Автор: Макина Мария Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Мбдоу "Детский сад №136" Населённый пункт: г.Нижний Новгород Наименование материала: Методическая разработка Тема: Нарушение слуха Раздел: дошкольное образование
АКТУАЛЬНОСТЬ
Недостаток
слуха
влечет
за
собой
речевые,
интеллектуальные
и
тяжелые
эмоциональные
и
социально-психологические
дефекты
развития.
При
нарушении
слуха
затрудняется
формирование
речи
и
словесного
мышления,
страдает
развитие
познавательной
деятельности.
В ходе всего учебно-воспитательного процесса особое внимание
уделяется развитию речи детей, их остаточного слуха, мышления,
формированию
произносительной
стороны
речи.
С
2-летнего
возраста
начинается
целенаправленная
работа
по
обучению
слабослышащих детей грамоте.
Педагогическое воздействие направлено на обеспечение общего
развития
ребенка,
его
двигательной,
эмоционально-волевой
и интеллектуальной сферы.
ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1.
Наглядно-действенное,
наглядно-образное
и
словесно-
логическое
мышление
–
последовательные
сту пени
интеллектуального развития;
2.
При
полном
выключении
слухового
анализатора
тактильно-
вибрационная чувствительность резко обостряется;
3.
Давно
усвоенные
представления
могут
уподобляться
новым,
плохо запоминают объекты по частям;
4.
Долгое
время
преобладает
наглядно-образное
мышление;
в
старшем
школьном
возрасте
начинает
формироваться
абстрактно - понятийное мышление.
5.
К
моменту
окончания
школы
недостаточно
сформированы
приемы построения логических заключений.
6.
Образы художественной литературы, не всегда соответствуют
описанию,
чтобы
передать
содержание
текста,
они
его
учат
наизусть;
7.
Процессы овладения устной и письменной речью могут идти
параллельно, а иногда навыки письменной речи усваиваются
быстрее, нежели устной.
8.
Отставание
в
овладении
речью
приводит
к
ограниченности
социальных контактов;
9.
Возникают
трудности
в
обсуждении
жизненных
планов,
описании событий внутренней жизни приводит к ограничениям
социальных взаимодействий.
Мысли
формируются
на
основе
конкретных
образов,
представлений,
восприятий,
возникающих
благодаря
сохранившимся органам чувств (зрению, осязанию, тактильно
– вибрационным анализаторам).
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
ГЛУХИЕ
ОГЛОХШИЕ
СЛАБОСЛЫШАЩИЕ
I степень – 26 – 40 дБ,
II степень – 41 – 56 дБ,
III степень – 57 – 70 дБ,
IV степень – 71 – 90 дБ,
свыше 91 дБ – глухота
КЛАССИФИКАЦИЯ
I ГРУППА ДЕТЕЙ (ГЛУХИЕ)
Глухие
дети –
это
дети
с
глубоким,
стойким
двусторонним
нарушением
слуха,
приобретенным
в
раннем
детстве
или
врожденным, который не может быть самостоятельно использован
ими для накопления речевого запаса.
Глухота
-
стойкая
потеря
слуха,
при
которой
невозможно
самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи
даже на самом близком расстоянии от уха. При этом сохраняются
остатки
слуха,
позволяющие
воспринимать
громкие
неречевые
звуки и некоторые речевые звуки на близком расстоянии.
Они воспринимают только очень громкие звуки (силой от 70 – 80 дБ)
в диапазоне не выше 2000 Гц.
Обычно глухие лучше слышат более низкие звуки (до 500 Гц)
и совсем не воспринимают высокие (свыше 2000 Гц).
При этом разборчивое восприятие речи невозможно.
Глухота вызывает вторичные изменения в психическом развитии
ребенка
–
более
медленное
и
протекающее
с
большим
своеобразием развитие речи.
Для психического развития глухих детей, как и всех других,
имеющих нарушения слуха, является чрезвычайно значимым,
как организуется процесс их воспитания и обучения с раннего
детства, насколько в этом процессе учитывается своеобразие
психического
развития,
насколько
систематич е ски
р е а л и зу ют с я
с о ц и а л ь н о - п ед а го г и ч е с к и е
с р е д с т в а ,
обеспечивающие компенсаторное* развитие ребенка.
*В качестве компенсирующих каналов при обучении и развитии
глухих детей выступают такие сенсорные системы, как зрительная,
кожная, двигательная, тактильная, остаточный слух
.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ
БУКВАРИ ДЛЯ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ
ПРИЧИНЫ ГЛУХОТЫ
1.Наследственность (врожденное нарушение);
2.Алкогольная и иная интоксикация в период беременности;
3.Отклонения, связанные с беременностью и родами (инфекционное
заболевание мамы, родовые травмы, прием беременной женщиной
запрещенных медицинских препаратов);
4.Детские
инфекционные
заболевания
(менингит,
скарлатина,
энцефалит, осложнение гриппа, паротит, свинка);
5.Черепно-мозговые травмы в раннем возрасте;
6.Хроническое воспаление уха;
7.Неправильное медикаментозное лечение
II ГРУППА ДЕТЕЙ (ОГЛОХШИЕ)
Оглохшие дети – дети, потерявшие слух в более позднем возрасте
(школьном или дошкольном) вследствие какой-либо болезни или
травмы и сохранившие в той или иной мере речь, приобретенную
ими до возникновения глухоты.
Ранооглохшие
Позднооглохшие
Потеря слуха у таких детей бывает разная –
тотальная, или
близкая к глухоте. У детей может появиться тяжелая психическая
реакция на то, что они не слышат многие звуки или слышат их
искаженными, не понимают, что им говорят.
Проблема
состоит
в
том,
чтобы
научить
ребенка
воспринимать и понимать устную речь. Если у него имеются
достаточные остатки слуха, то это достигается с помощью
слухового аппарата
.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ
При
малых
остатках
слуха
обязательным
становится
восприятие речи с помощью
слухового аппарата и чтения с
губ говорящего.
При
тот альной
гл у хо т е
н у ж н о
и с п о л ь з о в а т ь
письменную речь и жестовую
речь глухих.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ
III ГРУППА ДЕТЕЙ (СЛАБОСЛЫШАЩИЕ)
Слабослышащие
дети,
как
правило,
воспринимают
широкий
диапазон
частот.
Их
подразделяют
на
две
большие
группы
в
зависимости от состояния их речи.
Первая группа – это слабослышащие дети с развитой речью с
незначительными нарушениями ее произносительной стороны
Вторая
группа
–
это
дети
со
значительным
речевым
недоразвитием.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ
Слабослышащие дети могут обучаться в массовой школе. Родители
часто отказываются от спецшколы и не замечают недостатков слуха
своего ребенка. Первыми на них смогут обратить внимание учителя
русского языка и литературы.
Сигналами
к
возможным
проблемам
могут
быть
характерные
недоразвития и ошибки в речи слабослышащих детей:
•Ограниченный объем словарного запаса;
•Нарушение звуко-буквенного состава слова: – замена: – звонких
согласных
глухими
и
наоборот,
твердых
согласных
мягкими,
свистящих – шипящими, пропуск звуков при скоплении нескольких
согласных;
особенности
грамматического
строя,
неправильное
использование предлогов и т.д.
В специальном педагогическом процессе должна обеспечиваться
разносторонняя основа обучения слабослышащих детей. В связи с
этим в учебный процесс включаются: работа по развитию навыков
чтения;
специальные
занятия
по
технике
речи,
формирующие
двигательную,
кинестетическую
базу
в
единстве
с
развитием
оптико-акустических речевых представлений; работа по развитию
и использованию остаточного слуха.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Исследователи Д. И. Тарасов, А. Н. Наседкин, В. Р. Лебедев,
О.
П.
Токарев
и
др.
пришли
к
выводу,
что
все
причины
и факторы нарушений слуха следует разделить на 3 группы:
наследственные нарушения
врожденные нарушения
приобретенные нарушения
ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ НАРУШЕНИЙ
СЛУХА
Таким образом, мы видим, что глухие и слабослышащие дети имеют
различные
особенности.
Огромное
значение
играет
возраст,
в котором ребенок теряет слух: есть ли зачатки речи или ребенок не
слышал никогда речь взрослого и звуки окружающего его мира.
При
проведении
психотерапевтического
лечения
детей
с
целью
лечебно-педагогического
воздействия
следует
учитывать
индивидуальные способности ребенка, задержку его психического
развития и т. д.
ВЫВОД