"Использование ИКТ на уроках в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся"
Автор: Хайруллина Эльнара Хамитовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ№136" Населённый пункт: ТАТАРСТАН Г. КАЗАНЬ Наименование материала: ПУБЛИКАЦИЯ Тема: "Использование ИКТ на уроках в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся" Раздел: начальное образование
Использования ИКТ на различных уроках.
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего,
должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся,
успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому
развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную
образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке
информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать
здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного
процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего
школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана
и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носить
щадящий характер. Планируя урок (работу), я тщательно продумываю, место
и способ использования ИКТ.
Для меня применение ИКТ на уроках проходит по следующим
направлениям:
1.
использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения
(создание дидактических игр, разработка и применение готовых
иллюстраций, таблиц по различным предметам, и т. д.);
2.
проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на
отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления
и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы,
внеклассной работы и работы с родителями).
Использование ИКТ не только позволяют повысить эффективность
преподавания, но и более рационально использовать время и силы учителя.
Как же это происходит? Где же ИКТ могут помочь современному учителю в
его работе? Ответить на этот вопрос мне бы хотелось исходя из собственного
опыта.
1.
Подбор иллюстративного материала к уроку и для оформления стендов,
класса (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
2.
Подбор дополнительного познавательного материала к уроку
окружающего мира, русского языка, математики, литературного
чтения, знакомство со сценариями праздников и внеклассных
мероприятий.
Поэтому я разработала мультимедийные презентации и с успехом
использую их на уроках как ознакомления с новым материалом, на уроках
закрепления и обобщения, так и интегрированных уроках, контроле ЗУН.
При этом для ребенка компьютер выполняет различные функции: учителя,
рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.
1.На уроках русского языка.
Наверное, многие согласятся, что многие дети считают уроки русского
языка скучными и неинтересными. Так как многие ученики с неродным
русским
языком
не
знают
значения
русских
слов.
После
дошкольных
учреждений дети приходят в школу с очень малым словарным запасом.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные
собственным
положительным
отношением,
эмоциями,
не
становятся
полезными – это мёртвый груз. Как же заставить учеников слушать на уроке,
с помощью каких средств и методов зажечь в из глазах пытливый огонёк
жажды знаний? Всегда можно отыскать что-то интересное, увлекательное и
занимательное в русском языке (словообразование, правописание шипящих,
лексика и т.д.).
На уроках русского языка я столкнулась с проблемой запоминания слов
с безударными гласными, непроверяемыми ударением и поэтому применяю
разнообразные
дидактические
приёмы.
Использую
интересные
рисунки,
грамматические
сказки,
но
хотелось
найти
такие
приёмы,
чтобы
самые
слабые ученики испытывали удовольствие от работы с этими словами. И
здесь мне опять пришла на помощь презентация. Очень удобно использовать
презентации при работе над сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама
картина – всё это перед глазами детей. Да и не всегда в школе найдётся
картина,
которая
необходима
по
программе,
поэтому
мультимедиа
очень
удобно.
2.Математике.
На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе
PowerPoint, может осуществляться демонстрация примеров, задач на доске,
цепочек
для
устного
счета,
могут
быть
организованы
математические
разминки и самопроверка. В начальной школе много времени отводится
решению задач. Здесь особенно нужна наглядность на всем протяжении
обучения, как важное средство развития более сложных форм конкретного
мышления
и
формирования
математических
понятий.
Начиная
с
первого
класса,
ребята
должны
научиться
понимать
задачу,
поэтому
учителю
приходится
рисовать
иллюстрации,
чертежи
и
рисунки
к
задаче,
а
это
отнимает драгоценные учебные минуты, да и учителю приходится долго
готовиться, чтобы сделать рисунок, а здесь достаточно щелчка мышки.
3.Окружающем мире.
На
уроках
окружающего
мира
картинки
природы,
животные,
моря,
океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно
отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы,
шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.
4.Уроках чтения.
Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки
чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки
отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа,
чистоговорки, скороговорки - всё становится интересным, если использовать
эти современные методы.
5. Изобразительном искусстве и технологии.
Презентацию также можно использовать на уроках изобразительного
и с к у с с т в а :
п о р т р е т ы
худ ож н и ко в ,
р е п р од у к ц и и ,
с х е м ы ,
последовательность выполнения рисунка и т.д. Образцы изделий и этапы
работы по проектной деятельности на уроках технологии и т.д.
Заключение.
Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из
самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на
любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии.
Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему
развивающим и познавательным. Использование информационных
технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок
современным.
Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет
на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует
значительному повышению качества образования, что ведёт к решению
главной задачи образовательной системы.
Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной
школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-
коммуникативных технологий позволяет:
1.
обеспечить положительную мотивацию обучения;
2.
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне
(музыка, анимация);
3.
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти
индивидуализацию);
4.
усовершенствовать контроль знаний;
5.
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность
урока;
6.
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным
библиотекам, другим информационным ресурсам.