"Проектная деятельность- как форма совместной партнерской деятельности педагога с детьми"
Автор: Богатова Светлана Юрьевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Д/с № 32 "Зоренька" Населённый пункт: Пермский край г. Чайковский Наименование материала: статья Тема: "Проектная деятельность- как форма совместной партнерской деятельности педагога с детьми" Раздел: дошкольное образование
Проектная деятельность - как форма совместной партнерской
деятельности педагога с детьми.
В
Ф Г О С
Д О определены
основные
принципы
дошкольного
образования,
которые
предполагают
изменения
позиции
воспитателя
по
отношению к ребенку, изменения в организации педагогического процесса в
детском
саду
и
изменения
во
взаимоотношениях
у ча с т н и ко в
образовательного процесса. На сегодняшний день современному педагогу
необходимо
пересмотреть
стиль
отношений
с
детьми,
с
родителями,
изменить модель построения образовательного процесса. А это значит он в
поиске
современных
эффективных
форм
и
методов
работы.
Стандарт
предполагает организацию педагогического процесса в форме совместной
деятельности
по
типу
сотрудничества,
когда
воспитатель
принимает
партнерскую
позицию.
Педагог
-
партнер
—
это
всегда
равноправный
участник
дела
и
как
таковой
связан
с
детьми
взаимным
уважением.
Совместная деятельность в партнерской форме требует от педагога стиля
поведения, который может быть выражен девизом: «Мы все включены в
деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и
обоюдным договором: мы все хотим делать это».
По
моему
мнению,
одной
из
эффективных
форм
организации
совместной партнерской деятельности в детском саду является нормативная
проектная деятельность. Нормативный проект — это проект по созданию
норм,
который
способствует
развитию
позитивной
социализации
детей.
Работа по созданию новой нормы основывается на реальных ситуациях,
возникающих
в
жизни
детей
в
детском
саду.
Обычно
это
типичные,
повторяющиеся
конфликтные
ситуации.
Конфликты
дошкольников
характеризуются столкновением детских инициатив, при котором каждый
ребенок
настаивает
на
своем
варианте
поведения.
Позиция
воспитателя
состоит в поддержке инициативы детей, что приводит к увеличению числа
возможных вариантов поведения и к созданию нового правила поведения в
данной
ситуации.
При
этом
педагог
и
дети
совместно
берут
на
себя
ответственность
за
соблюдение
выработанного
правила
и
за
реальное
поведение. В нормативной проектной деятельности выделяются следующие
этапы. На первом этапе воспитатель выявляет такие ситуации, которые, во-
первых,
достаточно
часто
повторяются,
а
во-вторых,
характеризуются
нежелательными
формами
поведения
детей.
На
втором
этапе
педагог
инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех
нежелательных
последствий,
которые
могут
возникнуть
фактически.
На
третьем этапе педагог просит детей изобразить нежелательные последствия
неприемлемого поведения. Рисунки позволяют дошкольникам сформировать
отрицательное
отношение
к
ситуации,
благодаря
ее
проживанию
в
воображаемом плане. На четвертом этапе педагог просит детей по очереди
рассказать
о
своих
рисунках
и
о
тех
последствиях,
к
которым
может
привести обсуждаемая ситуация. В результате беседы у детей создается
обобщенное эмоционально окрашенное представление о данной ситуации.
На пятом этапе педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно себя
вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После того как каждый
ребенок
выскажет
свое
мнение,
воспитатель
обращается
к
детям
с
предложением
выбрать
одно
из
предложений
в
качестве
правила.
При
необходимости педагог корректирует его. На шестом этапе педагог просит
детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем. При этом
правило ни в коем случае не должно быть запрещающим, поскольку иначе
оно будет подавлять, а не побуждать инициативу детей. На седьмом этапе
дети
объясняют,
что
они
рисовали.
В
ходе
обсуждения
воспитатель
акцентирует внимание детей на деталях и предлагает дошкольникам на их
основе
создать
окончательный
«знак»
правила.
Восьмой
этап
связан
с
выполнением «знака» правила всеми детьми и включением его в книгу
правил.
В
этот
альбом
наклеиваются
основные
знаки,
которые
дети
придумали
для
разных
ситуаций.
Под
каждым
рисунком
педагог
подписывает
соответствующее
правило.
Как
показывает
опыт,
в
группе
таких правил не так уж много, но их фиксация позволяет существенно
снизить
конфликтность
между
детьми,
что
способствует
улучшению
психологического климата в группе.
Нормативный проект - одна из активных форм организации совместной
деятельности по приобщению детей к социокультурным нормам, в которой
педагог и дети выступают равноправными партнерами.