Напоминание

Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы


Автор: Ходжер Алина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9 г.Амурска
Населённый пункт: г.Амурск Хаюаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Дата публикации: 24.01.2025
Раздел: полное образование





Назад




ПРИЁМЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Современное

образование

направлено

на

формирование

у

учащихся не только знаний и умений, но и критического мышления,

которое

помогает

анализировать

информацию,

оценивать

её

достоверность

и

находить

альтернативные

решения.

Технология

развития критического мышления особенно важна на уроках русского

языка и литературы, где необходимо углублённое понимание текстов

и умение выразить свою точку зрения. Рассмотрим основные приёмы

и

методы,

которые

могут

способствовать

развитию

критического

мышления у школьников.

1. Чтение с остановками

Этот

приём

предполагает

разделение

текста

на

фрагменты

и

обсуждение каждого из них по мере чтения. Учитель останавливается

на

ключевых

моментах

и

задаёт

вопросы,

которые

побуждают

учащихся задуматься о смысле прочитанного, сделать прогнозы или

высказать

предположения.

Такой

подход

помогает

не

просто

«проглатывать» текст, а вдумчиво осмысливать его содержание.

Пример: При изучении рассказа Чехова «Хамелеон» учитель может

попросить учеников предсказать, как будут развиваться события после

того, как полицейский Очумелов обнаружит собаку на базаре. Это

помогает

развить

аналитические

способности,

а

также

выявить

скрытые смыслы в тексте.

2. Кубик Блума

Методика работы с «кубиком Блума» направлена на развитие шести

уровней

познавательной

деятельности:

знание,

понимание,

применение, анализ, синтез и оценка. Ученикам предлагается куб с

вопросами, которые соответствуют разным уровням мышления, и они

должны ответить на вопрос, выпавший на кубике.

Пример:

После

прочтения

романа

«Преступление

и

наказание»

можно предложить ученикам вопросы из разных категорий: «Опишите

мотивы поступков Раскольникова» (знание), «Как изменился герой в

процессе повествования?» (анализ), «Как вы считаете, справедливо

ли его наказание?» (оценка).

3. Инсерт (INSERT)

Этот метод предполагает маркировку текста во время чтения с

помощью

символов,

которые

указывают

на

различные

типы

информации. Например, «V» — я знал это, «+» — новая информация,

«-»

информация,

которая

противоречит

моим

знаниям,

«?»

информация, требующая уточнения или вызывает вопросы.

Пример:

При

чтении

литературных

произведений,

например,

повести Гоголя «Шинель», ученики могут помечать фрагменты текста,

которые

они

уже

знали

о

социальном

неравенстве,

новую

информацию о жизни главного героя Акакия Акакиевича или вопросы,

касающиеся его психологического состояния.

4. Дискуссии и дебаты

Организация дискуссий по прочитанным произведениям позволяет

ученикам развивать навыки аргументации, критической оценки точки

зрения собеседника и умение защищать свою позицию. При этом

важно,

чтобы

все

мнения

были

выслушаны,

и

каждый

имел

возможность высказаться.

Пример:

После

прочтения

пьесы

Островского

«Гроза»

можно

организовать дебаты на тему: «Катерина — жертва обстоятельств или

свободный

человек?».

Это

позволит

учащимся

глубже

понять

характер

героини и

оценить

социальные

и

нравственные

аспекты

произведения.

5. Метод вопросов и ответов

Задавание вопросов — один из ключевых элементов критического

мышления.

Учитель

может

стимулировать

учащихся

задавать

вопросы

к

тексту

или

другим

ученикам,

что

способствует

более

глубокому пониманию и осмыслению материала.

Пример:

При

анализе

стихотворения

Пушкина

«Я

вас

любил»

учитель

может

попросить

учеников

задать

вопросы

о

чувствах

лирического

героя,

его

отношении

к

возлюбленной

и

личных

переживаниях.

Это

стимулирует

не

только

анализ

текста,

но

и

эмпатическое понимание поэзии.

6. Составление кластеров и интеллект-карт

Этот

метод

помогает

визуализировать

информацию

и

наладить

связи между различными элементами текста. Ученики могут создать

кластер — схему, где ключевое понятие или тема находится в центре,

а вокруг неё располагаются связанные с ней идеи и понятия.

Пример: При изучении романа Л.Н. Толстого «Война и мир» можно

создать кластер,

где центральное

понятие —

«Война», а от

него

отходят

такие

элементы,

как

«персонажи»,

«битвы»,

«отношения

между героями», «нравственные уроки» и т.д.

7. Эссе и свободное письмо

Эссе — один из лучших способов развить критическое мышление,

так

как

оно

требует

от

ученика

выразить

свою

точку

зрения,

подкрепить её аргументами и сделать выводы. Свободное письмо, в

свою

очередь,

позволяет

учащимся

свободно

излагать

мысли

по

заданной теме, не беспокоясь о форме, что способствует развитию

креативности и критического осмысления.

Пример:

После

изучения

романа

Достоевского

«Идиот»

можно

предложить ученикам написать эссе на тему «Кто на самом деле

является

«идиотом»

в

романе?».

Это

позволит

учащимся

глубже

задуматься о сути романа и характере его персонажей.

Заключение

Развитие

критического

мышления

на

уроках

русского

языка

и

литературы — важная задача, которая помогает ученикам не только

лучше

понимать

литературные

произведения,

но

и

применять

полученные

навыки

в

жизни.

Использование

различных

методов,

таких как чтение с остановками, дебаты, метод вопросов и интеллект-

карты, позволяет сделать процесс обучения более осмысленным и

увлекательным,

а

также

формирует

у

учащихся

способность

анализировать

и

оценивать

информацию,

что

крайне

важно

в

современном мире.



В раздел образования