Напоминание

"Проектная деятельность- как форма совместной партнерской деятельности педагога с детьми"


Автор: Богатова Светлана Юрьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/с № 32 "Зоренька"
Населённый пункт: Пермский край г. Чайковский
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность- как форма совместной партнерской деятельности педагога с детьми"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Проектная деятельность - как форма совместной партнерской

деятельности педагога с детьми.
В Ф Г О С Д О определены основные принципы дошкольного образования, которые предполагают изменения позиции воспитателя по отношению к ребенку, изменения в организации педагогического процесса в детском саду и изменения во взаимоотношениях у ча с т н и ко в образовательного процесса. На сегодняшний день современному педагогу необходимо пересмотреть стиль отношений с детьми, с родителями, изменить модель построения образовательного процесса. А это значит он в поиске современных эффективных форм и методов работы. Стандарт предполагает организацию педагогического процесса в форме совместной деятельности по типу сотрудничества, когда воспитатель принимает партнерскую позицию. Педагог - партнер — это всегда равноправный участник дела и как таковой связан с детьми взаимным уважением. Совместная деятельность в партнерской форме требует от педагога стиля поведения, который может быть выражен девизом: «Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это». По моему мнению, одной из эффективных форм организации совместной партнерской деятельности в детском саду является нормативная проектная деятельность. Нормативный проект — это проект по созданию норм, который способствует развитию позитивной социализации детей. Работа по созданию новой нормы основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду. Обычно это типичные, повторяющиеся конфликтные ситуации. Конфликты дошкольников характеризуются столкновением детских инициатив, при котором каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения. Позиция воспитателя состоит в поддержке инициативы детей, что приводит к увеличению числа возможных вариантов поведения и к созданию нового правила поведения в данной ситуации. При этом педагог и дети совместно берут на себя ответственность за соблюдение выработанного правила и за реальное поведение. В нормативной проектной деятельности выделяются следующие этапы. На первом этапе воспитатель выявляет такие ситуации, которые, во- первых, достаточно часто повторяются, а во-вторых, характеризуются нежелательными формами поведения детей. На втором этапе педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть фактически. На третьем этапе педагог просит детей изобразить нежелательные последствия
неприемлемого поведения. Рисунки позволяют дошкольникам сформировать отрицательное отношение к ситуации, благодаря ее проживанию в воображаемом плане. На четвертом этапе педагог просит детей по очереди рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация. В результате беседы у детей создается обобщенное эмоционально окрашенное представление о данной ситуации. На пятом этапе педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После того как каждый ребенок выскажет свое мнение, воспитатель обращается к детям с предложением выбрать одно из предложений в качестве правила. При необходимости педагог корректирует его. На шестом этапе педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем. При этом правило ни в коем случае не должно быть запрещающим, поскольку иначе оно будет подавлять, а не побуждать инициативу детей. На седьмом этапе дети объясняют, что они рисовали. В ходе обсуждения воспитатель акцентирует внимание детей на деталях и предлагает дошкольникам на их основе создать окончательный «знак» правила. Восьмой этап связан с выполнением «знака» правила всеми детьми и включением его в книгу правил. В этот альбом наклеиваются основные знаки, которые дети придумали для разных ситуаций. Под каждым рисунком педагог подписывает соответствующее правило. Как показывает опыт, в группе таких правил не так уж много, но их фиксация позволяет существенно снизить конфликтность между детьми, что способствует улучшению психологического климата в группе. Нормативный проект - одна из активных форм организации совместной деятельности по приобщению детей к социокультурным нормам, в которой педагог и дети выступают равноправными партнерами.


В раздел образования