Напоминание

Мониторинг уровня сформированности орфографической грамотности


Автор: Арбузова Леся Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: БОУ города Омска "Инженерно-технологический лицей №25"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: Мониторинг уровня сформированности орфографической грамотности
Раздел: среднее образование





Назад




Арбузова Леся Васильевна,

учитель русского языка и литературы

БОУ г. Омска « Инженерно – технологический лицей № 25»

Мониторинг уровня сформированности орфографической грамотности школьников в соот-

ветствии с требованиями ФГОС

За последние годы в обучении русскому языку произошли существенные изменения.

Впервые наша школа отказалась от единых типовых программ и учебников, появились фа-

культативы, дополняющие и расширяющие основной курс русского языка. Обучение стало

вариативным. Сосуществование в нашей стране различных по уровню и профилю типов

школ, работающих по разным программам и учебникам, создает в то же время ситуацию, та-

ящую в себе опасность распада единого в прошлом образовательного пространства. Преду-

предить нежелательный разрыв, обеспечив единый базовый уровень общего образования для

всех учащихся вне зависимости от типа учебного заведения, призван прежде всего стандарт,

в котором выделено базовое ядро содержания образования в виде обязательных минимумов.

Содержание стандарта ориентировано в первую очередь на формирование определенной

языковой и духовной культуры школьников. Доминирующей идеей федерального компонен-

та государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное

речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения. Особое внимание

уделяется целенаправленному развитию универсальных учебных действий: коммуникатив-

ных, познавательных, информационных, интеллектуальных, организационных. В этом про-

явился деятельностный подход к отбору содержания обучения русскому языку в школе

Обеспечить выполнение единого стандарта во всех школах призван контроль и мони-

торинг за орфографической грамотностью. Цель этих мероприятий заключается в изучении

состояния подготовки по русскому языку и в выявлении факторов, которые оказывают пози-

тивное и негативное влияние на результаты обучения Уровень сформированности орфогра-

фической грамотности в нашем лицее проверяется мониторингом «Грамотей-марафон». Этот

конкурс имеет международный статус и проводится для учащихся 5-11 классов. Цель мони-

торинга - выявить уровень автоматизма грамотного письма, орфографической зоркости и

усвоения словарных слов.

Что же это за мониторинг? Каждый участник получает тест, содержащий 84 однотип-

ных задания: из пары слов следует выбрать верно написанное. Трудность и тип вопросов

одинаковые для всех классов. Проводимый тест – это соревнование на скорость, и нужно вы-

полнить его как можно быстрее и правильнее. Конкурс состоит из трёх частей, исследующих

разные аспекты орфографической грамотности школьника, и педагогу важно понять, зачем

нужно каждое из заданий и как лучше организовать его выполнение. Третье задание – самое

трудное: Участнику предстоит найти орфографические ошибки в специально подобранных

текстах. Открыв последнюю страницу, ребёнок оказывается в ситуации, с которой ему

придётся столкнуться ещё не раз – в «реальности», а не на уроке. Реальность же такова, что и

тексты из Интернета, и документы, напечатанные в типографии, блистают безграмотностью

разной степени. В статье из блога, рецензии на фильм, руководстве пользователя, рекламной

листовке могут встретиться самые нелепые ошибки. При выполнении этого задания нет ни-

каких подсказок и сигналов. Школьники порой с доверием относятся к печатному тексту,

скачивают неизвестно кем написанный доклад, сочинение и не желают подходить к материа-

лу критически. А именно этого от них и требует третье задание. Оно позволяет исследовать

орфографическую зоркость, способность находить ошибки в текстах разного рода. Второе

задание представляет собой несколько гротескный текст, подобранный таким образом, что с

его аналогом можно легко встретиться в повседневной жизни. Это может быть объявление,

инструкция, заметка из газеты. Текст состоит из словарных слов, написание которых нужно

определить, выбрав из двух или трёх вариантов правильный. Задание примечательно тем, что

позволяет выявить участников, обладающих так называемой «врождённой грамотностью».

Они находятся в более выигрышном положении, чем их сверстники, поскольку способны

разобраться даже с теми словами, правописание которых ещё не проходили в их параллели.

Каждый педагог может взглянуть на словарные словам и узнать, кто из детей сумел написать

ещё не изученные слова, опираясь лишь на собственное языковое чутьё. Первое задание

представляет собой 84 пары слов: по 4 пары на 21 правило орфографии. Одно из слов в паре

написано правильно, а второе – с ошибкой; задача участника, как и во втором задании, – вы-

брать верный вариант. Задания строятся так, что в тесте для шестого класса встречаются сло-

ва с орфограммами, которые проходят непосредственно в шестом классе: это нужно для ди-

намического анализа. В конце учебного года конкурс «Грамотей-спринт», второй этап иссле-

дования орфографической грамотности школьников, проверит знание тех же правил и пока-

жет, насколько хорошо был усвоен новый материал. Правило считается «усвоенным», если

участник правильно определил написание слова во всех четырёх заданиях. Среди четырёх

пар слов с одной орфограммой будут не только лёгкие: обязательно встретится и «подвох»

(трудные и словарные слова, исключения из правил). Усвоение правила предполагает умение

вспомнить все исключения и правильно определить орфограмму, не бросившись, например,

проверять ударением корни с чередованием. Одна из главных особенностей задания заклю-

чается в том, что это соревнование на скорость.

Как помочь детям успешно справиться с тестовыми заданиями и освоить орфографи-

ческие правила? Какие методики использовать? Чтобы грамотно написать слово на ту или

иную орфограмму, необходимо сформировать у учащихся умение находить опознавательные

признаки орфограммы. При изучении орфографического правила необходимо идти от на-

блюдения, исследования учебного материала, к самостоятельной формулировке правила.

Только тогда учащиеся осмыслят правило, а не бессмысленно его заучат. Ученику нужно

знать, как воспользоваться правилом, и учитель должен дать ему ориентир, рекомендации,

инструкции по применению правила. Таким ориентиром являются опорные схемы, алгорит-

мы, которые учащиеся составляют вместе с учителем. Предлагаю рассмотреть фрагмент уро-

ка введение новых знаний на основе анализа учебного материала и использования алгоритма.

Тема урока: «Буквы н, нн в наречиях на –о, -е.»

Работа над правилом начинается со словарной работы Учащиеся по цепочке выходят

к доске, вставляют пропущенные буквы, объясняют условия выбора орфограммы и записы-

вают рядом образованное от данного прилагательного наречие, обозначают знакомые им ор-

фограммы

Искусстве…ый - искусственно

Медле…ый - медленно

Серебря….ый -

Стекля…ый

Кожа…ый

Скром…ый............скромно

Испуга…ый……..испуганно

Взволнова….ый….взволнованно

Традицио…ый……традиционно

Идеаль….ый……идеально

Благодуш…ый благодушно

Несураз….ый……несуразно

– Почему не от всех прилагательных вы смогли образовать наречия?

Ученики приходят к выводу, что наречия образуются от качественных прилагатель-

ных, обозначают образ действия. Написание наречий зависит от написания прилагательных,

от которых они образованы.

– Назовите опознавательные признаки орфограммы.

1 Наречие образовано от прилагательного с помощью суффикса -о, -е.

2 Подобрать прилагательное от которого образовано наречие

Следующий этап работы заключается в том , что учеников необходимо научит выде-

лять наречие с других частей речи.

Записываем предложения, предлагаем ученикам определить написание одинаковых

слов.

1 Класс сосредоточенно слушал объяснение учителя. (Слушал как ? – обстоятель-

ство образа действия, относится к глаголу, можно заменить другим наречием – внимательно.

Следовательно, это наречие, в котором пишется столько н, сколько в слове сосредоточен-

ный).

2 Лица всех были сосредоточенны, серьезны. (Сосредоточенны – сказуемое, его

можно заменить полным прилагательным сосредоточенный, следовательно, это краткое при-

лагательное, в нем пишется столько н, сколько в полном).

3 Войска были сосредоточены на равнине. (Сосредоточены – можно заменить гла-

голом сосредоточились, следовательно, это краткое причастие, в котором пишется одна бук-

ва н). Итогом такой работы становится алгоритм.

Следует отметить , что схемы , алгоритмы ученики записывают в специальные тетра-

ди и при необходимости могут ими воспользоваться.

Какие же задания способствуют повысить орфографическую грамотность учащихся?

Подготовить учащихся к данному мониторингу способствуют такие разделы УМК М.М. Ра-

зумовской, как «Проверь свою подготовку по орфографии», которые располагаются почти

после каждого изучаемого раздела и предполагают повторение ранее изученных орфограмм.

Словарные слова включены в словарные диктанты учебника. Такие слова ученики заучивают

дома и восстанавливают написание в классе. Взаимопроверка, самопроверка – следующий

этап работы над словарными словами. Работа со словарными словами предполагает рубрика

ЗСП (значение, строение, правописание). Правильному написанию слова способствует зна-

ние значения слова, его морфемный состав, поэтому к словарным словам учащиеся подбира-

ют однокоренные слова, определяют их морфемный состав и выясняют их лексическое зна-

чение. Одной из современных технологий, которая позволяет обеспечить более объективную

проверку знаний, является тестирование. Регулярно проводимые тематические тесты по ор-

фографии позволяют быстро установить обратную связь, определить пробелы в подготовке

учащихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на них. Повышению орфографи-

ческой грамотности способствую и применение информационно-компьютерных технологий.

Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных

условий работы по осмыслению орфографического правила (разнообразные формы нагляд-

ности, применение цвета, графики, звука, эффекта мерцания). Обоснование выбора орфо-

грамм заключается в определении вида орфограммы и в и в перечислении условий, от кото-

рых зависит данное написание. Все эти действия составляют основу упражнений, входящих

в разнообразные компьютерные программы-тренажеры на вставку пропущенных букв. Каж-

дый раз при решении орфографической задачи учащиеся руководствуются набором условий,

при которых проявляется орфографическая норма. Проверка правописания онлайн возможна

при помощи программы ОРФО 2024 Интерактивные диктанты размещены на сайте «Русский

язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи». Компьютерный контроль

дает возможность выявить состояние обученности сразу всех учеников класса, определить

круг вопросов, вызывающих затруднение, оценить результаты ученика и учителя.

Результаты «Грамотей 2023год»

Класс

чел.

Автоматизм грамотного

письма

Память на словарные

слова

Орфографическая

зоркость

6

75%

81%

20%

15

61%

52%

0%

9

73%

74%

11%

Пояснение.

1.

Для каждого раунда указан процент выполнения заданий

2.

Во второй колонке указано количество участников данного класса. Цветом отображена

точность сравнения: высокая, средняя или низкая. Чем больше детей решали задания - тем

более адекватный вывод можно сделать по классу в целом.

Весенняя сессия 2024 года

Класс

чел.

Автоматизм грамотно-

го письма

Память на словарные

слова

Орфографическая

зоркость

5

86%

85%

12%

Осенняя сессия 2024 года

Класс

чел.

Автоматизм грамотного

письма

Память на словарные

слова

Орфографическая

зоркость

26

84%

84%

37%

22

84%

74%

30%

Используя результаты этого мониторинга, можно отследить насколько повысилось ка-

чество сформированности орфографических умений учащихся, над какими орфограммами

работать с классом в целом и в отдельности с каждым учеником.

Год, класс

Автоматизм гра-

мотного письма

Память на сло-

варные слова

Орфографическая

зоркость

2023(6а класс)

75%

81%

20%

2024весна (7а класс)

86%

85%

12%

2024 осень (8а класс)

84%

84%

37%

Сформированность орфографических навыков, успеваемость школьников напрямую

зависит от сформированности читательских умений. На проверку этих умений направлено

два международных исследования, в которых участвует Россия: PISA – для девятиклассни-

ков, PIRLS – для четвероклассников. В самой России с появлением ФГОС второго поколения

всё чаще ведутся разговоры о введении оценки орфографических и читательских умений на

выходе из начальной школы, в формате ГИА в основной школе и в формате ЕГЭ в средней

школе.

Для диагностики сформированности этих умений нами используются результаты

Международного конкурса «Почитай-ка». Спецификация заданий этого конкурса подобна

спецификации заданий международных тестирований и отвечает требованиям ФГОС. Назва-

ния трёх видов работы с информацией тоже приведены в соответствие с требованиями

ФГОС. Соответственно, тесты «Почитай-ки» можно считать подготовкой к участию в феде-

ральных измерениях. «Почитай-ка», как и «Грамотей-марафон», не является средством

внешнего контроля или олимпиадой «для лучших из лучших». Это школьный инструмент

мониторинга: по итогам «Почитай-ки» школам предоставляется динамический отчёт, в кото-

ром отмечены все изменения в показателях детей, произошедшие за год. Результаты конкур-

са представляют собой инструмент, который школа может использовать для ежегодного

школьного мониторинга изменений читательских умений детей всех ступеней обучения (с 5

по 11 класс). Отметим, что аналогичных инструментов (т. е. позволяющих отслеживать дина-

мику читательских умений с 1 по 11 класс) в России практически нет. Преимущества конкур-

са «Почитай-ка», как инструмента для мониторинга уровня читательской грамотности учени-

ков, очевидны: соответствие требованиям ФГОС, технологичность (учитель не должен ана-

лизировать данные самостоятельно – от него требуется лишь отправить ответы детей и полу-

чить отчёты в личном кабинете). Вопросы к источникам составлены в соответствии с тремя

видами работы с информацией, заявленными во ФГОС: поиск информации и понимание про-

читанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации. Сформиро-

ванность читательских умений необходимо на каждом предмете, так как чтение – это про-

цесс получения информации. Поток информации увеличивается с каждым годом , и в этом

потоке необходимо научиться выбрать основное. Приемам обработки информации учащиеся

обучаются на уроках риторики. Эти занятия учат школьников представлять прочитанное в

виде схем, таблиц, тезисов, конспектов. Это умение обеспечивает творческое, активное усво-

ение содержание текста.

. Именно текст составляет основу учебных пособий. В ежедневной практике исполь-

зуются традиционные приемы работы с текстом: чтение, пересказ, ответы на вопросы, поста-

новка вопросов к тексту, разбивка текста на логические отрывки, составление плана, нахо-

ждение главной мысли отрывков и всего текста, озаглавливание, чтение по ролям, заучива-

ние наизусть, художественный анализ. В последнее время в практике педагогов использует-

ся «активное чтение» Оно включает нетрадиционные приемы работы с текстом: опору на ал-

горитм текста в целом и абзаца, развитие смысловой догадки, расширение поля зрения. Если

алгоритм работы с текстом облегчает читателю поиск нужной информации, то алгоритм ра-

боты с абзацем способствует восприятию конкретной части текста. Сам алгоритм включает

три блока: ключевые слова, смысловые ряды, доминанта абзаца. Такая работа с текстом раз-

вивает умение находить слова – подсказки, которые указывают на направление развития

мысли автора: слова, указывающие на продолжение одной и той же мысли, слова, свидетель-

ствующие о возникновении новой мысли, слова, указывающие на близость той или иной

идеи. Именно эти умения понадобятся учащимся на итоговом мониторинге, где ученику

необходимо проникнуть в суть текста, то есть понять его основную мысль, определить веду-

щий тип речи, определить языковые средства, используемые автором для выражения своего

отношения к изображаемому. Активное чтение пользуется приемами технологий «рацио-

нального» и «быстрого» чтения. Рациональное чтение обладает культурой работы с письмен-

ным текстом , то есть предполагает использование информации , которая содержится в

оглавлении, в предисловии, в графических выделениях книги. Современные школьники, как

правило читают достаточно быстро , но часто малоэффективно: быстро забывают или неглу-

боко понимают содержание исходного текста. В то же время экзамен по русскому языку про-

веряет умение быстро и рационально читать. Именно поэтому необходимо установить и оце-

нить уровень своей подготовки к экзамену, в частности способность содержание читаемого

текста



В раздел образования