Напоминание

Измерение атмосферного давления


Автор: Писарева Любовь Федоровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Астафьевская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с.Астафьевка Канский район
Наименование материала: методическая разработка открытого урока физики в 7 классе
Тема: Измерение атмосферного давления
Раздел: среднее образование





Назад




7 класс.
Тема: «Измерение атмосферного давления. Опыты Торричелли».

Цели урока
:
Цели урока
: познакомить учащихся с методом измерения атмосферного давления.
Образовательная задача
: учащиеся должны усвоить, что на тело находящееся, на поверхности земли действует атмосферное давление, которое меняется и его можно измерить.
Развивающая задача
: формирование интеллектуальных умений- анализировать, сравнивать, систематизировать; проводить эксперимент; наблюдать за экспериментом и делать выводы.
Воспитательная задача
: показать роль физического эксперимента в процессе получения нового знания; научить учащихся сотрудничеству в группе, умению слушать и слышать друг друга.
Оборудование:
портрет учёного Торричелли, таблица “ Атмосферное давление ”, 4 деревянных бруска , 2 мензурки разного диаметра (стакан, пробирка), магдебургские тарелки, колба с подкрашенной водой, пробка с отверстием, стеклянная трубка, трубка с поршнем, сосуд с водой, лист бумаги. Приложение: Презентация
План работы
: Этап урока. Время (мин.) Приемы и методы. 1) Организационный момент. 1-2 2) Физический диктант 3-5 Индивидуальная работа (оцени себя) 3) Реши задачу 15 Работа в парах (оцени друг друга) 4) Новый материал 12-15 Беседа. Рассмотрение демонстрационных опытов. Фронтальный эксперимент. Записи на доске. 5) Итоги урока. Домашнее задание. параграф 42, упр.19(1,2,4). 2-4 Подведение итогов, выставление оценок по итогам работы на уроке. Разъяснение домашнего задания, запись домашнего задания на доске, в дневниках. 1
6)Закрепление 9-12 Проверочный тест
I. Физический диктант
1. Какой буквой условились в физике обозначать силу, давление? 2. Запишите единицы измерения этих физических величин? 3. Одинаковы ли силы и давлениядействуют на опору в обоих случаях? (положение брусков показываем на демонстрационном столе) (Приложение) 4. Переливание воды из узкого сосуда в широкий(ДЕМОНСТРИРУЕТСЯ); измениться ли при этом производимое водой давление на дно сосуда? Как? 5. Обязательно ли автомобильная камера лопнет в том месте, где на неё давит нога человека? Оцените себя, поставив по одному баллу за правильный ответ. Ответы приведены на экране. (Приложение, слайд 3). Поднимите руки те, у кого оценка “5”, оценка “4”.оценка «3», выставите оценки в лист контроля.
II. Решите задачу:
(Приложение, слайды 4, 5, 6) 1 вариант — Какая глубина в море соответствует давлению воды, равному 510 кПа? 2 вариант — Напор в водокачке создается насосами. На какую высоту поднимается вода, если давление, созданное насосами равно 600 кПа? 2
Оцените друг-друга, решение приведено на доске. (см. Таблицы 1, 2) Передайте тетради. Таблица 1 Дано: СИ Решение Р=510 к Па 5,1·10 5 Па P = ρgh преобразуем формулу относительно h ρ =1030 кг/м 3 h = P ρg h = 5,1 ∙ 10 5 Па 1030 кг / м 3 ∙ 9,8 Н / кг = 50,5 м h=? Ответ: h=50,5 м Таблица 2 Дано: СИ Решение Р=600 к Па 6·10 5 Па P = ρgh преобразуем формулу относительно h ρ =1000 кг/м 3 h = P ρg h = 6 ∙ 10 5 Па 1000 кг / м 3 ∙ 9,8 Н / кг = 61,2 м h=? Ответ: h=61,2 м
III. Новый материал
Демонстрация опытов: 1. До краев заполненный стакан прикрываем листом бумаги и переворачиваем. Почему вода не выливается из стакана? 2. Из пространства между двумя полушариями Магдебургских тарелок откачиваем воздух. Полушария разорвать невозможно, почему? 3.
Сухая монетка.
(ребята проделывают опыт и объясняют его).Презентация слайд 7 Положи на плоскую тарелку монету и налей немного воды. Монета очутится под водой. Теперь предложи товарищу взять монету голой рукой, не замочив пальцев и не выливая воду из тарелки. Едва ли он сообразит, как это сделать. А фокус в том, что воду надо отсосать. Но не ртом, конечно. Ведь неизвестно, где эта монета валялась, в каких руках она побывала. 3
Возьми тонкий стакан, нагрей его теплом своих рук и опрокинь на тарелку рядом с монетой. Теперь смотри, что будет. рис. 7 Воздух в стакане начнет остывать. А ты, наверное, уже слышал, что холодный воздух занимает меньше места, чем горячий. Мы об этом еще поговорим в свое время подробнее. Так или иначе, стакан, словно медицинская кровососная банка, начнет всасывать воду, и вскоре вся на соберется под ним. Теперь подожди, пока монета высохнет, и бери ее, не боясь замочить пальцы! Фронтальный эксперимент: Пипетку опускаем в стакан с водой, открытый конец трубки закрываем пальцем, пипетку вынимаем из воды. Почему вода не выливается из пипетки? Что необходимо сделать, чтобы вода вылилась из пипетки? Почему не вся вода выливается, а ее небольшое количество у конца пипетки остается? /Это объяснимо действием атмосферного давления/ Учебная проблема: Как измерить атмосферное давление? Что значит измерить – сравнить ее с однородной физической величиной, принятой за единицу этой физической величины (длина - метр, сила – динамометр). Следовательно нужен прибор. Какие же приборы вам известны из географии, применяемые для измерения атмосферного давления?... /Барометр – (“барос” -тяжесть, “метрео” - измерять)/ Сообщение: “Опыт Торричелли” (у доски по таблице “Атмосферное давление”) Презентация слайды 8,9,10 /Готовит 1 ученик заранее, как домашнее задание/ - Почему вылилась не вся ртуть? Следовательно, атмосфера оказывает такое же давление, как столбик ртути высотой 760 мм. Атмосфера давит на ртуть в чашке сверху и столбик ртути сверху … почему? 4
/По закону Паскаля – проговаривают все учащиеся класса / Рассчитать давление ртути в трубке - означает рассчитать величину атмосферного давления. Если высота ртути в трубке, например равна 750 мм, значит, и воздух производит такое же давление; так появилась единица атмосферного давления – 1 мм.рт.ст. (Конспект в тетрадь записывают учащиеся вместе с учителем ) Итак: Р а = Р ж = р ж gh = 13600кг/м 3 · 9,8 н/кг · 0,001м = 133,3 Па 1 мм.рт.ст. = 133,3 Па Нормальным атмосферным давлением приято считать 760 мм.рт.ст., переведем это давление в паскали. Р = 13600 кг/м 3 · 9,8 н/кг · 0,76 м = 101,3 кПа = 1 · 10 5 Па 760 мм.рт.ст. = 1 · 10 5 Па Следовательно, чтобы измерить атмосферное давление нужно сравнить его с давлением, производимым столбиком ртути определённой высоты. Учёный Торричелли заметил, что высота столбика ртути изменяется. Т.е. давление зависит от изменения погоды (ясно, пасмурно) от высоты над уровнем моря? Так подъём на каждые 12 метров приводит к уменьшению давления на 1 мм.рт.ст. (Презентация слайд 11) Загадка: поведает всем хоть и без языка, когда будет ясно, а когда облака?
IV. Домашнее задание:
Параграф 42, упр.19(1,2,4)
VI. Закрепление.
Проверочный тест. В тетради подготовить таблицу для ответов на тест. № вопроса 1 2 3 4 5 Ответ 4 5 2 2 1 Тест: (Презентация слайды 12-16) 1. На рис. 5 изображен внешний вид барометра-анероида. Запишите показания прибора 1) 710 мм рт. ст.744 мм рт. ст. 2) 746 мм рт. ст. 3) 810мм.рт.ст. 4) 744 мм.рт.ст. 2. В один и тот же час в течение нескольких суток ученики отмечали величину атмосферного давления и по полученным данным построили кривую изменения атмосферного давления, изображенную на рис. 6. В какой из дней наблюдения атмосферное давление было выше нормального? 3. на третий день 4. на пятый день 5. на седьмой день 5
6. на девятый день 3. У подножья горы давление нормальное. Какое давление на высоте 1200 м. 1) 440 мм рт. ст. 2) 660 мм рт. ст. 3) 740 мм рт. ст. 4) 860 мм рт. ст. 4. Чем больше высота поднятия тела над поверхностью Земли, тем................... его плотность и тем ………….. давление, которое он производит. 1) больше меньше 2) меньше больше 3) больше больше 4) меньше меньше 5. Атмосферное давление можно измерить.... 1) барометром-анероидом 2) высотомером 3) манометром 4) динамометром Ответы (Презентация слайд 17) Проверка результатов проводится по принципу оцени друг-друга. Результаты заносятся в лист контроля. Если останется время можно предложить вопросы: 1. В чем заключается идея Торричелли по измерению атмосферного давления? 2. Как практически измерить его? 3. Каковы единицы атмосферного давления? Экологическую задачу: Почему эффективность задержания загрязняющих веществ деревьями с шероховатыми листьями выше, чем с гладкими? Ответ: шероховатые листья лучше задерживают пылинки. Оценки за урок выставляются как общая исходя из листа контроля ученика.
Рефлексия:(Презентация слайд 18)
Ребята на доске вы видите три смайлика, прежде чем вы покинете кабинет поставьте знак плюс под тем который соответствует вашему настроению после урока. Спасибо. 6


В раздел образования