Напоминание

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы


Автор: Галимьянова Лидия Рамазановна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ЦО "НАСЛЕДИЕ"
Населённый пункт: Свердловская область, Нижнесергинский район, д.Уфа-Шигири
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад




КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНО-

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Цель

занятия:

Формирование

у

учащихся

патриотического

сознания

и

духовно-нравственных

ценностей

через

изучение

произведений русской литературы и языка.

Задачи занятия:

Раскрыть понятия патриотизма, духовности и нравственности.

Познакомить

учащихся

с

примерами

патриотизма

и

нравственных ценностей в произведениях русской литературы.

Способствовать

формированию

у

школьников

уважительного

отношения к своей стране, языку, культуре и традициям.

Развивать умение анализировать литературные тексты с точки

зрения их духовно-нравственной значимости.

Оборудование:

Отрывки

из

произведений

русских

писателей

и

поэтов

(А.С.

Пушкин,

Л.Н.

Толстой,

Ф.М.

Достоевский,

М.Ю.

Лермонтов,

А.Т.

Твардовский).

Презентация с цитатами о патриотизме и нравственности.

Карта России, флаг, символы Родины.

Структура занятия:

1. Вводная часть (5 минут)

Приветствие учащихся.

Объявление темы и целей занятия.

Беседа о значении патриотизма и духовных ценностей в жизни

человека и общества.

Вопрос к ученикам: «Как вы понимаете понятие патриотизм? Что

для вас духовные и нравственные ценности?»

2. Основная часть (25 минут)

1. Обсуждение произведений русской литературы:

А.С.

Пушкин

«Капитанская

дочка»

патриотизм

и

честь.

Рассмотрение образа Гринева, его верности Отечеству и морали.

Л.Н.

Толстой

«Война

и

мир»

патриотизм

во

время

Отечественной

войны

1812

года.

Анализ

поступков

героев

как

проявление любви к Родине.

Ф.М.

Достоевский

«Преступление

и

наказание»

духовное

возрождение,

нравственные

искания

героя.

Обсуждение

нравственного выбора Раскольникова.

М.Ю. Лермонтов «Бородино» – героизм и самопожертвование во

имя Родины.

2. Анализ литературных произведений на основе вопросов:

Как авторы передают чувства героев к Родине?

Какие

духовные

и

нравственные

ценности

вы

видите

в

поведении персонажей?

Какой

смысл

несут

описанные

события

для

понимания

патриотизма?

3. Практическое задание:

Разделить учащихся на группы, каждая группа получает отрывок

из произведения для анализа на тему патриотизма и нравственности.

Каждая группа представляет свои выводы по обсуждаемому отрывку.

3. Заключительная часть (10 минут)

1. Рефлексия:

Вопросы к учащимся: «Что для вас теперь означает патриотизм?

Как

литература

помогает

развивать

духовные

и

нравственные

качества?»

2. Подведение итогов:

Обобщение выводов, сделанных в ходе анализа произведений.

Заключительное слово учителя о важности патриотического и

духовно-нравственного воспитания в жизни каждого человека.

Домашнее

задание:

Написать

эссе

на

тему

«Мой

вклад

в

будущее Родины», отразив в нем личные духовные и патриотические

ценности.



В раздел образования