Автор: Шубина Марина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1" ИМОСК
Населённый пункт: г. Изобильный Ставропольского края
Наименование материала: Образовательная программа дополнительного образования детей докольного возраста
Тема: Математические ступеньки
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1»
Изобильненского муниципального округа Ставропольского края
УТВЕРЖДЕНА
Приказ № 24 от 15.08.2023 г
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
воспитатель
Шубина М.И
г. Изобильный
2024
1
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Обязательная часть
1.1.1 Пояснительная записка
Кто с детских лет занимается математикой,
тот развивает внимание, тренирует свой мозг,
свою волю, воспитывает настойчивость
и упорство в достижении цели.
(А. И. Маркушевич)
2
№
Содержание
Страницы
1.
Целевой раздел
1.1.
Обязательная часть
1.1.1.
Пояснительная записка
режим занятий
2-3
1.1.2.
Цели и задачи программы
4-5
1.1.3.
Принципы и подходы к формированию программы
5
1.1.4.
Принципы реализации программы
5-6
1.1.5.
Возрастная характеристика детей 6-7 лет.
6-7
1.1.6.
Актуальность программы. Новизна
7
1.1.8.
Планируемые результаты, освоения программы.
18
2.
Содержательный раздел
2.1. Обязательная часть
2.1.1.
Возрастные особенности детей, содержание психолого-
педагогической работы
18
2.1.2.
Разделы кружковой работы. Формы организации кружка
9-10
2.1.4.
Специфика развития математических способностей
10-11
2.1.5.
Перспективное планирование
12-17
3.
Организационный раздел
3.1. Обязательная часть
3.1.1.
Описание материально-технического обеспечения
Программы
17-18
3.1.2.
Особенности организации предметно пространственной
среды кружка «Математические ступеньки»
18-19
3.1.3.
Форма и режим занятий
20
Список литературы
21
Математика сопровождает нас всю жизнь. Чем раньше ребенок поймет и
усвоит азы математики, тем лучше.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников
является основой интеллектуального развития детей, способствует общему
умственному воспитанию дошкольника. Современные достижения требуют от
человека мыслить абстрактно, значит необходимо развивать логическое
мышление детей дошкольного возраста.
Математика
дает
огромные
возможности
для
развития
познавательных
способностей, которые являются базой для формирования математического
мышления.
Организации кружка « Математические ступеньки» дает возможность
развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать
логическое мышление.
Рабочая программа кружка: » Математические ступеньки» разработана на
основе образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.
Вераксы, Т.Е.Комаровой, М.А.Васильевой, а также на основе парциальной
программы «Математические ступеньки» Е.В.Колесниковой,
реализуемая
программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического
характера взаимодействия взрослого с детьми.
Данная программа разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
1.Федеральный
закон
Российской
Федерации
от
29.12.12
№
273
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155
«Об утверждении федерального
государственного образовательного
стандарта дошкольного образования».
3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении Сан Пи Н 43049-13
«Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
4.Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. №
662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
5.Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным программам дошкольного образования».
6.Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 г.
«Об утверждении Порядка проведения само обследования образовательной
организацией».
7.Устав МБДОУ «Детский сад №1» ИГОСК от 22.12.2017г
Программа разработана в соответствии с принципами и подходами,
определёнными Федеральным государственным стандартом ДО. Основная идея
Программы заключается в гармоничном соединении современных технологий с
3
традиционными средствами развития ребёнка для формирования психических
процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей.
Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в
возрасте от 6 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей
по познавательному развитию (ФЭМП). Организация кружка «Математические
ступеньки » дает возможность развивать познавательную активность, интерес
к математике, развивать логическое мышление.
Кружок проводится 1 раз в неделю, 30 минут, во вторую половину дня -
четверг. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность
представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами,
геометрическими фигурами, заданиями на развитие логического мышления и
др.
Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей
детей, тем самым стимулируя желание детей заниматься математикой. Особое
внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических
форм мышления.
1.1.2. Цели и задачи Программы
Цель программы: развитие логического мышления, смекалки, умения
мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить
простейшие умозаключения, расширить кругозор математических
представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
Образовательные:
- формировать общее представление о множестве и числе;
- формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 20;
- знакомить с составом числа;
- учить детей решать простейшие арифметические задачи;
- учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
- учить сравнивать множества;
- знакомить с математическими знаками;
Развивающие:
- развивать логическое мышление;
- развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи;
- развивать мелкую моторику, глазомер;
4
- развивать инициативу;
Воспитательные:
- воспитывать внимание;
- воспитывать организованность;
- воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.
1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
- деятельный подход, признающий ведущую роль развития познавательных и
творческих способностей;
- преобладание логических задач, ведущих к познанию закономерностей,
простых алгоритмов;
- системность, обеспечивающая организацию процесса интеллектуального
развития на основе
- взаимодействия ведущих его компонентов (цель, содержание, средства,
результаты).
1.1.4. Принципы реализации Программы
Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного
материала.
Доступность – деятельность осуществляется с учетом возрастных
особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к
сложному).
Проблемность – направлены на поиск разрешения проблемных и игровых
ситуаций.
Принцип интеграции – образовательная область «Познавательное развитие»
интегрируется с образовательными областями: «Социально – личностное
развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»,
«Физическое развитие».
Развивающий и воспитательный характер обучения – повышение интереса к
занятию математикой и развитие логического мышления у одаренных детей.
Преемственность ДОУ и семьи - взаимодействие педагога с семьей по
вопросам математического развития ребёнка.
1.1.5.
Возрастные
особенности
развития
математических
способностей у детей 6-7 лет
5
Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру,
рисование, общение с взрослыми и сверстниками. Интеллектуальное развитие
ребенка шести лет определяется комплексом познавательных процессов:
внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка
этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не
может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних
впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности
сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Важнейшими
характеристиками
внимания
являются:
устойчивость
внимания,
как
способность к более длительному сохранению концентрации, переключение
внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от
одной деятельности к другой, и распределение внимания - возможность
сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов.
Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов
(интереса), мыслительных и волевых процессов. Все свойства внимания
хорошо
развиваются
в
результате
упражнений.
Восприятие
у
ребенка
развивается буквально с первых месяцев жизни. К шести годам ребенок обычно
хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные
геометрические фигуры). Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и
правильно
использует
многообразные
обозначения
пространственных
отношений: "Надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла,
повернуть налево, перейти на другую сторону". Более трудным для ребенка
является восприятие времени - ориентация во времени суток, в оценке разных
промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку еще
трудно представить себе длительность какого-либо дела. На основании
наглядно-действенного мышления, которое особенно интенсивно развивается у
ребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более сложная
форма мышления - словесно-логическое. У ребенка шестого года жизни память
по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. То
есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Уже в этом возрасте
проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита
зрительная память, у других - слуховая, у третьих - эмоциональная, а у
четвертых - механическая.
1.1.6. Актуальность программы
Данная программа позволяет в доступной и
интересной форме
целенаправленно и ускоренно формировать восприятие. В ней прослеживается
последовательный переход от простых к более сложным видам восприятия.
Дети в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел;
определять последовательность событий; у детей развиваются мыслительные
операции анализа и синтеза.
Новизна программы в использовании системно-деятельного комплексного
подхода
к
формированию
у
детей
элементарных
математических
представлений, в применении в образовательном процессе современных форм и
методов
обучения.
Отличие
данной
программы
состоит
в
подаче
6
теоретического и практического материала в игровой форме развития личности
каждого ребенка, формирование его готовности к систематическому обучению.
Материал занятий излагается в игровой форме. Знания по теории ребёнок
получает в контексте
практического применения данного дидактического
материала
с
использованием
развивающих
игр,
игр
в
движении,
физкультминуток и пальчиковых упражнений. Весь комплекс заданий с
дидактическим материалом – это длинная интеллектуальная лестница, а сами
игры и упражнения – ее ступеньки.
1.1.8 . Планируемые результаты освоения Программы
- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий
признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части.
Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его
частями; находить части целого множества и целое по известным частям.
- Считать до 10 и дальше.
- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа
натурального ряда в пределах 10.
- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание,
пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >).
- Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и
сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между
величиной меры и числом.
- Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый
предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
- Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб,
цилиндр. Проводить их сравнение.
- Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и
конечному результату; составлять из малых форм большие.
- Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах
реального мира.
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница,
поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление
движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
- Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с
точностью до 1 часа.
Знать
- Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух
меньших.
- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к
предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.
- Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
7
- Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели,
времен года.
Иметь представление
- О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.
- О временных интервалах: временем суток, года.
- Об определении времени по часам
- О количественной характеристике числа.
2.Содержательный раздел
2.1. Обязательная часть
2.1.1. Возрастные особенности детей, содержание
психолого-педагогической работы
Для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе большое
значение
имеют
занятия
по
развитию
элементарных
математических
представлений. Не следует думать, что развитое логическое мышление - это
природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться.
Существует
большое
количество
исследований,
подтверждающих,
что
развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех
случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).
Индивидуальный
подход
в проведении занятий по математике
дает
возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но
и развить их интерес к этим занятиям, обеспечить активное участие всех детей
в общей работе, что ведет за собой развитие их умственных способностей,
внимания, предупреждает интеллектуальную пассивность у отдельных ребят,
воспитывает настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества.
Необходимо развивать у детей способностей к проведению счетных операций,
научить их применять полученные ранее знания, творчески подходить к
решению
предложенных
заданий.
Очень
важным
является
воспитание
самостоятельности и активности детей в процессе занятий по математике -
важное условие подготовки их к успешному обучению в школе.
2.1.2.Разделы работы:
1.Количество и счет.
2.Определение величины.
3.Ориентировка во времени, пространстве.
4.Решение логических задач.
5.Геометрические фигуры.
Количество и счет.
Цель раздела: развивать самостоятельность, активность, закрепить умение
считать в пределах 20, упражнять в составлении и решении простых задач на
сложение и вычитание, закрепить понимание отношений между числами
8
натурального ряда. При закреплении знаний о числах дети познакомятся с
пословицами, стихами, загадками, считалками, в которых упоминаются эти
числа. Дети учатся решать арифметические задачи, отгадывать математические
загадки и записывать с помощью цифр и знаков их решения.
Определение величины.
Цель раздела: развивать умение сравнивать массу, объем, количество жидких,
сыпучих и твердых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы.
Фигуры.
В
разделе
геометрические
фигуры
закрепляю
представления
о
многоугольниках
и
их
свойствах,
развиваю
умение
классифицировать
геометрические фигуры по определенным признакам. Учатся преобразовывать
одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания, выкладывания из
счетных палочек), рисовать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал,
трапецию в тетради в клетку, а также символические изображения предметов из
геометрических фигур.
Ориентировка во времени
В этом разделе развиваю чувство времени, учу определять время по часам,
знакомлю с разными видами часов: водными, песочными, механическими,
закрепляю представления детей о последовательности дней недели, месяцев
года.
Ориентировка в пространстве. Дети учатся ориентироваться на листе бумаги
в клетку. Много заданий дается на выполнение упражнений по словесной
инструкции.
Также
дети
обучаются
определять
положение
предмета
относительно себя и другого лица.
Логические задачи
Основной задачей данного раздела-является развитие у
детей
приемов
мыслительной
активности
(анализ,
синтез,
сравнение,
классификация, обобщение). Используемые
пособия
(кубики Никитина,
палочки Кьюизенера различные ребусы «Вьетнамская игра», «Волшебный
круг», «Кубик-рубик», «Пифагор», «Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах)
развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное
внимание, и логическое мышление.
Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться
определенной структуры занятия:
Разминка. Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем
позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает
настроить на образовательную деятельность, на общение с педагогом.
Основное содержание занятия – изучение нового материала. Содержание
занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на
решение поставленных задач данного занятия.
Физминутка. Позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида
деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.
Закрепление нового материала. Закрепление нового материала дает педагогу
возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.
9
Развивающая игра. Раскрашивание «умной» картинки по теме в конце занятия
является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной
работы и служат стимулом для ее продолжения.
2.1.3. Формы организации:
Традиционные
Комбинированные
Практические
Игры, конкурсы
Методы:
Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог,
рассказ)
Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-
конкурсы)
Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов,
фотографий).
2.1.4.Специфика развития математических способностей
Ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать,
анализировать и обобщать результаты своей деятельности.
Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ,
синтез, классификация, сернация, аналогия, систематизация, абстрагирование -
в литературе также называют логическими приемами мышления. Развивать
логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле
математического развития.
Сернация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов
по выбранному признаку. Классический пример сернации: матрешки,
пирамидки, вкладные мисочки и т. д.
Анализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или
выделение группы объектов по определенному признаку.
Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое
целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие
друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через
анализ). Психологически способность к синтезу формируется у ребенка
раньше, чем способность к анализу. То есть, если ребенок знает, как это было
собрано (сложено, сконструировано), ему легче анализировать и выделять
составные части.
Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления
сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы
предметов). Показателем сформированности приема сравнения будет умение
ребенка самостоятельно применять его в деятельности без специальных
10
указаний взрослого на признаки, по которым нужно сравнивать объекты.
Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку,
который называют основанием классификации. Классификацию можно
проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиск самого.
Следует учитывать, что при классификационном разделении множества
полученные подмножества не должны попарно пересекаться и объединение
всех подмножеств должно составлять данное множество. Иными словами,
каждый объект должен входить только в одно множество и при правильно
определенном основании для классификации ни один предмет не останется вне
определенных данным основанием групп.
Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить: - по
названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.);
- по размеру (в одну группу большие мячи, в другую - маленькие, в одну
коробку длинные карандаши, в другую - короткие и т. д.);
- по цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту - зеленые);
- по форме (в эту коробку квадраты, а в эту - кружки; в эту коробку - кубики, в
эту - кирпичики и т. д.);
- по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя
есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что
бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д.
Обобщение - это оформление в словесной (вербальной) форме результатов
процесса сравнения. Обобщение формируется в дошкольном возрасте как
выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение
хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности,
произведенной им самостоятельно, например классификации: эти все -
большие, эти все - маленькие; эти все - красные, эти все - синие; эти все -
летают, эти все - бегают и др.
Перспективное планирование
11
12
Дата
занятия
Тема занятия
Программное содержание
05.09.23
«Засели домики».
Закреплять навыки количественного и
порядкового счета.
12.09.23
Числа 1-5
Повторить числа1-5 образование,
написание, состав.
19.09.23
Числа
1-5.Соотнесение
количества предметов с
цифрой. Ориентировка в
тетрадке в клетке.
Цель: закрепить умение устанавливать
соответствие между количеством
предметов, числом и цифрой;
учить писать цифру 3;
-знакомить с пословицами, в которых
упоминается число 3
26.09.23
«Посчитай
и
обозначь
цифрой»
Цель: закреплять умение соотносить
количество предметов
с соответствующей цифрой.
3.10.23
Числа 1--4
Цель: учить отгадывать математическую
загадку, записывать решение задачи с
помощью знаков и цифр; закреплять
умение писать цифры 2, 3; учить писать
цифру 4.
10.10.23
Числа 1--5
Цель: учить отгадывать математическую
загадку, записывать решение с помощью
цифр и знаков закреплять умение писать
цифры 1, 2, 3, 4; учить писать цифру 5
17.10.23
«Какой по счету?»
Цель: закрепление навыков порядкового
счета, уточнение представлений о
взаимном расположении предметов в
ряду слева, справа, до, после, между
перед, за, рядом.
24.10.23
Число и цифра 6
Цель: Познакомить с образованием и
составом числа 6,цифрой 6
31.10.23
«Какое число больше?»
Цель: развивать умение сравнивать
смежные числа.
7.11.23
Логическая
задача на
установление
закономерностей.
Геометрические фигуры
Цель: учить решать математическую
задачу, записывать решение с помощью
знаков, цифр; учить дорисовывать
геометрические фигуры, преобразовывая
их в изображение похожих предметов;
14.11.23
«Раздели на части»
Цель: уточнение приемов деления
предметов на две, четыре и восемь равных
частей; установление отношения целого и
части.
21.11.23
«Чего больше?»
Цель:
сравнение
и
измерение
длины
предметов (отрезков
прямых линий) с
помощью
условной
меры.
Развитие
понимания результата измерения длины
от величины меры
III. Организационный раздел
1. Обязательная часть
3.1.1. Материально- техническое обеспечение Программы
Оборудование кружковой деятельности:
- демонстрационный материал по всем разделам содержания Программы;
- раздаточный материал на каждого ребенка;
- набор цифр;
- набор геометрических плоскостных и объемных фигур;
- модель часов, весы;
- наборное полотно;
- Набор счетных палочек на каждого ребенка;
- карточки и схемы математических упражнений;
- магнитные цифры;
- символические обозначения.
Цветные карандаши
Простые карандаши
. Листы тетрадные
. Линейки
Трафареты с геометрическими фигурами
. Дидактические игры
3.1.2.Особенности организации
предметно – пространственной среды
кружка «Математические ступеньки»
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Центр «Игровая деятельность»
В центре игровой деятельности выставляются дидактические игры на развитие
элементарных математических представлений, плакаты с математической
тематикой.
Образовательная область «Познавательное развитие»
13
Центр «Математические ступеньки»
Здесь размещаются магнитные цифры, касса цифр и математические знаки,
наборное полотно, рабочие тетради для самостоятельной деятельности по
ФЭМП, детские книги из серий: «Медвежонок Миша учится считать», «Я
играю и учусь», «Поиграем в цифры», «Времена года», «Веселые часы».
Центр «Приобщение к художественной литературе»
Здесь размещаются детские книги со стихами и рассказами на количество и
счет,
знакомство
с
цифрами,
величиной,
геометрическими
фигурами,
ориентировкой во времени и пространстве.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Центр «Изобразительная деятельность»
Здесь размещаются книжки – раскраски из серии «Учимся писать цифры»,
«Прописи для дошкольников», «Рисование по точкам», «Штрихование».
3 . 1 . 3 . Ф о р м ы и р е ж и м з а н я т и й
Режим занятий:
Математический кружок работает 1 раза в неделю по 30 минут, всего 36
занятий за учебный год. Рекомендуемый состав группы 10-12 человек.
Большую часть программы составляют практические занятия.
Формы обучения: занятия математического содержания.
Формы
организации
математической
деятельности
детей
на
занятиях: задачи-шутки, математические и логические загадки и задания,
увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими
фигурами.
Список детей, посещающих кружок «Математические ступеньки» .
1
Арзуманян Родион
14
2
Александрова Арина
3
Балашова Аня
4
Волкова Василиса
5
Егиян Юлия
6
Ефремова Маша
7
Ионов Тимофей
8
Клесова Маргарита
9
Король Екатерина
10
Коротыч Иван
11
Крохмаль Виктория
12
Матвеев Егор
13
Махмуров Максим
14
Мороз Юлия
15
Смеловской Никита
16
Фатеева Кристина
17
Фисенко Данил
18
Харина Анастасия
19
Хуцураули Теона
20
Шульга Меланья
21
Яценко Мария
Список литературы
Носова Е.А. Логика и математика. СПб., Детство-ПРЕСС,2002
15
Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных
математических представлений в подготовительной к школе группе
детского сада» - М.: Мозаика – Синтез, 2012.
. Панова Е.Н. «дидактические игры и занятия в ДОУ»
ПетерсонЛ.Г. «Раз - ступенька, два - ступенька».
Михайлова З.А., Иофе Э. Н. Математика от трех до семи. - ПРЕСС,
2001.
Светлова И. Сравни и измерь. М., 2001.
Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических
представлений. Мозаика – Синтез, 2010.
Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных
математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.
Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5 - 8 лет. М.,
2007.
Новикова В.П. Математика в детском саду. М: Мозаика – Синтез, 2007.
Зайцев В.В. Математика для дошкольников. Волгоград, Учитель 2003.
Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5–6 лет. М.: ГНОМ и Д,
2001..
Новикова В.П. « Математика в дошкольном саду. Подготовительная
группа» - М.: Мозаика – Синтез,2006.
. Е.В. Колесникова «Программа математические ступеньки»
16