ряда.

Бороться – сражаться – воевать.

Перерыв – пауза – остановка.

Недалеко – близко – рядом.

Малыши – дети – детвора – ребята.

Страна – Отчизна – Родина – держава.

Край – местность – область.

Работая над лексико-семантической вариативностью. В коррекционных целях

следует руководствоваться рядом положений:

1.

Овладение лексикой, это овладение теми системными отношениями, в которые

вступает данное слово в тексте.

2.

Помимо лексико-грамматических связей слово реализует грамматическое

значение.

3.

Эффективность данной работы проверяется общим уровнем развития связной

речи, умением точно и выразительно передать словесно то или иное

содержание или правильно понимать текст.

4.

Слово рассматривается не как изолированная единица языка, а в контексте

словосочетания, предложения, текста.

5.

Работа над преобразованием текста (предложений) сочетается с усвоением

морфологических словообразовательных закономерностей.

6.

При изучении частей речи создаются широкие возможности для обогащения

речи учащихся новыми словами и их синонимическими вариантами.

Литературные тексты, соответствующие возрасту и речевым возможностям

учащихся

содержат

богатейший

материал

для

наблюдений

и

активного

использования в заданиях по лексическо - семантической работе.

Таким образом, работа над усвоением синонимов должна носить систематический,

последовательный и целенаправленный характер. Расширять словарный запас детей,

формировать способность к самостоятельному варьированию и комбинированию

языкового материала в зависимости от поставленных речевых задач.



В раздел образования