Напоминание

"Использование ИКТ на уроках в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся"


Автор: Хайруллина Эльнара Хамитовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№136"
Населённый пункт: ТАТАРСТАН Г. КАЗАНЬ
Наименование материала: ПУБЛИКАЦИЯ
Тема: "Использование ИКТ на уроках в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся"
Раздел: начальное образование





Назад





Тема по самообразованию:

"Использование ИКТ на уроках в

начальной школе как средство

активизации познавательной

деятельности учащихся"

Хайруллина Э.Х– учитель

начальных классов МБОУ СОШ №136






Использования ИКТ на различных уроках.
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок (работу), я тщательно продумываю, место и способ использования ИКТ. Для меня применение ИКТ на уроках проходит по следующим направлениям: 1. использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических игр, разработка и применение готовых иллюстраций, таблиц по различным предметам, и т. д.); 2. проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями). Использование ИКТ не только позволяют повысить эффективность преподавания, но и более рационально использовать время и силы учителя. Как же это происходит? Где же ИКТ могут помочь современному учителю в его работе? Ответить на этот вопрос мне бы хотелось исходя из собственного опыта. 1. Подбор иллюстративного материала к уроку и для оформления стендов, класса (сканирование, Интернет; принтер, презентация). 2. Подбор дополнительного познавательного материала к уроку окружающего мира, русского языка, математики, литературного чтения, знакомство со сценариями праздников и внеклассных мероприятий. Поэтому я разработала мультимедийные презентации и с успехом использую их на уроках как ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, так и интегрированных уроках, контроле ЗУН. При этом для ребенка компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.

1.На уроках русского языка.
Наверное, многие согласятся, что многие дети считают уроки русского языка скучными и неинтересными. Так как многие ученики с неродным русским языком не знают значения русских слов. После дошкольных учреждений дети приходят в школу с очень малым словарным запасом. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз. Как же заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в из глазах пытливый огонёк жажды знаний? Всегда можно отыскать что-то интересное, увлекательное и занимательное в русском языке (словообразование, правописание шипящих, лексика и т.д.). На уроках русского языка я столкнулась с проблемой запоминания слов с безударными гласными, непроверяемыми ударением и поэтому применяю разнообразные дидактические приёмы. Использую интересные рисунки, грамматические сказки, но хотелось найти такие приёмы, чтобы самые слабые ученики испытывали удовольствие от работы с этими словами. И здесь мне опять пришла на помощь презентация. Очень удобно использовать презентации при работе над сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей. Да и не всегда в школе найдётся картина, которая необходима по программе, поэтому мультимедиа очень удобно.
2.Математике.
На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, может осуществляться демонстрация примеров, задач на доске, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка. В начальной школе много времени отводится решению задач. Здесь особенно нужна наглядность на всем протяжении обучения, как важное средство развития более сложных форм конкретного мышления и формирования математических понятий. Начиная с первого класса, ребята должны научиться понимать задачу, поэтому учителю приходится рисовать иллюстрации, чертежи и рисунки к задаче, а это отнимает драгоценные учебные минуты, да и учителю приходится долго готовиться, чтобы сделать рисунок, а здесь достаточно щелчка мышки.


3.Окружающем мире.
На уроках окружающего мира картинки природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно
отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.
4.Уроках чтения.
Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки - всё становится интересным, если использовать эти современные методы.
5. Изобразительном искусстве и технологии.
Презентацию также можно использовать на уроках изобразительного и с к у с с т в а : п о р т р е т ы худ ож н и ко в , р е п р од у к ц и и , с х е м ы , последовательность выполнения рисунка и т.д. Образцы изделий и этапы работы по проектной деятельности на уроках технологии и т.д.
Заключение.
Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной системы. Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно- коммуникативных технологий позволяет: 1. обеспечить положительную мотивацию обучения; 2. проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация); 3. обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
4. усовершенствовать контроль знаний; 5. рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока; 6. обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.


В раздел образования