Автор: Москаленко Светлана Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 3 " ЗВЁЗДОЧКА"
Населённый пункт: Россия, Ростовская область, Пролетарск
Наименование материала: Игры детей дошкольног возраста
Тема: Игры детей раннего возраста с использованием компьютерных технологий
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ № 3 « ЗВЁЗДОЧКА» г. ПРОЛЕТАРСК
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«
ИГРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО
ВОЗРАСТА»
ВОСПИТАТЕЛЬ: МОСКАЛЕНКО С. А.
Тип проекта: долгосрочный ( 1.10.2024 по 15.05.2025г)
Цель: создание условий для формирования целостной картины мира у детей
через игровую деятельность.
Задачи проекта:
1.Раскрыть сущность и особенности предметно-отобразительной игры детей
младшего возраста; учить внимательно рассматривать игрушки, обогащать
словарный запас, развивать навыки фразовой и связной речи, побуждать к
высказываниям;
2.Развивать восприятие детей, способствовать связи восприятия со словом и
дальнейшим действием; учить детей использовать слова - названия для более
глубокого восприятия различных качеств предмета;
0.
Совершенствовать уровень накопленных практических навыков:
побуждать детей к использованию различных способов для достижения
цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и
«открытиям».
4.Воспитывать желание беречь игрушку и заботиться о ней
Актуальность проекта
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми
в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с
предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как
личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут
зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с
людьми.
Умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в
повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание
будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех
передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех
психических процессов - от элементарных до самых сложных. Огромное значение
игры для развития всех психики и личности ребёнка даёт основание считать, что
именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.
Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта
происходит лишь при условии собственной активности ребёнка в процессе его
деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает активный характер
приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические
приёмы обучения игре и управления игрой не достигают своей практической цели.
Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных
проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как
речь возникает и развивается в процессе общения.
Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает
развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть
практически сформирована. Кроме того, повышение речевой активности
невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации
Какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по повышению
речевой активности выбрать для работы с детьми младшего дошкольного
возраста?
Чтобы ответить на этот вопрос, проанализировала возрастные особенности детей
данного возраста: им трудно сосредоточиться на однообразной,
непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они
достаточно долгое время могут оставаться внимательными; внимание
вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до
тех пор, пока сохраняется интерес; поведение ситуативное и почти всегда
складывается из импульсивных поступков; детям раннего возраста свойственны
подражательность, лёгкая внушаемость; преобладает зрительно-эмоциональная
память и наглядно-действенное мышление.
Следовательно, игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках
которого происходит формирование и повышение речевой активности ребенка.
Поэтому, решая задачи развития речи детей раннего возраста необходимо
учитывать, что организуемая деятельность должна быть: во-
первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны
чередоваться); в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают
большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам
процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи
ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и
побуждать его к проговариванию).
В своей работе по развитию речи детей раннего возраста я использую следующие
формы совместной деятельности: игры-забавы и игры-хороводы на развитие
общения; игры на развитие мелкой моторики рук; дидактические игры и
упражнения; бытовые и игровые ситуации;
Развитие голосовых реакций и собственно речевой активности. Важным разделом
логопедической работы является стимуляция голосовых реакций, звуковой и
собственно речевой активности ребенка. Необходимо не просто стимулировать,
но и активизировать любые доступные ребенку голосовые, звуковые реакции и
речевые высказывания (слова и фразы). Для этого нужно создавать
педагогические условия, обеспечивающие поэтапное развитие и
совершенствование лексической стороны речи, а также усвоение грамматических
категорий.
Для повышения эффективности работы используются игры, создаются игровые
ситуации, где отрабатываемый лексико-грамматический материал включается не
только в речевую практику детей, но и во все виды их деятельности.
Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются
мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской
активности.
Первая группа- это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их
подготовке и проведении. Активность детей (при условии сформированности
определённого уровня игровых действий и умений) имеет инициативный,
творческий характер - ребята способны самостоятельно поставить игровую
цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач. В
самостоятельных играх создаются условия для проявления детьми инициативы,
которая всегда свидетельствует об определенном уровне развития интеллекта.
Игры этой группы, к которым можно отнести сюжетные и познавательные,
особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для
общего психического развития каждого ребёнка.
Активность детей в обучении играм носит в основном репродуктивный характер:
дети, решая игровые задачи с данной программой действий, лишь
воспроизводят способы их осуществления. На основе сформированности и
умения детей могут затевать самостоятельные игры, в которых будет больше
элементов творчества.
В группе игр с фиксированной программой действия относятся подвижные,
дидактические, музыкальные, игры - драматизации, игры- развлечения.
Кроме собственно игр следует сказать о так называемой не игровой
деятельности, протекающей не в игровой форме. Это могут быть особым
образом организованные начальные формы детского труда, некоторые виды
изобразительной деятельности, ознакомление с окружающем на прогулке.
Своевременное и правильное применение различных игр в воспитательной
практике обеспечивает решение задач поставленных «программой воспитания и
обучении в д /с» в наиболее приемлемой для детей форме. Нельзя не отметить,
что игры имеют существенное преимущество перед специально
организованными занятиями в том плане, что в них складываются более
благоприятные условия для проявления активного отражения в детской
самостоятельной деятельности общественно сложившегося опыта.
В понятие «творческая игра» входят сюжетно-ролевые игры, строительно-
конструктивные и театрализованные. В данных играх отражаются впечатления
детей об окружающей жизни, глубина понимания ими тех или иных жизненных
явлений. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество в этой
группе игр проявляются с особой полнотой.
Сюжетно-ролевая игра – основной вид игры ребенка дошкольного возраста, ей
присущи все основные черты игры в наибольшей полноте. Основной
особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой
ситуации, которая складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры – ряд событий,
объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается
содержание игры.
В сюжете используется два вида действий: оперативные и изобразительные «как
будто», соответствующие действиям взятой роли.
Сюжетно-ролевой игре присущи специфические мотивы: общий мотив –
стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослым; частный мотив
– интерес к событиям, действиям с предметами, стремление к совместной
деятельности, желание стать субъектом своей деятельности.
С возрастом игры меняются, возрастает богатство сюжетов. Условно все
сюжетные игры можно разделить на три группы в зависимости от сюжета:
бытовые игры, игры на тему труда, игры с общественной тематикой.
Известно, что игровая деятельность ребёнка весьма многогранна, так же как
разнообразны и игры. При всём том главенствующие значение отводится среди
них сюжетно- ролевым играм. Именно это вид игр воплощает в себе наиболее
значимые и существенные черты игры как деятельности. Учитывая её особую
значимость для детского развития, программа делает особый акцент на поэтапное
формирование у умственно отсталого ребенка сложенного механизма сюжетно-
ролевой игры.
Таким образом, раздел «Игра» включает три направления: обучение сюжетно -
ролевым играм, подвижным и дидактическим. Занятия по первому направлению
проводит дефектолог и воспитатель, а по двум другим - в основном (на
специальных занятиях) воспитателям.
Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на
ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом,
игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой
действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и
обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является
ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует
психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу
познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным,
вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность,
облегчает процесс усвоения знаний.
А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам
необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой
усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию
ребенка».
Можно выделить следующие виды дидактических игр: игры – путешествия, игры –
поручения, игры – предположения, игры – загадки, игры – беседы.
Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на
то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают
преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия
познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка
задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.
Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В
основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и
создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При
этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг
друга.
Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является
непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность.
Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и
мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы,
сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать
суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен
даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать
интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой,
содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным
возможностям детей.
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные
элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность
одновременно.
Необходимо помнить, что развитие речи дошкольников в ходе игровой
деятельности - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.
При всём своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они
отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной
деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям
радость, чувство удовольствия. Эти чувства, испытываемые ребёнком в игре,
вызываются процессом активного творчества, привлекательностью игровых
действий.
Все игры детей развиваются под руководством взрослых, воспитателя.
Воспитатели и родители знакомят детей с окружающей жизнью, обогащают их
впечатлениями, оказывают помощь в организации и проведении игр.
Таким образом, детские игры – это особый тип деятельности ребенка,
воплощающий в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной
действительности и имеющий свое специфическое содержание и строение -
особый предмет и мотивы деятельности, и особую систему действий.
Ожидаемый результат:
- усвоение существительного с обобщающим понятием «игрушки»; понимание
игровых зон в группе;
- проявление интереса к экспериментированию и игровым действиям с
различными игрушками;
- овладение знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении
игрушек, игровыми умениями;
- бережное отношение к игрушкам;
- развитие речевой активности детей в различных видах деятельности;
- вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ;
- повышение педагогической компетентности родителей в вопросах значения игры
и игрушек в жизни ребенка.
Развитие интегративных качеств детей
- Любознательный, активный;
- Эмоционально отзывчивый;
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и
сверстниками;
- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на
основе первичных ценностных представлений;
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные
возрасту;
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
Основные формы реализации проекта :
Игры, направленные на всестороннее развитие ребенка;
Чтение и обсуждение художественной литературы;
Создание педагогических ситуаций;
Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций;
Продуктивная деятельность;
Слушанье и обсуждение народной, детской музыки;
Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, песен;
Комплексные –игровые занятия по всем образовательным областям
Участники проекта
Дети первой младшей группы, воспитатели, родители.
Этапы реализации проекта:
1.
Подготовительный этап
- Составить картотеку игр (подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых) и
физкультминуток.
- Подобрать литературу по теме: «Игры детей раннего возраста».
- Разработать цикл занятий с детьми.
- Подобрать материал для совместной образовательной деятельности с детьми
(игры, стихотворения).
- Пополнить предметно-развивающую среду в группе.
0.
Основной этап
Виды детской
деятельности
Сроки
Мероприятия
Игровая деятельность
в теч.
Игры с мячом: «Сбей кеглю»,
года
«Догони мяч», «Поймай мяч»,
Подвижные игры: «Спрячь куклу Машу», «Найди куклу», « Мой
веселый звонкий мяч», «Ловишки», «У медведя во бору»
Сюжетно-ролевые игры: «Моя семья», «У Мишки в гостях», « У
Ляли болят зубы»
Дидактические игры: «»Собачка лает», «Лохматый пес»,
«Собачка»,« Собери машину», «Что пропало?», « Чудесный
мешочек», « Бу кем?», «Бу нәрсә?”
Познавательная
деятельность
в теч.
года
Рассматривание сюжетных картинок по теме « Игрушки»
Коммуникативная
деятельность
в теч.
года
Беседа по теме « Моя любимая игрушка»
Беседа « Береги игрушки»
Восприятие
художественной
литературы
в теч.
года
Чтение стихотворений :А. Барто из цикла
« Игрушки» , Е.Чарушина, З.Александрова; С.Михалкова
«Трезор»; чтение рассказа Л.Н. Толстого «Был у Пети и Миши
конь»
Конструирование
в теч.
года
Игры с конструктором Лего, кубиками. «Построй башню», «
Заборчик для собачки»
Изобразительная
деятельность
в теч.
года
Рисование :« Разноцветные мячи», «Колеса для машины», « Бусы
для куклы».
Лепка: «Мячи»,
Музыкальная деятельность
в теч.
года
Музыкальные игры: «Мишенька»,
«С куклой», « Паровозик»,
« Веселый бубен»
Двигательная активность
в теч.
года
Игровые упражнения: « Попади в круг», « Доползи до
погремушки», « Кот и мыши», «Воробушки и автомобиль»
Физкультминутки: «Мишка по лесу гулял»
Самообслуживание
в теч.
года
Игра-поручение « Кто быстрее соберет игрушки?», «Принеси мне
игрушку (по описанию)»
Взаимодействие с родителями:
- Анкетирование родителей на тему: «Роль игрушки в развитии ребенка».
- Оформление альбома «Играем дома».
- Выставка с участием родителей: «Игрушки – мои лучшие друзья».
- Родительское собрание на тему «Роль игрушки в развитии ребенка».
- Папка передвижка «Игры детей раннего возраста».
- Фотовыставка для родителей: «Любимые игрушки малышей».
- Консультации для родителей « Игровая деятельность детей от перехода раннего
возраста к дошкольному детству»
0.
Заключительный этап.
Фотоколлаж группы « Играя, развиваемся» - апрель
Итоговое развлечение в 1 младшей группе на тему: «Любимые игрушки» - май
Вывод
Таким образом, игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного
возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как
носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные
отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности
определенные правила. Главное изменение в поведении состоит в том, что
желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое
выполнение правил игры.
Для ребенка игра - способ самореализации и самовыражения. У каждого
малыша свой мир игры, и, попадая в общество сверстников, он открывает для
себя «миры» других детей.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в
том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам,
причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это
делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным. Поэтому игра - это
практически единственная область, где дошкольник может проявить свою
инициативу и творческую активность.
Использовались материалы: Стихи А. Барто, С. Маршак, З. Александрова,
Чарушина.
Дидактические игры, подвижнные игры, сюжетно - ролевые.