Напоминание

"Гармонизация. Алгоритм функциональных связей"


Автор: Рудь-Панарина Елена Владимировна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств №15 "АРТика"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: методическое пособие
Тема: "Гармонизация. Алгоритм функциональных связей"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическое пособие.

«Гармонизация. Алгоритм функциональных

связей»

из опыта работы с учащимися младших классов без подготовительного

обучения.

Автор: Рудь-Панарина Елена Владимировна, преподаватель теоретических

дисциплин МАУ ДО «Детская школа искусств №15»

Пермь 2024

Рудь-Панарина Елена Владимировна

преподаватель МАУ ДО «Детская школа искусств №15 АРТика» г.Пермь

«ГАРМОНИЗАЦИЯ. АЛГОРИТМ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ (ИЗ ОПЫТА

РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ)»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Роберт Шуман в «Правилах» обратил внимание: «Развитие слуха – это самое важное».

Бесспорно, можно развивать музыкальный слух, если система и методика развития

слуха живут в органическом сочетании. Педагоги- практики знают: все дети могут

слышать. Только нужно не просто использовать какие-либо технические приемы, но

и методические принципы, основанные на эмоциональной отзывчивости ребенка, его

действии, движении, доступности. Принцип единства методики и приема нужно

использовать системно и последовательно и обязательно на каждом уроке. разрыв в

системе может привести к отсутствию ожидаемых результатов.

В своей педагогической практике я много экспериментировала, пробовала,

обращалась к разным методическим источникам, опыту известных педагогов Москва,

Санкт-Петербурга, других школ и пришла к выводу, что только через слышание и

музицирование можно добиться у учеников понимания закономерностей музыки и

развития способностей. Интонирование и фиксация знаний – следующий этап

работы. В пособии я попыталась представить алгоритм гармонической работы,

сформулированный и проверенный собственной многолетней педагогической

практикой с 1-4 класс без подготовительного класса. В последние годы я занимаюсь

именно с такими ребятами, которые приходят в музыкальную школу сразу в первый

класс. думаю, мой опыт будет не лишним в «копилке» методических рекомендаций

по прохождению гармоний с детьми без музыкальной подготовки.

тесно сотрудничать с гармониями начинаю, примерно, со второй четверти 1 класса.

Вс. первую четверть мы много слушаем, играем, подбираем простые попевки и

песенки. Конечно, не всегда укладываюсь в прописные рамки по времени, объему

материала и сложности. Часто приходится варьировать способы и виды работ в

зависимости от состава группы, цели и формы обучения. В сборнике

сконцентрированы основные методические принципы, которыми руководствуюсь в

работе с детьми в музыкальной школе, прописан алгоритм работы в области

гармоний, дающий хороший результат в развитии слуха.

Цель данного пособия – классифицировать и упорядочить материал по развитию

гармонического слуха, накопленный в процессе обучения детей без музыкальной

подготовки, помочь молодым специалистам при прохождении гармоний и

функциональных оборотов на начальном этапе.

Пособие состоит из трех разделов:

1.

Методический раздел. Прописаны методы работы, используемые в своей

педагогической практике.

2.

Практический раздел. прописан собственный алгоритм прохождения

гармонических функций с 1-4 класс.

3.

Раздел с примерами из русской и зарубежной музыкальной литературы на

основные функциональные обороты, находящиеся в классной работе.

свое пособие я адресую, прежде всего, начинающим молодым специалистам в

помощь освоения одной из трудных областей сольфеджио – гармонический слух.

МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Принцип единства методики и приемов развития необходимо соблюдать на

каждом уроке, исходя из эмоциональной отзывчивости ребенка, доступности

материала. Только комплексное развитие может воспитать полноценного

музыканта: одновременное занятие теорией, игрой на инструменте и творчеством.

закон трех единств был известен еще в средневековье. в современной методике

обучения мы должны обязательно следовать своему закону трех единств: единство

теории, игры и музицирования. Иметь знания, но не уметь их использовать -

проблема музыкального образования. я встречала преподавателей. которые

получив образование по гармонии не могли гармонизовать простые мелодии.

Уметь использовать знания в музыкальной практике сопоставимо с изучением

иностранного языка. Если мы будем знать правила, но не будем читать, писать и

говорить на нем, то никогда не будем свободно владеть любым языком.

Первый шаг в освоении грамоты, в том числе гармонической, в том числе

гармонической, нужно начинать с донотного, доинструментального периода. Я

знакомлю ребенка с клавиатурой фортепиано независимо от специального

инструмента. Мы слушаем, поем, и играем одним пальчиком самые простые

попевки. Они могут быть на одном, двух звуках. Можем менять начальный звук,

прибавляем количество пальцев, ставим аппликатуру.

Второй шаг- использую синтез теории, музицирования, исполнительства и

слуховой практики. Об этом принципе методического единства теории и практики

замечательно пишет в своих трудах выдающийся музыкальный педагог Григорий

Иванович Шатковский. Я проходила у него курсы, изучила всю его изданную

методическую литературу и занимаюсь по его методике больше 20 лет. Принцип

триединства по методу Г. Шатковского гласит: кто занимается музыкой, должен

знать теорию, должен слышать все, что знает, олжен уметь применять на практике

все то, что знает и слышит. Если ученик знает аккорд, но не слышит его, он его и

не споет, считает Шатковский. Объяснение любого теоретического метериала

должно быть через действие, эмоции, а не через объяснение. я в этом каждый раз

убеждаюсь, когда начинаю проходить новый материал. За свою многолетнюю

практику пришла к пониманию, что путь: знание- умение- навык – самый долгий

путь к умению ребенка. Только: действие – знание – навык – метод музыкального

образования, дающий результат. Стоит, однако, добавить, что часто прихожу к

непохожим результатам по организационным причинам: разные классные

параллели, требования программ, почасовая раскладка и др. Самый оптимальный

вариант, если плотно заниматься по методике Шатковского – 1 час сольфеджио , 1

час теории в неделю. На практике я занимаюсь 45 минут в неделю ( 1 класс) и 60

минут ( все остальные классы).

Начиная работать над гармоническим слухом. нужно понимать, что

первоисточник звука - это наш голос. Второй – это рука. Связь руки и голоса –

дефис необходимое условие. мы с ребятами всегда поем и играем одновременно.

работа должна быть сразу четко распределена, поэтому запускаем механизм

ориентации во времени. Психология как наука указывает на то, что у человека нет

способности отличать звуки длинные и короткие. Поэтому, когда мы просто

скажем что это звук долгий, а этот короткий, результата не будет никакого. мы

делим время на равные доли. Для человека естественно равномерная доля – это

«шаг». Играем Т, или другую функцию через равные промежутки времени.

Одновременно слушаем Т и запоминаем равные доли. Тоника – это та функция.

которую мы первой слушаем, играем, запоминаем, поем.

В освоении Т можно пойти другим путем – от речи. Тоника – это окончание

мысли, предложения. Заканчивая, например, стихотворение, мы постепенно

понижаем звук. Самый низкий звук в речи – тоника. В ладу мы хорошо слушаем

ступени устойчивые и неустойчивые, их разрешение и тяготение к тонике. Пению

попевок с игрой на тонике я посвящаю несколько уроков. Тоникой может быть

любая нота по выбору ребенка: до, соль, фа- диез, соль- бемоль. Играем «Андрей»,

«Барабанщик», «Луноход», «Серый кот» и т.д. Определяю тонику красным цветом

(методика Бергер Н.А., профессора Санкт-петербургской консерватории), играем

по карточке.

Следующий вид работы – импровизация, сочинение. Я играю мелодию,

ученик импровизирует на Т ритмический рисунок, регистровую краску и т.д. При

этом мы всегда говорим, что Т – это главная, первая и устойчивая ступень. очень

полезна игра на этом этапе – «Упрямец». Я гуляю по тональностям, но ученик

должен вспомнить Т, сыграть ее иди спеть ее.

После работы с попевками мы переходим к популярной классической музыке,

основанной на тонической функции. Примером может служить «Волынка» И. С.

Баха, которую я играю с начала До мажоре, в Ре мажоре, Соль мажоре, Фа – диез

мажоре и т.д. Ученик играет Т шагами- долями, меняет ритм, руки через октаву,

называет тонику. После знакомства с Бахом слушаем и играем П. И. Чайковского

«Игра в лошадки», «В церкви», Л. Бетховена «Соната №8», гл.п. и др. Иногда поем

и играем «Савка и Гришка», где Т скрывается. ее нужно разгадать, услышать и

сыграть. В музицировании начинаю использовать квадлибито, к котором дети

охотно участвуют. Первый ученик, например, играет «Луноход», второй играет

«Серый кот», а третий – тонику. Перехожу к диктантам устным на инструменте,

где мелодию нужно довезти до тоники, затем диктанты письменные с готовым

текстом, но без тоники.

Следующую гармоническую функцию – доминанту- я прохожу только тогда,

когда ребята полностью освоят тонику в трех позициях: слышание – игра –

творческие формы. Доминанту представляю на слух в контрасте с тоникой.

Обращаю внимание на ее неустойчивый, напряженный характер, красочность и

необычность. На первых уроках играю ее только с разрешением и акцентирую

внимание ребят на обязательный переход Д в Т. Часто просто заучиваю оборот Д –

Т. Это помогает в будущих гармонизациях мелодии, когда ученик видит и знает

шаблон. Конечно, потом будут исключения, но на данном этапе мы запоминаем

классический образец гармонического правила или порядка: после Д звучит Т.

Определяю доминанту зеленым цветом и начинаем играть Т и Д по карточкам в

разных тональностях, продолжается работа в форме квадлибито. Музыкальный

материал на эти функции довольно богатый, и мы на каждом уроке сначала играем

и поем песенки, в основе которых лежит функциональный оборот Д-Т («Утром»,

«Я стою на месте», «Три синички», «Мышка» и т.д.), а затем слушаем и играем Д,

Т в классических произведениях (И. С. Бах «Ригодон», Ф. Шуберт. Симфния си

минор и Филипп «Колыбельная»).

Следующий этап работы – субдоминанта, которую представляю также в

контрасте с тоникой. Поем и играем песенки в тех тональностях, в которых удобно

ребенку. Песенки интересны по мелодике, разные по ритму, ладу: «Паровоз»,

«Утята», «Елочка», «Слышишь песню у ворот», «Лето», «Мишка с куклой» и др.

Песенки с плавающей тоникой, где нет точной ладовой опоры («Василек», «Как

под горкой») не беру потому, что для неустойчивого сознания ребенка происходит

дезориентация слуха. Определяю субдоминанту желтым цветом и начинаем играть

по трем цветовым карточкам в разных позициях и тональностях. Затем слушаем,

анализируем, играем примеры из классической литературы ( П. И. Чайковский

«Русская пляска» и др.), слушаем Т, S, Д в тесном расположении с басом в той же

октаве или на октаву ниже.

Пройдя полный набор главных гармоний, начинаю работать с ними в разных

устных и письменных вариантах:

- играем бас в песенках и классических фрагментах

- играем песенку правой рукой. бас левой рукой

- пишем гармонические диктанты, называем обороты: автентический,

плагальный, полный

- играем бас одновременно с исполнением классического произведения

педагогом.

-импровизируем на фоне Т, S, Д, в любой тональности, в которой ребенку не

сложно ориентироваться.

Слушаем, анализируем примеры из классической музыки, играем гармонии

(Л. Бетховен. Соната №17, финал, Ф. Шуберт. Симфония №8 поб. п., В. А.

Моцарт. Соната До мажор, К. Черни. Этюды и т.д. Список дан в конце пособия).

Полный функциональный оборот мы начинаем играть в такой

последовательности:

-ученик играет бас на октаву ниже, преподаватель-трезвучие в фактурной

фигурации

-играем те же варианты, но с ритмическими изменениями

-играем секвенции Д-Т. по тональностям первой степени родства

-играем обороты без начальной тоники

-играем квинтами, трезвучиями, секстаккордами, квартсекстаккордами

Переходя на игру квинтами, трезвучиями, обращаем внимание на положение

кисти, ощущению опоры на квинте. Ребенок не только приобретает навык игры ,

но учится слышать интервал и видеть его на инструменте. Примеров для игры

квинтами можно достаточно найти в «Школе игры на фортепиано» А. Николаева

или «В классе рояля» Н. Перельмана.

Побочные ступени проходим обязательно в контрасте с Т. Играем упражнения

на черных клавишах с Т на Фа-диезе. Держим в руке чертеж:I-VI-II-V, переносим

его на другие ноты в другие тональности.

Каданс и кадансовый оборот- сдедующий шаг. Играем барочный каданс,

барочный мелодический ход.

Замена ожидаемой тоники- прерванный оборот. Если в мелодии звучит первая

ступень, то обычно использую прерванный оборот для красочности и

неожиданности. Дети ярко реагируют и хорошо его слышат.

К практическим формам работы с использованием фрагментов русской и

зарубежной классики я приступаю после полного освоения учеником

гармонической краски основных ладовых аккордов. На каком этапе , в каком

классе это произойдет, я строго не планирую. Каждый год меняется объем

пройденного, варьируется материал, формы его подачи. Остается главная

установка: научить ребенка слышать и понимать гармонические законы.

Предлагаю примеры для практической работы:

Л. Моцарт. «Менуэт»- вычленяем мелодию, пишем ее диктантом, заполняем

гармоническую ткань, играем в полной фактуре (по возможности).

П. И. Чайковский. «Болезнь куклы»- вычленяем мелодию, записываем,

дополняем гармониями, играем либо основными видами, либо в полной фактуре.

Самый сложный этап работы-гармонизация мелодии. Сначала мелодию

играем, определяем тональность, находим тонику, субдоминанту, доминанту,

кадансовый квартсекстаккорд, затем находим побочные трезвучия. Далее

предлагаю ребенку заполнить схему гармонизации, образовываю штампы, под

которые подбираю мелодии. Таблица гармонизаций со временем дополняется,

образовывая новые схемы. начальная схема представляет следующий порядок:

расставляем все тоники, находим место для кадансового аккорда, расставляем все

доминанты, затем субдоминанты. В конце работы либо поем двухголосно, либо

играем.

Н.А. Бергер, профессор Санкт-петербургской консерватории, предлагает

множество вариантов красивых аккордовых последовательностей для развития

творчества и эмоционального восприятия в младших классах ДМШ. Я пользуюсь

подсказкой Н.А. Бергер, когда уверена, что дети слышат, понимают и могут

повторить. Тогда на элипсис, аккордовую секвенцию, нисходящий поступенный

бас и т.д. мы с ребятами, импровизируем. Дети дома сочиняют, приносят

заготовки, которые мы слушаем поправляем, учимся правильно записывать.

Отклонение, гармонические обороты с отклонением начинаем слушать со

второго класса. Если группа слабая, или произошли изменения в учебном плане,

то отклонения все равно слушаем, играем, но гораздо позднее. Это может быть и в

3м и 4м классе. знакомлю детей с аккордовыми штампами с отклонением в VI, II

ст. из мажора и III, IV ст. из минора обозначаю место ДД. Играем много песен с

отклонением: Б. Савельев. «Настоящий друг», А. Спадавеккиа. «Добрый жук»,

Е. Крылатов. «Кабы не было зимы» и др.

В следующем разделе предлагаю алгоритм прохождения гармонических

последовательностей, которые оформился в процессе многолетней практики.

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

«АЛГОРИТМ ПРОХОЖДЕНИЯ ГАРМОНИИ И ГАРМОНИЧЕСКИХ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБОРОТОВ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДМШ»

1.

Тоника- Т. Первая ступень, главная ступень.

Ладовые связи устойчивых и неустойчивых ступеней, разрешения в тонику.

Доведение мелодии до тоники. Игра «Упрямец».

Песенки : «Андрей», «Барабанщик», «Луноход», «Серый кот» и т.д.

Формы работы:

- игра и пение от До, Соль, Фа

- транспонирование от любой клавиши

- игра мелодии с тоникой

- квадлибито

Классическая музыка: И.С. Бах. «Волынка», П. И. Чайковский «Игра в

лошадки» и др.

Формы работы:

- игра тоники в ритмических фигурациях

- транспонирование

- слушание и анализирование простых элементов музыка

Диктант: довести мелодию до тоники

Импровизация: учитель- мелодию, ученик – тонику. Ритмическая,

регистровая, фактурная вариация.

2.

Доминанта – Д. Пятая ступень, главная ступень.

Функциональный оборот Т-Д; Д-Т. Игра по цветным карточкам.

Песенки: «Боровик», «Утром», «Я стою на месте», «Три синички»,

«Мышка».

Формы работы:

- игра и пение гармониями

- транспонирование

- игра мелодии с гармониями

- игра квинтами, трезвучиями, секстаккордами, квартсекстаккордами,

постановка аппликатуры

- смена регистра, руки

- квадлибито

Классическая музыка: И.С. Бах «Ригодон», Ф. Шуберт. Симфония си

минор, 1 ч. и др.

Формы работы:

- игра Т, Д в разных ритмических фигурациях

- транспонирование

- слушание и анализ простейших мелодических и ритмических элементов

Диктант: довести мелодию до тоники, подписать гармонии, играть с

гармониями

Импровизация: ритмическая, регистровая, фактурная т.д.

3.

Субдоминанта – S. Четвертая ступень, главная ступень.

Функциональный оборот Т-S; S-Т;Т-Д; Д-Т; Т-S-T-Д-Т; T-S-Д-Т. Оборот:

автентический, плагальный, полный.

Формы работы:

- игра по цветным карточкам

- игра по гармоническим карточкам

- игра квинтами, трезвучиями, секстаккордами, квартсекстаккордами

- секвенция Д-Т по тональностям 1 степени родства

Песенки: «Елочка», «Паровоз», «Лето», «Мишка с куклой» и др.

Формы работы:

- игра и пение гармониями

- транспонирование

- игра мелодии с гармониями

- смена регистра, постановка аппликатуры

- квадлибито

Классическая музыка: П.И. Чайковский «Детский альбом», К. Черни

«Этюды», В. А. Моцарт. Соната До мажор, Фантазия ре минор и др.

Формы работы:

- игра гармоний в ритмических фигурациях

- транспонирование

- слушание, анализ простейших средств методической и ритмической

выразительности

- смена регистра, рук

Диктант: а) гармонический; б) подписать гармонии к мелодии; в)

обозначить функциональный оборот

Импровизация:

-ученик – бас, учитель- трезвучие в любой фигурации, смена октав

- ритмическая импровизация гармоний

- учитель- классическое произведение, ученик – бас

- импровизация на главных ступенях в удобной тональности

4. Субмедианта – VI ст., побочная .

Функциональный оборот Т-VI-S-Д-Т. Прерванный оборот

Формы работы:

- упражнения на черных клавишах

-игра по гармоническим карточкам

- игра квинтами, трезвучиями

- игра гармоний двумя руками

- игра мелодии с гармониями

- слушание, анализ и игра классических фрагментов

- гармонизация мелодии

5. Медианта – III ст. , побочная

Функциональный оборот Т-III-S-Д-Т

Формы работы повторяются

Примеры песен: Г. Гладков. «Бременские музыканты», Е. Крылатов

«Лесной олень» и др.

6. Кадансовый квартсекстаккорд. Кадансовый оборот К64- Д-Т

Игра барочного оборота S- К64-Д-Т

Игра барочного хода

7. Отклонение.

Виды и порядок: Д-VI (мажор); Д-S (минор); Д-II ( мажор); Д-III ( минор);

Квадрат мажорный, минорный. Золотая секвенция.

VIII. Некоторые практические формы работы.

1.Гармонические диктанты с оборотами:

- автентический, плагальный, полный, прерванный, кадансовый

2. Классические произведения:

-слушание в полной фактуре,

- вычленение мелодии,

- запись мелодии диктантом,

- заполнение гармониями

- игра в полной фактуре

3. Гармонизация мелодии:

- игра мелодии

- определение тональности

- определение главных трезвучий, их место в мелодии

- нахождение побочных трезвучий, их место в мелодии

- расставляем бас под мелодией в порядке: Т, Д, S

- находим место для К64

- игра или пение двухголосно

НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ НА ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ

ОБОРОТЫ

ТОНИКА.

Попевки: «Андрей-воробей», «Барабанщик», «Луноход», «Серый кот»,

«Савка и Гришка»

Е. Гнесина. «Этюд»

А. Гедике. «Ригодон»

И. Филипп. «Колыбельная»

В. Калинников. «Тень,тень»

Т. Салютринская. «Пастух играет»

И. С. Бах. «Волынка»

П.И. Чайковский. «Игра в лошадки», «В церкви», «Хор девушек» из оперы

«Евгений Онегин»

Л. ван Бетховен. Соната №8, гл.п.

Л. Моцарт. «Волынка»

АВТЕНТИЧЕСКИЙ ОБОРОТ

Попевки: «Утром», «Ястою на месте», «Боровик», «Три синички»,

«Мышка»

Д. Кабалевский. «Маленькая полька»

Д. Шостакович. «Марш»

Ф.Шуберт. Симфония си минор, поб.п.

И.С. Бах. «Ригодон»

ПОЛНЫЙ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ОБОРОТ

Попевки: «Паровоз», «Утята», «Жучка», Слышишь песню у ворот», «Лето»,

«Мишка с куклой»

А. Филиппенко. «Веселый музыкант»

М. Красев. «Елочка»

Э. Тетцель. «Прелюдия»

К. Черни. Этюды (соч.299,139,599)

М. Глинка. «Полька»

П. И. Чайковский. «Старинная французская песенка», «Болезнь куклы»,

«Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка»

Л. ван Бетховен. Согната №17, 3 часть, Соната Соль мажор, 1,2 часть,

«Немецкий танец»

В. А. Моцарт. Соната До мажор, Фантазия ре минор

Л. Моцарт. «Менуэт»

Й. Гайдн. «Анданте»

ОТКЛОНЕНИЕ

В. Шаинский. «Кузнечик»

А. Спадавеккиа. «Настоящий друг»

Б. Савельев. «Песенка кота Леопольда»

А. Островский. «Галоши»

Б. Савельев. «Неприятность»

В. Соловьев-Седой. «Подмосковные вечера»

А. Эшпай. «Москвичи»

Е. Крылатов. «Крылатые качели», «Лесной олень»

Т. Хренников. «Колыбельная Светланы»

М. Блантер. «Катюша»

Г. Струве. «Школьный корабль»

И. Николаев. «Маленькая страна»

Список программных сборников с примерами на простые функциональные

обороты.

-А. Николаев. «Школа игры на фортепиано»

-Н. Перельман. «В классе рояля»

-П. Чайковский. «Детский альбом»

Д. Шостакович. «Танцы кукол»

К. Черни. Этюды

С. Майкапар. «Бирюльки»



В раздел образования