Напоминание

"Театрализация на уроках литературы и во внеурочное время. Методический аспект"


Автор: Каширова Наталья Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Сергачская СОШ № 6"
Населённый пункт: город Сергач, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Театрализация на уроках литературы и во внеурочное время. Методический аспект"
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка

Театрализация на уроках литературы

и во внеурочное время.

Методический аспект

учитель русского языка и литературы

Каширова Н. Н.

Введение

Эпоха рыночных отношений и потребности современного общества,

достаточно сильно погрузившегося в прагматизм, выдвигают сегодня на первый

план «человека-дельца». Поэтому успешностью у современного подростка

считается материальная обеспеченность и высокая должность. Мне кажется, что

такие моральные ориентиры современного ребёнка не самым положительным

образом скажутся на становлении его как личности и могут привести к череде

жизненных ошибок. Кроме того, вызывает беспокойство тот факт, что в скором

будущем в нашем обществе будет единовластно и безраздельно царить культ

денег.

В этой ситуации неизбежно встаёт вопрос о грамотном, бережном и осторожном

формировании духовной составляющей подрастающего поколения. Я считаю, что

в современном обществе эта роль целиком и полностью отведена школе. Поэтому

задача каждого педагога – найти свой эффективный метод взаимодействия с

ребёнком, свой способ достучаться до его сердца и раскрыть его возможности.

Особенно это касается уроков литературы, потому что именно на них в большей

степени

происходит

формирование

духовного

мира

ребёнка.

Театральная

педагогика даёт огромные возможности для постижения мира художественного

произведения и для развития творческих способностей учащихся.

Что значит театрализация в рамках учебного процесса в общеобразовательной

школе? Театрализация – использование средств театра в педагогическом процессе.

В широком смысле театрализация - художественно — педагогический метод, суть

которого состоит в показе, оживлении, художественном осмыслении того или

иного факта или события. Она основывается на личностном творческом действии

и импровизации, связывающих интеллектуальное, чувственное и эмоциональное

восприятие.

Театрализация литературных произведений способствует глубокому постижению

учащимися формы и идейного содержания художественного текста, формирует

читательскую и зрительскую культуру.

Однако, словосочетание «театр на уроке» часто пугает учителей, так как

ассоциируется с массой декораций, костюмов, репетиций. Именно поэтому я

использую и говорю «элементы театрализации», так как это должна быть

гармонично встроенная часть урока, который ни в коем случае нельзя подменять

развлекательной постановкой.

Актуальность

Одной из самых острых проблем, с которыми сталкивается учитель в современной

школе, является низкий уровень мотивации учащихся. А на уроках литературы

учителя-словесники с трудом привлекают детей к чтению текстов художественных

произведений. В лучшем случае это краткое содержание. Поэтому каждый педагог

ищет свои методы, которые помогают ему заинтересовать учащихся миром литературы.

В процессе педагогической деятельности я пришла к выводу, что интерес у ребёнка

может вызвать только то, что ему близко и понятно, что способно заполнить его

духовную сущность. Иначе говоря, чтобы заинтересоваться чем-то, ребёнок должен

проникнуться этим.

Кроме того, я работаю в общеобразовательной школе, где обучаются ребята с разным

уровнем способностей, поэтому, чтобы эффективно развивать их навыки и умения,

необходимо вызвать интерес к предмету, сформировать мотивацию. Именно поэтому

театральная педагогика стала одним из основных направлений моей работы.

Театрализованное представление способствует развитию образного мышления

ребёнка, а это особенно актуально в наше время, так как современные дети под

влиянием компьютеризации и социальных сетей привыкают мыслить схематично,

шаблонно. Я считаю, что именно литература, как ни один другой предмет, даёт

широчайший диапазон для развития образного мышления школьника.

Другая актуальная проблема, которая остро стоит в современном образовании и

наиболее ярко высвечивается на уроках литературы – это слабо развитая устная речь

учащихся. Это также во многом связано с тем, что большую часть времени дети

проводят в социальных сетях, где общение зачастую сводится к использованию

«лайков» и смайликов. А участие в театральной постановке способствует развитию

различных видов речевой деятельности. Даже если это высказывание, заученное

наизусть, ребёнок будет привыкать к правильной, грамотной речи. И даже в случае

импровизации сможет построить самостоятельное высказывание, характеризующееся

речевой связностью и лексическим разнообразием.

Владение устной речью необходимо учащимся для прохождения итогового

собеседования в 9 классе (выразительное чтение вслух, построение монологического

высказывания, ведение диалога с экзаменатором-собеседником). Развитие устной речи,

конечно, благоприятным образом скажется и на качестве письменной речи, навыки

владения которой учащимся предстоит продемонстрировать при написании изложения

и сочинения-рассуждения в рамках сдачи ОГЭ по русскому языку.

Элементы театрализации на уроках и во внеурочной деятельности, безусловно,

раскрывают творческий потенциал учащихся, пробуждают в ребёнке те качества и

способности, которые могли бы остаться незамеченными.

Таким образом, театральная деятельность в школе - это ненавязчивый и достаточно

эффективный путь к обогащению и расширению словарного запаса школьников,

преодолению ими скованности, страха перед публичным выступлением, развитию

эмоционально-волевой сферы.

Цели и задачи

Цель: формирование духовно-нравственных основ личности ребёнка.

Задачи:

привлечь к чтению и осмыслению художественных произведений

способствовать осознанному усвоению материала

формировать умение видеть авторскую индивидуальность в художественном

произведении

формировать умение рассматривать произведение в культурно-историческом

аспекте

привить эстетический вкус и потребность в чтении художественных

произведений

повысить учебную мотивацию учащихся к изучению русского языка и

литературы в целом

развивать чувство ответственности, коллективизма

развивать коммуникативные способности

создать положительный эмоциональный настрой занятия

формировать способность к духовному развитию, реализации творческого

потенциала в учебно-игровой деятельности

развивать речь, мышление, внимание, память

развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей,

целеустремлённость и настойчивость в достижении результата.

Поставленные задачи должны решаться постепенно.

Главное условие – это внимательное чтение произведения и постижение его

архитектоники. Если ребёнок будет хорошо владеть материалом, ему будет

значительно легче раскрепоститься и проявить себя.

Следующий шаг – создание комфортной среды для самораскрытия. Так как

театрализация – это коллективная деятельность, дети должны понимать степень своей

ответственности. В то же время учитель должен внимательно следить за поведением

каждого ребёнка и стараться не допускать конфликтов, сглаживать острые углы, иначе

возможен обратный эффект. Большую роль здесь может сыграть ситуация успеха,

когда ребёнок, не вовлечённый в процесс, наблюдая за тем, как у других что-то

получается, может тоже проявить инициативу.

При условии эффективной организации театральной деятельности в школе на

последнем этапе главной задачей должно стать укрепление у подростка позитивной

нравственной самооценки, чувства собственного достоинства и жизненного

оптимизма.

Конечно, достаточно проблематично на всех уроках, где применяются элементы

театрализации, организовать данный процесс в полном смысле этого слова (костюмы,

декорации т. д.). Для меня важна именно степень перевоплощения ребёнка в того или

иного персонажа, способность «проживать» моменты жизни литературного героя и

передавать его чувства и настроения.

Концептуальные и теоретические основы

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в разделе

«Федеральные Государственные Образовательные Стандарты и Федеральные

Государственные требования» определяет: «В основе Стандарта лежит системно-

деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств

личности, отвечающих требованиям информационного общества; разнообразие

организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося

(включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья),

обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение

форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности».

Я считаю, что использование приемов театральной педагогики в образовательном

процессе позволяет реализовать новый образовательный стандарт максимально

эффективно.

В 1920-м году вышло в свет издание «Игра», посвящённое воспитанию посредством

игры, в котором была напечатана статья «Драматический инстинкт у детей и его

удовлетворение». Автором её являлся Персивалль Чёбба, «заведывающий

празднествами в школе Этической культуры». Он выделяет целую область в детской

жизни, в которой ребёнок выявляет особую форму своего бытия - драматическую.

Эта форма, по мнению автора, не является подчинённою, она первична,

фундаментальна. Таким образом, необходимо приобщать детей к живому

воплощению художественных произведений, раскрывать их врождённый

«драматический инстинкт», так как это имеет огромное воспитательное значение.

Интересен и поучителен для меня также опыт воспитания средствами театрального

искусства педагогически запущенных детей и подростков, наработанный

крупнейшим отечественным педагогом С.Т. Шацким. Он был глубоко убежден, что

«Потребность во внешнем выражении душевных процессов, переживаний и

впечатлений есть насущная необходимость для детей, и детское искусство - не

забава, так себе, между прочим, а часто самая настоятельная потребность, входящая

глубоко в личную жизнь ребенка». Ребёнок, по мнению Шацкого, гораздо больше,

чем взрослый подвержен различного рода эмоциям, в том числе отрицательным. Они

давят на психику ребёнка, не находя выхода. Таким образом, эти переживания

травмируют внутренний мир ребёнка, приводя к нежелательным последствиям. И

только игра, по мнению педагога, может дать выход этим накопившимся эмоциям,

так как она понятна и близка каждому ребёнку.

Попытка обоснования театральной работы с детьми с психолого-педагогической

точки зрения была предпринята Л.С. Выготским. Ученый указал путь, по которому

должен идти педагог, решивший использовать театральное искусство в своей

практике, охарактеризовал основные составляющие детского театрального

творчества:

- его ценность, которая заключается не в результате, не в продукте творчества, а в

самом процессе: «ребенок - плохой актер для других, но прекрасный актер для себя, и

весь спектакль надо организовать так, чтобы дети чувствовали, что они играют для

себя, были захвачены интересом этой игры, самим процессом, а не конечным

результатом»;

- участие вспомогательных видов творчества (технического, декоративно-

изобразительного, словесного) для стимулирования творческого воображения и его

воплощения;

- использование импровизационных форм работы с детьми, которые будят

творческую мысль и фантазию: «… гораздо ближе к детскому пониманию пьесы,

сочиненные самими детьми или сочиняемые и импровизируемые ими в процессе

творчества»;

- организация театрального творчества таким образом, чтобы ребенок был

заинтересован процессом игры, получал удовольствие.

Виды и приёмы работы

Общеизвестно, что в подростковом возрасте все силы ребенка направлены на

самоутверждение - вот где театральная деятельность выходит на первый план.

Театр дает возможность самоутвердиться любому ребенку. Я стараюсь использовать

элементы театрализации во всех классах средней и старшей школы системно и

поэтапно.

Если рассматривать коммуникативную культуру личности школьника, как систему

ее качеств, то можно выделить следующие компоненты:

творческое мышление;

речевое действие;

жесты и пластика движения в ситуации общения;

восприятие коммуникативных действий партнера по общению;

эмоции;

коммуникативные умения

Театральная педагогика предлагает ряд методов, способствующих эффективному

формированию вышеуказанных качеств и умений.

Так, основополагающим методом в театральной педагогике является метод

физических действий. Он основан на анализе произведения, последующие действия

которого выстраиваются в логическую цепь, образуя сквозное действие. При

исполнении роли сквозное действие всегда остается неизменным, помогая актеру

становиться образом, жить его жизнью как своей.

Метод исторических параллелей, особенностью которого является эмоционально-

логическое сравнение представлений, свойственных различным исторических эпохам

и периодам развития общества. Реализация данного метода может происходить тремя

способами: рассказ учителя, коллективное обсуждение наиболее известных фактов и

событий, а также анализ профессиональных качеств личности школьника с опорой на

текстовой материал художественного произведения, раскрывающего сущность

данного вопроса или проблемы.

Метод ролевого действия основан на заранее установленном подтексте, дающий

возможность разрабатывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, а

также осуществлять контроль за качеством подготовки каждого школьника. В ходе

использования этого метода акцентируется внимание на умении использовать те или

иные элементы техники речи в зависимости от количества слушателей в классе, где

осуществляется общение.

В процессе подготовке детей к театрализации на уроках литературы очень важно

работать над выразительным чтением, так как без правильного, выразительного

чтения невозможно понимание, а лёгкий для понимания текст гораздо легче и

воспринимается.

Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом, его

свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибок, послушен, звонок и

достаточно громок. Голос, как и дыхание, следует развивать. Лучший голос —

естественный, средней силы и высоты, которым хорошо руководит читающий. В

работе над выразительностью речи уделяю внимание средствам речевой

выразительности (интонации, логическим ударениям, различным паузам, темпу, силе

и высоте голоса). Все средства речевой выразительности находятся в тесной

взаимосвязи и дополняют друг друга.

На уроке я использую памятку для тренировки:

1) правильно ставь ударение,

2) соблюдай паузы.

3) выбери силу голоса (громко, тихо),

4) определи темп (быстро, медленно),

5) читай эмоционально,

6) покажи интонацией свое отношение к произведению.

Не менее важной является работа над движениями ребёнка, и здесь очень важно

суметь раскрепостить его, заставит поверить свои силы. Поэтому на начальном этапе

(5-6 классы),прежде чем работать над воплощением образа литературного персонажа

на, я предлагаю детям выполнить вместе со мной ряд упражнений.

1. Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний

(удивление, гнев, испуг, радость, восхищение, усталость и т. д.)

2. Разыгрывание импровизаций, передающих различные ситуации (уборка комнаты,

прощание перед разлукой, забота о больном и т. д.)

Выбирая приёмы и формы театрализации, я исхожу из соображений максимально

долгого и полного сохранения в памяти ребёнка ярких и живых впечатлений от

изученного произведения.

Приёмы театрализации:

устное словесное рисование

чтение по ролям

работа с эпизодом для инсценировки

выбор музыкального и декорационного оформления сцены

мизансценирование

инсценировка

литературно-музыкальная композиция (во внеурочной деятельности)

Все эти приёмы теснейшим образом взаимосвязаны и чаще всего я прибегаю к их

комбинации, но такие из них, как чтение по ролям или подбор музыкального

сопровождения могут применяться и отдельно.

Этапы использования приёмов работы:

1. Работа с текстом художественного произведения (выделение эпизодов для

театрализованной постановки, выбор ключевых сцен, подготовка к

монологическому, диалогическому чтению (персонажи, их характеры),

«вычитывание» чувств, переживаний героя, расстановка акцентов в реплике,

видение динамики внутреннего состояния героя целостное восприятие

художественного произведения, «прочувствование» идеи произведения, работа со

средствами речевой выразительности, подготовка аргументации в пользу

выбранных фрагментов, перевод эпического произведения в драматургическое)

2. Создание образов персонажей (осмысление психологического портрета на

основе анализа текста, видение, подготовка к чтению в лицах, распределение

ролей, обсуждение особенностей поведения персонажа, определение степени

перевоплощения в него, смысловая расшифровка поступка, раскрытие внешнего

портрета с учётом психологических особенностей личности: костюм, мимика,

жестикуляция, создание речевых характеристик через анализ текста)

3. Создание театрального пространства (устное рисование декораций, в

которых происходит действие, «портретов» персонажей, выборочное чтение

фрагментов, рисующих художественное пространство произведения, подбор

музыкального сопровождения, эскиз декораций, костюмов, воссоздание эпохи,

представленной в произведении, оценка актёрских и режиссёрских трактовок).

Усложнение текстов от 5-го к 9-му классам в основной школе и далее в старшей

позволяет сделать процесс исследования художественного произведения с целью

последующей театрализации более увлекательным и многогранным, что

значительно расширяет читательское и зрительское восприятие.

Новизна и практическая значимость

Мы в век, когда наука и техника развивается огромными шагами и сознание

современного поколения, особенно детей, не может оставаться на месте, оно

меняется и трансформируется так же быстро. Поэтому сейчас уже нельзя, я бы даже

сказала непозволительно, останавливаться только на традиционных формах урока.

Если мы хотим сохранить или приумножить интерес детей к предмету, необходимо

использовать что-то новое, необычное и близкое детям. Особенно это касается

литературы, потому что на этих уроках мы не просто обучаем, а воспитываем

личность. Такие два вида искусства, как литература и театр, всегда были близки, так

это области самовыражения человеческой личности. Поэтому в процессе своей

педагогической деятельности я пришла к пониманию эффективности использования

элементов театрализации, причём разрабатывала их исходя из принципа сочетания

глубины самораскрытия личности ребёнка и практической значимости для

понимания художественного своеобразия литературного произведения. Кроме того,

ФГОС ООО направлены именно на развитие думающей личности, способной к

глубокому анализу и самоанализу.

В процессе театрализации и подготовке к ней мы работаем в основном с эпическими

произведениями. Эпизоды, выбранные для анализа и инсценировки, от класса к

классу усложняются, как и образы персонажей, запечатлённые в них.

В работе с элементами театрализации на уроках литературы я выбираю один из

двух путей.

1. Подготовленная инсценировка эпизода художественного произведения

Если мы используем этот вид театральной деятельности, то проводим

предварительную работу по подготовке выступления.

Выделим этапы деятельности учителя и учеников в процессе инсценирования:

1. самостоятельное прочтение текста и осознание первого впечатления о

прочитанном;

2. обмен мнениями;

3. аналитическая работа с текстом, обсуждение и распределение ролей;

4. возможны репетиции (актерская, режиссерская деятельность, оформительская

работа);

5. итоговое выступление в аудитории сверстников;

6. анализ выступления, обсуждение достижений каждого участника, формулирование

выводов о произведении, героях, проблемах.

2. «Неожиданная инсценировка»

Эта разработанные мною примы работы в рамках реализации театральной

деятельности на уроках, которые может применять каждый учитель литературы.

Достаточно часто я предлагаю детям неожиданное перевоплощение, которое может

передать самое непосредственное и настоящее, возможно, даже интуитивное

восприятие ребёнком художественного образа. В некоторых случаях сначала дети

просматривают фрагменты фильмов или спектаклей, снятых или поставленные по

данному произведению.

1. «Стоп-кадр» (дети, перевоплотившиеся в персонажей, застывают в своём

положении, при этом с помощью мимики, положения тела они должны максимально

точно отразить внутреннее состояние героя).

Например, изучая комедию «Горе от ума» А. С. Грибоедова, можно предложить

детям разыграть кульминационную сцену, когда Чацкий подслушивает разговор

Лизы и Молчалина и узнаёт, кто же на самом деле является избранником Софьи. Этот

первое мгновение, когда все маски сорваны, и должно попасть в стоп-кадр. Лицо

Чацкого, естественно, скорее всего, выразит немое восклицание «Вот я пожертвован

кому!», но, возможно, ребёнок предложит своё видение внутреннего состояния героя

в этот момент и впоследствии объяснит его. Этот приём театрализации позволяет не

только глубже проникнуть в систему образов художественного произведения, но и

лучше понять его идейно-тематическую основу.

2. «Театр фантазий» (дети, остановившись на финале произведения, получают

предложение пофантазировать и придумать свой финал, который им хотелось бы

видеть, т. е. они должны поставить свою точку в данном произведении).

Как правило, этот вид театрализации я использую при инсценировке грустных

финалов, так детям всегда хочется, чтобы произведение заканчивалось на позитивной

ноте. Например, в рассказе И. А. Бунина «Тёмные аллеи» действие останавливается

на сцене прощания героев и долгом провожающем взгляде Надежды из окна. Я

предлагаю ребятам подумать и сыграть свою развязку, свой финал, который должен

быть логически обоснованным. Но в этом случае следует следить за тем, чтобы слова

и поступки героев, которых дети берут в свои руки, были выстроены в соответствии с

теми характерами, которые изначально обрисованы автором. «Театр фантазий» не

только способствует развитию творческого воображения учащихся, но и помогает

полнее раскрыть проблему художественного произведения и авторский замысел, а

также обращает внимание учащихся на значимость композиции как структуры

литературно-художественной формы.

3. «Осенний блюз» (учащиеся имитируют состояние природы, отражающее

внутренние переживания героев произведения).

Например, рассказ И. А. Бунина «Кавказ» построен по принципу контраста. Он,

безусловно, прослеживается, и в состояниях природы. Погода холодной, сырой

Москвы, где героем владела тревога и беспокойство, резко противопоставляется

цветущей природе Кавказа, где влюблённые счастливы. Можно предложить детям

через мимику, пластику, язык жестов передать состояние тоскливой серой Москвы, т.

е. внутреннее напряжение (дождь, сумрак, грязь, прохожие, накрывшиеся зонтами), а

затем тем же ребятам нужно будет изобразить прямо противоположное – цветущую

природу Кавказа, т. е. безоблачное счастье (знойное лето, солнце, роскошные сады,

великолепное море).

Данный элемент театрализации поможет ребятам лучше понять роль описаний

природы в художественных произведениях и, несомненно, будет способствовать

развитию их творческих способностей.

Я предлагаю выполнить это задание заранее неподготовленным детям, потому что

здесь интересна именно их первая реакция, первые эмоции. Так «Осенний блюз»

получится максимально живым и настоящим.

4. «Диалог с героем» (кому-то из учащихся предлагается перевоплотиться в образ

литературного героя и побеседовать с классом от его имени. Очень важно здесь не

выходить за рамки образа и в процессе диалога отражать именно те черты, которые

присущи данному герою. Поэтому здесь важно чуткое наблюдение учителя, потому

что почти у всех детей поначалу примешивается собственное «я»).

Наибольший интерес при работе с данным элементом театрализации у меня

вызывает то, как дети перевоплощаются в образы «страдающих эгоистов» Евгения

Онегина и Григория Печорина, т. е. неоднозначных персонажей, в которых постоянно

борется добро и зло и которые постоянно прячут от окружающих свою настоящую,

довольно уязвимую, сущность. Ребята могут задать совсем неожиданные вопросы. На

моих уроках звучали следующие вопросы Онегину: «Почему вы не оставите Татьяну

в покое, ведь она уже замужем? Сможете ли сделать её счастливой?». Печорину:

«Как вы допустили смерть Бэлы и чувствовали ли себя виноватым?» Дети всегда с

удовольствием включаются в эту игру, им нравится говорить от имени персонажей.

Кроме того, так они смогут лучше прочувствовать мотивы поведения героев и их

духовную сущность.

Мне кажется целесообразным отметить, что элементы театрализации имеют

большое значение и в патриотическом воспитании. Поэтому хотелось бы

остановиться на ещё одном виде театрализации, получившем название «Во славу

Отечества», который я применяю во внеурочной деятельности. Одной из главных

его целей, наряду с развитием творческих способностей, является патриотическое

воспитание учащихся.

Вместе с детьми мы создаём литературно-музыкальные композиции, приуроченные

к какой-то знаменательной исторической дате. Группа ребят в определённой

последовательности выступает с чтением художественных произведений (чаще

лирических) или отрывков из них, к которым подбирается соответствующее

музыкальное сопровождение. Так, например, нами была создана и показана на

общешкольном мероприятии литературно-музыкальная композиция «Афганистан.

Страницы памяти», посвящённая 35-летию вывода войск из Афганистана. 9 Мая

каждый год мы выступаем на митинге около Братской могилы с композицией

«Реквием», в основу которой положены стихи Р. Рождественского. Мероприятие

«Есть ценности, которым нет цены», посвящённое 75-летию победы советских войск

в Сталинградской битве, также включало в себя элементы театрализации, в которой

были использованы стихи О. Берггольц, С. Викулова, В. Бокова и других поэтов. На

районном праздновании Дня славянской письменности и культуры мы выступали с

литературно-музыкальной композицией «Творчество нижегородских поэтов», где

ребята читали стихи Ю. Андриянова, В. Шамшурина, А. Фигарёва, М. Шестерикова и

др. поэтов Нижегородского края. Мною был разработан и проведён в школе конкурс

чтецов «О Русь, взмахни крылами» среди учащихся 5-11 классов, где ребята читали

стихи о России. Я считаю, что воспитание гордости за свою страну, уважения к

истории и культуре своего народа – это едва ли не первостепенные задачи

современного образования в целом и каждого педагога в отдельности. И элементы

театрализации очень хорошо подходят для решения этой задачи, так как позволяют

ребёнку в полной мере проникнуться духовно-нравственным содержанием

общечеловеческих и национальных ценностей.

Ключевые выводы и обобщения

Расширение и углубление театрализованных приемов ведет к осмыслению и

усложнению основных понятий, связанных с процессом анализа художественного

произведения и возрастными особенностями учащихся. Процесс применения

театрализации художественных произведений на уроках литературы основывается

на читательском/зрительском сотворчестве ученика с автором, литературы с

театром, что позволяет ученику быть субъектом деятельности в учебном процессе,

активизируя его познавательную деятельность.

Именно в театрализации возможна апробация школьниками накопленных

литературоведческих знаний, а также выражение эмоционального восприятия.

Будучи однажды сыгранной, игра останется в памяти как некое творчество, как

ценность

.

А это особенно важно сегодня, в век компьютерных технологий, когда на

место живого общения приходит общение виртуальное. При этом потребность в

самореализации остаётся, и ребёнок становится заложником социальных сетей.

Уроки литературы с элементами театрализации предоставляют широкое

пространство для самовыражения и реализации творческих и интеллектуальных

способностей.

Поэтому я планирую и в дальнейшем использовать этот вид

деятельности на уроках литературы, так как он даёт стабильно положительный

результат как в развитии творческого потенциала учащихся, так и в усвоении ими

программного материала на уроках литературы. Кроме того, в планах – создание

школьной театральной студии.

Не менее важным я считаю трансляцию собственного опыта театральной

деятельности в процессе обучения, так как считаю, что в современной школе

действительно назрела необходимость использования нетрадиционных элементов

обучения. Поэтому я использую следующие способы распространения опыта: 1.

выступления с данной темой на ШМО и РМО учителей русского языка и

литературы, 2. публикация разработок уроков и мероприятий с использованием

элементов театрализации в сети Интернет.

МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ (ЛОСЕВА А.А.)

Для диагностики развития творческих и интеллектуальных способностей детей я

использую методику экспертных оценок по определению одарённых детей А. А.

Лосева.

Ниже описаны две сферы, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и

приведены их характеристики.

Даю оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных

характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей

степени, ставлю 5 баллов, если они выше средней — 4 и так далее. Оценка 2 балла

— самая низкая. Суммирую баллы по всем характеристикам внутри каждой

«области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области

делю на количество вопросов, т. е. на 8, и полученное число записываю. Чтобы

определить среднее показатель по классу, складываю результаты всех детей внутри

одной области и делю их на количество учащихся в классе. Каждого ребенка

должны оценивать несколько экспертов: родители, классный руководитель и я как

учитель литературы. Все полученные данные сравниваю между собой. Ниже

представлены «области» таланта и содержащиеся в них характеристики, а также

результаты диагностики одного из классов на протяжении четырёх лет обучения

литературе с применением театральной деятельности.

1.

Литературная сфера

1.

Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением

какого-либо конфликта.

2.

Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и

известном всем.

3.

Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное

отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

4.

Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

5.

Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

6.

Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором

идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.

7.

Понимает суть таких литературоведческих терминов, как конфликт художественного

произведения, тема, идея, проблема, композиция, художественные средства.

8.

Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.

2. Артистическая сфера

1.

Легко входит в роль другого персонажа, человека.

2.

Интересуется актерской игрой.

3.

Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.

4.

Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть

какую-либо драматическую сцену.

5.

Передает чувства через мимику, жесты, движения.

6.

Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с

увлечением рассказывают.

7.

С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

8.

Открыт для всего нового. Не любит уже испытанных вариантов.

Литературная сфера

0

5

10

15

20

25

30

35

40

Артистическая сфера

Как видим, по всем позициям наблюдается рост показателей:

(2015 - 2016

учебный год)

(2016 - 2017

учебный год)

(2017 - 2018

учебный год)

(2018 - 2019

учебный год)

Литературная

сфера

22

23

25

36

Артистическая

сфера

11

18

21

37

Список литературы

1. Соболев Л. О литературе нужно говорить так, чтобы ученикам стало

интересно...// Литература: Первое сентября. –2015. ––9.

2. Ершова А.П. и др. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы //

Театр и образование. - М., 1992.

3. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. - М., 1992.

4. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы. - М.:

Просвещение, 1980. - С. 192.

5. Журнал «Гуманитарный вектор», 2009, №2. Шумило Н. В. Формирование и

диагностика актёрских способностей в младшем и среднем школьном возрасте.

6. Журнал «Перспективы науки и образования», 2013, №5. Никонова Н. И. Система

использования приёмов театрализации при изучении эпических произведений.

7. Интернет-журнал «Мир науки», 2016, том 4,номер. Яковлюк С. М. Методы и

приёмы театральной педагогики в формировании коммуникативной культуры

школьника»

8. Научный журнал «Молодой учёный», 2014, номер 18. Трегубова Н. Е. Работа над

выразительным чтением учащихся на уроках литературы.



В раздел образования