Напоминание

"Профоринтация на уроках труда (технологии) для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ в соответствии с ФГОС и ФАОП"


Автор: Елена Фаатовна Ожиганова
Должность: Учитель труда (технологии)
Учебное заведение: ГБОУ СО "Асбестовская школа-интернат"
Населённый пункт: город Асбест
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Профоринтация на уроках труда (технологии) для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ в соответствии с ФГОС и ФАОП"
Раздел: среднее образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ

РАБОТА НА УРОКАХ ТРУДА (ТЕХНОЛОГИИ) В 5-9 КЛАССАХ ДЛЯ

ДЕТЕЙ С ОВЗ

Цель: создание системы профориентационной работы на уроках

труда

(технологии),

направленной

на

формирование

осознанного

выбора

профессии

учащимися

с

ограниченными

возможностями

здоровья

(ОВЗ)

с

учетом

их

индивидуальных

особенностей

и

возможностей.

Задачи:

Диагностические:

Выявление

интересов,

склонностей,

способностей

и

профессиональных

планов

учащихся

с

ограниченными

возможностями здоровья.

Оценка

психофизиологических

особенностей

учащихся,

влияющих на выбор профессии.

Изучение состояния рынка труда и востребованных профессий в

регионе.

Информационно-просветительские:

Расширение представлений учащихся с ОВЗ о мире профессий,

доступных и подходящих для них.

Предоставление

информации

о

требованиях,

предъявляемых

различными

профессиями

к

человеку,

включая

физические

и

интеллектуальные возможности.

Формирование позитивного отношения к труду и осознания его

значимости в жизни человека.

Практические:

Развитие у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

трудовых навыков и умений, необходимых для освоения различных

профессий.

Организация

практических

занятий

и

мастер-классов,

позволяющих

учащимся

попробовать

себя

в

различных

видах

деятельности.

Содействие

в

профессиональном

самоопределении

и

планировании дальнейшей профессиональной карьеры.

Коррекционно-развивающие:

Развитие у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

необходимых

психофизиологических

качеств,

таких

как

внимание,

память,

мышление,

моторика,

которые

требуются

для

успешного

освоения выбранной профессии.

Формирование адекватной самооценки и уверенности в своих

силах.

Целевая аудитория: учащиеся 5-9 классов с ограниченными

возможностями

здоровья,

обучающиеся

по

адаптированным

образовательным программам.

Формы работы:

Беседы

и

дискуссии:

обсуждение

различных

профессий,

требований

к

ним,

возможностей

трудоустройства

и

перспектив

карьерного роста.

Игры

и

викторины:

проведение

игр

и

викторин

на

профессиональную тематику для расширения кругозора и развития

познавательного интереса.

Просмотр

видеоматериалов:

демонстрация

видеороликов

о

различных

профессиях,

мастер-классов

и

интервью

с

представителями различных специальностей.

Практические

занятия

и

мастер-классы:

организация

практических занятий по различным видам труда (рукоделие, шитье,

работа

с

деревом,

металлом,

кулинария

и

т.д.),

позволяющих

учащимся попробовать себя в разных ролях.

Профессиональные

пробы:

организация

экскурсий

на

предприятия и в организации, позволяющих учащимся познакомиться

с реальными условиями труда и пообщаться с профессионалами.

Индивидуальные

консультации:

предоставление

индивидуальных

консультаций

по

вопросам

профессионального

самоопределения

с

учетом

индивидуальных

особенностей

и

возможностей каждого ученика.

Работа

с

родителями:

проведение

родительских

собраний

и

индивидуальных

консультаций

с

родителями

по

вопросам

профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья,

предоставление

информации

о

доступных

профессиях

и

возможностях трудоустройства.

Использование

ИКТ:

применение

интерактивных

программ,

онлайн-тестов,

видеоматериалов

и

виртуальных

экскурсий

для

расширения представлений о мире профессий.

Содержание профориентационной работы по классам:

5 класс:

Знакомство с миром профессий: «Какие бывают профессии?»,

«Профессии моих родителей».

Игры и викторины на профессиональную тематику.

Практические

занятия

по

различным

видам

труда:

работа

с

бумагой, пластилином, природными материалами.

Развитие трудолюбия, аккуратности и ответственности.

6 класс:

Расширение представлений о мире профессий: «Профессии в

моей семье и в моём городе», «Труд людей разных профессий».

Просмотр видеороликов о профессиях.

Практические

занятия

по

рукоделию:

вышивание,

вязание,

плетение.

Развитие мелкой моторики, внимания и усидчивости.

7 класс:

Изучение

требований,

предъявляемых

различными

профессиями к человеку: «Какие качества необходимы для успешной

работы?»,

«Профессии,

требующие

физической

силы

и

выносливости», «Профессии, требующие умственных способностей».

Профориентационные тесты и анкеты.

Практические

занятия

по

работе

с

деревом

и

металлом:

изготовление простых изделий.

Развитие

пространственного

мышления,

конструкторских

навыков и умения работать с инструментами.

8 класс:

Знакомство с рынком труда и востребованными профессиями в

регионе: «Какие профессии сейчас нужны?», «Как найти работу?»,

«Перспективы карьерного роста».

Встречи с представителями различных профессий.

Профессиональные

пробы:

экскурсии

на

предприятия

и

в

организации.

Развитие коммуникативных навыков, умения задавать вопросы и

выражать свое мнение.

9 класс:

Определение

профессиональных

планов

и

выбор

будущей

профессии: «Какая профессия мне подходит?», «Как подготовиться к

поступлению

в

профессиональное

учебное

заведение?»,

«Как

составить резюме?».

Индивидуальные консультации по профориентации.

Практические

занятия

по

подготовке

к

трудоустройству:

составление

резюме,

написание

сопроводительного

письма,

прохождение собеседования.

Развитие

навыков

самопрезентации,

уверенности

в

себе

и

умения принимать решения.

Учет особенностей детей с ОВЗ:

Индивидуальный

подход:

Учитывайте

индивидуальные

особенности

и

возможности

каждого

ученика

при

выборе

видов

деятельности и форм работы.

Доступность

материала:

Адаптируйте

учебные

материалы

и

задания к уровню развития и понимания учащихся.

Визуальная

поддержка:

используйте

больше

наглядных

материалов (картинки, схемы, видео), чтобы облегчить понимание.

Пошаговые

инструкции:

предоставляйте

четкие

и

подробные

инструкции для выполнения заданий.

Повторение материала: повторяйте учебный материал несколько

раз, чтобы закрепить знания.

Положительная обратная связь: хвалите учащихся за их успехи и

поддерживайте их в случае затруднений.

Сотрудничество с родителями и специалистами: работайте в

тесном сотрудничестве с родителями, психологами, дефектологами и

другими специалистами, чтобы обеспечить комплексную поддержку

учащимся с ограниченными возможностями.

Специальное

оборудование:

при

необходимости

используйте

специальное

оборудование

и

приспособления,

чтобы

облегчить

выполнение трудовых заданий (например, увеличительные стёкла,

специальные

ручки,

швейные

машинки

с

автоматическими

функциями).

Оценка эффективности профориентационной работы:

Анализ

результатов

диагностики:

сравнение

результатов

диагностических

исследований,

проведенных

в

начале

и

в

конце

учебного года, для оценки динамики развития интересов, склонностей

и профессиональных планов учащихся.

Отзывы

учащихся

и

родителей:

сбор

отзывов

учащихся

и

родителей о проведенных мероприятиях и их эффективности.

Статистика трудоустройства: анализ данных о трудоустройстве

выпускников с ограниченными возможностями здоровья, поступивших

в профессиональные учебные заведения или нашедших работу.

Качественная

оценка:

оценка

уровня

осознанности

профессионального

выбора

учащихся,

их

готовности

к

трудовой

деятельности и уверенности в своих силах.

Ожидаемые результаты:

Повышение уровня информированности учащихся с ОВЗ о мире

профессий.

Формирование осознанного профессионального выбора.

Развитие

трудовых

навыков

и

умений,

необходимых

для

освоения различных профессий.

Повышение уровня готовности к трудовой деятельности.

Успешная

социализация

и

адаптация

выпускников

с

ОВЗ

в

обществе.

Заключение:

Профессиональная

ориентация

на

уроках

труда

(технологии)

является важным компонентом образовательного процесса для детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Систематическая

и

целенаправленная работа в этом направлении позволит учащимся

сделать осознанный выбор профессии, успешно освоить выбранную

специальность и стать востребованными специалистами, вносящими

свой вклад в развитие общества. Данная методическая разработка

может

быть

адаптирована

и

дополнена

в

соответствии

с

индивидуальными

потребностями

и

возможностями

учащихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

а

также

с

учетом

особенностей рынка труда в регионе.



В раздел образования