Автор: Елена Владимировна Лубягина
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ №10 им.В.П.Поляничко"
Населённый пункт: г.Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка
и литературы
Проблема формирования функциональной грамотности школьников приобрела в
последние годы особенную актуальность и значимость. Часто уровень сформированности
функциональной грамотности определяют как индикатор общественного благополучия. С
первых шагов школьного обучения деятельность детей становится общественно значимой
и общественно оцениваемой. Именно со школой связан наиболее интенсивный и
личностно значимый для каждого обучающегося этап становления его функциональной
грамотности.
В современных условиях процесс обучения школьников должен быть
ориентирован на развитие компетенций, которые способствуют реализации концепции
«образование через всю жизнь». Успех в школе не всегда означает успех в жизни.
Современные выпускники чаще всего не готовы к свободному использованию в
повседневной жизни полученных в школе знаний и умений.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать
приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных
задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме,
математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и
семейной жизни, естественных науках. При этом важны не столько сами знания, сколько
умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее
основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для
саморазвития и самообразования.
Составляющие функциональной грамотности:
1.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать
письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной
жизни.
2.
Естественнонаучная грамотность – способность человека занимать активную
гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественнонаучными идеями:
научно
объяснять
явления;
понимать
особенности
естественнонаучного
исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3.
Математическая
грамотность –
способность
формулировать,
применять
и
интерпретировать
математику
в
разнообразных
контекстах:
применять
математические
рассуждения;
использовать
математические
понятия
и
инструменты.
4.
Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и
финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для
принятия
эффективных
решений
в
разнообразных
финансовых
ситуациях,
способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а
также возможности участия в экономической жизни.
5.
Креативное мышление – это умение человека использовать свое воображение для
выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения
задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное
мышление
также
способность
критически
осмысливать
свои
разработки,
совершенствовать их. Это способность ребёнка самостоятельно или в команде
придумывать
и
улучшать
идеи.
Например,
предлагать
инновационные
и
эффективные решения, использовать воображение. Кроме того, важно уметь
критически взглянуть на свои идеи, увидеть их сильные и слабые стороны.
6.
Глобальные
компетенции. Под
глобальными
компетенциями
понимаются
способности:
критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального
характера и межкультурного взаимодействия;
осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные
различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с
другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать
индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также
заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление
поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
На уроках русского языка и литературы мы формируем не только читательскую,
но и языковую ФГ. Читательская функциональная грамотность - способность человека
понимать текст, использовать информацию из текста, оценивать тексты, размышлять о
них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания
и возможности, участвовать в социальной жизни. Языковая функциональная грамотность
– это владение нормативным, эстетическим и этическим аспектами культуры речи.
Сформированность языковой функциональной грамотности проявляется в:
– умении пользоваться фактами языка для реализации целей общения;
– соблюдении норм современного русского языка (орфоэпических,
морфологических, словообразовательных, лексических, синтаксических и
стилистических);
– соблюдении этикетных норм, правил речевого поведения, характерных
для конкретных социальных условий, регулирующих употребление тех или иных речевых
единиц;
– умении с помощью языковых средств грамотно выражать собственные мысли,
решать конфликты с помощью слова;
– умении работать с лингвистической информацией, применять полученные знания
в жизни.
Добиться вышеперечисленных результатов поможет учителю использование
современных инновационных технологий, которые позволят обучающимся
саморазвиваться, самосовершенствоваться, самореализоваться путём осмысленного и
деятельного усвоения нoвого социального опыта.
Приемы для формирования функциональной грамотности.
Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она
обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально
грамотной личности.
На уроках русского языка и литературы используются различные методы и
приёмы , которые способствуют развитию творческой активности, формируют
мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают
добиться глубокого понимания материала.
Использование игровых технологий способствует расширению кругозора
учащихся, развитию познавательной активности, формированию разнообразных умений и
навыков практической деятельности, а также является эффективным средством мотивации
и стимулирования учащихся на обучение.
Разгадывание кроссворда, чайнворда, игра «Третий лишний», «Мозговой штурм»,
игра «Найди пару», «Кто больше» в начале урока направлены на активизацию
познавательной деятельности обучающихся, помогают ускорить процесс целеполагания,
позволяют им быстро включиться в работу. Деятельность обучающихся носит
преобразующий характер: наблюдают, сравнивают, группируют, выясняют
закономерности, делают выводы.
Игра «Третий лишний»
Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи,
смыслу и т. д.
• росток, растение, выращенный (лишнее –росток, так как является
исключением);
• поиграть, сыграть, подыграть (лишнее - поиграть, так как приставка оканчивается на
гласный);
• революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).
Функциональную грамотность обучающихся можно развивать при изучении любой
темы и на разных этапах урока по русскому языку и литературе.
Игра «Найди пару».
Необходимо найти слова-антонимы. Игра проводится при отработке темы
«Лексика» в 5 классе.
Острый трусливый
Сладкий безделье
Скупой глупый
Умный жар
Храбрый тупой
Хвалить щедрый
Здороваться война
Смеяться ругать
Труд горький
Мир плакать
Холод прощаться
На уроках литературы для формирования функциональной грамотности использую
такие формы, как урок-концерт, урок-инсценировка, урок-диспут и другие. Уроки
проходят в форме ролевой игры, включают элементы театрализации. Исполняя роли,
обучающиеся проявляют актерское мастерство, вживаются в определенный образ, глубже
раскрывают характеры и поступки героев, приобретают новый опыт общения в
предлагаемой ситуации.
Также использую игры творческого характера.
Применение технологии развития критического мышления на уроках русского
языка и литературы позволяет развивать мыслительные навыки учащихся, необходимые
не только в учебе, но и в обычной жизни: уметь принимать взвешенные решения, работать
с информацией, анализировать различные стороны явлений.
Некоторые приёмы технологии развития критического мышления, которые можно
использовать для формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и
литературы в 5-11 классах.
Приём «Инсерт»
Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Далее идет обсуждение прочитанного, на основе чего учитель формирует
дальнейшую работу, например, углубиться в "непонятное" и вызвать детей на
формулирование темы урока объяснения нового материала, или акцентировать внимание
на том, что "вызывает сомнение" - это готовая проблемная ситуация, которая требует
обсуждения (форма урока может быть диспут, дискуссия и.т.п.), или использовать фразу
"это удивило" и дальше дать ряд упражнения на нужную вам тему.
Приём «Тонкие и толстые вопросы»
«Тонкими» условно называются вопросы, на которые можно дать однозначный
ответ. «Толстые» — вопросы проблемного характера, требующие развёрнутого ответа,
знания материала.
Тонкие вопросы Толстые вопросы
кто...? дайте объяснение, почему...?
что...? почему вы думаете…?
когда...? почему вы считаете…?
может...? в чем разница…?
будет...? предположите, что будет, если…?
мог ли...? что, если…?
как звали...?
Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом
уроке:
обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже
полученными;
отрабатывает умение формулировать вопросы; отвечать на них полно и
коротко, строить сложные высказывания;
воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же
проблему.
Приём «Верные и неверные утверждения»
Используя приём «Верные-неверные утверждения», предлагают ученикам
несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения,
полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии необходимо
возвратиться к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Приём «Кластер»
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются
основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех
связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее
систематизации и обобщению учебного материала.
Этапы работы над кластером:
1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), написать ключевое слово
или предложение, которое является «сердцем» темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы,
подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым
понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники»,
устанавливаются новые логические связи.
Приём «Синквейн»
Синквейн – самая лёгкая форма стихотворения по алгоритму. Данный приём
помогает выразить свои мысли кратко и точно. Иногда его применяю на обоих этапах
сразу.
В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в
стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема
синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – высказывание, несущее определённый смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Например, при изучении рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» в 5
классе .Таким образом, нам становится известна ключевая идея – упорство и мужество
всегда побеждают.
Синквейн по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Жилин
Храбрый, рассудительный
Воевал, сидел, сбежал
Попал в плен и смог выбраться
Офицер.
Все эти приемы и методы является оcновными индикаторами формирования
функциональной грамотноcти школьников на уроках русского языка и литературы. Ведь
наша цель – воспитать ученика, умеющего обучатьcя, знающего, как использовать
информацию в нужных целях; взаимодействовать с другими людьми и обладать целым
рядом компетeнций, споcобного жить и действовать в условиях быстро меняющегося
мира.
Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика, формирования
функциональной грамотности имеют и нетрадиционные формы домашнего задания,
которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на
уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти
решение нестандартного вопроса, задания. Типы домашнего задания:
• творческая работа
• лингвистическое исследование текста
• подготовка иллюстраций к литературным произведениям
• рисование обложек к литературным произведениям
• художественное чтение
• инсценировка художественного произведения
• создание самостоятельных литературных произведений различных жанров
• продолжение неоконченных произведений
• наблюдение за природой
• составление вопросника к зачету по теме
• составление конспекта, опорных таблиц
• письмо по памяти.
Такие домашние задания помогают избегать однообразия в обучении. Ребёнок
может почувствовать себя и в роли автора, иллюстратора, педагога.
Инновационные технологии делают урок интересным, ярким; помогают учителю
увлечь ребят своим предметом, создают на уроке ситуацию успеха для ученика. Важно не
в готовом виде давать знания учащимся, а добывать их в совместной работе.