Автор: Галимьянова Лидия Рамазановна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ЦО "НАСЛЕДИЕ"
Населённый пункт: Свердловская область, Нижнесергинский район, д.Уфа-Шигири
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНО-
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"
Цель
занятия:
Формирование
у
учащихся
патриотического
сознания
и
духовно-нравственных
ценностей
через
изучение
произведений русской литературы и языка.
Задачи занятия:
Раскрыть понятия патриотизма, духовности и нравственности.
Познакомить
учащихся
с
примерами
патриотизма
и
нравственных ценностей в произведениях русской литературы.
Способствовать
формированию
у
школьников
уважительного
отношения к своей стране, языку, культуре и традициям.
Развивать умение анализировать литературные тексты с точки
зрения их духовно-нравственной значимости.
Оборудование:
Отрывки
из
произведений
русских
писателей
и
поэтов
(А.С.
Пушкин,
Л.Н.
Толстой,
Ф.М.
Достоевский,
М.Ю.
Лермонтов,
А.Т.
Твардовский).
Презентация с цитатами о патриотизме и нравственности.
Карта России, флаг, символы Родины.
Структура занятия:
1. Вводная часть (5 минут)
Приветствие учащихся.
Объявление темы и целей занятия.
Беседа о значении патриотизма и духовных ценностей в жизни
человека и общества.
Вопрос к ученикам: «Как вы понимаете понятие патриотизм? Что
для вас духовные и нравственные ценности?»
2. Основная часть (25 минут)
1. Обсуждение произведений русской литературы:
А.С.
Пушкин
«Капитанская
дочка»
–
патриотизм
и
честь.
Рассмотрение образа Гринева, его верности Отечеству и морали.
Л.Н.
Толстой
«Война
и
мир»
–
патриотизм
во
время
Отечественной
войны
1812
года.
Анализ
поступков
героев
как
проявление любви к Родине.
Ф.М.
Достоевский
«Преступление
и
наказание»
–
духовное
возрождение,
нравственные
искания
героя.
Обсуждение
нравственного выбора Раскольникова.
М.Ю. Лермонтов «Бородино» – героизм и самопожертвование во
имя Родины.
2. Анализ литературных произведений на основе вопросов:
Как авторы передают чувства героев к Родине?
Какие
духовные
и
нравственные
ценности
вы
видите
в
поведении персонажей?
Какой
смысл
несут
описанные
события
для
понимания
патриотизма?
3. Практическое задание:
Разделить учащихся на группы, каждая группа получает отрывок
из произведения для анализа на тему патриотизма и нравственности.
Каждая группа представляет свои выводы по обсуждаемому отрывку.
3. Заключительная часть (10 минут)
1. Рефлексия:
Вопросы к учащимся: «Что для вас теперь означает патриотизм?
Как
литература
помогает
развивать
духовные
и
нравственные
качества?»
2. Подведение итогов:
Обобщение выводов, сделанных в ходе анализа произведений.
Заключительное слово учителя о важности патриотического и
духовно-нравственного воспитания в жизни каждого человека.
Домашнее
задание:
Написать
эссе
на
тему
«Мой
вклад
в
будущее Родины», отразив в нем личные духовные и патриотические
ценности.