Автор: Стоян Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ"Горловская СШИ №16"
Населённый пункт: г.Горловка
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль воспитателя в процессе развития социально-коммуникативных навыков посредством игр"
Раздел: среднее образование
Стоян Наталья Николаевна
Воспитатель ГКОУ»Горловская специальная школа-интернат №16»
Статья
"Роль воспитателя в процессе развития
социально- коммуникативных навыков посредством
игр"
Развитие социально- коммуникативных навыков у детей является
важной проблемой в педагогике. Ее актуальность возрастает в
современных условиях в связи с особенностями социального
окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит
воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во
взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в
содержании образовательной деятельности школьных учреждений
более пристальное внимание должно быть уделено достижению
целей и решению задач социально- коммуникативного развития.
С ростом технического прогресса образ нашей жизни неуклонно
меняется. Стоит только взглянуть на детей, которые уже с малого
возраста лучше многих взрослых справляются с планшетом,
телефоном и компьютером. И многие родители, не скрывая
гордости, хвастаются знакомым и друзьям, как их малыш ловко
справляется с ними. Все ли так однозначно?
Стоит просто задать себе вопрос, а сколько времени ребенок тратит
на коллективные игры со сверстниками, общение с родителями и
друзьями? Ученые и педагоги с тревогой предупреждают о влиянии
гаджетов на развитие ребенка в социальном плане. Такого рода
техника препятствует выработке у детей чувства сострадания,
сожаления по отношению к другим, а все по тому, что они меньше
времени проводят в общении с людьми. Это в свою очередь
порождает проблемы в социуме и коммуникации. Ведь в сложном
процессе становления личности человека немало зависит от того,
как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое
место в жизни и реализовать собственный потенциал.
В системе школьного образования в условиях реализации ФГОС,
основной формой и ведущим видом деятельности во всех
образовательных областях является игра, которая обеспечивает
социально-коммуникативное развитие детей и способствует
формированию полноценной личности, способной жить и работать
в современном обществе. позволяет сделать интересными и
увлекательными не только работу учащихся на творческо-
поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов.
Общение является важным элементом любой игры. Во время игры
происходит социальное, эмоциональное и психическое становление
ребенка.
Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и
участвовать в воображаемой социальной жизни.
В игре ребенок удовлетворяет присущую ему потребность в
межличностном общении и при этом обычно складываются
игровые группы, объединяющие детей по общим интересам,
взаимным симпатиям. В процессе игры между детьми
складываются два вида отношений: отношения, которые
определяются содержанием игры и реальные отношения, которые
проявляются по поводу игры. Именно посредством реальных
отношений дети взаимодействуют друг с другом, идут на контакт,
развивая тем самым коммуникативные умения.
Создание оптимальных условий для социально-
коммуникативного развития детей в игре, как и в других видах
деятельности, воспитателю принадлежит ведущая роль Игру
необходимо использовать как средство формирования способности
к общению, так как именно с помощью игры педагог способен
помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также
со сверстниками и взрослыми.
Воспитатель должен знать особенности организации игры в
детском коллективе. Это требует большого искусства,
профессионального мастерства и любви к де-
Руководя игрой, воспитатель всегда должен помнить о том, что
нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять
их непосредственность, радость от игры. Из приемов руководства
игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не
фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно
очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей,
направлять работу их мысли и воображения. Только при таком
руководстве успешно развивается игровое творчество
Наиболее эффективным способом руководства является участие
самого педагога в игре. Воспитатель играет вместе с детьми, дает
им советы. Через выполняемую роль он воздействует на развитие
содержания игры, помогает включению в неё всех детей, особенно
робких. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти
отношения закреплялись, становились реальными отношениями
детей и вне игры. Педагог оказывает воспитывающее воздействие
через роли, выполняемые детьми. Чтобы найти правильный путь
влияния на детскую игру, надо понимать ее, уметь наблюдать
играющих детей. Изучение игры и воспитание детей в игре
неразрывно слиты в едином педагогическом процессе.
Используя игровые ситуации, педагог создает условия для
естественного общения детей и обучения взаимодействию.
Наиболее распространенными игровыми методами являются:
•
Словесные игры, которые дают богатый материал для
диалогической речи, воспитывают внимательность к репликам
партнёров по игре
•
Подвижные игры. Правила игры способствуют приучению
детей к соблюдению очерёдности реплик, к внимательному
выслушиванию друг друга.
•
Сюжетно- ролевые игры. Способствуют закреплению навыков
межличностного общения, совершенствованию разговорной речи,
социальному развитию посредством освоения новых ролей.
•
Игры драматизации. Ролевые диалоги в таких играх являются
показателем не только развития диалога детей, но и развития самой
игры.
•
Настольные игры. Развивают логическое мышление, навыки
работы в команде и уважение к сопернику, умение следовать
правилам игры.
Игры- тренинги на формирование самостоятельной личности,
готовой к жизни в современном обществе. следуя правилу:
«Каждому – конкретное дело», «Каждому – дело по плечу».
Командные игры для развития сотрудничества и доверия
Изучение игры и воспитание детей в игре неразрывно слиты в
едином педагогическом процессе.
Игровые технологии используют учителя на уроках, логопеды на
логопедических занятиях. Психолог. Родители. Мы работаем на
дистанционном обучении и понимаем, что у наших учащихся
слабый уровень коммуникации, речи дети мало играют.
(Привожу примеры из жизни воспитанников групп
В своей работе для развития коммуникативных навыков я
применяю различные игровые и практические ситуации, смысл,
которых понятен ребенку, близок его личному опыту и требует
активных действий. В каждой ситуации я стараюсь заинтересовать
детей и эмоционально представить возникшую проблему,
требующую решения. Использую игры целью которых является
развитие умения ребенка вступать в разговор, обмениваться
чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно
выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Игры на сплочение коллектива
Игры «Визитная карточка»,
«
На что похоже настроение»
Тренинг
по сплочению "Мы вместе"
Дидактические игры развивают восприятие, образную память,
воображение. «Вежливые слова» , «Комплименты» «Позвони мне,
позвони» «Будем делать хорошо и не будем плохо»
Совершенствуют свои коммуникативные навыки ребята и в
сюжетно-ролевых играх: «Семья», «Больница», «Магазин»,
«Парикмахерская», «Маленькие помощники» «Пожарные» в
которых усваивают правила поведения. В процессе ролевых игр
дети воссоздают цепочки игровых действий, связанных с
определенной ролью. Делаем рисунки
Увлекаются дети играть в настольные игры
«Правда или действие», «Морской бой», «Шашки и шахматы» и
другие
Подвижные игры
В развитие творческой активности детей использую
театрализованные игры, игры — имитации. Очень любят дети эти
игры. Ребята знакомятся с несложными сюжетами сказок,
разыгрывают небольшие сценки, например «Колобок», «Репка»,
«Снегурочка». Совместно с детьми, мы обсуждаем героев, их
поведение, учимся распределять роли, отрабатываем мимику,
жесты. И это способствует участию детей и театральной
деятельности
Об игровых технологиях можно говорить долго и много. Как
показывает опыт, через игры, наши дети усваивают важнейшие
социальные навыки, адекватные нормы поведения. Умение жить в
обществе и найти в нем свое место – одна из важнейших
предпосылок самостоятельной жизни.
«Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту
атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы
бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке
жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы
детства». С.Т.Шацкий(Педагог-экспериментатор, автор трудов по
воспитанию).