Автор: Елена Фаатовна Ожиганова
Должность: Учитель труда (технологии)
Учебное заведение: ГБОУ СО "Асбестовская школа-интернат"
Населённый пункт: город Асбест
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Профоринтация на уроках труда (технологии) для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ в соответствии с ФГОС и ФАОП"
Раздел: среднее образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ
РАБОТА НА УРОКАХ ТРУДА (ТЕХНОЛОГИИ) В 5-9 КЛАССАХ ДЛЯ
ДЕТЕЙ С ОВЗ
Цель: создание системы профориентационной работы на уроках
труда
(технологии),
направленной
на
формирование
осознанного
выбора
профессии
учащимися
с
ограниченными
возможностями
здоровья
(ОВЗ)
с
учетом
их
индивидуальных
особенностей
и
возможностей.
Задачи:
Диагностические:
Выявление
интересов,
склонностей,
способностей
и
профессиональных
планов
учащихся
с
ограниченными
возможностями здоровья.
Оценка
психофизиологических
особенностей
учащихся,
влияющих на выбор профессии.
Изучение состояния рынка труда и востребованных профессий в
регионе.
Информационно-просветительские:
Расширение представлений учащихся с ОВЗ о мире профессий,
доступных и подходящих для них.
Предоставление
информации
о
требованиях,
предъявляемых
различными
профессиями
к
человеку,
включая
физические
и
интеллектуальные возможности.
Формирование позитивного отношения к труду и осознания его
значимости в жизни человека.
Практические:
Развитие у учащихся с ограниченными возможностями здоровья
трудовых навыков и умений, необходимых для освоения различных
профессий.
Организация
практических
занятий
и
мастер-классов,
позволяющих
учащимся
попробовать
себя
в
различных
видах
деятельности.
Содействие
в
профессиональном
самоопределении
и
планировании дальнейшей профессиональной карьеры.
Коррекционно-развивающие:
Развитие у учащихся с ограниченными возможностями здоровья
необходимых
психофизиологических
качеств,
таких
как
внимание,
память,
мышление,
моторика,
которые
требуются
для
успешного
освоения выбранной профессии.
Формирование адекватной самооценки и уверенности в своих
силах.
Целевая аудитория: учащиеся 5-9 классов с ограниченными
возможностями
здоровья,
обучающиеся
по
адаптированным
образовательным программам.
Формы работы:
Беседы
и
дискуссии:
обсуждение
различных
профессий,
требований
к
ним,
возможностей
трудоустройства
и
перспектив
карьерного роста.
Игры
и
викторины:
проведение
игр
и
викторин
на
профессиональную тематику для расширения кругозора и развития
познавательного интереса.
Просмотр
видеоматериалов:
демонстрация
видеороликов
о
различных
профессиях,
мастер-классов
и
интервью
с
представителями различных специальностей.
Практические
занятия
и
мастер-классы:
организация
практических занятий по различным видам труда (рукоделие, шитье,
работа
с
деревом,
металлом,
кулинария
и
т.д.),
позволяющих
учащимся попробовать себя в разных ролях.
Профессиональные
пробы:
организация
экскурсий
на
предприятия и в организации, позволяющих учащимся познакомиться
с реальными условиями труда и пообщаться с профессионалами.
Индивидуальные
консультации:
предоставление
индивидуальных
консультаций
по
вопросам
профессионального
самоопределения
с
учетом
индивидуальных
особенностей
и
возможностей каждого ученика.
Работа
с
родителями:
проведение
родительских
собраний
и
индивидуальных
консультаций
с
родителями
по
вопросам
профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья,
предоставление
информации
о
доступных
профессиях
и
возможностях трудоустройства.
Использование
ИКТ:
применение
интерактивных
программ,
онлайн-тестов,
видеоматериалов
и
виртуальных
экскурсий
для
расширения представлений о мире профессий.
Содержание профориентационной работы по классам:
5 класс:
Знакомство с миром профессий: «Какие бывают профессии?»,
«Профессии моих родителей».
Игры и викторины на профессиональную тематику.
Практические
занятия
по
различным
видам
труда:
работа
с
бумагой, пластилином, природными материалами.
Развитие трудолюбия, аккуратности и ответственности.
6 класс:
Расширение представлений о мире профессий: «Профессии в
моей семье и в моём городе», «Труд людей разных профессий».
Просмотр видеороликов о профессиях.
Практические
занятия
по
рукоделию:
вышивание,
вязание,
плетение.
Развитие мелкой моторики, внимания и усидчивости.
7 класс:
Изучение
требований,
предъявляемых
различными
профессиями к человеку: «Какие качества необходимы для успешной
работы?»,
«Профессии,
требующие
физической
силы
и
выносливости», «Профессии, требующие умственных способностей».
Профориентационные тесты и анкеты.
Практические
занятия
по
работе
с
деревом
и
металлом:
изготовление простых изделий.
Развитие
пространственного
мышления,
конструкторских
навыков и умения работать с инструментами.
8 класс:
Знакомство с рынком труда и востребованными профессиями в
регионе: «Какие профессии сейчас нужны?», «Как найти работу?»,
«Перспективы карьерного роста».
Встречи с представителями различных профессий.
Профессиональные
пробы:
экскурсии
на
предприятия
и
в
организации.
Развитие коммуникативных навыков, умения задавать вопросы и
выражать свое мнение.
9 класс:
Определение
профессиональных
планов
и
выбор
будущей
профессии: «Какая профессия мне подходит?», «Как подготовиться к
поступлению
в
профессиональное
учебное
заведение?»,
«Как
составить резюме?».
Индивидуальные консультации по профориентации.
Практические
занятия
по
подготовке
к
трудоустройству:
составление
резюме,
написание
сопроводительного
письма,
прохождение собеседования.
Развитие
навыков
самопрезентации,
уверенности
в
себе
и
умения принимать решения.
Учет особенностей детей с ОВЗ:
Индивидуальный
подход:
Учитывайте
индивидуальные
особенности
и
возможности
каждого
ученика
при
выборе
видов
деятельности и форм работы.
Доступность
материала:
Адаптируйте
учебные
материалы
и
задания к уровню развития и понимания учащихся.
Визуальная
поддержка:
используйте
больше
наглядных
материалов (картинки, схемы, видео), чтобы облегчить понимание.
Пошаговые
инструкции:
предоставляйте
четкие
и
подробные
инструкции для выполнения заданий.
Повторение материала: повторяйте учебный материал несколько
раз, чтобы закрепить знания.
Положительная обратная связь: хвалите учащихся за их успехи и
поддерживайте их в случае затруднений.
Сотрудничество с родителями и специалистами: работайте в
тесном сотрудничестве с родителями, психологами, дефектологами и
другими специалистами, чтобы обеспечить комплексную поддержку
учащимся с ограниченными возможностями.
Специальное
оборудование:
при
необходимости
используйте
специальное
оборудование
и
приспособления,
чтобы
облегчить
выполнение трудовых заданий (например, увеличительные стёкла,
специальные
ручки,
швейные
машинки
с
автоматическими
функциями).
Оценка эффективности профориентационной работы:
Анализ
результатов
диагностики:
сравнение
результатов
диагностических
исследований,
проведенных
в
начале
и
в
конце
учебного года, для оценки динамики развития интересов, склонностей
и профессиональных планов учащихся.
Отзывы
учащихся
и
родителей:
сбор
отзывов
учащихся
и
родителей о проведенных мероприятиях и их эффективности.
Статистика трудоустройства: анализ данных о трудоустройстве
выпускников с ограниченными возможностями здоровья, поступивших
в профессиональные учебные заведения или нашедших работу.
Качественная
оценка:
оценка
уровня
осознанности
профессионального
выбора
учащихся,
их
готовности
к
трудовой
деятельности и уверенности в своих силах.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня информированности учащихся с ОВЗ о мире
профессий.
Формирование осознанного профессионального выбора.
Развитие
трудовых
навыков
и
умений,
необходимых
для
освоения различных профессий.
Повышение уровня готовности к трудовой деятельности.
Успешная
социализация
и
адаптация
выпускников
с
ОВЗ
в
обществе.
Заключение:
Профессиональная
ориентация
на
уроках
труда
(технологии)
является важным компонентом образовательного процесса для детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Систематическая
и
целенаправленная работа в этом направлении позволит учащимся
сделать осознанный выбор профессии, успешно освоить выбранную
специальность и стать востребованными специалистами, вносящими
свой вклад в развитие общества. Данная методическая разработка
может
быть
адаптирована
и
дополнена
в
соответствии
с
индивидуальными
потребностями
и
возможностями
учащихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
а
также
с
учетом
особенностей рынка труда в регионе.