Напоминание

Физические и химические свойства кислот


Автор: Сухенко Ольга Александровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР КСШ №24
Населённый пункт: г. Краснодон
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Физические и химические свойства кислот
Раздел: среднее образование





Назад




План-конспект урока

Класс: 8. Учитель: Сухенко Ольга Александровна

Тема урока

Физические и химические свойства кислот

Цель урока: Изучить общие физические и химические свойства кислот.

Образовательные:

- В процессе исследования изучить свойства кислот, их значение в природе

и жизни человека.

Развивающие:

-Развивать практические навыки и умения анализировать формулы кислот,

уравнения химических реакций;

-Учить анализировать полученную информацию;

-Развивать логическое мышление путем сравнения, обобщения,

систематизации;

-Учить выделять причинно-следственные связи.

Воспитательные:

-Развивать интерес к предмету;

-Развивать взаимосвязь между предметами;

-Развивать знания о применении химии в быту;

-Развивать познавательную деятельность через эксперимент;

-Учить правильному обращению с химическим оборудованием и реактивами

при выполнении лабораторных работ.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый,

лабораторный практикум.

Организационные формы: беседа, лабораторная и самостоятельная работы.

Оборудование и

реактивы:

-периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

-химические стаканы, индикаторы, HCl, магний, цинк, медь, гидроксид

натрия, карбонат кальция.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:

1.

Анализ учебной информации.

2.

Раскрытие межпредметных связей между химией, физикой, биологией.

3.

Выдвижение гипотез.

4.

Анализ и составление обобщающих выводов.

План урока

1.Организационный момент (1 мин.)

2.Актуализация знаний учащихся (7 мин.)

3.Изучение нового материала (15 мин.)

4.Закрепление (7 мин.)

5.Домашнее задание (2 мин.)

6.Рефлексия (2 мин.)

Ход урока

I.Организационный момент

II.Актуализация знаний учащихся:

«Лучший путь к истине — это изучать вещества,

а не верить, что они такие, как нас этому учили».

Некоторые считают, что успех приходит к тому, кто рано встаёт. На самом

деле успех приходит к тем, кто встаёт в хорошем настроении! У вас хорошее

настроение? Тогда вперёд- к успеху!

Анализ эпиграфа.

Веществ огромное множество, и что бы не запутаться во всём этом

многообразии химики разделили их на классы. Какие классы веществ вам

известны?

Вспомним определение классов неорганических веществ и выполним

задание.

Индивидуальные карточки с заданиями и работа у доски.

Из данного перечня формул неорганических веществ выберите формулы

только кислот:

Na

2

CO

3

Cu(OH)

2

FeO

HCl

AlCl

3

H

3

РO

4

MgBr

2

NaOH

H

2

SiO

3

Ca(OH)

2

СО

2

H

2

S

Используя предложенные формулы, попробуйте самостоятельно

классифицировать кислоты по количеству водорода и по наличию кислорода:

HCl H

2

SiO

3

H

2

S H

3

PO

4

Приведите примеры кислот, которые можно встретить в повседневной

жизни.

Какими физическими свойствами они обладают? (кислый вкус, агрегатное

состояние – жидкости или твёрдые вещества).

Сделаем вывод: что мы уже знаем о кислотах?

Какой характеристики кислот не хватает для подробного изучения этих

веществ? (Химические свойства кислот).

Это и есть тема сегодняшнего урока.

III.Изучение нового материала

Задачей урока

является ознакомление с общими химическими свойствами

кислот, их применением.

1.Само название «кислота», указывает на то, что эти вещества имеют кислый

вкус и едкие свойства. В желудочном соке животных и человека

присутствует соляная кислота. Немало кислот в нашей пище. Вы знаете вкус

угольной кислоты (это вкус газированной воды). Фрукты, молочные

продукты, соусы, приправы, лекарства, представляют собой целый букет

органических кислот: яблочную, щавелевую, лимонную, молочную,

уксусную и др. Не следует пробовать на вкус все кислоты подряд!

2.С кислотами надо работать осторожно, соблюдая правила техники

безопасности.

3. Физические свойства многих кислот подобны свойствам воды и растворам

солей. Но химики всегда могут идентифицировать эти вещества. Для

определения кислот существуют специальные вещества-указатели –

индикаторы. Существует четыре вида индикаторов: лакмус, метилоранж,

фенолфталеин, универсальный. Проведем опыт: в трех химических стаканах

находится соляная кислота. Добавим в каждый стакан по 3 капли раствора

каждого индикатора.

Какой вывод можно сделать? (кислоты можно обнаружить только с помощью

лакмуса, универсального индикатора и метилоранжа).

Физкультминутка:

Химию мы очень любим, шеей влево, вправо крутим.

Воздух- это атмосфера! Если так, то хлопай смело!

В атмосфере есть азот-делай влево поворот.

Также есть и кислород-делай вправо поворот!

Воздух обладает массой-мы потопаем по классу!

Что ж заряд хороший есть?

Можно на места присесть.

4.Кислоты едкие вещества и хорошие растворители. Сегодня проверим их

растворяющую силу на металлах. Как вы считаете, сможет ли

хлороводородная кислота растворить магний, цинк, медь? Какие ваши

прогнозы? Итак проверим….

Лабораторный опыт.

В трёх химических находятся соответственно цинк, магний, медь. Прилейте

одинаковое количество соляной кислоты в каждую из них. Что наблюдаете?

Какой вывод можно сделать?

В соответствии с рядом активности металлов Н. Н. Бекетова -

электрохимическим рядом напряжения металлов, с кислотами с выделением

водорода реагируют те металлы, которые расположены до водорода.

Zn + 2HCl= ZnCl

2

+ H

2

↑ (реакция замещения)

Mg+ 2HCl= FeCl

2

+ H

2

↑ (реакция замещения)

Cu + HCl ≠

5. А сейчас мы проведем реакцию, которую вы часто наблюдали в быту:

посмотрим эксперимент и прокомментируем, где вы встречались с такой

реакцией….

Лабораторный опыт: взаимодействие соляной кислоты с

солями(карбонатами). Какой признак реакции наблюдали?

СаCO

3

+ 2НСl = CaCl

2

+ Н

2

СО

3

(H

2

O + CO

2

↑) (реакция обмена)

6. Любое применение веществ основано на физических и химических

свойствах. Рассмотрим применение кислот в разных сферах

жизнедеятельности человека.

IV.Закрепление:

Задание: решить тестовые задания. Из букв, соответствующих правильным

ответам, вы составите название химического вещества (лакмус).

Тестовые задания по теме КИСЛОТЫ:

1. Назовите основность кислоты H

2

SO

4

:

к) одноосновная а) трехосновная л) двухосновная

2.С какими металлами взаимодействует HCl:

в) Hg т)Au а) Zn о) Cu

3. Какой из индикаторов при взаимодействии с раствором кислоты способен

изменить окраску с фиолетовой на розовую:

в) метилоранж, м) фенолфталеин, к) лакмус, н) универсальный

4. Какая кислота применяется для газирования напитков:

е) HCl, м) H

2

CO

3

, д) H

2

SiO3 k) HNO3

5. Раствором какого вещества можно нейтрализовать пораженный кислотой

участок кожи:

я) раствором мыла, п)раствором борной кислоты, у) раствором питьевой

соды

6. Раствор какой кислоты находится в желудке млекопитающих:

у) Н

2

СО

3

с) HCl a) HNO

3

o) H

2

SO

4

V.Домашнее задание: читать параграф 45, ответить на вопрос 1, после

параграфа(устно).

VI. Рефлексия.

Урок подходит к концу. Давайте ответим на вопрос, который поможет нам

определить, достигли ли мы цели урока.

Что полезного для себя вы получили сегодня на уроке?

Пригодятся ли эти знания вам в жизни?

Пополнили ли вы свой багаж знаний?

Получили удовольствие от урока?

VII. Оценивание учителем. Итоги урока.



В раздел образования