"Дополнительное образование – необходимый компонент современного образования"
Автор: Залилова Гульназ Галиахматовна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ ДО "Парус" городского округа город Уфа Населённый пункт: Республика Башкортостан, город Уфа Наименование материала: статья Тема: "Дополнительное образование – необходимый компонент современного образования" Раздел: дополнительное образование
Дополнительное
образование
–
необходимый
компонент
современного
образования,
важное
и
необходимое
звено
в
развитии
и
социализации
многогранной личности. Оно предназначено для свободного выбора детьми
дополнительных образовательных программ, которые близки их природе,
отвечают
внутренним
потребностям,
помогают
удовлетворять
интересы,
развивать интеллект.
В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного
искусства» в общеобразовательной школе отводится 1 час в неделю.
Для достижения поставленных выше целей данное количество уроков явно
недостаточно.
На сегодняшний день актуальна проблема организации занятости детей в
системе
дополнительного
образования,
поиска
средств
развития
для
их
мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью, как в
коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. Поэтому делается
акцент
на
развитие
творче ских
спо собно стей
о бу ч а ю щ и хс я ,
индивидуализацию
их
образования
с
учетом
интересов
и
склонностей
к
творческой
деятельности
путём
привлечения
их
к
занятиям
в
системе
д о п о л н и т е л ь н о г о
о б р а з о в а н и я .
Модернизация р о с с и й с к о й
с и с т е м ы
о б р а з о в а н и я предполагает
интеграцию общеобразовательных
школ
и
учреждений
дополнительного
образования
детей
муниципального
и
регионального
уровней
в
единое
образовательное пространство, где каждое учреждение является уникальным
по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности.
Необходимость интеграции обоих видов образования обусловлена также тем,
что
на
фоне
кризисных
явлений
российского
общества
в
детской,
подростковой
и
молодежной
среде
в
последние
годы
произошел
катастрофический
рост
всевозможных
форм
асоциального
поведения.
Ощущается острая необходимость снижения напряженности, нетерпимости,
агрессивности
среди
детей
и
подростков.
Для
этого
в
первую
очередь
необходимо
увеличить
педагогическое
влияние
на
детей,
повысить
их
занятость социально полезным делом.
Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически
сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых,
развлечения,
праздники,
творчество),
с
различными
формами
образовательной
деятельности
и,
как
следствие, сокращает
пространство
девиантного поведения, решая проблему занятости детей.
По большому счету основное и дополнительное образование не должны
существовать
друг
без
друга,
ибо
по
отдельности
они
односторонни
и
неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его
потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным,
обеспечивающим
полноценное
развитие
ребенка
во
всем
богатстве
его
запросов и интересов. Самое главное состоит в том, что вовлечение детей в
систему дополнительного образования меняет уклад их жизни, обогащает
жизнь
детей
новыми
социальными
связями,
интересами,
ценностями,
жизненными
ориентирами.
Поэтому
есть
все
основания
утверждать,
что
дополнительное
образование
детей
является
необходимым
компонентом
полноценного
общего
образования.
Чтобы
дополнительное
образование
могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима
четкая и слаженная работа всей педагогической системы.
Моя работа направлена на решение комплекса учебных и воспитательных
задач по формированию творческой личности учащихся средствами обучения
прикладным творчеством. С учётом знаний учащихся полученных в школе и
в
учреждении
дополнительного
образования,
возрастных
особенностей
детей,
целенаправленно
работаю
по
формированию
эстетического
вкуса
воспитанников, развитию разнообразных положительных качеств личности, в
т о м
ч и с л е
с а м о о р г а н и з а ц и и .
В
дополнительном
образовании
в
большинстве
случаев,
выбирая
направления своей деятельности приходиться разрабатывать самостоятельно
программу, в соответствии с нормативными документами дополнительного
образования. Моя программа предполагает работу детей с педагогом, а также
их самостоятельную творческую деятельность.
В программу включены следующие разделы:
-Изобразительное искусство;
-Лепка;
-Работа с бумагой;
-Аэрография;
-Художественно-оформительская деятельность;
-Выставки, экскурсии.
В своей педагогической деятельности я использую не только учебное время
для
организации
воспитательного
процесса,
но
и
разнообразные
формы
внеклассной
деятельности,
организую
праздники,
выезды
в
музеи
и
выставочные залы города.
Мои учащиеся активно и с интересом участвуют в районных, городских,
региональных, во всероссийских и международных конкурсах, где занимают
призовые места.
Главное в моей работе то, что она ориентирована на результат. Я не просто
обучаю учащихся, а стараюсь, чтобы они могли самостоятельно добиваться
больших творческих успехов.
Сенека
утверждал:
"Уча
других,
мы
учимся
сами".
Я
согласна
с
его
утверждением,
так
как
мне
как
педагогу
дополнительного
образования
постоянно приходится стремиться все вперед, самореализовываться, работать
над
ошибками,
исправлять
их,
и
сделать
образовательный
процесс
положительным, эмоциональным, интересным и результативным. А иначе
дети
не
пойдут
за
тобой.
Дополнительное
образование
-
это
школа
по
интересам.
И
моя
задача,
как
педагога
дополнительного
образования
-
заинтересовать детей, увлечь их, повести за собой в мир творчества.
Я учусь вместе с детьми. Мы вместе с ними ищем пути решения творческих
задач, творчески и духовно растем вместе.