Напоминание

Развитие семейных ценностей у детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей


Автор: Швыркова Александра Салаватовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №3"
Населённый пункт: Республика Татарстан, г.Чистополь
Наименование материала: статья
Тема: Развитие семейных ценностей у детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ "Гимназия№3"г.Чистополь

Швыркова Александра Салаватовна

Тема:

РАЗВИТИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Введение

Формирование

семейных

ценностей

у

детей-сирот

и

детей,

оставшихся без попечения родителей, является одной из ключевых

задач

социальной

педагогики

и

психологии.

Отсутствие

положительного

семейного

опыта,

нарушение

привязанности

и

дефицит эмоциональной поддержки в детском возрасте оказывают

долгосрочное

влияние

на

личностное

развитие,

способность

к

построению

близких

отношений

и

созданию

собственной

семьи

в

будущем.

В

данной

статье

рассматриваются

психолого-педагогические

аспекты развития семейных ценностей у

данной категории детей,

анализируются

методы

и

технологии,

применяемые

в

условиях

учреждений

интернатного

типа

и

замещающих

семей,

а

также

предлагаются практические рекомендации для специалистов.

1.

Теоретические

основы

формирования

семейных

ценностей

1.1.

Понятие

семейных

ценностей

в

психолого-

педагогическом контексте

Семейные ценности представляют собой систему устойчивых

представлений о значимости семьи, брака, родительства, взаимной

поддержки

и

эмоциональной

близости.

В

структуру

семейных

ценностей входят:

когнитивный компонент (знания о семейных ролях, нормах и

традициях);

эмоциональный

компонент

(чувство

принадлежности,

привязанность, любовь);

поведенческий

компонент

(навыки

взаимодействия

в

семье,

разрешения конфликтов).

Для детей-сирот формирование этих компонентов затруднено из-

за отсутствия модели здоровых семейных отношений.

1.2.

Особенности

восприятия

семьи

у

детей,

лишённых

родительского попечения

Исследования (например, работы А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых)

показывают, что у воспитанников детских домов часто формируется

искажённое представление о семье:

Идеализация – ожидание "идеальных" родителей, что приводит к

разочарованию в будущем.

Обесценивание – восприятие семьи как ненужного института из-

за негативного опыта.

Дефицит доверия – трудности в установлении близких отношений

из-за страха отвержения.

Эти особенности необходимо учитывать при разработке программ

по формированию семейных ценностей.

2. Факторы, влияющие на развитие семейных ценностей

2.1. Роль замещающей семьи

Передача ребёнка в замещающую семью (опекунскую, приёмную,

патронатную)

является

наиболее

эффективным

способом

формирования

адекватных

семейных

представлений.

Однако

успешность адаптации зависит от:

Готовности приёмных родителей к работе с травмированным

ребёнком.

Степени сохранности привязанности у ребёнка (по теории Дж.

Боулби).

Поддержки специалистов (психологов, социальных педагогов).

2.2. Влияние институционального воспитания

В

условиях

детского

дома

развитие

семейных

ценностей

осложняется:

Жёсткой регламентацией жизни, что препятствует формированию

автономности.

Дефицитом

индивидуального

внимания,

ведущим

к

эмоциональной холодности.

Ограниченными моделями поведения, так как персонал не может

заменить родителей.

Для

компенсации

этих

факторов

необходимо

внедрять

программы,

имитирующие

семейное

взаимодействие

(например,

"социальные гостиные", наставничество).

3. Методы формирования семейных ценностей

3.1. Психолого-педагогическое сопровождение

Эффективными методами работы являются:

Сказкотерапия

и

ролевые

игры

позволяют

проигрывать

семейные сценарии в безопасной среде.

Тренинги коммуникации – развитие навыков эмпатии, разрешения

конфликтов.

Семейно-ориентированная

терапия

коррекция

негативных

установок о семье.

3.2. Социальная адаптация через включение в общество

Важную роль играет:

Волонтёрство

в

семьях

взаимодействие

с

"нормативными"

семьями.

Менторские программы – поддержка взрослых наставников.

Подготовка к самостоятельной

жизни

– обучение бытовым и

социальным навыкам.

4. Практические рекомендации для специалистов

Индивидуальный подход – диагностика личностных особенностей

и уровня сформированности семейных ценностей у каждого ребёнка.

Работа с кровными семьями (если есть контакт) – восстановление

отношений при возможности.

Подготовка замещающих родителей – обучение основам детской

психологии.

Создание

"семейной

атмосферы"

в

учреждениях

введение

элементов самоорганизации, совместных традиций.

Заключение

Развитие

семейных

ценностей

у

детей-сирот

сложный,

но

необходимый процесс, требующий комплексного подхода. Успешность

формирования

позитивного

образа

семьи

зависит

от

сочетания

психолого-педагогических методов, социальной поддержки и создания

условий, приближенных к семейным. Важно не только дать детям

знания

о

семейных

ролях,

но

и

помочь

им

сформировать

эмоциональную привязанность, доверие и ответственность – ключевые

основы будущей гармоничной жизни.

Внедрение современных технологий сопровождения и активное

вовлечение общества в решение проблемы позволят снизить риски

социального сиротства в следующих поколениях.



В раздел образования