Автор: Ходжер Алина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9 г.Амурска
Населённый пункт: г.Амурск Хаюаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Дата публикации: 24.01.2025
Раздел: полное образование
ПРИЁМЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Современное
образование
направлено
на
формирование
у
учащихся не только знаний и умений, но и критического мышления,
которое
помогает
анализировать
информацию,
оценивать
её
достоверность
и
находить
альтернативные
решения.
Технология
развития критического мышления особенно важна на уроках русского
языка и литературы, где необходимо углублённое понимание текстов
и умение выразить свою точку зрения. Рассмотрим основные приёмы
и
методы,
которые
могут
способствовать
развитию
критического
мышления у школьников.
1. Чтение с остановками
Этот
приём
предполагает
разделение
текста
на
фрагменты
и
обсуждение каждого из них по мере чтения. Учитель останавливается
на
ключевых
моментах
и
задаёт
вопросы,
которые
побуждают
учащихся задуматься о смысле прочитанного, сделать прогнозы или
высказать
предположения.
Такой
подход
помогает
не
просто
«проглатывать» текст, а вдумчиво осмысливать его содержание.
Пример: При изучении рассказа Чехова «Хамелеон» учитель может
попросить учеников предсказать, как будут развиваться события после
того, как полицейский Очумелов обнаружит собаку на базаре. Это
помогает
развить
аналитические
способности,
а
также
выявить
скрытые смыслы в тексте.
2. Кубик Блума
Методика работы с «кубиком Блума» направлена на развитие шести
уровней
познавательной
деятельности:
знание,
понимание,
применение, анализ, синтез и оценка. Ученикам предлагается куб с
вопросами, которые соответствуют разным уровням мышления, и они
должны ответить на вопрос, выпавший на кубике.
Пример:
После
прочтения
романа
«Преступление
и
наказание»
можно предложить ученикам вопросы из разных категорий: «Опишите
мотивы поступков Раскольникова» (знание), «Как изменился герой в
процессе повествования?» (анализ), «Как вы считаете, справедливо
ли его наказание?» (оценка).
3. Инсерт (INSERT)
Этот метод предполагает маркировку текста во время чтения с
помощью
символов,
которые
указывают
на
различные
типы
информации. Например, «V» — я знал это, «+» — новая информация,
«-»
—
информация,
которая
противоречит
моим
знаниям,
«?»
—
информация, требующая уточнения или вызывает вопросы.
Пример:
При
чтении
литературных
произведений,
например,
повести Гоголя «Шинель», ученики могут помечать фрагменты текста,
которые
они
уже
знали
о
социальном
неравенстве,
новую
информацию о жизни главного героя Акакия Акакиевича или вопросы,
касающиеся его психологического состояния.
4. Дискуссии и дебаты
Организация дискуссий по прочитанным произведениям позволяет
ученикам развивать навыки аргументации, критической оценки точки
зрения собеседника и умение защищать свою позицию. При этом
важно,
чтобы
все
мнения
были
выслушаны,
и
каждый
имел
возможность высказаться.
Пример:
После
прочтения
пьесы
Островского
«Гроза»
можно
организовать дебаты на тему: «Катерина — жертва обстоятельств или
свободный
человек?».
Это
позволит
учащимся
глубже
понять
характер
героини и
оценить
социальные
и
нравственные
аспекты
произведения.
5. Метод вопросов и ответов
Задавание вопросов — один из ключевых элементов критического
мышления.
Учитель
может
стимулировать
учащихся
задавать
вопросы
к
тексту
или
другим
ученикам,
что
способствует
более
глубокому пониманию и осмыслению материала.
Пример:
При
анализе
стихотворения
Пушкина
«Я
вас
любил»
учитель
может
попросить
учеников
задать
вопросы
о
чувствах
лирического
героя,
его
отношении
к
возлюбленной
и
личных
переживаниях.
Это
стимулирует
не
только
анализ
текста,
но
и
эмпатическое понимание поэзии.
6. Составление кластеров и интеллект-карт
Этот
метод
помогает
визуализировать
информацию
и
наладить
связи между различными элементами текста. Ученики могут создать
кластер — схему, где ключевое понятие или тема находится в центре,
а вокруг неё располагаются связанные с ней идеи и понятия.
Пример: При изучении романа Л.Н. Толстого «Война и мир» можно
создать кластер,
где центральное
понятие —
«Война», а от
него
отходят
такие
элементы,
как
«персонажи»,
«битвы»,
«отношения
между героями», «нравственные уроки» и т.д.
7. Эссе и свободное письмо
Эссе — один из лучших способов развить критическое мышление,
так
как
оно
требует
от
ученика
выразить
свою
точку
зрения,
подкрепить её аргументами и сделать выводы. Свободное письмо, в
свою
очередь,
позволяет
учащимся
свободно
излагать
мысли
по
заданной теме, не беспокоясь о форме, что способствует развитию
креативности и критического осмысления.
Пример:
После
изучения
романа
Достоевского
«Идиот»
можно
предложить ученикам написать эссе на тему «Кто на самом деле
является
«идиотом»
в
романе?».
Это
позволит
учащимся
глубже
задуматься о сути романа и характере его персонажей.
Заключение
Развитие
критического
мышления
на
уроках
русского
языка
и
литературы — важная задача, которая помогает ученикам не только
лучше
понимать
литературные
произведения,
но
и
применять
полученные
навыки
в
жизни.
Использование
различных
методов,
таких как чтение с остановками, дебаты, метод вопросов и интеллект-
карты, позволяет сделать процесс обучения более осмысленным и
увлекательным,
а
также
формирует
у
учащихся
способность
анализировать
и
оценивать
информацию,
что
крайне
важно
в
современном мире.