Напоминание

Работа социального педагога с деструктивным поведением обучающихся


Автор: Долбилова Ольга Васильевна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 47"
Населённый пункт: Челябинская область, г. Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: Работа социального педагога с деструктивным поведением обучающихся
Дата публикации: 28.01.2025
Раздел: среднее образование





Назад




Работа социального педагога с деструктивным

.

поведением обучающихся

.

. ,

47

Автор Долбилова О В

соц педагог МОУ «СОШ № »

Деструктивное поведение несовершеннолетнего: откуда оно берется и как с ним справиться?

Это одно из сложных направлений работы социального педагога в школе. Как помочь ребенку

справиться с действием, которое приводит к разрушению самого человека, других людей или

находящихся вокруг предметов? Живя в обществе, мы не можем быть изолированным от него.

В настоящее время меняется отношение молодежи к жизни, к духовным и материальным

ценностям, процессам коммуникации. Снизился уровень духовной культуры. На первое место

выходят материальные ценности. Это приводит к переменам в семьях, утрачивается ее

предназначение, образом для подражания становится потребитель, бездуховный, беспощадный

человек. Этот образ насаждает интернет, СМИ, где транслируются эпизоды насилия,

жестокости, такую же роль выполняют видео игры, все это действенным образом сказывается

на поведении обучающегося. Как правило, подросток начинает совершать действия

деструктивного характера регулярно и либо неосознанно, либо с желанием достичь конкретной

цели, например, привлечь внимание. Это курение, опасные хобби (фотосъемки на высоких

зданиях и т. д.), постоянные драки, порча мебели, вещей, самоповреждения (порезы, удары по

собственному телу). Задача социально-педагогической службы школы – понимать, что ребенок

с чем- то не справляется и ему нужна помощь. Социально – педагогическая работа с детьми

деструктивного поведения имеет две основные составляющие: выявление детей этой категории

в детской среде и организация работы с ними. В данной работе выделяем следующие

направления: профилактика правонарушений, индивидуальная помощь в решении

конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, защиту прав

каждого ребёнка, работу по сохранению психологического и физического здоровья детей. На

первом этапе работы занимаемся сбором необходимой информации. На данном этапе

происходит формирование банка данных детей и подростков группы риска, семьей состоящих

на разных видах учета или новых выявленных семей. В работе используется психолого-

педагогическую диагностику личностного и социального развития детей и подростков,

попадающих в сферу нашей деятельности (мониторинг, анкетирование, опрос), при этом

важнейшим инструментом диагностики выступает педагогическое наблюдение. Изучаются

индивидуальные особенности ребенка и выявляются его интересы и потребности, трудности и

проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении. Определяются их причины, истоки

возникновения конфликтных ситуаций; исследуются условия и особенности микросреды

жизнедеятельности ребенка. Следующим этапом работы является постоянный контроль за

посещаемостью, успеваемостью, поведением этих детей. Наиболее результативными оказались

индивидуальные беседы, т. к. педагог и ребенок находятся в тесном контакте, и ребенок более

открыт и доверчив. Выясняются причины такого поведения: часто нехватка любви и поддержки

со стороны родителей, ребенок не может доверить свои переживания, ругань и наказание дома,

буллинг, семейные установки на агрессию, «давай сдачи», готовый рецепт к действию,

домашнее насилие – «нормальный способ выражения эмоций». Поэтому важна коррекционная

работа с участием в ней родителей. В рамках данной работы с родителями проводятся

индивидуальные консультации (о пропусках уроков, о плохой успеваемости, о плохом

поведении сына или дочери), беседы, посещения детей на дому с целью обследования жилищно

– бытовых условий семьи, условий социальной адаптации в семье. Важным моментом этой

работы является объяснение родителям, что кричать, ругать, наказывать - приведет к тому, что

ребенок, еще больше закроется. Необходимо успокоить родителя, чтобы он не впадал в чувство

вины, дать рекомендации родителю - поговорить по душам с ребенком, привести похожий свой

опыт, и как он справился, отмечать прогресс - день без сигареты, без пропуска уроков и т.д..

Дать понять ребенку, что взрослые его понимают и к ним можно обращаться за помощью.

Необходимым звеном данной работы является взаимодействие с педагогом-психологом школы.

Совместная деятельность социального педагога и психолога формируют систему действий,

включающую их самих и те организации, с которыми они сотрудничают в процесс решения

конкретных задач, формируя коррекционную работу с данной категорией. Важно

сотрудничество с межведомственными органами: инспекцией по делам несовершеннолетних,

комиссией по делам несовершеннолетних, медучреждением (в частности невролог).



В раздел образования