Автор: Клызбаев Денис Динарович
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: Филиал ГБУ РБ РЦППМСП Дуванская ЗПМПК
Населённый пункт: с.Месягутово
Наименование материала: Консультация для родителей (законных представителей) на тему
Тема: «Проблемы развития внимания младших школьников»
Раздел: начальное образование
Консультация для родителей на тему:
«Проблемы развития внимания младших школьников»
Многие проблемы неуспеваемости учащихся начальной школы связаны с физиолого-
психологическими особенностями развития детей данного возраста. В частности внимание
младших школьников характеризуется непроизвольным, неустойчивым, кратковременным
характером. Первоклассники и отчасти второклассники ещё не умеют длительно
сосредоточиваться на работе, особенно если она не интересна и однообразна, их внимание
легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в
начале младшего школьного возраста весьма ограниченные. Значительно лучше у детей
данного возраста развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое,
интересное само собой привлекает учеников, без всяких усилий с их стороны.
Внимание – концентрация сознания на одном объекте при одновременном его
отвлечении от других объектов.
Признаки невнимательности
Дети, начинающие обучаться в школе, нередко страдают от рассеянности или
неразвитости своего внимания.
Внимательно наблюдайте за своим ребенком. Возможно, причины школьной не
успешности таятся в его невнимательности, которая проявляется в следующем:
·неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности;
·неспособность удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к
нему речь;
·частое отвлечение на посторонние раздражители;
·беспомощность в доведении задания до конца;
·отрицательное
отношение
к
заданиям,
требующим
напряжения,
забывчивость (ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к
заданию на протяжении его выполнения);
·потеря предметов, необходимых для выполнения задания.
Причины невнимательности
Среди нарушений внимания выделяют – отвлекаемость, рассеянность, чрезмерную
подвижность и инертность.
Отвлекаемость (отвлечение внимания) – это непроизвольное перемещение внимания с
одного объекта на другой.
Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает
под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится
непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием переживаний,
посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и гиперответственности.
Рассеянность внимания – это неспособность сосредоточиться на чем-либо
определенном в течение длительного времени. Рассеянность может проявляться:
а) в неспособности к сосредоточению;
б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности.
Нервные, гиперактивные и болезненные дети отвлекаются в 1,5 – 2 раза чаще, чем
спокойные и здоровые.
Наиболее распространенными причинами рассеянного внимания являются:
·общее ослабление нервной системы (неврастения);
·ухудшение состояния здоровья;
·физическое и умственное переутомление;
·наличие тяжелых переживаний, травм;
·эмоциональная
перегрузка
вследствие
большого
количества
впечатлений (положительных и отрицательных);
·нарушения режима занятий и отдыха;
·нарушения дыхания (хронические простуды, аденоиды вызывают
нарушения дыхания; ребенок дышит ртом, поверхностно, неглубоко, его
мозг
не
обогащается
кислородом,
что
отрицательно
влияет
на
работоспособность и концентрацию внимания);
·чрезмерная подвижность.
Чрезмерная подвижность внимания – постоянный переход от одного объекта к другому,
от одной деятельности к другой при низкой эффективности.
Инертность внимания – малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на
ограниченном круге представлений и мыслей.
Рекомендации родителям.
1) Приучайте ребенка к самостоятельности с раннего возраста. Пусть он помогает Вам по
хозяйству, постепенно у него появится домашняя обязанность, за которую отвечает только
он ( поливать цветы, накрывать на стол, выносить мусор, ходить за хлебом - выберите то,
что наиболее соответствует Вашему укладу жизни).
2) Предоставьте ребенку возможность самому себя обслуживать: убирать за собой
игрушки, одеваться, собирать портфель в школу. Предъявляемые к ребенку требования
должны быть адекватны его возрасту и последовательны. Не стоит делать за ребенка то,
что он может сделать сам ( кроме исключительных случаев, например, если он плохо себя
чувствует). Иначе он привыкнет к тому, что после нескольких напоминаний Вы все равно
все сделаете за него, и просто не будет реагировать на Ваши слова.
3) Как можно чаще привлекайте ребенка к обсуждению совместных планов,
выслушивайте его и принимайте во внимание его мнение. То же касается и конфликтных
ситуаций: ищите выход вместе, обговаривая все плюсы и минусы предложенных решений,
старайтесь приходить к компромиссам.
4) Не « стойте над душой» у ребенка. Ребенок, привыкший к тому, что каждое его
действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать. Когда он
начал работу, займитесь своими делами, подходите к ребенку лишь время от времени и
смотрите, как у него продвигаются дела. Если заметили, что он отвлекся,- спокойным и
доброжелательным тоном поинтересуйтесь его успехами.
5) Поощряйте вопросы с его стороны но не « разжевывайте» ему задания – он должен
сам научиться их понимать. Пойдите на хитрость, пусть ребенок объяснит Вам, как они
делали подобное задание в классе,- Вы были первоклашкой так давно, что плохо помните
школьные требования. Непонятное, спорное слово, нужный синоним поищите вместе с
ребенком в словаре - это, с одной стороны, послужит сменой деятельности, а с другой-
приучит ребенка пользоваться справочной литературой.
6) 6-7-летний ребенок редко умеет самостоятельно организовывать свою деятельность:
помочь ему могут график работы и список предстоящих дел, письменные и устные
напоминания. Преодолеть отвлекаемость поможет составление расписаний и развитие у
ребенка чувства времени.
7) Легко утомляемому ребенку рекомендуется работать, разделив одно задание на два-
три по 10-15 минут каждое, и делать небольшие перерывы между ними, во время которых
он сможет подвигаться.
8) Если у ребенка не получается быстро включаться в работу, начинайте с более легких и
интересных заданий, а сложное оставляйте на «потом».
9) Настроиться на успешное и быстрое выполнение домашней работы ребенку поможет
тот вид деятельности, который ему более интересен и лучше у него получается.
10) Развивайте у ребенка чувство времени, предлагая ему оценить, сколько времени
займет то или иное действие (например, сколько времени говорится определенная фраза,
сколько времени поезд идет от станции до станции и т. д.).
11) Если на дом задано выучить стихи, начинайте делать уроки с этого задания. Пусть
ребенок прочтет стихотворение два раза вслух, выразительно. Обсудите, о чем это
стихотворение, затем пусть он попытается 2-3 раза прочесть стихотворение по памяти, при
необходимости заглядывая в книгу. После этого сделайте все остальные задания, а к
стихотворению вернитесь в конце.
12)Обустройте ребенку постоянное рабочее место, где ему удобно и приятно заниматься.
Ни в коем случае не позволяйте ему садиться за уроки при включенном телевизоре, радио,
компьютере, по возможности создайте на время подготовки домашних заданий спокойную
и тихую обстановку.
13) Собирать портфель первоклассник должен сам, ничего не забыть ему поможет
список предметов, которые надо взять с собой в тот или иной день.