Напоминание

Использование инновационной деятельности в учебно-воспитательном процессе


Автор: Витковская Любовь Филипповна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ЦДТ "Радуга талантов"
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование инновационной деятельности в учебно-воспитательном процессе
Раздел: дополнительное образование





Назад




МАУ ДО ЦДТ «Радуга талантов»

«Использование инновационной деятельности в учебно-воспитательном

процессе»

Витковская Л.Ф.

mySony

24.01.2025

Информационно-коммуника-

тивные технологии - компью-

терные программы,

интернет. Компьютер ис-

пользуется для иллюстрации

материала: изображения из-

делий

декоративно-прикладного

творчества, презентации по

темам программы, мастер

классы с

поэтапным выполнением из-

делий ДПИ. Также компью-

тер и интернет помогают

участвовать в дистанционных

конкурсах, конференциях

1

Информационно-коммуника-

тивные технологии - компью-

терные программы,

интернет. Компьютер ис-

пользуется для иллюстрации

материала: изображения из-

делий

декоративно-прикладного

творчества, презентации по

темам программы, мастер

классы с

поэтапным выполнением из-

делий ДПИ. Также компью-

тер и интернет помогают

участвовать в дистанционных

конкурсах, конференция

Важная задача

образования XXI века - формирование ценностных ориентаций подрастаю-

щего поколения. Она может решаться лишь при едином подходе к гумани-

тарному и естественнонаучному образованию. Все учебные предметы и всё

2

содержание образования в целом необходимо ориентировать на формирова-

ние общечеловеческих ценностных культурных ориентиров, на решение за-

дач эстетического воспитания молодёжи.

Характерной особенностью нашего времени является активизация

инновационных процессов в образовании. Сегодня необходима смена об-

разовательной системы – иное содержание образования, иные подходы,

отношения. Это свидетельствует о внедрении инновационных процессов в

систему образования. Дополнительное образование детей является частью

системы общего образования и выступает необходимым звеном, обеспечи-

вающим развитие личности ребенка, направленную на раннюю профес-

сиональную ориентацию.

Ценность дополнительного образования способствует реализации

знаний, умений и навыков, стимулирует познавательную мотивацию де-

тей. В условиях дополнительного образования дети могут развивать свои

потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе,

самоопределится со своей будущей профессией. Ведущей тенденцией ста-

новления системы дополнительного образования детей становится вклю-

чение педагога в инновационную деятельность. Инновационная деятель-

ность педагога дополнительного образования становится обязательным

компонентом личной педагогической системы и приобретает избиратель-

ный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом

сою профессиональную деятельность. На смену традиционного педагога

необходим педагог с инновационным стилем мышления, педагог-исследо-

ватель, консультант. Педагог способный к творческой и профессиональной

деятельности, способный к саморазвитию и самоопределению. Такой педа-

гог будет положительно влиять на качество обучения и воспитания в об-

разовательном учреждении, создаст условия для духовного развития ре-

бенка, осуществлять личностно-ориентированный подход к ним. Изначально

термин «инновация» происходит от латинского «иноватио» - это ново-

введение, изменения, обновления. В широком смысле означает разра-

ботку и внедрение новшеств в различных областях деятельности человека. В

области педагогики означает изменения в содержании образования и техно-

логий, внедрение в педагогическую деятельность передовых методов, прие-

мов и форм обучения и воспитания. Направления инновационной деятель-

ности в системе дополнительного образования детей:

- совершенствование содержания образования;

- изучение и внедрение в практику современных педагогических техно-

логий;

3

- создание системы работы с одаренными детьми;

- совокупность методов, приемов, форм и средств обучения;

- совершенствование всей системы управления;

- информатизация образовательного процесса.

Содержание педагогической деятельности в инновационном образо-

вательном процессе существенно отличается от традиционной: - во-первых,

значительно усложняется деятельность по разработке содержания и тех-

нологии деятельности, поскольку быстро развивается её технологическая

основа. Она требует от педагога развития специальных навыков, приемов

работы. Современные информационные технологии выдвигают дополни-

тельные требования к качеству деятельности и ее продуктам. - во-вторых,

особенностью современного педагогического процесса является то, что в

отличие от традиционного образования, где в качестве центральной фи-

гуры выступает педагог, основное внимание переключается на ребенка – его

активность, избирательность, креативность. А функция педагога - являет-

ся умение поддержать ребенка в его деятельности, способствовать его

успешному продвижению в мире, облегчить решение в возникающих пробле-

мах, помочь освоить разнообразную информацию. - в-третьих, представле-

ние познавательного материала и способы передачи опыта предполагают

интенсивную коммуникацию педагога и детей, требуют в современном

дополнительном образовании более активных и интересных взаимодей-

ствий между субъектами образования, чем при традиционном типе обуче-

ния, где преобладает как бы обобщенная связь педагога со всеми детьми,

а взаимодействие педагога с отдельным ребенком довольно слабое.

Таким образом, необходимыми предпосылками инновационной деятель-

ности в дополнительном образовании выступают потенциал и поведение

педагога, его чувствительность к новому, открытость. Включение педагога в

инновационную деятельность влияет на повышение уровня его профессио-

нальной компетентности, активизирует его стремление к получению новых

знаний, к повышению аттестации, к самовыражению, самореализации

при решении педагогических задач, к развитию творческого потенциала,

и как следствие стимулирование интереса посещения занятий учащими-

ся. Что немало важно в системе дополнительного образования. Виды педа-

гогических инноваций:

-Идеологические;

-Внутрипредметные;

4

-Общеметодические;

-Административные.

Инновации - это обновление сознания, веяниями времени, являются

первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознания необходимо-

сти и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непо-

средственно к обновлению. - это инновации, реализуемые внутри предмета,

что обусловлено спецификой его проведения (освоение а технологий, созда-

ние авторских методических разработок). - это внедрение в педагогическую

практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по

своей природе, так как их использование возможно в любой предметной об-

ласти. (разработка творческих заданий для обучающихся, исследовательская

и проектная деятельность и т.д.). - это решения, принимаемые руководителя-

ми различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффектив-

ному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.

Технологичность становится сегодня главной характеристикой деятельно-

сти педагога дополнительного образования и означает переход на более

высокую ступень организации образовательного процесса. Обновление со-

держания педагогического процесса в учреждении дополнительного образо-

вания детей возможно через использование современных педагогических

технологий, направленных на разностороннее развитие ребенка с учетом

его творческих способностей. Педагогическая технология – специальный

набор форм, методов, приемов и способов, обучения и воспитательных

средств, системно используемых в образовательном процессе. Это один из

способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ре-

бенка. Рассмотрим некоторые инновационные технологии, методы и формы:

Личностно ориентированные технологии - технологии дифференциации

и индивидуализации. Дети являются не столько объектом педагогическо-

го воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Следова-

тельно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на

индивидуальном уровне. Интегрированные занятия - это занятия, в кото-

рых вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Осо-

бенности интегрированного занятия - четкость, компактность, сжатость, ло-

гическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе за-

нятия большая информативная емкость материала проходит в форме за-

нимательной, увлекательной игры. Проектные технологии – предполагают

включение детей в социально – и личностно-значимую деятельность (работа

над творческими проектами). Исследовательские и практические работы

- заключается в получении учебной информации из первоисточников.

5

Обучающиеся учатся работать с историческими документами, книгами,

энциклопедиями, периодической печатью. Информационно-коммуника-

тивные технологии - компьютерные программы, интернет. Компьютер ис-

пользуется для иллюстрации материала: изображения изделий декора-

тивно-прикладного творчества, презентации по темам программы, мастер

классы с поэтапным выполнением изделий ДПИ. Также компьютер и ин-

тернет помогают участвовать в дистанционных конкурсах, конференциях

Интерактивные подходы. Отличие интерактивных упражнений и заданий

от обычных, в том, что они направлены на изучение нового. Например: твор-

ческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, использование

общественных ресурсов (экскурсии, приглашение специалиста), изучение и

закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями, «ребенок

в роли педагога», «каждый учит каждого»), обсуждение сложных и дис-

куссионных вопросов и проблем, разрешение проблем («дерево решений»,

«мозговой штурм»). Учение через обучение – метод обучения, при котором

обучающиеся с помощью педагога готовятся и проводят занятия (презента-

ции, мастер-классы). Технология парного обучения – один из видов педа-

гогических технологий, при котором один ребенок учит другого. Комму-

никация двух обучающихся происходит в форме диалога. Работа в ма-

лых группах - одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем

обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в

работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.

Профильное обучение - способствует ориентации на сферу будущей про-

фессиональной деятельности. Интернет-технологии – компьютерные обуча-

ющие программы, интерактивный электронный журнал (учебник), элек-

тронное портфолио, дистанционное обучение. Применение разных видов

педагогических технологий позволяет развивать познавательные навыки

детей, их творческое мышление, умение ориентироваться в информаци-

онном пространстве, а также видеть, формулировать и решать пробле-

мы, учится пользоваться приобретенными знаниями для решения новых

познавательных и практических задач. Педагог, использующий в своей

практике инновационные технологии, обладает определенным уровнем

профессионального мастерства в решении поставленных задач, способен

творчески и нестандартно подходить к решению возникающих проблем

и организации учебно-воспитательного процесса. Это указывает на высо-

кий уровень личностного развития, способность к самоанализу и само-

развитию, умению оценивать качество собственной работы. Формы продук-

тов инновационной деятельности педагога: - составление сравнительно-

6

сопоставительного анализа учебно-воспитательного процесса; - учебные по-

собия; - методические разработки;

- интернет выставки и экскурсии; - модели; - мультимедийные продукты; -

художественные и творческие работы; - участие в конференциях; - работа

Web-сайтов педагогов. Поиск и освоение новых инноваций, способствующих

качественным изменениям в деятельности учреждения – основной меха-

низм оптимизации, развития системы дополнительного образования детей.

Следовательно, возникает необходимость в создании новых образователь-

ных программ, разработки нового методического обеспечения в системе

дополнительного образования. Эти программы должны стать многофунк-

циональными, более гибкими, лояльными для детей с разными способностя-

ми, позволяющими педагогу корректировать ход учебно-воспитательного

процесса в зависимости от уровня его подготовки. Подводя итог, можно

сделать вывод, инновационные технологии в системе дополнительного

образования детей позволят более полно раскрыть возможности педагога

и способности обучающихся, сделать образовательный процесс творче-

ским, более гуманным и личностно-ориентированным, направленным на

саморазвитие и самообразование личности

.

7

8



В раздел образования