Напоминание

"Образы и архетипические сюжеты православной культуры в русской литературе"


Автор: Каширова Наталья Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Сергачская СОШ № 6"
Населённый пункт: город Сергач, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Образы и архетипические сюжеты православной культуры в русской литературе"
Раздел: среднее образование





Назад




Образы и архетипические сюжеты православной культуры в

русской литературе

Что такое русская литература с точки зрения современного человека? Что хранит

в себе этот огромный культурный пласт? Какие образы и мотивы переплетались в

нём на протяжении столетий? Как литература отражала и отражает наше

национальное самосознание? Этот интереснейший спектр вопросов не может не

волновать человека, имеющего хоть какое-то отношение к русской культуре и

русской литературе в частности.

Всем известно, что в 988 году князь Владимир крестил Русь, у славян появилась

собственная азбука, которая позволила читать богослужебные тексты и Библию.

Безусловно, это дало огромный толчок к развитию русской письменности и

литературы. Вместе с тем, языческое мировосприятие, веками господствовавшее у

славян, никуда не исчезло. Нельзя отрицать существование языческих мотивов в

русской культуре и русской литературе. Но языческие и христианские архетипы

никогда не конфликтовали в нашей культуре. Они органично вплелись друг в

друга и образовали уникальный синтез.

Русская литература как отражение национальной ментальности воспевает

христианские добродетели. Именно православие веками созидало душу русского

народа. Под влиянием православия сформировались такие ментальные черты, как

бескорыстие,

благожелательность,

жертвенность,

милосердие,

сострадание,

терпение.

И

этими

составляющим

пронизано

бесконечное

количество

произведений русской классической литературы. Великие мастера прозы Ф. М

Достоевский, Л. Н. Толстой, М. Горький, Л. Н. Андреев, А. И. Солженицын и

многие другие пытались зародить в душах людей семя Добра, Любви и

Милосердия. В основу замечательных поэтических творений А. С. Пушкина, М.

Ю. Лермонтова, А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилёва и многих других положены

мотивы, сказания, сюжеты и притчи великой книги – Библии.

Безусловно, говорить об отражении христианской религии в русской литературе

можно бесконечно. Поэтому хотелось бы выделить несколько образов и мотивов

христианства, которые, на мой взгляд, являются наиболее распространёнными в

русской литературе.

1. Образ страдающей Матери.

Так исторически сложилось, что образ Матери генетически заложен в русский

культурный код (Родина-мать, мать-земля – прародительница, кормилица).

Поэтому христианский образ Богоматери так прочно вошёл в наше национальное

самосознание, недаром Россию издавна считали Домом Пресвятой Богородицы.

И если мы обратимся к произведениям русской литературы, то чаще всего

увидим именно страдающую Мать. Вспомним Матрёну Тимофеевну из поэмы А.

Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», чья жизнь - череда страданий,

первым из которых была трагическая смерть первого ребёнка:

По матери поруганной,

Как по змее растерзанной,

Кровь первенца прошла.

В повести Н. В. Гоголя невозможно без содрогания читать строки о матери

Остапа и Андрия, у которой была всего одна ночь, чтобы насмотреться,

налюбоваться на любимых, долгожданных сыновей своих. «Она вскормила их

собственною грудью, она взрастила, взлелеяла их – и только на один миг видит их

перед собою. «Сыны мои, сыны мои милые! Что будет с вами? Что ждёт вас?» -

говорила она, и слёзы остановились в морщинах, изменивших её когда-то

прекрасное лицо».

И, конечно, как не вспомнить «Реквием» А. А. Ахматовой, где непосредственно

проводится параллель между матерью заключённого, обречённого на страдания, и

Божьей Матерью, которая находится у подножия креста, на котором её сын

принимает нечеловеческие муки. Боль Матери в поэме невыносима, но ей хватает

сил пройти этот страшный путь, что органично сплетается с библейским мотивом.

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

2. Искупление через страдание, жертвенное страдание.

Жертвенное страдание мы встречаем ещё в Ветхом Завете, вспомним, к примеру,

сюжет об Аврааме и Исааке, в котором Бог, желая убедиться в бесконечной любви

и преданности Авраама, повелел ему принести в жертву любимого сына. И,

безусловно, образец искупления через страдание - это мученическая смерть Иисуса

Христа, который искупил таким образом грехи всего человечества. Этот мотив

получил широчайшую интерпетацию в творчестве писателей-философов Ф. М.

Достоевского, Л. Н. Толстого.

В романе «Преступление и наказание» писатель исследует психологию убийцы,

который нарушил одну из самых важных заповедей «Не убий!». Человеческой

душе противно любое насилие, поэтому Раскольников мучается, его терзания

разделяет так же страдающая, принёсшая себя в жертву Соня. Понимая всю

тяжесть его страданий, она жалеет его: «Что вы, что вы это над собой сделали! –

отчаянно проговорила она, и, вскочив с колен, бросилась ему на шею…», «Нет, нет

тебя несчастнее теперь в целом свете…» Соня, глубоко верующая девушка,

пытается вести Раскольникова путём очищения через смирение, терпение и

страдание. И после долгих и мучительных терзаний душа Раскольникова встаёт на

путь воскресения.

Философию наказания через страдание мы видим также в романе «Братья

Карамазовы». Дмитрий Карамазов, невиновный в смерти отца, но имевший другие

грехи, восклицает: «Но гром грянул. Принимаю муку обвинения и всенародного

позора моего, пострадать хочу и страданием очищусь!». Так же и Грушенька,

содержантка, предмет вожделения Фёдора Карамазова и его старшего сына,

ставшая для них яблоком раздора, готова пойти за Митей, страдать вместе с ним,

дабы обрести очищение и воскрешение.

3. Грех прелюбодеяния, значимость семьи.

Одна из заповедей христианства, переданных Богом через Моисея, гласит: «Не

прелюбодействуй». Господь велит мужу и жене хранить взаимную верность, а не

имеющим семьи - быть целомудренными, т. е. чистыми в поступках и желаниях.

Последствия нарушения этой заповеди, а также мысли об огромном значении

семьи

мы находим в произведениях величайшего писателя-гуманиста Л. Н.

Толстого («Анна Каренина», «Война и мир», «Крейцерова соната» и другие). В

повести «Крейцерова соната» рассказывается о судьбе убийцы собственной жены

Василии Позднышеве. Он говорит, что его руку с ножом направлял дьявол. Из-за

развратности мужа в молодости и измены жены происходит страшная трагедия.

Акцент в повести делается на важности целомудренности и воздержания. Автор

противопоставляет любовь к Богу плотским желаниям и призывает к духовной и

телесной чистоте.

А идеал семьи писатель изображает в романе «Война и мир». Семью Ростовых -

одна из образцовых семей, отношения в которой строятся на любви и

взаимопонимании. Все члены семьи принимают живое участие в судьбах друг

друга. Соня готова на всё ради счастья и благополучия Ростовых, которые были так

добры к ней («Она всем готова была пожертвовать ради своих благодетелей…Она

не могла не любить графиню и всю семью Ростовых…»).

4. Всепрощение.

Один из ведущих мотивов христианской религии – всепрощение. Любой человек,

пришедший к Христу, может рассчитывать на его прощение. Сам Он говорит так:

«Приходящего ко мне не прогоню», «Прощайте и прощены будете». Об этом

свидетельствует притча о блудном сыне, история о прощении Иисусом грешницы,

занимавшейся прелюбодеянием, и многие другие.

Этот мотив мы находим в многочисленных произведениях русской литературы.

Притча о блудном сыне, иллюстрации которой мы видим в смиренной обители

Самсона Вырина в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»,

предваряют события его собственной жизни. Бегство Дуни с гусаром повторяет

историю блудного сына, прощённого и принятого отцом. Дуня не успела обрести

прощение. Остаётся только догадываться, как горько сожалела она об этом.

В романе Л. Н. Толстого «Воскресение» дворянин Дмитрий Нехлюдов долго

стремиться получить прощение Катюши Масловой, молодой девушки, которую он

соблазнил в юности. Из-за его обмана она пережила позорное изгнание из дома,

голод, оскорбления. Лишь после долгих стараний Маслова прощает Нехлюдова, и

он обретает душевный покой.

Мотив всепрощения мы видим даже в таком неоднозначном, с точки зрения

православия, романе, как «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. В финале романа

по просьбе Мастера и Маргариты Понтий Пилат, один из главных отрицательных

образов христианской религии, получает освобождение. Даже он, умывший руки и

вынесший смертный приговор Иешуа, заслуживает прощение. Идея прощения и

милосердия, связанная с образом Пилата, - одна из центральных в романе. «Этот

герой ушёл в бездну, ушёл безвозвратно, прощённый в ночь на воскресенье…

жестокий пятый прокуратор Иудеи… Понтий Пилат».

Русская литература всегда была ориентирована на христианскую любовь к

каждому страждущему, она несёт в себе сплав добра, милосердия, всепрощения. И

понять Россию, понять её культуру – это значит почувствовать, что мы - часть

огромного вневременного потока.



В раздел образования