Автор: Афзалова Зиля Альбертовна
Должность: педагог начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 21"
Населённый пункт: города Набережные Челны
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок русского языка в 3 классе Тема «Правописание предлогов и приставок»
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21»
Урок русского языка
в 3 классе
Тема «Правописание предлогов и
приставок»
Подготовила Афзалова З.А.
2025 г.
Тема «Правописание приставок и предлогов»
Тип урока: урок освоения новых знаний
Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и
отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со
словами.
Задачи урока:
1. Образовательная – обобщить знания о предлогах и приставках; об
особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога
2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную
речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
3. Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной
деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы,
привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку,
культуры общения, доброму отношению к окружающей природе.
4. Здоровье сберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной
познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического
напряжения.
Планируемые результаты:
1. Личностные:
умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной
деятельности;
повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям,
готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней
нуждается
2. Mетапредметные:
регулятивные:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной
деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
высказывать свое предложение
коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь
других;
совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и
следовать этим правилам
познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы
на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке
развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор
оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)
3. Предметные:
развитие умения различать приставки и предлоги, правильно употреблять
их в речи и писать;
формировать и формулировать понятия.
Основные дидактические методы: деятельностный, проблемный,
исследовательский, практический;
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый
(эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.
Педагогические технологии:
▪ элементы технологии деятельностного обучения;
элементы технологии проблемного обучения;
элементы игровой технологии;
ИКТ;
здоровье сберегающая технология (переход от одного вида деятельности к
другому).
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Ход урока
І. Организационный момент
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так вперёд, друзья, за дело.
- Наш урок я хочу начать словами:
«Исследуй и активным будь и к знаниям откроешь путь»
- Сегодня на уроке вы будете не просто ученики, а настоящие
исследователи. Результаты исследований мы будем записывать в
исследовательский журнал.
- Кто такие исследователи? (Это люди, которые открывают что-то новое)
- Какими качествами должны обладать настоящие исследователи?
ІІ. Самоопределение к деятельности
- Посмотрите внимательно на строку. Слайд 3
на за по от под у в до
- Запишите данную строку в тетради.
- Что вы записали ? (предлоги и приставки).
-Так приставка или предлоги?
- Что мы будем исследовать?
- Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего
урока? (Тема: Правописание приставок и предлогов).
- Где приставка? Где предлог? Кто бы нам понять помог?
- Значит, какую учебную задачу предстоит нам решить на этом
уроке? (Будем учиться различать предлоги и приставки).
Для чего нужно уметь различать их? (Чтобы правильно писать слова с
предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и
предлоги, правильно написать письмо, заявление и другие документы).
- А цель нашего занятия – различать приставки и предлоги, правильно
употреблять в письменной и устной речи. (На доске)
Тема определена, цели поставлены, вперёд, к достижению целей.
ІІІ. Первичное усвоение новых знаний
Слайд 4. Хорошее слово до сердца дойдет.
- Расшифруйте данную пословицу.
Слайд 5. Хорошее слово до сердца дойдет.
- Объясните смысл данной пословицы.
(
Если сказать человеку что-то приятное,
похвалить его, то это слово "дойдет" ему до сердца, ему будет приятно)
- На что нужно обратить внимание при написании данной пословицы? (На то,
что предлоги пишутся раздельно, а приставки слитно).
- Запишите данную пословицу, выделите приставку и предлог. Предлог
выделяем в кружок, сверху обозначаем.
– Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть
слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
– Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме,
пишется слитно.)
– Kак найти приставку в слове? (Надо подобрать однокоренное слово без
приставки или с другой приставкой.) Докажите, подберите однокоренное
слово с другой приставкой (Уйдет, пойдет и т.д.).
– Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это часть речи,
которая служит для связи слов в предложении.)
– Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами
пишется раздельно.)
– Попытайтесь между предлогом и следующим за ним словом вставить вопрос
или другое слово.
Слайд 6. Хорошее слово до (чего?) сердца дойдет.
Хорошее слово до щедрого сердца дойдет.
- Поэтому предлоги пишутся раздельно.
- С какой частью речи употреблен предлог в данной пословице? (Имя
существительное).
- С какой частью речи в русском языке предлоги никогда не употребляются? (С
глаголами). Надеюсь вы будете помнить это всегда.
IV. Первичная проверка понимания. Заполнение исследовательских
журналов в парах.
- Сейчас вы будете заполнять исследовательский журнал. Откройте его. На это
вам 2 минуты.
Предлог
1 Часть речи.
2. Служит для связи слов.
3. Между предлогом и словом
можно вставить вопрос или другое слово.
4. Пишется раздельно.
5. Не употребляется с глаголами.
Приставка
1 Часть слова.
2. Служит для образования новых слов.
3. Между предлогом и словом
нельзя вставить вопрос или другое слово.
4. Пишется слитно.
5. Употребляется с разными частями речи.
Слайд 7: Предлагаю данные записи сохранить как памятку.
Если все верно как на слайде
–
закрасьте первый прямоугольник зелёным
цветом, если 1-2 ошибки-жёлтым, 3-4-красным .
Физкультминутка
С ПРИ- приставкою – присесть,
С ПО- приставкою – подняться
С ПОД- – подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО- приставкой – посмеяться,
С ВЫ- – вытягиваем руки,
С О- – опустим их опять.
Вот и все настало время
С ПО- – зарядку повторять.
С ЗА- – зарядку завершать.
Садимся. Спасибо!
V.
Первичное закрепление полученных знаний.
Словарно – орфографическая работа в парах.
У вас на столах карточка жёлтого цвета. Ваша задача – составить и записать
словосочетания, вставляя пропущенную букву. Выделить приставку и предлог.
На это вам 2 минуты.
(до)ехал (от)бер..га
(с)лез (на)р..сунок
(на)клеил (с)б..рёзы
(от)плыл (до)гор..да
-Чем отличается группа слов справа от группы слов слева? (Слева - глаголы,
справа – существительные. Справа - словарные слова, слева- не словарные.
Слева-слова с приставками, справа-слова с предлогами)
Самопроверка. Слайд 8.
Если все верно как на слайде
–
закрасьте следующий прямоугольник
зелёным
цветом, если 1-2 ошибки-жёлтым, 3-4-красным .
- У кого были ошибки? Ребята, это не страшно. Главное, их находить и
исправлять
VII . Систематизация полученных знаний.
Работа в группах.
- Предлагаю выполнить интересное задание. Слайд 9.
У каждого есть карточка зелёного цвета. Вставьте необходимые предлоги и
приставки вместо точек. Выдели приставки, предлоги обведи кружком.
Записать как текст. На это вам 3 минуты.
…кустах …щебетали птицы.
…качнулась еловая ветка.
…ёлкой проснулся заяц и …слушался.
…ступило утро.
Взаимопроверка. Слайд 10.
Если все верно как на слайде
–
закрасьте первый прямоугольник зелёным
цветом, если 1-2 ошибки-жёлтым, 3-4-красным .
VIІІ. Самостоятельная работа по карточкам
Задание:
І ряд. Подбери слова с:
Предлогом ЗА
Приставкой ЗА
1.
2.
1.
2.
II ряд. Подбери слова с:
Предлогом ПО
Приставкой ПО
1.
2.
1.
2.
Ш ряд.
Подбери слова с:
Предлогом НА
Приставкой НА
1.
2.
1.
2.
Взаимопроверка. Слайд 11.
Если все верно как на слайде
–
закрасьте первый прямоугольник зелёным
цветом, если 1-2 ошибки-жёлтым, 3-4-красным .
IX.Рефлексия.
- Какое открытие сделали сегодня на уроке?
- Что нужно знать о правописании приставок и предлогов?
- Как отличить приставку от предлога?
- С какой частью речи не употребляются предлоги? Приведите примеры.
- Как вы считаете достигли мы сегодня с вами поставленную цель на уроке?
- Какие задания помогли достигнуть поставленную цель? (Составление
кластера, работа в парах, работа с пословицей).
Закончите предложение:
- Сегодня я узнал … .
- У меня получилось … .
- Было трудно … .
- Было интересно … .
- Теперь я умею … .
X.Домашнее задание
Задание на выбор: учебник: упр. 262 с. 133.
Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу
пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете
день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.
Спасибо вам! Я вами довольна. Слайд 13.