Автор: Брантова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад 110"
Населённый пункт: город Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: методическая разработка : консультация для родителей
Тема: "Использование элементов мнемотехники с целью развития связной речи у детей дошкольного возраста".
Дата публикации: 03.02.2025
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ЦЕНРТ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД № 110»
г. СЫКТЫВКАР
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
НА ТЕМУ:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ
МНЕМОТЕХНИКИ
С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Составитель:
воспитатель: Брантова С.В.
высшей квалификационной категории
Актуальность
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам – он будет долго и напрасно
мучиться, но свяжите двадцать таких слов с
картинками, и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
К числу важнейших задач работы с дошкольниками относится формирование у
них связной монологической речи. Это необходимо, как для наиболее полного
речевого развития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному
обучению.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения
ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных
материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно
излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного
уровня развития связной речи.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются
следующие проблемы:
односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
неспособность
грамматически
правильно
построить
распространённые
предложения;
бедность речи;
недостаточный словарный запас;
преобладание пассивного запаса слов над активным;
ограничено использование в речи прилагательных, глаголов;
употребление нелитературных слов и выражений;
бедная
диалогическая
речь:
неспособность
грамотно
и
доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный
рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,
регулировать громкость голоса и темп речи;
нарушение
звукопроизношения,
внимания,
несовершенное
логическое
мышление.
Актуальным средством при обучении связной речи дошкольников служат
приёмы мнемотехники. Использование мнемотаблиц в детском саду позволяет
научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои
мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей и своей жизни,
обогащает словарный запас.
Так как наглядный материал у дошкольников
усваивается
лучше,
использование
мнемотаблиц
в
непосредственной
образовательной деятельности
по развитию связной речи, позволяет детям
эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять
и воспроизводить её.
Кроме того,
мнемотехника развивает у дошкольников
психические процессы (зрительную и слуховую память, воображение, зрительное и
слуховое внимание, ассоциативное мышление), которые тесно связаны с развитием
речи.
Цель: развитие связной речи у детей дошкольного возраста через использованием
элементов мнемотехники.
Задачи:
обогащение словарного запаса детей;
совершенствование грамматического строя речи;
формирование навыков культуры речи;
развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного
мышления;
упражнение детей в пересказе, составлении рассказов, загадок, заучивании
стихотворений;
обучение детей правильному звукопроизношению;
расширение кругозора.
Возраст детей:
от 4 до 7 лет (средняя, старшая и подготовительная группа)
Ожидаемый результат:
1.
Обогатиться словарный запас детей;
2.
Усовершенствуется грамматический строй речи;
3.
Повыситься чёткость звукопроизношения;
4.
Сформируются навыки культуры речи;
5.
Дети научаться заучивать стихотворения, последовательно, выразительно
пересказывать,
самостоятельно
составлять
описательный
и
повествовательный рассказы, развивать сюжетную линию.
Формы и методы работы:
занятия;
артикуляционная гимнастика;
пальчиковая гимнастика;
заучивание стихов;
составление творческих, описательных рассказов;
пересказ;
дидактические игры и упражнения;
составление рассказов по картине и серии картинок;
работа с родителями (консультации, рекомендации, практикумы)
Условия организации деятельности:
Методика мнемотехники даёт возможность выбора формы проведения
непосредственной
образовательной
деятельности.
Мнемотехнику
можно
использовать как в виде самостоятельных занятий, так и включать её элементы в
различные разделы программы детского сада: развитие речи, формирование
элементарных математических представлений, подготовку к обучению грамоте,
ознакомление с предметным и социальным окружением, ознакомление с миром
природы, художественное творчество.
Работа с мнемотаблицами строится по принципу: «от простого к сложному». Если
дети справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся
предметно-схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее
количество изображений и только после этого даётся схематическая мнемотаблица.
Мнемотаблицы используются для:
Обогащения словаря детей
При обучении описательных рассказов
При пересказах художественных текстов
При заучивании стихов
При проведении артикуляционной гимнастики
При автоматизации и дифференциации звуков
Заучивание стихов
Наиболее эффективны мнемотаблицы при заучивании стихов. На каждое слово
или словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, всё
стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти,
используя мнемотаблицу, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном
этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребёнок сам
включается в процесс создания своей схемы.
Описательный рассказ
Это наиболее трудный вид монологической речи. Здесь очень важно научить
ребёнка сначала выделять признаки предмета. При составлении рассказа дети
работают по готовой схеме.
Пересказ
Пересказу принадлежит большая роль в развитии связной речи. Здесь
совершенствуется
структура
речи,
её
выразительность,
умение
строить
предложения. В начале обучения педагог сам рисует мнемотаблицу к нужному
тексту. Главное сделать схему-рисунок на каждое предложение в тексте. Прежде
чем перейти к мнемотаблице необходимо поработать с текстом: сначала нужно
прочитать текст выразительно, потом по каждому предложению задать вопросы, на
которые дети должны ответить, затем ещё раз прочитать текст и уже потом
перейти к мнемотаблице.. В работе с мнемотаблицами ребёнок концентрирует своё
внимание
на
правильном
повторении
предложений,
на
употребление
разнообразных языковых средств в соответствии с текстом произведения.
Творческие рассказы
Мнемотаблица помогает сделать рассказы наиболее красочными. Дети
используют связные развёрнутые высказывания.
Обогащение словаря
На данном этапе дети учатся зарисовывать слова, обозначающие разные
предметы, их части. действия, форму, цвет, величину и другие качественные
характеристики предметов: слова, связанные с определением временных и
пространственных
отношений.
Слова
берутся
из
разных
частей
речи
–
существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Наиболее сложно детям
зарисовывать слова-прилагательные, слова-глаголы, слова-наречия.
Обучение методу кодирования идёт постепенно. В процессе обучения у детей
развивается воображение, мышление, память, фантазия, кругозор, идёт обогащение
словаря. У детей пропадают страхи, неуверенность в себе. На этом этапе дети
учатся запоминать длинные цепочки слов, картинок. Наглядный образ слова,
созданный ребёнком на бумаге самостоятельно, отображается в его памяти,
вследствие этого процесс запоминания происходит легче, быстрее и становится
более устойчивым. Дети живут в своих рисунка, через которые они передают свои
мысли, чувства, своё видение мира.
Автоматизация и дифференциация звуков
На этапе автоматизации звуков в стихотворных текстах у детей снижается
контроль за речью. Очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их,
раскрепостить.
Для
точного
повторения
стихотворного
текста
достаточно
схематического изображения отдельных его частей. Именно «зарисовка» стихов
облегчает детям запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в
рифмованной форме. Сначала подбираются небольшие стихотворные тексты или
загадки на автоматизацию определённого звука или дифференциацию звуков.
Затем рисуются мнемотаблицы, работать с которыми детям очень легко, удобно и
интересно.
Этапы развития элементов мнемотехники:
Работа на занятиях по мнемотехнике состоит из III этапов:
I этап – рассматривание таблицы и разбор того, что на ней нарисовано.
II этап – осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование из
абстрактных символов в образы.
III этап – осуществление пересказа сказки, рассказа или стихотворения.
Мнемотаблицы
служат
дидактическим
материалом,
который
помогает
в
непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи у
детей дошкольного возраста.
Направленность:
Представленная методическая разработка может быть полезна воспитателям
дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования, а также
родителям воспитанников.
Результативность:
В результате реализации работы выявлено, что пересказы детей полностью
передают содержание текста, соблюдается связность и последовательность
изложения. Дети самостоятельно могут составить рассказ (рассказ-описание,
рассказ-сравнение),
у
дошкольников
наблюдается
определённая
логическая
последовательность в описании признаков предмета, в передаче событий и связь
между эпизодами и фрагментами.
Выводы:
Таким образом, использование мнемотехники расширяет представления детей об
окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь,
обогащает активный словарь, закрепляет навыки словообразования, формирует и
совершенствует умения детей использовать в их речи различные конструкции
предложений, описывать предметы, составлять рассказы, что в дальнейшем
способствует более эффективному обучению в школе.
Список литературы
1.
Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с
помощью мнемотехники. СПб.,2005.
2.
Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А. Здравствуй, мир! Москва
“Баласс”, 2000.
3.
Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с
общим недоразвитием речи. М., 2004.
4.
Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н. П. Стихи о временах года и
игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.
5.
Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений
по мнемотехнике. СПб., 2000.
6.
Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Москва “Баласс”, 2002.
7.
Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с
ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
8.
Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной
речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
9.
Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов /
Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.