Автор: Татаринова Любовь Вячеславовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МАДОУ «Детский сад № 43 – ЦРР»
Населённый пункт: Петропавловск-Камчатского городского округа
Наименование материала: конспект родительского собрания
Тема: «Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
Родительское собрание на тему:
«Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольников»
Цель: активизация взаимодействия педагогов и родителей в вопросах
патриотического воспитания дошкольников.
Задачи:
обогатить знания родителей по вопросу нравственно-патриотического
воспитания дошкольников;
вызвать интерес родителей к данной теме.
сплотить родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать
радость общения;
Предварительная работа:
Изучение информации по проблеме;
Анкетирование родителей по проблеме патриотического воспитания;
Подготовка презентации по теме собрания;
Украсить зал воздушными шарами (белый, синий, красный);
Составление памятки для родителей «Как же приобщить детей к
нравственно-патриотическому воспитанию?»;
Материалы и оборудование: презентация к собранию;
Участники: воспитатели, родители;
Место проведения: актовый зал ДОУ.
Ход собрания:
Здравствуйте, уважаемые родители!
Проблема гражданско-патриотического воспитания дошкольников
обсуждается сегодня все чаще. И тема нашей встречи сегодня «Роль семьи в
патриотическом воспитании дошкольников»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в
жизни общества и
Россия переживает один из не простых исторических
периодов, одним из центральных направлений работы с подрастающим
поколением становится гражданско-патриотическое воспитание.
Сила страны – в ее гражданской общности!
Воспитание гражданина является залогом развития государства. .
Гражданин – это человек, который сочетает в себе развитую
нравственную, правовую и политическую культуру, человек, который
уважает права и свободы, традиции и культуру других людей, других
народов, который проявляет национальную и религиозную терпимость.
Такой человек, который, обладая всеми этими качествами, заботится о
процветании России, думает не только о своём будущем, но и о будущем
старшего поколения россиян.
Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять
гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом и Родиной,
обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение
к людям и живой природе.
Патриотизм
(от греческого patris - родина) - это любовь к своей Родине,
стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства.
Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины,
желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация
себя с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и
своего народа.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, его нельзя
определить несколькими словами. Это любовь к родным местам, гордость за
свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром, желание
сохранить и приумножить богатство Родины.
Патриотическое воспитание – основа формирования будущего
гражданина страны. Патриотическое воспитание – это система мероприятий,
направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к
родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою
Родину.
Цель патриотического воспитания - воспитание гуманной духовно-
нравственной личности, патриотов своего Отечества.
Задачи патриотического воспитания дошкольников:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье,
дому, детскому саду, улице, селу, городу, округу, стране;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду, людям разных профессий;
развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;
традициям и промыслам народа малой родины;
формирование элементарных знаний о правах человека;
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения
своей страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим
народам, их традициям.
Семья и дошкольное учреждение – два главных института
социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для
всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие.
Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в
течении значительной части своей жизни, и по длительности своего
воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может
сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка.
Первые уроки гражданственности дети получают в семье.
Семья ребенка является ключевым звеном в патриотическом
воспитания детей, где формируются сознание будущего гражданина, где
происходит его становление и развитие.
Именно в семье возникает интерес к истории своего народа,
государства, к его традициям, обычаям к культуре и языку, начинает
формироваться личность.
Патриотическое чувство, чувство Родины у ребенка начинается с
отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, брату,
сестре, когда он чувствует их тепло и нежность, любовь и силу, свою
защищённость. И родной город, и дом, и двор, где он не раз гулял, и вид из
окна квартиры, и детский сад, где он получает радость от общения со
сверстниками - все это и с этих ощущений начинается его любовь к своей
семье, родному дому, своей маленькой родине, своей малой Родине.
Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. Что
возникает в вашем воображении, когда вы произносите слово семья? (ответы
родителей) Продолжите определение:
Семья – это …
Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем
понимании. А теперь, давайте, составим, как можно больше словосочетаний
на тему «Семья».
Семья…Родная, любимая, единственная, дружная, надежная.
Любит, поддерживает, воспитывает.
Человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая
увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать дружная и
счастливая семья.
Наши далёкие предки всегда свято берегли память о своих отцах, дедах
и знали свой род. Мы все хорошо знаем, что прежде, чем изучать историю
своего государства, народа, нужно знать свои корни – родовые! Свой род!
Ценности, признанные в семье и усваиваемые ребенком с первых лет,
имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Только родители и
старшие члены семьи на личном примере могут научить ребенка любить
своих близких, уметь заботиться о них, привить трудолюбие, развить
активную жизненную позицию, лидерские качества, способность брать
ответственность на себя, сопереживать и сочувствовать, проявлять при
необходимости настойчивость и твердость.
«Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни», поэтому то,
какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от
окружающих его взрослых и от того, как они его воспитывают, какими
впечатлениями обогатят.
Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Любовь к
природе - это тоже патриотизм.
Она определяется бережным отношением к ней, выражается в
элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию
растений. На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями в
поле, на речку, озеро или лес. Яркие впечатления о природе, полученные в
детстве, зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной
природе.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой
малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
Родина. Родной край. Отчизна. Отечество. Так называют люди ту
землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина,
красота которой открылась когда-то в детстве.
Для того чтобы научить ребенка чувствовать красоту родного края,
чтобы воспитать любовь у ребенка к родным местам и ко всему, что
окружает малыша с самого детства, необходимо с ним заниматься.
Во время бесед, прогулок в природу необходимо объяснять детям, что,
заботясь о природе, охраняя ее – мы охраняем и нашу Родину.
Издавна семья считалась хранителем культурных и нравственных
ценностей, которые передавались из поколения в поколение.
Прекрасные возможности в воспитании патриотизма предоставляет
знакомство с русским народным творчеством, произведениями детской
художественной литературы, русским народным играм, устному народному
творчеству.
Песни, загадки, стихи, прибаутки, пословицы, поговорки, считалки,
заклички - называют жемчужинами народного творчества. От них веет
добром, теплом, лаской.
Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от
поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию,
учат любить и уважать свой край, свою Родину.
Сказки - хранители огромного объёма информации о русском народе,
его обычаях, верованиях, идеях и прошлом.
Сказка даёт ребёнку первое чувство героического – чувство испытания,
опасности, усилия и победы.
«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Сказки помогают детям справляться со страхом, перебороть себя и
поверить в собственные силы; учат детей тому, что добро будет всегда
вознаграждено, а зло наказано (учат детей законам справедливости), смелый
победит (отваге), терпеливый дождётся (выдержке), честный труд всегда
ценится (трудолюбию)и т.д. В устном народном творчестве как нигде
отразились черты русского характера, присуще ему нравственные ценности,
представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Поэтому, всегда, как только у вас появится такая возможность, читайте детям
народные сказки, ведь они - источник правильного, здорового и
гармоничного воспитания ребёнка.
Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской
национальной культуры, на собрании национальных достижений.
Одной из основных задач воспитания дошкольников является
формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее
богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Народная культура -
кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости.
Во все времена традиции предков считались неотъемлемой частью
культуры любого народа.
Слово «традиция» - означает исторически сложившиеся и
передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила
поведения. К традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.
Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-
нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших
основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции,
тем духовно богаче народ. Ни что не объединяет народ так, как традиции.
Поэтому так важно выработать у детей уважения к традициям, позитивное
к ним отношение, желание поддерживать их и сохранять.
Веками русская семья свято чтила и хранила народные традиции,
передавая их из поколения в поколение.
Недаром раньше говорили: «Семья крепка традициями».
Семейные традиции и обычаи, делают семью сплоченной, укрепляют
родственные связи, улучшают взаимопонимание.
А сегодня мы возвращаем русские традиции и обычаи народа в
общество, в русскую семью.
Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в
многочисленные народные приметы и предания.
Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как
Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана
Купалу. Рождественские колядки и свадебные обычаи также крепко вошли в
современную жизнь. Рассказы родителей о праздновании этих праздников
своими бабушками и дедушками вызывают у детей большой эмоциональный
интерес.
«Тещины блины» по четвергам на масленичной неделе, окрашивание
яиц к Пасхе, рождественские обрядовые колядки - отлично объединяет
семью, несут в себе добро и позитив, воспитывают положительные чувства.
Всё это нравится детям, а все, что нравится нам, то и мы охотно передаем по
наследству.
Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые
передаются из поколения в поколение, являются хорошим средством
передачи семейного житейского опыта детям и в целом положительно
влияют на личность ребёнка.
У каждого ребёнка, у его семьи и места рождения есть своя история,
которую ему необходимо знать, уметь рассказывать и, главное, гордиться ею.
Именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей
фамилии, желание стать такими же, как деды. Прикосновение к истории
своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать,
внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
У ребенка проявляется интерес к своей генеалогии, понимание, что семья –
частица народа! Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны.
Зная историю своей семьи, можно лучше узнать историю своего народа.
Изучение истории семьи способствует духовному сближению взрослых
членов семьи и детей.
Ребенок, который узнает о прошлом своих близких, чувствует себя
частью большого и надежного целого, он окунается в добрую и благодарную
атмосферу, необходимую для его нормального развития.
Успех патриотического воспитания детей дошкольного возраста во
многом зависит от родителей и той атмосферы, которая царит дома.
Тот дух, который царит в семье, которым живут родители, оказывается
определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.
Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы», с
которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит
своё поведение.
От родителей дети узнают о хороших и плохих людях, о долге и
справедливости, смелости и отваге. Сила примера родителей в формировании
истинного патриота Родины очень велика.
В современной семье большую часть времени ребенок общается с
мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются
тревоги, вопросы, потребности. Однако не менее важно и общение с папой.
Именно мужчина, как защитник Отечества, может дать знания и
умения,
определяющие
у
ребенка
взгляд
на
жизнь
и
систему
государственности.
Отец при этом своими гражданскими действиями и поступками подает
пример для подрастающего поколения граждан.
«Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы
эта любовь была у отцов», - писал французский философ Шарль Монтескье.
От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы
здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети.
Усиление воспитательного потенциала в семье возрастёт в результате
помощи в воспитании детей со стороны старшего поколения – дедушек,
бабушек
и
других
ближайших
родственников.
Бабушки
и
дедушки
составляют для внуков генеалогическое дерево, чтобы те знали историю
семьи. Семейные реликвии передают из рода в род как память о каком-то
знаменательном событии в жизни предков. История вещей становится не
только достоянием отдельно взятой семьи, но и историей народа и всей
Родины
в
целом. Бабушки,
дедушки,
старики
служат
своеобразным
транслятором социального опыта, накопленного поколениями.
Не забывайте никогда о старом поколении. Истинная правда в
пословицах: «Семья на стариках держится», «Если в семье старец - значит в
семье есть драгоценность»
Помните о предках, о своих родителях. «Кто родителей почитает, тот
во век не погибает».
Пословицы о родителях вы можете почитать всей семьей. Это будет
интересно и познавательно. Такие пословицы и поговорки расскажут нам о
семейных ценностях, о том, что было важно. Почитайте их вместе детьми и
объясните им их смысл.
Рассказы и беседы-воспоминания о Семейной чести, о патриотических
делах, о жизни и деятельности своих родственников, размышления над
прошлым своей Родины - это хорошие уроки нравственности для детей. В то
же время это и связь времен, это и передача эстафеты от поколения к
поколению. Практика показывает, что дети, внуки, правнуки, если с ними
ведется в семье целенаправленная работа, наследуют боевую и трудовую
славу своих отцов, дедов, прадедов. Для воспитания у них патриотического
сознания и чувств следует активнее использовать неисчерпаемый материал о
боевых
событиях
и
трудовых
свершениях
людей
в
годы
Великой
Отечественной войны, в послевоенные годы.
В каждой семье помнят страшные годы войны, в каждой семье деды и
прадеды защищали Родину,
воевали за родную землю. И сегодня стало
традицией принимать участие в шествии бессмертного полка.
Шествие со взрослыми по нарядной площади на празднике - вызывает
у детей те особые и светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь.
Это так же вносит каплю в патриотическое воспитание ребенка.
Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что
любим свою Отчизну, родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье
людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей, их честь
воздвигнуты памятники.
Нашим детям есть чем гордиться, они не должны
расти “Иванами” непомнящими родства. Нельзя быть патриотом, не чувствуя
личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки,
наши отцы и деды. «Без прошлого нет будущего» - гласит народная
пословица. Для русского человека очень важно его историческое наследие.
Очень полезно рассматривать с детьми семейные альбомы, читать
вместе с ними детские книги
на патриотические темы
,
рассказы о Великой
Отечественной Войне, смотреть фильмы, слушать, напевать вместе песни о
дружбе, добре, пробуждая в детях чувство гордости за русских людей,
давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от
фашизма и первопроходцев космоса.
Необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные
достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её
изучению в будущем.
Детям необходимо хорошо знать историю своего Рода,
своей Родины, чтобы гордиться успехами своих предков и не повторять их
ошибок.
Нам небезразлично, какими станут наши дети в будущем.
От того, как мы их воспитываем, какие зерна добра, справедливости,
мужества, патриотизма мы в них заложим, зависит не только их будущее, но
и будущее нашей страны.
Истоки гражданственности и патриотизма детей – в нас, взрослых, в
нашей любви к Родине, в чувстве гордости за её успехи и искреннем
стремлении разделить все её беды, встать на защиту, оказать ей посильную
помощь,
в
нашем
стремлении
сохранять
и
умножать
духовную
и
материальную культуру своего народа. Родители сами должны жить полной,
сознательной, нравственной жизнью гражданина своей страны.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – это наша
общая задача – и родителей и педагогов и решать эту задачу необходимо
вместе.
В заключение нашей беседы мне очень хочется надеяться на то, что
тема сегодняшнего собрания не оставила вас равнодушными. И на память
хочу вручить вам вот эти памятки.
Рекомендации для родителей
Как же приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?
Побеседуйте с ребенком о вашей семье; расскажите, что семья и дом –
это очень важные ценности в жизни каждого человека; дайте
характеристику каждого члена семьи в отдельности, покажите
заботливое уважительное отношение между всеми членами семьи.
Рассмотрите семейные фотографии; вместе с ребенком составьте «Герб
семьи», «Генеалогическое дерево». С самых ранних лет необходимо
научить малыша уважать и беречь семейные традиции, знать свою
родословную, почитать старшее поколение. Ведь семейный очаг,
соединение родственных душ под одной крышей – начальное звено
соборного воспитания.
Знакомьте ребенка с «малой родиной» - близлежащей улицей,
микрорайоном, родным городом, его знаменитыми жителями,
достопримечательностями, символами. Возвращаясь с ребенком из
детского сада, предложите ему игру «Кто больше заметит
интересного?», «Что нового появилось на нашей улице?», «Как
горожане украшают свой район к празднику?».
В выходные дни организуйте с детьми целевые прогулки, экскурсии к
памятным местам, к Доске почета в честь героев Великой
Отечественной войны, к мемориалу «Вечный огонь», расскажите о том,
как чтят память погибших; обязательно посмотрите военный парад и
праздничный салют.
Необходимо показать детям хранящиеся дома ордена, медали,
фотографии военных лет. Ребенок должен гордиться тем, что в их
семье близкий ему человек был участником Великой исторической
битвы, благодаря которой страна отстояла свою независимость, дала
ему, маленькому гражданину, право на счастливое детство. В День
Победы желательно пойти с ребенком на площадь, где встречаются
ветераны, понаблюдать за встречей. Подарите кому-нибудь из
ветеранов цветы, поговорите с ним, дайте возможность и ребенку
задать вопрос. Хорошо, если ребенок в семье услышит песни военных
лет.
Приобщайте ребенка к истокам русской народной культуры. Знакомьте
с художественной литературой по фольклору – сказками, былинами,
преданиями; посетите выставки народного декоративно-прикладного
искусства. Вместе с ребенком попробуйте смастерить куклу или
оберег, расписать матрешку. Это превосходная школа как
патриотического, так и эстетического воспитания.
Заботьтесь о духовно-нравственном воспитании малыша; посетите
православный храм, побеседуйте о православии, об истоках русской
святости. Почитайте ребенку детскую Библию. Дайте первоначальные
знания о важных православных праздниках: Рождество, Масленица,
Пасха, Троица.
Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу
стране, людям приносит ваш труд. Если это возможно, покажите
конкретные результаты труда. Расскажите, что вам нравится в вашей
работе, каких нравственных качеств она требует: ответственности,
внимания, умения контактировать с другими людьми и др.; что было
бы, если бы вы работали плохо.
Внимательно относитесь к вопросам детей, показывайте и объясняйте
события и факты, поощряйте любознательность, развивайте
способность наблюдать и анализировать явления. Читайте малышам
хорошие умные книги, посещайте библиотеки, выставки, музеи,
участвуйте в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах. Будьте
сами активны и неравнодушны! И результаты не заставят себя долго
ждать.