Напоминание

Современные методы и приемы коррекции звукопроизношения у детей с ТНР


Автор: Королева Анна Сергеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ РО "Цимлянская школа- интернат"
Населённый пункт: г. Цимлянск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Современные методы и приемы коррекции звукопроизношения у детей с ТНР
Раздел: начальное образование





Назад




Современные подходы к формированию

звукопроизношения у дошкольников с ТНР

На сегодняшний день примерно 50% детей в возрасте от3 до 5 лет имеют дефекты

звукопроизношения. Формирование произносительной стороны речи - это сложный

процесс, в ходе которого ребенок учиться воспринимать обращенную к нему звучащую

речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения. Речь формируется у

ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием и проходит ряд качественно разных

ступеней развития. Новорожденный может издавать непроизвольные звуки. Они являются

врожденными, одинаковыми для детей всех народов, несмотря на различия языков и

культур. Эти звуки являются предшественниками речи. Звуки речи - это особые сложные

образования, присущие только человеку.

Вопросами развития правильного звукопроизношения в дошкольном возрасте занимались

многие отечественные ученые, среди них можно отметить А.Н. Гвоздева, И.Е. Тихееву,

А.М. Бородич, М.Ф. Фомичеву.

Одним из условий для правильного формирования звукопроизношения является

достаточное развитие речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи,

ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады,

включающие сложный комплекс движений.

Нарушения звукопроизношения и способы устранения

Внешне дефекты в произношении звуков речи могут проявляться в одном из 3-х

вариантов.

1. Полное отсутствие звука(например: «Р»-ыба(рыба). Этот вид нарушений

звукопроизношения внешне полностью совпадает с «возрастным косноязычием», но в

отличие от него встречается в более позднем возрасте (после 5-6 лет).

2. Полная замена одного звука речи другим, обычно более простым по артикуляции.

Например: Ш-С (ШУБА-СУБА).

3. Искажённое произношение звуков. Например: горловое «р»; межзубное произношение

звуков.

Выделяют следующие причины, мешающие ребёнку с нормальным физическим слухом и

сохранным интеллектом овладению правильным звукопроизношением.

1. Трудности различения некоторых сходных по акустическим признакам звуков –

несформированность фонематического восприятия.

2. Выраженные дефекты в строении речевых органов (губ, зубов, челюстей, языка,

мягкого и твёрдого нёба)

3.Недостаточная подвижность губ и языка.

4.Отсутствие правильного образца для подражания.

В настоящее время очень редко встречаются неосложненные нарушения речи. Обычно

нарушения речи сочетаются с:

• Неврологической симптоматикой.

Ее проявления фиксируются в изменении мышечного тонуса. Один из видов патологии -

гипертонус - это повышенный тонус в мышцах языка, губ, лица, а также в мышцах шеи.

Другим видом патологии мышечного тонуса является его снижение, или гипотонус.

Изменения мышечного тонуса в мускулатуре артикуляционного аппарата также могут

выражаться в виде непостоянного, меняющегося характера мышечного тонуса -

мышечной дистонии.

• Поведенческими особенностями.

Наиболее встречаемое нарушение - это синдром дефицита внимания с

гиперактивностью (СДВГ). Выделяют три варианта течения этого синдрома в зависимости

от преобладающих признаков:

1) синдром гиперактивности без дефицита внимания;

2) синдром дефицита внимания без гиперактивности;

3) синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (на практике это

наиболее распространенный вариант).

• Нарушениями в строении и функционировании артикуляционного аппарата.

Дети с неправильным прикусом, укороченной подъязычной уздечкой,

Отсюда следует вывод: традиционные упражнения артикуляционной и дыхательной

гимнастики недостаточны для коррекции звукопроизношения. Здесь необходим

комплексный подход.

Что же входит в понятие «комплексный подход к коррекции звукопроизношения»?

• Логопедический массаж.

• Дыхательная гимнастика.

• Артикуляционная гимнастика.

• Пальчиковая гимнастика.

• Развитие фонематического восприятия.

• Нейропсихологическая коррекция.

• Речедвигательная ритмика.

Применение нетрадиционных технологий.

К логопедическому массажу можно отнести специальные приемы массажа языка, лица,

воротниковой зоны, массаж рук. Существуют различные виды данного массажа: ручной,

зондовый, точечный и др.

Дыхательная гимнастика. Произнесение большинства звуков русского языка требует

направленной воздушной струи. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает

ясную дикцию и четкое произношение звуков. На каждом занятии желательно выполнять

одно-два дыхательных упражнения. Упражнения выполняются обычно перед комплексом

артикуляционной гимнастики. Для эффективности эти упражнения рекомендуется

выполнять перед зеркалом, логопед использует специальные дидактические игры,

предметные и сюжетные картинки, стихи.

Артикуляционная гимнастика. Несомненно, традиционно базовым приемом

коррекции звукопроизношения была и остается артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики:

укрепление мышц артикуляционного аппарата;

развитие силы, подвижности и точности движений органов артикуляции;

объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады;

Существуют активная и пассивная артикуляционная гимнастика, традиционная и

нетрадиционная. Для каждого ребенка подбирается индивидуальный комплекс

упражнений, соответственно нарушению звукопроизношения. Упражнения необходимо

располагать в определенном порядке:

- от простого к сложному;

- от статики к динамике.

М. Ф. Фомичева указывала: «Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их

количество, а правильный подбор и качество выполнения». Упражнения выполняются

перед зеркалом, количество повторов варьируется в пределах от 5 до 7 раз.

Для эффективного выполнения артикуляционной гимнастики используются предметные и

сюжетные картинки, фотографии, дидактические игрушки, лого-игрушка "Квакушка-

говорушка ", "Обезьянка Чита", помощник "Звуковичок", красочные слайды, стихи и

сказки.

Пальчиковая гимнастика. Уровень развития речи детей находится в прямой

зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это заметили

еще в древности: в русском фольклоре и в фольклоре других стран (например, в

английском, болгарском и т. д.) существует множество игр и стихов, которые

сопровождаются движениями пальцев. В Японии с малышами начинают выполнять

гимнастику для пальчиков уже в два-три месяца.

У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недо-статочность

двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев

рук. У таких детей развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для

последующего формирования речи.

Даже нормально развивающемуся ребенку не помешает массаж рук в доречевом периоде,

а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и

речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать

ритм речи.

Пальчиковая гимнастика, так же как и артикуляционная, бывает активная и пассивная.

Упражнения сопровождаются стихами и потешками. Сначала следует выполнять

упражнения без речевого сопровождения. Затем рекомендуются пальчиковые игры,

синхронизированные с речью.

Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.

Одним из видов работы на этапе коррекции звукопроизношения является развитие у

ребенка умения улавливать разницу между правильным и дефектным звуками. При

замене ребенком одного звука другим логопед проводит дифференциацию на слух

нужного звука и его заменителя. Дидактическим материалом служат картинки-символы.

Используется картинный материал, предложенный М. Ф. Фомичевой или Т. А. Ткаченко.

На помощь приходят и современные логопедические компьютерные программы («Игры

для тигры», «Учимся говорить правильно»).

Нейропсихологической коррекция

Когда нарушение звукопроизношения осложнено неврологической симптоматикой либо

нарушением поведения, то положительной динамики можно достичь в комплексе с

нейропсихологической коррекцией.

Детская нейропсихология - наука о формировании функциональной мозговой организации

в онтогенезе (процессе развития). Возникла на пересечении нейропсихологии, детской

психоневрологии и возрастной психофизиологии.

Наш мозг можно условно разделить на три блока:

• Первый - энергетический блок — находится на нижнем уровне (ствол и подкорковые

структуры). Он отвечает за подачу энергии на два вышележащих уровня.

• Блок памяти, восприятия предметов и пространства занимает второй уровень в средних

отделах мозга (темя, виски, затылок). Здесь осуществляется прием, хранение и

переработка информации.

• На третьем уровне - передние (лобные) отделы мозга - блок программирования и

регуляции деятельности, которому принадлежат планирующие и смыслообразующие

функции.

Мозг ребенка развивается неравномерно, мозаично. Каждый из этих отделов может иметь

те или иные органические изменения и нарушения, может произойти задержка

функционирования какого-либо отдела.

Причины многообразны: от недостаточного снабжения кислородом во время

беременности до неправильного прохождения ребенком всех фаз развития: подъем

головы, сидение, ползание, вставание на ноги и т. п.

Нейропсихологическая коррекция строится с учетом индивидуальных особенностей

детей, предусматривается развитие всех необходимых функций

Например, нейропсихологическая программа Т. Н. Ланиной «Дель-фины» содержит

упражнения на развитие мелкой и общей моторики, артикуляционные упражнения,

которые помогают скорректировать речевое недоразвитие ребенка, в том числе и

произношение.

Важно помнить, что нейропсихологической коррекцией профессионально может

заниматься только квалифицированный нейропсихолог. С этим специалистом логопед

должен работать одновременно, постоянно обсуждая динамику коррекции каждого

ребенка, вырабатывая общую стратегию и решая общие задачи. При отсутствии

возможности сотрудничества с данным специалистом логопед может только частично

использовать игры и упражнения, разработанные нейропсихологами, на своих занятиях.

Речедвигательная ритмика - это система физиологически обусловленных двигательных

упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и

мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

Основные задачи, которые решает речедвигательная ритмика:

Развитие слухового внимания и памяти, пространственных представлений и навыков

зрительной ориентации на говорящего; развитие тонкой и общей моторики, координации

движений; развитие мимической мускулатуры, развитие произвольного внимания, темпа и

ритма дыхания, продолжительность выдоха, развитие орального праксиса, просодики

речи, формирование фонематического слуха.

Средствами речедвигательной ритмики являются:

• Двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса.

• Упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма,

самостоятельность, четкость и дифференцированность движений.

• Упражнения на развитие дыхания.

Речедвигательная ритмика - это система знаков.

Каждому звуку соответствует физиологически обусловленное определенное движение.

Сочетая произнесение звука с движением, можно добиться вызывания звука, а затем

эффективно автоматизировать звук в речи. Сопровождающее движение по мере

автоматизации звука постепенно убирается, оставляя закрепленное правильное

произношение звука.

Нетрадиционные технологии: биоэнергопластика, су-джок терапия, ЛЕГО технология,

кинезиологические упражнения, современные компьютерные программы.

Многие авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности,

стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Поэтому новым

и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата

с движениями кисти руки. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука

показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.

Работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от

языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмичных движений кистью

и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга

и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге,

будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению

звукопроизношения.

Эти упражнения оказывают эффект и на физическое и психическое состояние человека.

«Биоэнергопластика» включает в себя 3 базовых понятия: био -человек, как

биологический объект; энергия-сила, необходимая для выполнения определенных

действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется

непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга,

которые раньше не принимали участия в учении, и решить проблему неуспешности.

Коррекционно- развивающая работа направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Итак, осложненные речевые нарушения у детей требуют комплексного подхода при

коррекции звукопроизношения, где педагог будет грамотно сочетать традиционные и

инновационные методы и способы работы.



В раздел образования