Напоминание

Использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО


Автор: Невзорова Наталья Анатольевна
Должность: преподаватель художественных дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ п. Рощино"
Населённый пункт: п. Рощино, Челябинская область, Сосновский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств п. Рощино»

«Использование нетрадиционных

техник рисования на уроках ИЗО»

Методическая разработка

Автор: Невзорова Наталья Анатольевна,

преподаватель МБУ ДО «ДШИ п. Рощино»

п. Рощино, 2021 г

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение…………………………………………………………………..………3

Глава I.

Нетрадиционные техники рисования

……….………..…………....4

Глава II.

Использование нетрадиционных техник рисования на уроках

ИЗО.

……………………………………………………………………..……………7

Список литературы……………….…………………….……………………………12

Введение.

На начальном этапе обучения в детской школе искусств на уроках ИЗО

дети знакомятся с основами изобразительной деятельности, разнообразными

художественными работами и техниками. В процессе обучения необходимо

сохранять,

и

развивать

характерные

для

детей

младшего

возраста

непосредственность

восприятия,

богатство

воображения,

эмоциональное

отношение к цвету, увлеченность процессом изображения и умение в самой

натуре найти источник вдохновения.

В решении этих задач может помочь

знакомство с различными нетрадиционными техниками рисования

Цель данной работы:

-

разработать практические методы использования нетрадиционных техник

рисования на уроках ИЗО.

Задачи:

- раскрыть особенности различных техник рисования

- разработать методическое обеспечение для использования данных техник на

уроках ИЗО

- показать необходимость использования нетрадиционных техник в обучении

рисованию детей младшего возраста.

Система

творческих

заданий,

построенных

с

использованием

нетрадиционных техник рисования, позволяет:

-

развивать

у

детей

наблюдательность,

художественное

восприятие,

воображение и фантазию

-

расширить представлений о цвете, линии, форме, пространстве, фактуре,

их свойствах

-

развивать способность личностно воспринимать материал искусства и

реализовывать свои ощущения и возникшие образы в материале, уметь

передавать переживаемые чувства и эмоции

Учащиеся должны уметь:

-

использовать законы композиции в конкретном задании;

-

понимать зависимость декоративного оформления вещи от материала и

формы изделия;

-

использовать ранее полученные знания по теме «цвет» в практической

работе, для её гармоничного цветового решения;

-

выполнять несложные декоративные изделия в технике «батик»;

-

уметь самостоятельно выполнить и закончить вещь.

Глава 1. Нетрадиционные техники рисования

Монотипия

Монотипия (monos – единый и typos – оттиск, отпечаток) - вид печатной

графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и

гравёру Джованни Кастильоне. Среди наиболее известных мастеров: итальянец

Джованни Кастильоне, англичанин Уильям Блейк, француз Эдгар Дега,

соединивший монотипию с темперой («Концерт в кафе "Амбасадор"»).

На гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой

глянцевой бумаге - делается рисунок масляной или гуашевой краской. Конечно,

материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху

накладывается лист бумаги, и придавливается к поверхности. Получается

оттиск

в

зеркальном

отображении.

Всегда

только

один.

Количество красок в монотипии

-любое.

Бумагу предпочтительней брать

для

водных

красок

более

гладкую,

хотя

это

дело

творчества. Интересный эффект

можно достичь, разводя краски

на фактурной поверхности. И

при этом каждый такой оттиск

уникален, неповторим, является

волей случая.

Арина Даур

Э.Дега «Прима-балерина»

Разновидностью монотипии является диатипия (от греческого dia - сквозь,

через). Но между ними есть и существенные различия.

На гладкую поверхность наносится слой краски, сверху прикладывается лист,

на

котором

изображают

рисунок

остро

заточенным карандашом. На другой стороне

бумаги,

которая

была

прижата

к

краске,

получается

рисунок-оттиск

с

необычной

фактурой.

Рисунок получится слегка выпуклым, что

придаст

ему

некоторую

необычность

и

новизну. Часто в этом случае используют

цветную бумагу, но лучше отпечатать изображение на подготовленном фоне.

Интересные работы получаются в технике

водяной

печати. Подробно разработала приемы работы в технике

водяной печати художница Линда Маркус.

Техника заключается в том, что краска наливается на воду на

воду, а сверху кладет лист бумаги. Отсюда и название

«водяная печать», так как печатание происходит прямо с

водяной поверхности.

Картины, выполненные в этой технике, покоряют в первую

очередь своей многокрасочностью.

В технике водяной печати, как правило, создаются пейзажи. Иногда получаются

птицы или животные в движении (портреты или жанровые сцены создать,

конечно, невозможно).

Акватушь

Совсем иная по основным приемам работы техника акватуши. Это рисунок,

выполненный с помощью воды. На плотную

бумагу наносится гуашью крупный рисунок.

Затем, когда краска подсохнет, нужно покрыть

весь рисунок черной тушью и проявить в

ванночке с водой. Получится на черном фоне

белый рисунок, ведь гуашь легко смывается

водой, а черная тушь остается.

Александр Нифанов

Граттаж

Это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или

острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово «граттаж»

произошло от французского gratter — скрести,

царапать, поэтому другое название техники —

техника царапания.

Данный

способ

работы

хорошо

известен

профессионалам.

Чаще

других

граттаж

применяли графики начала XX в. В России под

названием

гратто-графии

подобную

технику

впервые

использовал

М.В.

Добужинский,

создавая

свои

фантастические,

повышенно

экспрессивные произведения. Применяет его

также литовский график Д.К. Тарабильдене, в частности, он обратился к

граттажу при работе над иллюстрациями к книге «Сто народных баллад».

Фротта

$

ж

Фротта

[

ж (фр. frottage — натирание, протирка) — техника переноса на лист

бумаги текстуры материала рельефа посредством натирающих движений не

заточенного карандаша. Фроттаж был изобретён художникм-сюрреалистом

Максом Эрнстом, широко использовавшим его в графике и живописи.

Для

создания своих образов он использовал фактуру различных предметов (ржавой

консервной банки, ткани, перьев, ракушек, кожи,

наждачной бумаги, засохшего хлеба).

Метод

лучше

всего

подходит

для

создания

абстрактных картин, но его можно использовать для

передачи

элементов

фактуры.

Например,

в

натюрморт

можно

ввести

оттиск,

снятый

со

столешницы или грубого куска ткани. С этой

методикой легко экспериментировать, поскольку

подходит

практически

любая

фактурная

поверхность – дерево, шероховатая стена, кружево,

листья, перья и т.д.

.

Макс Эрнст. „Земля, вид с Земли"

Техника резервирования контуров

Техника резервирования контуров (которые отделяют участки разных цветов и,

не позволяют краскам смешиваться) имеет много вариантов: резервным

составом может служить клей, свечка, масляная

пастель – словом, все, что отталкивает воду и, чем

можно рисовать.

Работа проходит в два этапа. В начале нужно создать

контуры рисунка с помощью клея, свечи, масла. Затем

просушить

рисунок.

Когда

контуры

высохли,

пространство

между

ними

покрывается

любыми

красками: гуашью, акварелью, цветными чернилами.

Эту технику использовал скульптор Генри Мур в

своих

рисунках.

Он

пользовался

методом

«браслетного» затенения (линии идут вокруг форм) с

нанесенной поверх акварелью.

Глава 2. Использование нетрадиционных техник рисования на уроках

ИЗО.

Задание 1. «Подводный мир»

Класс: 1-2

Техника: Монотипия

Материалы и инструменты: Стекло, лист бумаги (гладкой), гуашь, мыло,

кисть (рис.1)

Содержание: Вначале стекло покрывается тонким слоем мыла с помощью

губки или кисти (Мыльная пленка позволяет получить различные разводы,

подтеки, создающие впоследствии интересные эффекты на бумаге). Затем

быстро наносится гуашь. Она должна быть жидкой, но не прозрачной. Можно

сделать изображение (рис.2). Поверх краски накладывается лист бумаги, и

разглаживается (рис.3). Затем бумагу нужно аккуратно снять, и просушить

(рис.4).

рис.1 рис.2 рис.3 рис.4

Фон для «Подводного мира» готов. Теперь на бумаге

можно

изобразить

рыб,

морских

обитателей,

водоросли.

Варианты задания: «Зима», «Космос», «Сказочная ночь», «Волшебный лес» и

т. д.

Задание 2. «Осенний лес»

Класс: 1-2

Техника: Монотипия

Материалы и инструменты: Стекло, лист бумаги (пористой), масляные

краски, разбавитель, кисть, валик.

Содержание: Масляные краски развести до жидкого состояния (лучше брать не

больше двух-трех цветов). Стекло протереть разбавителем. Затем на стекле

сделать рисунок масляными красками и быстро приложить лист бумаги. Бумагу

сверху прокатать валиком (можно использовать фотографический валик) или

разгладить обычной ложкой. Затем лист бумаги нужно аккуратно снять.

Получившийся оттиск можно доработать, дорисовать детали.

Варианты задания: «Букет цветов», «Цирк», «Зоопарк» и т.д.

Задание 3. «Наши питомцы»

Класс: 1-2

Техника: Диатипия

Материалы и инструменты: Стекло, лист бумаги (пористой), масляные

краски, разбавитель, кисть, валик (рис.1)

Содержание: Специальным роликом или тампоном из ткани, наносится легкий

слой краски на стекло или гладкую поверхность картонной папки. Сверху

накладывают лист бумаги, и начинают рисовать. Рисуют карандашом, или

просто заостренной палочкой, стараясь не давить сильно руками на бумагу

(рис.2) На той стороне, которая была прижата к стеклу или картону, получится

оттиск - зеркальное повторение рисунка с интересной фактурой и цветным

фоном (рис.3)

Можно работать и с двумя красками. Если нужно получить прямое

воспроизведение рисунка на цветном фоне, рисуют картину прямо на кальке.

Кальку кладут поверх подготовленной для отпечатка бумаги лицом вниз, то

есть изображением и обводят контуры рисунка заостренной палочкой

рис.1 рис.2 рис.3

Варианты задания: «Море», «Зимний лес», «Городской пейзаж»

Задание 4. «Сказочное дерево»

Класс: 1-2

Техника: акватушь

Материалы и инструменты: Лист бумаги, гуашь, тушь, кисть, ванночка с

водой.

Содержание: Нужно развести гуашь и широкими мазками сделать на бумаге

рисунок. Желательно, чтобы он был крупным.

Когда гуашь подсохнет, покрыть весь лист черной тушью (последняя сохнет

быстро, если ее слой не слишком толст).

А затем проявите рисунок в ванночке с водой. В воде гуашь смывается с

бумаги, а тушь - лишь частично. И остается на черном фоне интересный белый

рисунок со слегка размытыми контурами. Бумага, естественно, должна быть

плотной, чтобы не разорваться при намокании.

Варианты задания: «Озеро», «Город»

Задание 5. «Волшебный пейзаж»

Класс: 3

Техника: водяная печать

Материалы и инструменты: Лист бумаги (пористая), масляные краски,

разбавитель (скипидар), ванночка с водой, кисть.

Содержание:

Наливаем

на

воду,

растворенную в скипидаре краску.

Краска начинает свое движение по

воде.

Для

ускорения

движения

подуйте на воду, тогда на бумаге

останутся

причудливые

«побеги»

краски.

Затем

быстро

покрыть

бумагой воду и быстро бумагу снять.

Оттиск нужно полностью высушить, и

только

затем

вновь

опускать

в

ванночку с краской и водой. При каждом новом отпечатке следует снова

наливать краску на воду, так как та, что была налита раньше, уже опустилась на

дно.

Потом оттиск нужно высушить. На это обычно уходит несколько дней.

Когда оттиск полностью просохнет, внимательно рассмотрим светлые и темные

разводы и пятна на бумаге, и решим на что больше всего похоже получившееся

изображение. Это могут быть горы, пещеры, тучи или морские волны.

Получившиеся изображение можно доработать, добавив силуэты деревьев,

домов, животных.

Варианты задания: «Море», «На другой планете», «Зима»

Задание 6. «Космос»

Класс: 3

Техника: граттаж

Материалы и инструменты: Лист картона, акварель, свеча, тушь, кисть,

острый предмет (нож, спица, шило).

Содержание: Плотную бумагу покрыть краскам (рис.1) Затем высушить, и

равномерно растереть по бумаге свечку. После этого широкой кистью, губкой

или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши. (рис.2). Это процесс

длительный. Иногда приходится наносить тушь в 2-3 приема — просушить

первый слой, а затем нанести следующий (чтобы тушь лучше ложилась, можно

предварительно

посыпать

восковую

поверхность

тальком).

Когда

тушь

высохнет, острым предметом — скребком, ножом, вязальной спицей —

процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие штрихи (рис. 3). В

целом изображение получается не слишком четким, слегка таинственным

(рис.4)

рис.1 рис.2 рис.3 рис.4

Варианты задания: «В парке», «Мой пес»

Задание 7. «Натюрморт»

Класс: 3

Техника: фроттаж

Материалы и инструменты: Лист бумаги (гладкая), цветные карандаши,

рельефные поверхности (доски, кора дерева, грубая шероховатая стена, ткань,

обои, пробки, листья)

Содержание:

Нужно взять предмет с рельефной поверхностью,

положить его под лист бумаги, а затем сверху сделать штриховку

карандашом там, где лежит предмет. Штриховка проявит рельеф

выпуклой поверхности. Можно поэкспериментировать с разными

фактурами.

Попробуйте штриховать в разных направлениях -

результаты могут очень отличаться

Рисунок начинаем со схематического построения композиции.

Затем

делаем

оттиск,

помещая

бумагу

на

фактурные

поверхности.

Для

каждого

изображения

используем

свою

рельефную поверхность. Затем дорабатываем рисунок цветными

карандашами

Варианты задания: «Лес», «Сказочный дом»

Задание 8. «Птицы»

Класс: 1-3

Техника: резервирование контуров

Материалы и инструменты: Лист картона, силикатный клей, гуашь, кисть

(рис.1)

Содержание:

Работа проходит в два этапа. Вначале нужно создать контуры

рисунка. Для этого в пузырек клея примешивается примерно чайная ложка

черной гуаши (сперва нужно смешать в чашке гуашь с небольшим количеством

клея, затем влить смесь в пузырек), смесь тщательно взбалтывается (рис.2).

Теперь ей можно рисовать на бумаге – получаются черные выпуклые контуры

(рис.3) Рисунок нужно отложить до полного высыхания (на это может уйти до

24 часов). Когда контуры высохли, пространство между ними раскрашивается

любыми красками: гуашью, акварелью, цветными чернилами (рис.4)

рис.1 рис.2 рис.3 рис.4

Варианты задания: «Цветы», «Сказочная страна», «Декоративный натюрморт»

Список литературы:

1.

"Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг

2.

Техника печатной графики. Монотипия: учеб. -метод. пособие / А. П.

Ходюк;

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная художественно

промышленная академия имени А. Л. Штиглица». — Санкт-Петербург:

2011

3.

Ковальчук Е. Монотипия как она есть // Художественный совет. 2007. №

5. С. 21–25

4.

Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под

ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009



В раздел образования