Автор: Витковская Любовь Филипповна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ЦДТ "Радуга талантов"
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование инновационной деятельности в учебно-воспитательном процессе
Раздел: дополнительное образование
МАУ ДО ЦДТ «Радуга талантов»
«Использование инновационной деятельности в учебно-воспитательном
процессе»
Витковская Л.Ф.
mySony
24.01.2025
Информационно-коммуника-
тивные технологии - компью-
терные программы,
интернет. Компьютер ис-
пользуется для иллюстрации
материала: изображения из-
делий
декоративно-прикладного
творчества, презентации по
темам программы, мастер
классы с
поэтапным выполнением из-
делий ДПИ. Также компью-
тер и интернет помогают
участвовать в дистанционных
конкурсах, конференциях
1
Информационно-коммуника-
тивные технологии - компью-
терные программы,
интернет. Компьютер ис-
пользуется для иллюстрации
материала: изображения из-
делий
декоративно-прикладного
творчества, презентации по
темам программы, мастер
классы с
поэтапным выполнением из-
делий ДПИ. Также компью-
тер и интернет помогают
участвовать в дистанционных
конкурсах, конференция
Важная задача
образования XXI века - формирование ценностных ориентаций подрастаю-
щего поколения. Она может решаться лишь при едином подходе к гумани-
тарному и естественнонаучному образованию. Все учебные предметы и всё
2
содержание образования в целом необходимо ориентировать на формирова-
ние общечеловеческих ценностных культурных ориентиров, на решение за-
дач эстетического воспитания молодёжи.
Характерной особенностью нашего времени является активизация
инновационных процессов в образовании. Сегодня необходима смена об-
разовательной системы – иное содержание образования, иные подходы,
отношения. Это свидетельствует о внедрении инновационных процессов в
систему образования. Дополнительное образование детей является частью
системы общего образования и выступает необходимым звеном, обеспечи-
вающим развитие личности ребенка, направленную на раннюю профес-
сиональную ориентацию.
Ценность дополнительного образования способствует реализации
знаний, умений и навыков, стимулирует познавательную мотивацию де-
тей. В условиях дополнительного образования дети могут развивать свои
потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе,
самоопределится со своей будущей профессией. Ведущей тенденцией ста-
новления системы дополнительного образования детей становится вклю-
чение педагога в инновационную деятельность. Инновационная деятель-
ность педагога дополнительного образования становится обязательным
компонентом личной педагогической системы и приобретает избиратель-
ный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом
сою профессиональную деятельность. На смену традиционного педагога
необходим педагог с инновационным стилем мышления, педагог-исследо-
ватель, консультант. Педагог способный к творческой и профессиональной
деятельности, способный к саморазвитию и самоопределению. Такой педа-
гог будет положительно влиять на качество обучения и воспитания в об-
разовательном учреждении, создаст условия для духовного развития ре-
бенка, осуществлять личностно-ориентированный подход к ним. Изначально
термин «инновация» происходит от латинского «иноватио» - это ново-
введение, изменения, обновления. В широком смысле означает разра-
ботку и внедрение новшеств в различных областях деятельности человека. В
области педагогики означает изменения в содержании образования и техно-
логий, внедрение в педагогическую деятельность передовых методов, прие-
мов и форм обучения и воспитания. Направления инновационной деятель-
ности в системе дополнительного образования детей:
- совершенствование содержания образования;
- изучение и внедрение в практику современных педагогических техно-
логий;
3
- создание системы работы с одаренными детьми;
- совокупность методов, приемов, форм и средств обучения;
- совершенствование всей системы управления;
- информатизация образовательного процесса.
Содержание педагогической деятельности в инновационном образо-
вательном процессе существенно отличается от традиционной: - во-первых,
значительно усложняется деятельность по разработке содержания и тех-
нологии деятельности, поскольку быстро развивается её технологическая
основа. Она требует от педагога развития специальных навыков, приемов
работы. Современные информационные технологии выдвигают дополни-
тельные требования к качеству деятельности и ее продуктам. - во-вторых,
особенностью современного педагогического процесса является то, что в
отличие от традиционного образования, где в качестве центральной фи-
гуры выступает педагог, основное внимание переключается на ребенка – его
активность, избирательность, креативность. А функция педагога - являет-
ся умение поддержать ребенка в его деятельности, способствовать его
успешному продвижению в мире, облегчить решение в возникающих пробле-
мах, помочь освоить разнообразную информацию. - в-третьих, представле-
ние познавательного материала и способы передачи опыта предполагают
интенсивную коммуникацию педагога и детей, требуют в современном
дополнительном образовании более активных и интересных взаимодей-
ствий между субъектами образования, чем при традиционном типе обуче-
ния, где преобладает как бы обобщенная связь педагога со всеми детьми,
а взаимодействие педагога с отдельным ребенком довольно слабое.
Таким образом, необходимыми предпосылками инновационной деятель-
ности в дополнительном образовании выступают потенциал и поведение
педагога, его чувствительность к новому, открытость. Включение педагога в
инновационную деятельность влияет на повышение уровня его профессио-
нальной компетентности, активизирует его стремление к получению новых
знаний, к повышению аттестации, к самовыражению, самореализации
при решении педагогических задач, к развитию творческого потенциала,
и как следствие стимулирование интереса посещения занятий учащими-
ся. Что немало важно в системе дополнительного образования. Виды педа-
гогических инноваций:
-Идеологические;
-Внутрипредметные;
4
-Общеметодические;
-Административные.
Инновации - это обновление сознания, веяниями времени, являются
первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознания необходимо-
сти и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непо-
средственно к обновлению. - это инновации, реализуемые внутри предмета,
что обусловлено спецификой его проведения (освоение а технологий, созда-
ние авторских методических разработок). - это внедрение в педагогическую
практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по
своей природе, так как их использование возможно в любой предметной об-
ласти. (разработка творческих заданий для обучающихся, исследовательская
и проектная деятельность и т.д.). - это решения, принимаемые руководителя-
ми различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффектив-
ному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.
Технологичность становится сегодня главной характеристикой деятельно-
сти педагога дополнительного образования и означает переход на более
высокую ступень организации образовательного процесса. Обновление со-
держания педагогического процесса в учреждении дополнительного образо-
вания детей возможно через использование современных педагогических
технологий, направленных на разностороннее развитие ребенка с учетом
его творческих способностей. Педагогическая технология – специальный
набор форм, методов, приемов и способов, обучения и воспитательных
средств, системно используемых в образовательном процессе. Это один из
способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ре-
бенка. Рассмотрим некоторые инновационные технологии, методы и формы:
Личностно ориентированные технологии - технологии дифференциации
и индивидуализации. Дети являются не столько объектом педагогическо-
го воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Следова-
тельно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на
индивидуальном уровне. Интегрированные занятия - это занятия, в кото-
рых вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Осо-
бенности интегрированного занятия - четкость, компактность, сжатость, ло-
гическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе за-
нятия большая информативная емкость материала проходит в форме за-
нимательной, увлекательной игры. Проектные технологии – предполагают
включение детей в социально – и личностно-значимую деятельность (работа
над творческими проектами). Исследовательские и практические работы
- заключается в получении учебной информации из первоисточников.
5
Обучающиеся учатся работать с историческими документами, книгами,
энциклопедиями, периодической печатью. Информационно-коммуника-
тивные технологии - компьютерные программы, интернет. Компьютер ис-
пользуется для иллюстрации материала: изображения изделий декора-
тивно-прикладного творчества, презентации по темам программы, мастер
классы с поэтапным выполнением изделий ДПИ. Также компьютер и ин-
тернет помогают участвовать в дистанционных конкурсах, конференциях
Интерактивные подходы. Отличие интерактивных упражнений и заданий
от обычных, в том, что они направлены на изучение нового. Например: твор-
ческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, использование
общественных ресурсов (экскурсии, приглашение специалиста), изучение и
закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями, «ребенок
в роли педагога», «каждый учит каждого»), обсуждение сложных и дис-
куссионных вопросов и проблем, разрешение проблем («дерево решений»,
«мозговой штурм»). Учение через обучение – метод обучения, при котором
обучающиеся с помощью педагога готовятся и проводят занятия (презента-
ции, мастер-классы). Технология парного обучения – один из видов педа-
гогических технологий, при котором один ребенок учит другого. Комму-
никация двух обучающихся происходит в форме диалога. Работа в ма-
лых группах - одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем
обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в
работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.
Профильное обучение - способствует ориентации на сферу будущей про-
фессиональной деятельности. Интернет-технологии – компьютерные обуча-
ющие программы, интерактивный электронный журнал (учебник), элек-
тронное портфолио, дистанционное обучение. Применение разных видов
педагогических технологий позволяет развивать познавательные навыки
детей, их творческое мышление, умение ориентироваться в информаци-
онном пространстве, а также видеть, формулировать и решать пробле-
мы, учится пользоваться приобретенными знаниями для решения новых
познавательных и практических задач. Педагог, использующий в своей
практике инновационные технологии, обладает определенным уровнем
профессионального мастерства в решении поставленных задач, способен
творчески и нестандартно подходить к решению возникающих проблем
и организации учебно-воспитательного процесса. Это указывает на высо-
кий уровень личностного развития, способность к самоанализу и само-
развитию, умению оценивать качество собственной работы. Формы продук-
тов инновационной деятельности педагога: - составление сравнительно-
6
сопоставительного анализа учебно-воспитательного процесса; - учебные по-
собия; - методические разработки;
- интернет выставки и экскурсии; - модели; - мультимедийные продукты; -
художественные и творческие работы; - участие в конференциях; - работа
Web-сайтов педагогов. Поиск и освоение новых инноваций, способствующих
качественным изменениям в деятельности учреждения – основной меха-
низм оптимизации, развития системы дополнительного образования детей.
Следовательно, возникает необходимость в создании новых образователь-
ных программ, разработки нового методического обеспечения в системе
дополнительного образования. Эти программы должны стать многофунк-
циональными, более гибкими, лояльными для детей с разными способностя-
ми, позволяющими педагогу корректировать ход учебно-воспитательного
процесса в зависимости от уровня его подготовки. Подводя итог, можно
сделать вывод, инновационные технологии в системе дополнительного
образования детей позволят более полно раскрыть возможности педагога
и способности обучающихся, сделать образовательный процесс творче-
ским, более гуманным и личностно-ориентированным, направленным на
саморазвитие и самообразование личности
.
7
8