Напоминание

речевые клише к сочинению ЕГЭ


Автор: Петрова Галина Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "СШ №1 г.Вельск"
Населённый пункт: г. Вельск Архангельская область
Наименование материала: презентация
Тема: речевые клише к сочинению ЕГЭ
Раздел: полное образование





Назад





План написания сочинения • Формулировка проблемы. • Комментирование проблемы. • Определение позиции автора исходного текста по данной проблеме. • Собственное мнение, согласившись вы или не согласившись с автором. • Аргументы в пользу своей точки зрения, доказательство. Не менее двух аргументов, каждый из которых приводится в новом абзаце: – первый из русской или зарубежной литературной классики; – второй из собственных знаний и жизненных наблюдений. • Заключение, вывод • Формулировка проблемы. • Комментирование проблемы. • Определение позиции автора исходного текста по данной проблеме. • Собственное мнение, согласившись вы или не согласившись с автором. • Аргументы в пользу своей точки зрения, доказательство. Не менее двух аргументов, каждый из которых приводится в новом абзаце: – первый из русской или зарубежной литературной классики; – второй из собственных знаний и жизненных наблюдений. • Заключение, вывод

ВВЕДЕНИЕ

Краткие сведения об авторе произведения и о его творчестве
. Например: «М.М. Пришвин – один из немногих
авторов
художественного
слова
, чьи произведения воспитывают в нас трепет и любовь к природе, умение рассмотреть прекрасное в окружающем нас мире. Но в данном произведении он предстает в неожиданной для меня роли философа, ищущего связь природы и человека». •
Перечисление однородных членов с обобщающим словом
Например: «Верность, дружба, любовь – без этих понятий нельзя представить духовный мир человека. Известный
автор
современности делится с нами в своих статьях следующими размышлениями…» •
Риторический вопрос.
Лучше всего в таких вопросах использовать противопоставление. Например: «Как в военное время, со всеми его жестокостями и несправедливостью может родиться в человеке сострадание? Как можно отличить, где
искренность
, а где лицемерие? Эти и другие вопросы поднимает в своем произведении…» •
Свои рассуждения о проблеме, поднимаемой автором
. Например: «Я часто думал о том, как сложно дать четкие определения таким понятиям, как счастье, вера или любовь, а ведь в них нуждаются все без исключения.
Автор
в своем тексте предлагает нам поразмышлять о…»

Формулировка проблемы

1.

Автор поднимает актуальную проблему ... .

2.

В своем тексте писатель Ф.И.О. рассматривает (поднимает,

затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?):

3.

Текст писателя Ф.И.О. заставил меня задуматься над проблемой

(чего?):

4.

Сложная, серьезная, актуальная важная, злободневная, острая,

философская проблема.

5.

Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что ... .

6.

Начиная разговор на тему... автор показывает... Действительно, кто

из нас с подобным не сталкивался?

7.

В этом (данном) тексте ставится (выдвигается, решается,

рассматривается, затрагивается, поднимается) проблема...

8.

Автор текста, (Ф. И. О.), решает (поднимает и т. д.) проблему...

9.

Автор поднял вопрос о...

10.Рассуждения (размышления) автора касаются такой важной

(актуальной, значимой) проблемы, как...


11)Извечен вопрос, что же для... важнее: ... или...

12)Проблема, которую поднимает (указать автора), волнует

умы : .

13)Автор текста, известный писатель и публицист (указать

автора) затрагивает важную проблему : .

14)Проблема, поднимаемая (указать автора), - это : .

15)Проблема : привлекает внимание многих исследователей.

Задумался о ней и (указать автора).

16)Волнующая всех проблема : поднимается известным

писателем (указать автора).

17)Обращение к тексту (указать автора) заставило меня

задуматься о проблеме : , которую и рассматривает автор.

18)Что есть ... ? В чём ... ? Эту важную для каждого проблему

поднимает (указать автора).


Комментирование проблемы

Комментарий - это не пересказ, не цитирование, а анализ постижения

авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.
Можно выделить два типа комментария:
1) Текстуальный
- объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы: -как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме? -как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему? какие поступки совершает герой и как это его это характеризует? -какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему?

2) Концепционный
- интерпретация пишущим проблемы исходного текста (рассмотрение ее актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу): -как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме? -к какой категории относится затронутая автором текста проблема? (нравственная, экологическая, философская, социальная, психологическая) -насколько актуальна в наши дни эта проблема? -почему эта проблема относится к разряду вечных? -кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой? -традиционна эта проблема или нова? -если традиционна, то какие точки зрения существуют по ее поводу? -если нова, то что стало причиной ее появления?
Речевые клише для введения текстуального комментария:
-Чтобы привлечь внимание читателей к

данному вопросу, Ф.И.О. рассказывает

историю о... (повествует о..., приводит

факты...).

-Чтобы лучше разобраться в этом

злободневном вопросе, Ф.И.О. повествует

о... - Особенно грустно (страшно), по

мнению автора, что...


Речевые клише для введения концепционного комментария:

-Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный

писатель не обошел ее вниманием:

-Действительно, проблема… очень серьезная и затрагивает

каждого из нас.

-Этот вопрос довольно часто поднимается в сферах массовой

информации. Например, мы узнаем из новостей о том, что... .

-Все это, к сожалению, является результатом

безответственной деятельности человека, его равнодушия

к ...

-Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению.

Психологами давно доказано: . Вот почему обозначенная

выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой

информации. Участники дискуссии уверены в одном:

.


Для комментирования проблемы:

1) Вопрос о … {обозначаем проблему иными словами, нежели

это было в первом абзаце} никого не может оставить

равнодушным, он в большей или меньшей степени касается

каждого из нас. {Объясняем почему}

2) Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.)

{указываем автора}, особенно актуальна (злободневна,

важна, существенна) в наши дни, потому что …

3) Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не

отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём

он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это

проявляется}.

4) Рассуждая над проблемой ..., {указываем автора}

обращается ... {указываем, на каком материале автор

рассматривает проблему: может быть, это воспоминания,

диалоги, художественное повествование, взволнованный

монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение,

описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание

текста, а не пересказ}.


ПОЗИЦИЯ АВТОРА

1.

Справедливость высказанных автором суждений

несомненна.

2.

Подобный негативный авторский взгляд на проблему

вызван тем, что: .

3.

Позицию автора наглядно иллюстрируют примеры,

которые приводятся в тексте.

4.

Утверждение автора, что ... , бесспорно.

5.

По определению автора, "....".

6.

По словам (мнению) автора...

7.

Позиция автора - взгляд учёного (мыслителя, философа,

публициста, художника и т. д.).

8.

Как считает автор...

9.

Автор считает, что...

10. Авторскую позицию никак нельзя назвать отстранённой.

В словах писателя и гнев, и досада, и ирония: "....".


11. Мысль, которую развивает автор в тексте, связана с...

12. Выражая свою точку зрения, автор...

13. Автор не раз подчёркивает мысль о том, что...

14. Аргументируя свою точку зрения, автор прибегает к...

(использует различные языковые средства).

15. Автор затронул две составляющие проблемы: во-

первых... а во-вторых...

16. Мысль о значимости... подчеркивается в тексте

выбором языковых средств:

17. Резкая категоричность автора вызвана тем, что ... .

18. Подобная авторская позиция нова и интересна... автор

призывает к ... .

19. На мой взгляд, автор одним из первых привлёк

внимание читателя к подобным явлениям.

20. Категоричность авторских оценок позволяет увидеть

его негативное отношение к ... .

21. Используя конкретные факты, автор обосновал свою

негативную (позитивную) точку зрения на то, что ... .

22) По мнению автора, подобные явления всё чаще и чаще встречаются в нашей жизни. 23) Называя это явление ..., автор подчёркивает своё положительное (отрицательное, ироническое и т. п.) отношение к нему. 24) Автор формирует положительное (негативное) общественное мнение, воздействуя силой своих убеждений на читателей. 25) Автор даёт прямые оценки явлениям и событиям: ... . 26) Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя ... . 27) Нетрадиционны и интересны аргументы, используемые автором. 28) Новизна авторского взгляда на поднятую проблему в том, что... . 29) Для иллюстрации основного тезиса автор использует яркие примеры. 30) Обосновывая (доказывая) свою точку зрения, автор приводит интересные аргументы.
31.Композиция текста позволяет сделать вывод о том, что автор... 32.Для подобной точки зрения есть веские основания. 33.Доводы, приведённые автором, убедительны. 34.Автор неспроста сомневается в том, что ... . 35.Оптимистичный (пессимистичный, ироничный, саркастичный и т. п.) взгляд автора на поднятую проблему основан на ... . 36.Оригинальность авторской трактовки данной проблемы заставляет невольно задуматься о ... . 37.Авторская эмоциональность вполне оправданна: ... . 38.Автор, размышляя о ... , обращается к читателю, считая его не только собеседником, но и союзником. 39.Нельзя не увидеть авторское осуждение подобных явлений... 40.Автор с сожалением пишет о том, что ... . 41.Авторское негодование звучит в ... . 42.Гражданственность авторской позиции заявлена уже в выборе этой актуальной темы (проблемы). 43.Автор страстно и открыто отстаивает свою точку зрения.

Определение позиции автора исходного текста по данной проблеме

1.

Рассуждения автора посвящены проблеме... . Автор придерживается

следующего мнения ... .

2.

Внимание (указать автора) привлекает ... . Позиция его заключается

в том, что ... .

3.

Рассматривая проблему ... , автор весьма чётко формулирует

собственное мнение... он ... .

4.

Актуальную для (указать автора) проблему ... рассматривает учёный

(писатель, журналист) (указать автора). Автор считает, что ... .

5.

Проблема ... волнует как учёных (социологов, психологов), так и

политиков. Эту проблему в своём исследовании поднимает (указать

автора). Автор формулирует собственное мнение о ... , суть которого

в том, что ... .

6.

Позиция исследователя проблемы ... (указать автора) заключается в

том, что ... .

7.

Внимание философа и учёного (писателя и журналиста) (указать

автора) привлекает проблема ... . Автор убеждён в том, ... .

8.

Анализируя проблему ... , известный философ и учёный (писатель и

журналист) (указать автора) приходит к выводу о том, что ... .

9.

Рассуждения (указать автора) касаются проблемы ... . Позиция

автора, заявленная открыто, заключается в том, что ... .

10.

Автор считает, что ... .

11. Автор утверждает, что ... . 12. Автор убеждён, что ... и подобная уверенность небезосновательна. 13. Автору важно убедить читателя в том, что ... . 14. Бесспорно мнение автора о том, что ... . 15. Цель автора - заставить читателя обратить внимание читателя на ... . 16. Задача автора - убедить читателей в том, что ... . 17. Автор так определяет своё отношение к поднятой проблеме ... . 18. Автор подводит читателя к мысли о том, что ... . 19. Автор стремится донести до читателя мысль о том, что ... . 20. Решая проблему, автор приходит к следующему выводу: ... .
21." ... " - в этом высказывании (указать автора) нашла своё отражение идея текста. 22." ... " - это высказывание точно отражает позицию автора. 23.... - вот основная идея (мысль) текста. 24." ... " - именно эта мысль отражает авторскую позицию. 25.... - в этом предложении звучит прямая авторская оценка ... . 26.... - всё это позволило автору выразить мысль о том, что ... . 27.... - вот что думает автор по поводу поднятой проблемы. 28. - вот итог авторских раздумий по основной проблеме. 29.Позиция автора очевидна: ... .

Для выражения своего мнения
: 1. 1) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему … 2. 2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор. 3. 3) Я согласна (не согласна) с автором в том, что … 4. 4) Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что ... 5. 5) Мне близка позиция автора тем, что … 6. Я разделяю мнение автора и считаю, что ... . 7. Трудно спорить с автором о том, что ... . И моя позиция состоит в ... . 8. Думаю, что следует согласиться с автором в том, что ...
9. Нет сомнения в том, что слова автора о ... заслуживают одобрения. По моему мнению, ... . 10. Следует согласиться, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений. 11. Я согласен с автором текста в том, что: (далее идёт формулировка важного тезиса). Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним, например, судьбу заглавного героя романа И.А. Гончарова "Обломов"... 12. Я с интересом прочитал текст писателя NN. Автор помог мне увидеть проблему (далее идёт формулировка проблемы) с новой стороны. Сразу вспомнился один случай из моей собственной жизни, который, как мне кажется, служит дополнительным аргументом в пользу того, что... (далее идёт формулировка важного тезиса). 13. Я согласен с автором текста и тоже считаю: (далее идёт формулировка важного тезиса). В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующие жизненные примеры. У меня есть подруга Марина, довольно образованная девушка. К моему удивлению, она: 14. Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет... (далее идёт авторский тезис, вывод). К сожалению, в наше время часто... (далее идёт пример-аргумент).

1.

НЕсогласие (полное или частичное) с позицией автора исходного текста
2. В целом разделяя позицию автора относительно ... , выскажу особое мнение о ... . Я считаю, что ... . 3. Пожалуй, я соглашусь с автором в том, что ... . Однако на вопрос о .... у меня собственная точка зрения, которая состоит в том, что ... . 4. Текст писателя NN произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны, (идёт согласие)..., но с другой -... (выражается своё мнение). Попытаюсь обосновать свою точку зрения по этому вопросу. 5. В целом доводы автора текста достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что... (формулируется авторская мысль). Готов объяснить свою точку зрения... 6. Я с большим интересом прочитал текст публициста NN, однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что... (далее идёт мысль автора + свой аргумент). 7. Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной проблеме. Я сомневаюсь в том, что... (далее идёт мысль автора + свой аргумент
8. Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждением о том, что … . 9. Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что … . 10.Нельзя не согласиться с авторской точкой зрения, но я считаю, что … . 11.Безусловно, нельзя не признать правоту автора, но, по- моему, он ошибается в том, что … . 12.Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что … . 13.Вызывает сомнение тезис о том, что … . 14.Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений. 15.Подобная категоричность суждений автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений. 16.Откровенно говоря, я не могу согласиться с точкой зрения автора … .

Первый аргумент
: 1. В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман (повесть, рассказ, пьесу) Ф.И.О. и название. 2. В этом произведении… 3. Об этом неоднократно говорили в своих произведения русские писатели-классики. Вспомним рассказ (роман, повесть, пьесу) Ф.И.О. и название. В этом произведении.
Второй аргумент:
4. Следующий литературный пример, как мне кажется, является еще одним дополнительным аргументом в пользу того, что… 5. Приведу еще один литературный аргумент, который показывает… 6. Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что.. 7. У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного опыта, которые доказывают необходимость (важность) …

Для аргументации собственной позиции:

- с использованием жизненного опыта:
1) Как часто приходится сталкиваться с ... 2) Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как ...? 3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как ... 4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас) ...
- из читательского опыта
5) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности ... 6) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях ... 7) Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней. -
из зрительского опыта
1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) ... 2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи

Для заключения:
1) Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»: Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что … . 2) Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста: «…!»-это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании). 3) Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания. 4) (Использование цитаты) «…,» - писал … . В этих словах выражена мысль о … . Автор текста тоже считает, что … . 5) Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась … Автор стремился убедить нас в том, что сегодня, когда … , важно помнить о том, что … . 6) Прочитав этот текст, понимаешь, как … . Не случайно автор пишет в финальной части своей статьи о том, что «…» .

1)

Суммировать итоги размышлений над поднятой

проблемой, обобщить информацию
Например:В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну: важно не только современное раскаяние за зло, причиненное близким, но и конкретные поступки, которыми каждый из нас своевременно загладит свою вину перед ними.
2) Дать оценку сказанному, высказать свое мнение

Н:
Все вышесказанное позволяет сделать вывод: русский язык несет в себе уникальный культурный и интеллектуальный потенциал России. Поэтому задача государства, школы, семьи -сформировать у подрастающего поколения бережное отношение к слову, не допустить обеднения и разрушения русского языка.

3) Сделать прогноз, высказать предположение

Н:
Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте Ф.И.О., расставят приоритеты в своей жизни не только исключительно для себя, но и для других людей.
4) Призвать читателя к выполнению тех или иных

задач, призвать к действию

Н:
В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну: как не удастся человеку обновить слишком изношенное платье, так и, часто поступая вопреки понятиям чести, не сможет он впоследствии исправить свою исковерканную душу. Об этом надо помнить каждому уз нас, осуществляя тот или иной нравственный выбор. Утрата моральных ценностей может привести к потере способности различать добро и зло, истину и ложь, а следовательно способствовать деградации человеческой личности.


В раздел образования