Автор: Сыренова Соелма Валерьевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: Учитель-логопед
Населённый пункт: г. Нерюнгри
Наименование материала: учебно - методический материал
Тема: "Использвание информационно - коммуникативных технологий в работе учителя - логопеда"
Раздел: начальное образование
Использование информационно – коммуникативных технологий
в работе учителя – логопеда.
Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения
мотивации и индивидуализации обучения детей с ОВЗ, развития у них творческих
способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет
перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному,
при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это
способствует осознанному усвоению новых знаний.
Цель применения информационно – коммуникационных технологий:
развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью
улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение
уровня обучаемости учащихся имеющих низкий и ниже возрастной нормы уровень
познавательной сферы детей с ОВЗ.
Задачи
применения
информационно
–
коммуникационных
технологий
в
коррекционном обучении:
- развитие основных психических функций: мышление, внимание, память;
- формирование общеинтеллектуальных умений (операции сравнения, обобщения,
выделение
существенных
признаков
и
закономерностей,
анализа,
гибкость
мыслительных процессов);
- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
- развитие речи и словарного запаса учащихся;
- развитие быстроты реакции;
- формирование положительной мотивации к учению.
Умственное развитие ребенка – это непрерывная и неизменная последовательность
стадий, каждая из которых опирается на предыдущую.
Опираясь на опыт ведущих специалистов, применяя речевые карты при
диагностике детей, я выявила острые проблемы как в звукопроизношении, так и общем
речевом развитии.
Как же помочь ребенку, в преодолении речевых трудностей?
В своей работе применяю различные методы и приемы, использую ИКТ.
Образовательная система «EduQuest».
EduQuest разработан с учетом особенностей физиологического и когнитивного
развития детей. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 3-5 лет, а также
для детей с особыми потребностями.
Данная система вмещает в себя дидактические материалы, изготовленные из
натурального дерева, детальные планы уроков, обучающие дидактические карточки.
EduQuest
предоставляет
детям
безграничные
возможности
для
исследования
окружающего мира и всестороннего развития ребенка.
Мультимедийное программное обеспечение, интерактивный рабочий стол с двумя
пультами управления, состоящими из шести подсвечиваемых кнопок: кнопки с
направлениями для перемещения внутри системы; кнопка выбора (кнопка со
звездочкой) и кнопка возврата в предыдущее меню ( кнопка с синей стрелочкой) – это
основной набор инструментов системы EduQuest.
- десять тематических модулей, выстроенных в логической последовательности по мере
того, как ребенок познает окружающий мир;
- блоки заданий, посвященные определенной теме тематического модуля;
- интерактивные задания, входящие в состав лексической темы;
- дидактические материалы: учебные материалы, используемые на занятиях с детьми, а
именно: деревянные кубики, счетные палочки, геометрические фигуры; пазлы
нескольких видов; печатные дидактические карточки; книга историй EduQuest;
пластиковые рабочие коврики для заданий;
–
накладки:
моющиеся
рабочие
коврики,
располагающие
на
поверхности
интерактивного стола и изменяющиеся в зависимости от изучаемой темы или
выполняемого задания. Линейки – накладки располагаются в пазах рабочих ковриков и
изменяются в зависимости от выполняемого задания.
Среди большого количества предложенных модулей в системе EduQuest чаще всего
я использую 6 модулей, которые нравятся ребятам и позволяют охватить сразу
несколько направлений.
В тематическом модуле «Семья и друзья» происходит знакомство с членами
семьи и их семейными ролями через занимательные истории, игры и творческие
задания, а также развитие важных социально-коммуникативных компетенций.
В тематическом модуле «Буйство красок» дети с РАС изучают основные цвета, а
также цвета, которые образуются в процессе их смешивания, знакомятся с цветами
радуги и порядком их расположения.
В тематическом модуле
«Волшебная математика» дети изучают числа, счет,
сортировку и классификацию предметов, распознают формы, проводят измерения,
сравнивают, складывают и вычитают числа и знакомятся с другими элементарными
математическими представлениями.
В
тематическом
модуле
«Мир
вокруг
меня» вместе
со
Спарком
дети
отправляются в путешествие и знакомятся с окружающим миром, профессиями,
видами транспорта и многими другими интересными вещами. Задания, направленные
на поиск соответствий, сортировку предметов по определенному признаку и развитие
памяти способствуют активизации и расширению словарного запаса, развитию
логического и ассоциативного мышления.
В
тематическом
модуле
«Природа» дети
знакомятся
с
понятием
«одушевленные» и «неодушевленные» предметы и учатся различать их. Они также
учатся распознавать свои потребности и желания. В процессе просматривания
увлекательных видеосюжетов и выполнения заданий дети изучают животных и места
их обитания, а также влияние времен года на животных, растения и людей.
В тематическом модуле «Во саду ли, в огороде», путешествуя по лесу,
рассматривая деревья и их листья, изучая семена внутри плодов деревьев, дети
получают новые знания об окружающем их мире. Выполняя задания этого
тематического модуля, дети с РАС развивают любознательность, элементарные
математические представления, логическое мышление и память, воспитывают любовь к
природе и окружающему миру.
Заключение.
Опираясь на свой небольшой опыт могу сказать, что повышение качества
сопровождения детей с ОВЗ не только возможно, но и может быть эффективно
обеспечено в рамках дошкольного учреждения, если использовать EduQuest (ЭдуКвест)
технологию в условиях гибкой образовательной среды. Я уверена, что применение
данной технологии позволит специалистам эффективней развивать концентрацию и
коммуникативные способности детей с ОВЗ, повысит мотивацию к взаимодействию и
поможет таким детям быстрее адаптироваться и социализироваться в дальнейшей
жизни.