Напоминание

Игры детей раннего возраста с использованием компьютерных технологий


Автор: Москаленко Светлана Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 3 " ЗВЁЗДОЧКА"
Населённый пункт: Россия, Ростовская область, Пролетарск
Наименование материала: Игры детей дошкольног возраста
Тема: Игры детей раннего возраста с использованием компьютерных технологий
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ № 3 « ЗВЁЗДОЧКА» г. ПРОЛЕТАРСК

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

«

ИГРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО

ВОЗРАСТА»

ВОСПИТАТЕЛЬ: МОСКАЛЕНКО С. А.

Тип проекта: долгосрочный ( 1.10.2024 по 15.05.2025г)

Цель: создание условий для формирования целостной картины мира у детей

через игровую деятельность.

Задачи проекта:

1.Раскрыть сущность и особенности предметно-отобразительной игры детей

младшего возраста; учить внимательно рассматривать игрушки, обогащать

словарный запас, развивать навыки фразовой и связной речи, побуждать к

высказываниям;

2.Развивать восприятие детей, способствовать связи восприятия со словом и

дальнейшим действием; учить детей использовать слова - названия для более

глубокого восприятия различных качеств предмета;

0.

Совершенствовать уровень накопленных практических навыков:

побуждать детей к использованию различных способов для достижения

цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и

«открытиям».

4.Воспитывать желание беречь игрушку и заботиться о ней

Актуальность проекта

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми

в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с

предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как

личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут

зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с

людьми.

Умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в

повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание

будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех

передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех

психических процессов - от элементарных до самых сложных. Огромное значение

игры для развития всех психики и личности ребёнка даёт основание считать, что

именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта

происходит лишь при условии собственной активности ребёнка в процессе его

деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает активный характер

приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические

приёмы обучения игре и управления игрой не достигают своей практической цели.

Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных

проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как

речь возникает и развивается в процессе общения.

Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает

развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть

практически сформирована. Кроме того, повышение речевой активности

невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации

Какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по повышению

речевой активности выбрать для работы с детьми младшего дошкольного

возраста?

Чтобы ответить на этот вопрос, проанализировала возрастные особенности детей

данного возраста: им трудно сосредоточиться на однообразной,

непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они

достаточно долгое время могут оставаться внимательными; внимание

вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до

тех пор, пока сохраняется интерес; поведение ситуативное и почти всегда

складывается из импульсивных поступков; детям раннего возраста свойственны

подражательность, лёгкая внушаемость; преобладает зрительно-эмоциональная

память и наглядно-действенное мышление.

Следовательно, игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках

которого происходит формирование и повышение речевой активности ребенка.

Поэтому, решая задачи развития речи детей раннего возраста необходимо

учитывать, что организуемая деятельность должна быть: во-

первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);

во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны

чередоваться); в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают

большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам

процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи

ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и

побуждать его к проговариванию).

В своей работе по развитию речи детей раннего возраста я использую следующие

формы совместной деятельности: игры-забавы и игры-хороводы на развитие

общения; игры на развитие мелкой моторики рук; дидактические игры и

упражнения; бытовые и игровые ситуации;

Развитие голосовых реакций и собственно речевой активности. Важным разделом

логопедической работы является стимуляция голосовых реакций, звуковой и

собственно речевой активности ребенка. Необходимо не просто стимулировать,

но и активизировать любые доступные ребенку голосовые, звуковые реакции и

речевые высказывания (слова и фразы). Для этого нужно создавать

педагогические условия, обеспечивающие поэтапное развитие и

совершенствование лексической стороны речи, а также усвоение грамматических

категорий.

Для повышения эффективности работы используются игры, создаются игровые

ситуации, где отрабатываемый лексико-грамматический материал включается не

только в речевую практику детей, но и во все виды их деятельности.

Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются

мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской

активности.

Первая группа- это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их

подготовке и проведении. Активность детей (при условии сформированности

определённого уровня игровых действий и умений) имеет инициативный,

творческий характер - ребята способны самостоятельно поставить игровую

цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач. В

самостоятельных играх создаются условия для проявления детьми инициативы,

которая всегда свидетельствует об определенном уровне развития интеллекта.

Игры этой группы, к которым можно отнести сюжетные и познавательные,

особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для

общего психического развития каждого ребёнка.

Активность детей в обучении играм носит в основном репродуктивный характер:

дети, решая игровые задачи с данной программой действий, лишь

воспроизводят способы их осуществления. На основе сформированности и

умения детей могут затевать самостоятельные игры, в которых будет больше

элементов творчества.

В группе игр с фиксированной программой действия относятся подвижные,

дидактические, музыкальные, игры - драматизации, игры- развлечения.

Кроме собственно игр следует сказать о так называемой не игровой

деятельности, протекающей не в игровой форме. Это могут быть особым

образом организованные начальные формы детского труда, некоторые виды

изобразительной деятельности, ознакомление с окружающем на прогулке.

Своевременное и правильное применение различных игр в воспитательной

практике обеспечивает решение задач поставленных «программой воспитания и

обучении в д /с» в наиболее приемлемой для детей форме. Нельзя не отметить,

что игры имеют существенное преимущество перед специально

организованными занятиями в том плане, что в них складываются более

благоприятные условия для проявления активного отражения в детской

самостоятельной деятельности общественно сложившегося опыта.

В понятие «творческая игра» входят сюжетно-ролевые игры, строительно-

конструктивные и театрализованные. В данных играх отражаются впечатления

детей об окружающей жизни, глубина понимания ими тех или иных жизненных

явлений. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество в этой

группе игр проявляются с особой полнотой.

Сюжетно-ролевая игра – основной вид игры ребенка дошкольного возраста, ей

присущи все основные черты игры в наибольшей полноте. Основной

особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой

ситуации, которая складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры – ряд событий,

объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается

содержание игры.

В сюжете используется два вида действий: оперативные и изобразительные «как

будто», соответствующие действиям взятой роли.

Сюжетно-ролевой игре присущи специфические мотивы: общий мотив –

стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослым; частный мотив

– интерес к событиям, действиям с предметами, стремление к совместной

деятельности, желание стать субъектом своей деятельности.

С возрастом игры меняются, возрастает богатство сюжетов. Условно все

сюжетные игры можно разделить на три группы в зависимости от сюжета:

бытовые игры, игры на тему труда, игры с общественной тематикой.

Известно, что игровая деятельность ребёнка весьма многогранна, так же как

разнообразны и игры. При всём том главенствующие значение отводится среди

них сюжетно- ролевым играм. Именно это вид игр воплощает в себе наиболее

значимые и существенные черты игры как деятельности. Учитывая её особую

значимость для детского развития, программа делает особый акцент на поэтапное

формирование у умственно отсталого ребенка сложенного механизма сюжетно-

ролевой игры.

Таким образом, раздел «Игра» включает три направления: обучение сюжетно -

ролевым играм, подвижным и дидактическим. Занятия по первому направлению

проводит дефектолог и воспитатель, а по двум другим - в основном (на

специальных занятиях) воспитателям.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на

ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом,

игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой

действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и

обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является

ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует

психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу

познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным,

вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность,

облегчает процесс усвоения знаний.

А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам

необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой

усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию

ребенка».

Можно выделить следующие виды дидактических игр: игры – путешествия, игры –

поручения, игры – предположения, игры – загадки, игры – беседы.

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на

то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают

преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия

познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка

задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.

Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В

основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и

создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При

этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг

друга.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является

непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность.

Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и

мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы,

сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать

суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен

даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать

интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой,

содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным

возможностям детей.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные

элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность

одновременно.

Необходимо помнить, что развитие речи дошкольников в ходе игровой

деятельности - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.

При всём своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они

отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной

деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям

радость, чувство удовольствия. Эти чувства, испытываемые ребёнком в игре,

вызываются процессом активного творчества, привлекательностью игровых

действий.

Все игры детей развиваются под руководством взрослых, воспитателя.

Воспитатели и родители знакомят детей с окружающей жизнью, обогащают их

впечатлениями, оказывают помощь в организации и проведении игр.

Таким образом, детские игры – это особый тип деятельности ребенка,

воплощающий в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной

действительности и имеющий свое специфическое содержание и строение -

особый предмет и мотивы деятельности, и особую систему действий.

Ожидаемый результат:

- усвоение существительного с обобщающим понятием «игрушки»; понимание

игровых зон в группе;

- проявление интереса к экспериментированию и игровым действиям с

различными игрушками;

- овладение знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении

игрушек, игровыми умениями;

- бережное отношение к игрушкам;

- развитие речевой активности детей в различных видах деятельности;

- вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ;

- повышение педагогической компетентности родителей в вопросах значения игры

и игрушек в жизни ребенка.

Развитие интегративных качеств детей

- Любознательный, активный;

- Эмоционально отзывчивый;

- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и

сверстниками;

- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на

основе первичных ценностных представлений;

- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные

возрасту;

- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Основные формы реализации проекта :

Игры, направленные на всестороннее развитие ребенка;

Чтение и обсуждение художественной литературы;

Создание педагогических ситуаций;

Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций;

Продуктивная деятельность;

Слушанье и обсуждение народной, детской музыки;

Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, песен;

Комплексные –игровые занятия по всем образовательным областям

Участники проекта

Дети первой младшей группы, воспитатели, родители.

Этапы реализации проекта:

1.

Подготовительный этап

- Составить картотеку игр (подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых) и

физкультминуток.

- Подобрать литературу по теме: «Игры детей раннего возраста».

- Разработать цикл занятий с детьми.

- Подобрать материал для совместной образовательной деятельности с детьми

(игры, стихотворения).

- Пополнить предметно-развивающую среду в группе.

0.

Основной этап

Виды детской

деятельности

Сроки

Мероприятия

Игровая деятельность

в теч.

Игры с мячом: «Сбей кеглю»,

года

«Догони мяч», «Поймай мяч»,

Подвижные игры: «Спрячь куклу Машу», «Найди куклу», « Мой

веселый звонкий мяч», «Ловишки», «У медведя во бору»

Сюжетно-ролевые игры: «Моя семья», «У Мишки в гостях», « У

Ляли болят зубы»

Дидактические игры: «»Собачка лает», «Лохматый пес»,

«Собачка»,« Собери машину», «Что пропало?», « Чудесный

мешочек», « Бу кем?», «Бу нәрсә?”

Познавательная

деятельность

в теч.

года

Рассматривание сюжетных картинок по теме « Игрушки»

Коммуникативная

деятельность

в теч.

года

Беседа по теме « Моя любимая игрушка»

Беседа « Береги игрушки»

Восприятие

художественной

литературы

в теч.

года

Чтение стихотворений :А. Барто из цикла

« Игрушки» , Е.Чарушина, З.Александрова; С.Михалкова

«Трезор»; чтение рассказа Л.Н. Толстого «Был у Пети и Миши

конь»

Конструирование

в теч.

года

Игры с конструктором Лего, кубиками. «Построй башню», «

Заборчик для собачки»

Изобразительная

деятельность

в теч.

года

Рисование :« Разноцветные мячи», «Колеса для машины», « Бусы

для куклы».

Лепка: «Мячи»,

Музыкальная деятельность

в теч.

года

Музыкальные игры: «Мишенька»,

«С куклой», « Паровозик»,

« Веселый бубен»

Двигательная активность

в теч.

года

Игровые упражнения: « Попади в круг», « Доползи до

погремушки», « Кот и мыши», «Воробушки и автомобиль»

Физкультминутки: «Мишка по лесу гулял»

Самообслуживание

в теч.

года

Игра-поручение « Кто быстрее соберет игрушки?», «Принеси мне

игрушку (по описанию)»

Взаимодействие с родителями:

- Анкетирование родителей на тему: «Роль игрушки в развитии ребенка».

- Оформление альбома «Играем дома».

- Выставка с участием родителей: «Игрушки – мои лучшие друзья».

- Родительское собрание на тему «Роль игрушки в развитии ребенка».

- Папка передвижка «Игры детей раннего возраста».

- Фотовыставка для родителей: «Любимые игрушки малышей».

- Консультации для родителей « Игровая деятельность детей от перехода раннего

возраста к дошкольному детству»

0.

Заключительный этап.

Фотоколлаж группы « Играя, развиваемся» - апрель

Итоговое развлечение в 1 младшей группе на тему: «Любимые игрушки» - май

Вывод

Таким образом, игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного

возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как

носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные

отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности

определенные правила. Главное изменение в поведении состоит в том, что

желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое

выполнение правил игры.

Для ребенка игра - способ самореализации и самовыражения. У каждого

малыша свой мир игры, и, попадая в общество сверстников, он открывает для

себя «миры» других детей.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в

том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам,

причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это

делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным. Поэтому игра - это

практически единственная область, где дошкольник может проявить свою

инициативу и творческую активность.

Использовались материалы: Стихи А. Барто, С. Маршак, З. Александрова,

Чарушина.

Дидактические игры, подвижнные игры, сюжетно - ролевые.



В раздел образования