Автор: Хитрецова Елена Николаевна
Должность: учитель труда
Учебное заведение: МБОУ Ельнинская СШ №3 им. Г.К. Жукова
Населённый пункт: г. Ельня
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие творческих способностей через познание традиционных и современных технологий изготовления изделий.»
Раздел: полное образование
«Развитие творческих способностей через
познание традиционных и современных
технологий изготовления изделий.»
Учитель труда:Хитрецова Е.Н.
2024-2025 уч.г.
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их
пальцев.
Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской
руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче
творческая стихия детского разума .
(В.А.Сухомлинский.)
Что же такое творчество?
Это всегда воплощение индивидуальности, форма самореализации
личности. Это возможность выразить свое неповторимое отношение к
миру.
На протяжении многих лет проблема развития креативных способностей
учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей
самых разных областей знаний.
Это связано с тем, что постоянно возрастают потребности современного
общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы,
находить качественные решения в условиях неопределенности, так как в
наши дни талант и творческая одаренность становятся залогом
экономического процветания и средством национального престижа.
Компоненты творческих или креативных способностей школьников:
творческое мышление и творческое воображение.
Для развития творческого мышления и воображения учащихся
необходимо: оценивать оригинальность выполнения задания, мысленно
преобразовывать объект в соответствии с заданной темой, делать
предположения прогнозного характера, выявлять противоречия, ошибки,
использовать различные способы выполнения(технологии).
Анализ продуктивной деятельности показывает, что творческое
воображение можно развивать. Все задания,направленные на развитие
творчества, основаны на эксперименты с образами.
Создавая определенный образ, ребенок может придать ему характер
такой, какой захочет и не нужно его в этом жестко ограничивать.
Сложность проблемы развития творческих способностей у детей
обусловлена большим числом разнообразных факторов, влияющих как
на природу так и на проявление творческих способностей.
Эти факторы можно разделить на 3 группы:
1гр.Природные задатки и индивидуальные особенности личности.
2гр.Все особенности влияния социума на развитие личности.
3гр.Характер и структура деятельности на занятиях от которых зависит
развитие креативности. Рассмотрим развитие творческих способностей
через деятельность на уроках, а именно через осмысление и усвоение
технологии выполнения изделия.
Ребенок, который творчески подходит к заданию на уроке, например,
через самостоятельный выбор определенной технологии,используя или
комбинируя определенные методы и способы, и в жизни научится
творчески относиться к самым неожиданным проблемам.
Такие предметы как ИЗО и ручной труд играют определенную роль в
развитии у детей творческих способностей, в развитии эстетического
отношения к окружающему.
Обучение ребенка технологическим операциям формирует творческий
подход к любой работе. Ребенок самостоятельно сможет выполнить
необычный подарок своим близким к празднику, изготовить
оригинальный сувенир, украшение.
Изучение и использование различных технологий побуждает детей к
творческой активности, делает их более уверенными в себе,
предусматривает развитие трудовых навыков, знакомит с приемами
работы с различными инструментами.
С каждой новой поделкой приходит опыт, благодаря которому, дети
смогут придумать свой способ выполнения работы, используя
накопленные знания.
Дети получают незаменимые знания о самых древних технологиях, таких
как, например, изготовление изделий из спиралей и колец,работа
ленточным способом на занятиях лепки. У них формируется
уважительное отношение к традициям,своим истокам.Дети узнают о
технологии росписи изделий древними мастерами и используют ее в
своих работах.Ребята знакомятся с традиционными промыслами
России,осваивают технологию изготовления свистулек,изучают пластику
формы,приемы оформления.
Во время изучения керамической игрушки,дети фантазируют на тему
русских народных сказок,изучают историю русской народной
игрушки,узнают о многообразии форм,о традициях,об образности и
выразительности народного творчества.
С интересом дети познают и современные технологии лепки изделий.К
таким относится пластовая керамика,получившая в последнее время
широкое распространение.Образно говоря ,изделия шьются из
глины.Работа начинатся с простых изделий,затем
усложняется.Изделия,выполненные в технике пластовой керамики дают
детям безмерные возможности для сомовыражения.Малейшее движение
детских рук и фигурка приобретает другой характер.
Простая вазочка,если нанести соотвествующий рисунок,может
превратиться в девушку.Главное,чтобы пластика изделия вторила
смысловой нагрузке.Учащиеся могут использовать различные элементы
декора,например,бусинки из глины,камушки,бисер разнообразной
формы,ими уместно украсить вазочку.
Занятие детей конкретным творческим делом ,вызывает интерес у
окружающих,поможет учащимся чувствовать себя увереннее в жизни.
На своих уроках ,развитие творческих способностей детей осуществляю
через личностно-ориентированный подход к каждому ребенку,стараюсь
создавать развивающую среду,соответствующую интересам и
потребностям ребенка.
Кабинет ручного труда должен стать маленькой лабораторией,где
учащиеся 5-6 классов,наблюдаютпреобразования различных
материалов,знакомятся с их свойствами,у них есть возможность
самостоятельного поиска и способов обращения и использования этих
материалов.
Темы для работ учащимся даю самые разнообразные:натюрморты с
цветами и фруктами,подводный мир,сказочные герои и т.д,ведь дети в 5-
6 классах еще любят фантазировать,мечтать.
Ребята с удовольствием работают с пластичными
материалами,поскольку с интересом узнают,что они бывают мягкими и
более плотными,что можно создавать двухмерные и трехмерные
формы,а значит работать в разных направлениях.
Часто использую метод синхронной работы,т.к. работая вместе с
детьми,быстро налаживаю устойчивый эмоциональный контакт с
ними,создавая, таким образом,творческую мастерскую,где все
занимаются одним делом.
Также использую на уроках и совместную(коллективную)деятельность
учащихся.Совместная деятельность,где каждый каждый из участников
группы выполняет свое конкретное задание,активизирует развитие
творческого потенциала,развивает потребность в эстетическом общении
и интерес к предмету.