Напоминание

Нарушение слуха


Автор: Макина Мария Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Мбдоу "Детский сад №136"
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Нарушение слуха
Раздел: дошкольное образование





Назад





Основы специальной педагогики и психологии

Нарушение слуха

(глухие, оглохшие, слабослышащие)

г.Нижний Новгород 2016 г.


АКТУАЛЬНОСТЬ
Недостаток слуха влечет за собой речевые, интеллектуальные и тяжелые эмоциональные и социально-психологические дефекты развития. При нарушении слуха затрудняется формирование речи и словесного мышления, страдает развитие познавательной деятельности. В ходе всего учебно-воспитательного процесса особое внимание уделяется развитию речи детей, их остаточного слуха, мышления, формированию произносительной стороны речи. С 2-летнего возраста начинается целенаправленная работа по обучению слабослышащих детей грамоте.
Педагогическое воздействие направлено на обеспечение общего

развития

ребенка,

его

двигательной,

эмоционально-волевой

и интеллектуальной сферы.


ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно- логическое мышление – последовательные сту пени интеллектуального развития; 2. При полном выключении слухового анализатора тактильно- вибрационная чувствительность резко обостряется; 3. Давно усвоенные представления могут уподобляться новым, плохо запоминают объекты по частям; 4. Долгое время преобладает наглядно-образное мышление; в старшем школьном возрасте начинает формироваться абстрактно - понятийное мышление. 5. К моменту окончания школы недостаточно сформированы приемы построения логических заключений.
6. Образы художественной литературы, не всегда соответствуют описанию, чтобы передать содержание текста, они его учат наизусть; 7. Процессы овладения устной и письменной речью могут идти параллельно, а иногда навыки письменной речи усваиваются быстрее, нежели устной. 8. Отставание в овладении речью приводит к ограниченности социальных контактов; 9. Возникают трудности в обсуждении жизненных планов, описании событий внутренней жизни приводит к ограничениям социальных взаимодействий.
Мысли

формируются

на

основе

конкретных

образов,

представлений,

восприятий,

возникающих

благодаря

сохранившимся органам чувств (зрению, осязанию, тактильно

– вибрационным анализаторам).


ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ДЕТЕЙ

С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

ГЛУХИЕ

ОГЛОХШИЕ

СЛАБОСЛЫШАЩИЕ
I степень – 26 – 40 дБ, II степень – 41 – 56 дБ, III степень – 57 – 70 дБ, IV степень – 71 – 90 дБ, свыше 91 дБ – глухота
КЛАССИФИКАЦИЯ


I ГРУППА ДЕТЕЙ (ГЛУХИЕ)

Глухие

дети
– это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным, который не может быть самостоятельно использован ими для накопления речевого запаса.
Глухота

-
стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи даже на самом близком расстоянии от уха. При этом сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие неречевые звуки и некоторые речевые звуки на близком расстоянии. Они воспринимают только очень громкие звуки (силой от 70 – 80 дБ) в диапазоне не выше 2000 Гц. Обычно глухие лучше слышат более низкие звуки (до 500 Гц) и совсем не воспринимают высокие (свыше 2000 Гц). При этом разборчивое восприятие речи невозможно.
Глухота вызывает вторичные изменения в психическом развитии ребенка – более медленное и протекающее с большим своеобразием развитие речи.
Для психического развития глухих детей, как и всех других,

имеющих нарушения слуха, является чрезвычайно значимым,

как организуется процесс их воспитания и обучения с раннего

детства, насколько в этом процессе учитывается своеобразие

психического

развития,

насколько

систематич е ски

р е а л и зу ют с я

с о ц и а л ь н о - п ед а го г и ч е с к и е

с р е д с т в а ,

обеспечивающие компенсаторное* развитие ребенка.
*В качестве компенсирующих каналов при обучении и развитии глухих детей выступают такие сенсорные системы, как зрительная, кожная, двигательная, тактильная, остаточный слух .
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ


БУКВАРИ ДЛЯ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ


ПРИЧИНЫ ГЛУХОТЫ
1.Наследственность (врожденное нарушение); 2.Алкогольная и иная интоксикация в период беременности; 3.Отклонения, связанные с беременностью и родами (инфекционное заболевание мамы, родовые травмы, прием беременной женщиной запрещенных медицинских препаратов); 4.Детские инфекционные заболевания (менингит, скарлатина, энцефалит, осложнение гриппа, паротит, свинка); 5.Черепно-мозговые травмы в раннем возрасте; 6.Хроническое воспаление уха; 7.Неправильное медикаментозное лечение

II ГРУППА ДЕТЕЙ (ОГЛОХШИЕ)
Оглохшие дети – дети, потерявшие слух в более позднем возрасте (школьном или дошкольном) вследствие какой-либо болезни или травмы и сохранившие в той или иной мере речь, приобретенную ими до возникновения глухоты.
Ранооглохшие

Позднооглохшие

Потеря слуха у таких детей бывает разная – тотальная, или близкая к глухоте. У детей может появиться тяжелая психическая реакция на то, что они не слышат многие звуки или слышат их искаженными, не понимают, что им говорят.
Проблема

состоит

в

том,

чтобы

научить

ребенка

воспринимать и понимать устную речь. Если у него имеются

достаточные остатки слуха, то это достигается с помощью

слухового аппарата

.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ

При малых остатках слуха обязательным становится восприятие речи с помощью слухового аппарата и чтения с губ говорящего. При тот альной гл у хо т е н у ж н о и с п о л ь з о в а т ь письменную речь и жестовую речь глухих.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ


III ГРУППА ДЕТЕЙ (СЛАБОСЛЫШАЩИЕ)
Слабослышащие дети, как правило, воспринимают широкий диапазон частот. Их подразделяют на две большие группы в зависимости от состояния их речи. Первая группа – это слабослышащие дети с развитой речью с незначительными нарушениями ее произносительной стороны Вторая группа – это дети со значительным речевым недоразвитием.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ
Слабослышащие дети могут обучаться в массовой школе. Родители часто отказываются от спецшколы и не замечают недостатков слуха своего ребенка. Первыми на них смогут обратить внимание учителя русского языка и литературы. Сигналами к возможным проблемам могут быть характерные недоразвития и ошибки в речи слабослышащих детей: •Ограниченный объем словарного запаса; •Нарушение звуко-буквенного состава слова: – замена: – звонких согласных глухими и наоборот, твердых согласных мягкими, свистящих – шипящими, пропуск звуков при скоплении нескольких согласных; особенности грамматического строя, неправильное использование предлогов и т.д.
В специальном педагогическом процессе должна обеспечиваться разносторонняя основа обучения слабослышащих детей. В связи с этим в учебный процесс включаются: работа по развитию навыков чтения; специальные занятия по технике речи, формирующие двигательную, кинестетическую базу в единстве с развитием оптико-акустических речевых представлений; работа по развитию и использованию остаточного слуха.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Исследователи Д. И. Тарасов, А. Н. Наседкин, В. Р. Лебедев, О. П. Токарев и др. пришли к выводу, что все причины и факторы нарушений слуха следует разделить на 3 группы:  наследственные нарушения  врожденные нарушения  приобретенные нарушения
ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ НАРУШЕНИЙ

СЛУХА

Таким образом, мы видим, что глухие и слабослышащие дети имеют различные особенности. Огромное значение играет возраст, в котором ребенок теряет слух: есть ли зачатки речи или ребенок не слышал никогда речь взрослого и звуки окружающего его мира. При проведении психотерапевтического лечения детей с целью лечебно-педагогического воздействия следует учитывать индивидуальные способности ребенка, задержку его психического развития и т. д.
ВЫВОД


СПАСИБО ЗА

ВНИМАНИЕ!


В раздел образования