Напоминание

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ПЕРЕСКАЗУ ТЕКСТА ДОШКОЛЬНИКАМИ


Автор: Лосина Мария Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ 1288 СП-3
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ПЕРЕСКАЗУ ТЕКСТА ДОШКОЛЬНИКАМИ
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯРАЗРАБОТКА

ТЕМА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ПЕРЕСКАЗУ

ТЕКСТА ДОШКОЛЬНИКАМИ

Введение

Обучение пересказу текста в дошкольном возрасте играет

важную роль в развитии речевой деятельности детей. Пересказ

способствует формированию навыков связной речи, обогащению

словарного запаса, развитию памяти и внимания. Однако в процессе

обучения пересказу возникают определенные проблемы, которые

необходимо учитывать педагогам.

Актуальностьпроблемы

Современные

исследования

показывают,

что

многие

дети

испытывают трудности при пересказе текста. Среди основныхпроблем

можно выделить:

Недостаточноеразвитиесвязнойречи.

Ограниченный словарный запас.

Низкийуровеньвниманияипамяти.

Трудности в понимании логической последовательностисобытий.

Все этипроблемытребуют особогоподхода иметодовобучения,

чтобы помочь детям преодолеть их и успешно развивать навыки

пересказа.

Цельметодическойразработки

Основной целью данной методической разработки является

анализ актуальных проблем, возникающих при обучении пересказу

текста дошкольниками, а также поиск эффективных путей их решения.

Задачи

Определить основные проблемы, с которыми сталкиваются дети

при пересказе текста.

Проанализироватьпричинывозникновенияэтихпроблем.

Предложить

методы и

приемы,

способствующие

успешному

обучению пересказу текста дошкольников.

Рекомендовать

игры

и

упражнения

для

развития

навыков

пересказа.

Основныепроблемыприобучениипересказутекста

Недостаточное развитие связной речи

Часто дети испытывают трудности в построении связного текста.

Они не могут последовательно и логически связать предложения

между собой, из-за чего пересказ становится фрагментарным.

Причины этого могут быть связаны с недостаточным развитием речи,а

также отсутствием опыта в самостоятельном пересказе.

Ограниченныйсловарныйзапас

Для успешного пересказа необходимо иметь достаточноширокий

словарный запас, чтобы точно передавать содержание текста. У

многих дошкольников словарный запас ограничен, что затрудняет

пересказ. Важно уделять внимание развитию активного и пассивного

словаря ребенка.

Низкийуровеньвниманияипамяти

Пересказ требует хорошей концентрации внимания и памяти.

Однако многие дети дошкольного возраста быстро устают и теряют

интерес, что затрудняет процесс обучения. Проблемы с памятью

также могут проявляться в неспособности удержать в голове все

элементы текста.

Трудности в понимании логической последовательности

событий

Дети могут не всегда правильно понимать последовательность

событий в тексте, что приводит к искажению его содержания при

пересказе. Это особенно актуально для более сложных текстов с

большим количеством персонажей и событий.

Методыиприемыобученияпересказу

Для

успешного

преодоления

вышеперечисленных

проблем

педагоги могут использовать следующие методы и приемы:

Моделированиепересказа

На

начальном

этапе

обучения

пересказу

педагог

может

показывать пример пересказа, постепенно привлекая ребенка к

активному участию. Совместный пересказ помогает ребенку понять

структуру и логику текста.

Поэтапныйпересказ

Этот метод заключается в разделении текста на части. После

чтения

каждой

части

проводится

обсуждение,

а

затем

дети

пересказывают

небольшие

фрагменты.

Этот

подход

облегчает

запоминание

текста

и

способствует

лучшему

пониманию

последовательности событий.

Иллюстрацииинаглядныематериалы

Использование картинок или наглядных материалов помогает

детям лучше запомнить содержание текста. Педагог можетпоказывать

иллюстрации к каждой части текста, стимулируя детей пересказать

содержание на основе увиденного.

Игровыеприемы

Игровая форма обучения способствует повышению интереса

детейкпроцессупересказа.Например,можноиспользоватьигры«Кто

первый вспомнит», «Скажи по порядку», «Расскажи, что дальше».

Творческоепересказывание

В этом методе детей поощряют пересказывать текст своими

словами или дополнять его новыми деталями. Это способствует

развитию творческого мышления и помогает детям лучше понять

текст.

Игрыиупражнениядляразвитиянавыковпересказа

Игра"Ктобольшезапомнил?"

Педагог читает короткий текст, после чего дети по очереди

называют события, которые они запомнили. Побеждает тот, кто

сможет назвать больше фактов.

Игра"Продолжирассказ"

Педагог начинает пересказывать текст, останавливаясь на

середине. Дети должны придумать, как продолжить рассказ.

Упражнение"Составьрассказпокартинкам"

Педагог

показывает

серию

картинок,

которые

изображают

ключевые моменты текста. Дети должны составить пересказ наоснове

изображений.

Заключение

Обучение пересказу текста дошкольников – это важный этап

развития их речевой деятельности. Для преодоления возникающих

проблем необходимо использовать разнообразные методы и приемы,

которые

помогут

детям

научиться

точно

и

последовательно

передавать содержание текста.



В раздел образования