Напоминание

«Развитие творческих способностей через познание традиционных и современных технологий изготовления изделий.»


Автор: Хитрецова Елена Николаевна
Должность: учитель труда
Учебное заведение: МБОУ Ельнинская СШ №3 им. Г.К. Жукова
Населённый пункт: г. Ельня
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие творческих способностей через познание традиционных и современных технологий изготовления изделий.»
Раздел: полное образование





Назад




«Развитие творческих способностей через

познание традиционных и современных

технологий изготовления изделий.»

Учитель труда:Хитрецова Е.Н.

2024-2025 уч.г.

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их

пальцев.

Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской

руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче

творческая стихия детского разума .

(В.А.Сухомлинский.)

Что же такое творчество?

Это всегда воплощение индивидуальности, форма самореализации

личности. Это возможность выразить свое неповторимое отношение к

миру.

На протяжении многих лет проблема развития креативных способностей

учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей

самых разных областей знаний.

Это связано с тем, что постоянно возрастают потребности современного

общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы,

находить качественные решения в условиях неопределенности, так как в

наши дни талант и творческая одаренность становятся залогом

экономического процветания и средством национального престижа.

Компоненты творческих или креативных способностей школьников:

творческое мышление и творческое воображение.

Для развития творческого мышления и воображения учащихся

необходимо: оценивать оригинальность выполнения задания, мысленно

преобразовывать объект в соответствии с заданной темой, делать

предположения прогнозного характера, выявлять противоречия, ошибки,

использовать различные способы выполнения(технологии).

Анализ продуктивной деятельности показывает, что творческое

воображение можно развивать. Все задания,направленные на развитие

творчества, основаны на эксперименты с образами.

Создавая определенный образ, ребенок может придать ему характер

такой, какой захочет и не нужно его в этом жестко ограничивать.

Сложность проблемы развития творческих способностей у детей

обусловлена большим числом разнообразных факторов, влияющих как

на природу так и на проявление творческих способностей.

Эти факторы можно разделить на 3 группы:

1гр.Природные задатки и индивидуальные особенности личности.

2гр.Все особенности влияния социума на развитие личности.

3гр.Характер и структура деятельности на занятиях от которых зависит

развитие креативности. Рассмотрим развитие творческих способностей

через деятельность на уроках, а именно через осмысление и усвоение

технологии выполнения изделия.

Ребенок, который творчески подходит к заданию на уроке, например,

через самостоятельный выбор определенной технологии,используя или

комбинируя определенные методы и способы, и в жизни научится

творчески относиться к самым неожиданным проблемам.

Такие предметы как ИЗО и ручной труд играют определенную роль в

развитии у детей творческих способностей, в развитии эстетического

отношения к окружающему.

Обучение ребенка технологическим операциям формирует творческий

подход к любой работе. Ребенок самостоятельно сможет выполнить

необычный подарок своим близким к празднику, изготовить

оригинальный сувенир, украшение.

Изучение и использование различных технологий побуждает детей к

творческой активности, делает их более уверенными в себе,

предусматривает развитие трудовых навыков, знакомит с приемами

работы с различными инструментами.

С каждой новой поделкой приходит опыт, благодаря которому, дети

смогут придумать свой способ выполнения работы, используя

накопленные знания.

Дети получают незаменимые знания о самых древних технологиях, таких

как, например, изготовление изделий из спиралей и колец,работа

ленточным способом на занятиях лепки. У них формируется

уважительное отношение к традициям,своим истокам.Дети узнают о

технологии росписи изделий древними мастерами и используют ее в

своих работах.Ребята знакомятся с традиционными промыслами

России,осваивают технологию изготовления свистулек,изучают пластику

формы,приемы оформления.

Во время изучения керамической игрушки,дети фантазируют на тему

русских народных сказок,изучают историю русской народной

игрушки,узнают о многообразии форм,о традициях,об образности и

выразительности народного творчества.

С интересом дети познают и современные технологии лепки изделий.К

таким относится пластовая керамика,получившая в последнее время

широкое распространение.Образно говоря ,изделия шьются из

глины.Работа начинатся с простых изделий,затем

усложняется.Изделия,выполненные в технике пластовой керамики дают

детям безмерные возможности для сомовыражения.Малейшее движение

детских рук и фигурка приобретает другой характер.

Простая вазочка,если нанести соотвествующий рисунок,может

превратиться в девушку.Главное,чтобы пластика изделия вторила

смысловой нагрузке.Учащиеся могут использовать различные элементы

декора,например,бусинки из глины,камушки,бисер разнообразной

формы,ими уместно украсить вазочку.

Занятие детей конкретным творческим делом ,вызывает интерес у

окружающих,поможет учащимся чувствовать себя увереннее в жизни.

На своих уроках ,развитие творческих способностей детей осуществляю

через личностно-ориентированный подход к каждому ребенку,стараюсь

создавать развивающую среду,соответствующую интересам и

потребностям ребенка.

Кабинет ручного труда должен стать маленькой лабораторией,где

учащиеся 5-6 классов,наблюдаютпреобразования различных

материалов,знакомятся с их свойствами,у них есть возможность

самостоятельного поиска и способов обращения и использования этих

материалов.

Темы для работ учащимся даю самые разнообразные:натюрморты с

цветами и фруктами,подводный мир,сказочные герои и т.д,ведь дети в 5-

6 классах еще любят фантазировать,мечтать.

Ребята с удовольствием работают с пластичными

материалами,поскольку с интересом узнают,что они бывают мягкими и

более плотными,что можно создавать двухмерные и трехмерные

формы,а значит работать в разных направлениях.

Часто использую метод синхронной работы,т.к. работая вместе с

детьми,быстро налаживаю устойчивый эмоциональный контакт с

ними,создавая, таким образом,творческую мастерскую,где все

занимаются одним делом.

Также использую на уроках и совместную(коллективную)деятельность

учащихся.Совместная деятельность,где каждый каждый из участников

группы выполняет свое конкретное задание,активизирует развитие

творческого потенциала,развивает потребность в эстетическом общении

и интерес к предмету.



В раздел образования