Напоминание

Игровые формы работы как средство активизации учебно-воспитательного процесса у учащихся младшего школьного возраста.


Автор: Карпенко Надежда Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО Сватовского МО "Сватовская ДШИ"
Населённый пункт: ЛНР г. Сватово
Наименование материала: статья
Тема: Игровые формы работы как средство активизации учебно-воспитательного процесса у учащихся младшего школьного возраста.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Игровые формы работы как средство активизации учебно-

воспитательного процесса у учащихся младшего школьного возраста.

Актуальной проблемой

современной педагогики является воспитание

всесторонне развитой личности ребенка.

Настоящее время ставит сложные и ответственные задачи: обеспечить

высокий

уровень

знаний

без

перегрузок,

с

максимальным

сокращением

использованного времени на усвоение программного материала.

Статистические данные, в свою очередь, свидетельствуют о снижении

общего уровня развития учащихся: наблюдается слабое усвоение программного

материала,

посредственная

заинтересованность

предметами,

недостаточное

музыкально-эстетическое воспитание.

Как

избежать

этих

негативных

явлений?

Как

научить

ребенка

самостоятельно учиться? Как сформировать его познавательные интересы,

активное отношение к учебному процессу? Как обеспечить высокий уровень

обучения без перегрузок, с максимальным сокращением времени на освоение

материала? Как осуществить оптимизацию учебного процесса, найти эффективные

формы решения учебных задач?

Психологи считают, что в целом уровень физического и психического

развития ребенка позволяют успешно справляться с систематической учебной

работой. Но каждый возраст имеет свой ведущий вид деятельности. Основной вид

деятельности детей младшего школьного возраста - игра.

Переход от дошкольной жизни должен быть хорошо педагогически

продуманным, поскольку ведущей деятельностью младшего школьника становится

обучение,

которое

существенно

изменяет

мотивы

его

поведения,

требует

познавательных способностей и моральных сил.

Дети-первоклассники

имеют

свои

возрастные

индивидуальные

особенности,

а

именно:

они

отличаются

повышенной

возбужденностью,

эмоциональностью, очень быстрой утомляемостью, неустойчивым вниманием

(продуктивность обучения составляет только 15-30 минут), ситуативностью

поведения. Еще следует помнить, что у многих детей классная форма работы

может вызывать психологические трудности.

Идеи о необходимости стимулирования музыкально - эстетической

активности детей в приобщении их к музыкально-исполнительской и творческой

деятельности выдвигались еще энтузиастами-просветителями Л.В. Луначарским,

А.С.Макаренком, Б.В.Асафьевым. Педагоги осуществляли поиски , занимались

исследованиями. Они внедряли новые формы и методы преподавания,

направленные на повышение эмоциональности восприятия, развитие логической

памяти, активизации мышления. И уже тогда пришли к безоговорочному решению,

что в школьный урок следует внедрять новые -игровые, активизирующие внимание

учащихся формы работы.

Эти идеи нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике передовых

педагогов современности, экспериментальные исследования доказали, что игра-это

и есть та наиболее доступная и природная форма деятельности младших

школьников. В ней они находят образцы для решения жизненных вопросов,

которые возникают в познании, в труде, в художественном творчестве.

Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других

видах деятельности, развиваются все психические процессы: мышление, анализ

(сравнение, обобщение). Дидактические игры, интересные упражнения помогают

формированию такого качества ума, как его подвижность и гибкость, развивают

внимание, сообразительность, инициативность, формируют волю, настойчивость,

вырабатывают организационные навыки.

Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько весомы, что

в современной психологии (Л.С Выготский, Д.Б. Эльконин ) утвердилось мнение

на игру как ведущую деятельность детей в период дошкольного и раннего

школьного возраста.

Л. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка

отмечал, что в связи с переходом в школу, игра не только не исчезает, а наоборот,

она пронизывает собой всю деятельность учащегося. В школьном возрасте, говорит

он, игра не умирает, а проникает в отношения действительности. [3, с. 56].

В чем же превосходство использования игровых форм работы? Во-первых,

игра устраняет авторитарность в отношениях преподавателя с учащимися,

устанавливает тесный контакт, создает особенную атмосферу заинтересованности,

эмоционального подъема. Во-вторых, ученые доказали, что процент усвоения

значительно повышается, когда процесс запоминания совпадает с деятельностью,

которая вызывает сильные и продолжительные эмоции.

Ребенок в состоянии эмоционального подъема с удовольствием занимается

умственной деятельностью. При этом перегрузок не наступает даже при

использовании значительного количества времени выполнение задания, так как

игры «нивелируют» большое количество повторений. Незаметно для себя,

самопроизвольно, играя, ребенок оперирует вложенными знаниями, приобретает

определенные умения и навыки. А главное - возникает желание учиться без

принуждения. И наоборот, теряется всякий интерес к обучению, когда учащийся

работает без эмоций. Он быстро устает, хотя выполнял легкие, но однообразные

упражнения

Дидактические игры помогают повысить детское восприятие, привлекают к

активной умственной деятельности пассивных учеников.

Игра-это не только форма обучения и воспитания, но и критерий, по

которому оценивается уровень развития ребенка. Это социальная практика

ребенка, его реальная жизнь в коллективе, в котором формируются моральные

качества и сознательность личности.

Методика организации музыкальной игры предусматривает выполнение

определенных условий. Прежде всего, преподавателю следует четко определить,

какую игру он будет проводить, соответствует ли она теме и содержанию урока.

Для достижения желаемых результатов необходимо определить дидактическую

направленность, развивающие и воспитательные цели, ход игры. Использовать

игровые элементы можно на любом уроке во время изучения нового материала,

повторения или закрепления.

Но играть с учениками необходимо не ради игры, а для того, чтобы

побудить в ребенке любознательность и интерес к обучению. Преподаватель

должен следить, чтобы обучение было интересным, захватывающим, но не

развлекательным. «Игра без напряжения, без активной деятельности-всегда плохая

игра, говорил В. Макаренко. Перед преподавателем стоит конкретное задание –

развивать умственные способности детей, учить их мыслить, воспитывать

творческую инициативу, самостоятельность. И на решение этих задач направлена

дидактическая игра».[5, с. 117].

Таким образом, актуальность использования на уроке игровых форм

работы заключается в высокой эффективности обучения. Игровые ситуации

помогают поддерживать интерес к уроку, обеспечивают эмоциональную разгрузку,

предотвращают переутомление, благоприятно влияют на развитие способностей.

Кроме этого, игра помогает активизировать внимание, быстро приобщить к

учебной деятельности.

Подчеркивая

роль

игры

в

жизни

младших

школьников,

педагог

В.Макаренко говорил: «У ребенка есть пристрастие к игре и это пристрастие

необходимо удовлетворить». Следует не только дать ему время поиграть, но и

насытить этой игрой всю его жизнь».[5, с. 86].

Список использованной литературы:

1 Азарова Л. Н. Роль игры в обучении. М., 2011. 201с

2. Венгер Л. А.Игра как вид деятельности // Вопросы психологии. 1987.96-101с

3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Психология

развития. СПб: Питер, 2001. с 56-79

4. Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития: Метод. пос.

для педагогов начальной и средней школы. - Калуга: Адель, 1997.

5 Макаренко А.С. Книга для родителей: Лекции о воспитании детей / А.С.

Макаренко: сост. и автор. вступит. статья К.И. Беляев. – М.: Просвещение, 1969. – 359 с.

6. Минский Е.М. От игры к знаниям. Е.М. Минский. М.: Наука, 2000 264 с

7. Эльконин Д.В. Психология игры. М., 1998



В раздел образования