Напоминание

«Проблемы развития внимания младших школьников»


Автор: Клызбаев Денис Динарович
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: Филиал ГБУ РБ РЦППМСП Дуванская ЗПМПК
Населённый пункт: с.Месягутово
Наименование материала: Консультация для родителей (законных представителей) на тему
Тема: «Проблемы развития внимания младших школьников»
Раздел: начальное образование





Назад




Консультация для родителей на тему:

«Проблемы развития внимания младших школьников»

Многие проблемы неуспеваемости учащихся начальной школы связаны с физиолого-

психологическими особенностями развития детей данного возраста. В частности внимание

младших школьников характеризуется непроизвольным, неустойчивым, кратковременным

характером. Первоклассники и отчасти второклассники ещё не умеют длительно

сосредоточиваться на работе, особенно если она не интересна и однообразна, их внимание

легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в

начале младшего школьного возраста весьма ограниченные. Значительно лучше у детей

данного возраста развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое,

интересное само собой привлекает учеников, без всяких усилий с их стороны.

Внимание – концентрация сознания на одном объекте при одновременном его

отвлечении от других объектов.

Признаки невнимательности

Дети, начинающие обучаться в школе, нередко страдают от рассеянности или

неразвитости своего внимания.

Внимательно наблюдайте за своим ребенком. Возможно, причины школьной не

успешности таятся в его невнимательности, которая проявляется в следующем:

·неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности;

·неспособность удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к

нему речь;

·частое отвлечение на посторонние раздражители;

·беспомощность в доведении задания до конца;

·отрицательное

отношение

к

заданиям,

требующим

напряжения,

забывчивость (ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к

заданию на протяжении его выполнения);

·потеря предметов, необходимых для выполнения задания.

Причины невнимательности

Среди нарушений внимания выделяют – отвлекаемость, рассеянность, чрезмерную

подвижность и инертность.

Отвлекаемость (отвлечение внимания) – это непроизвольное перемещение внимания с

одного объекта на другой.

Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает

под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится

непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием переживаний,

посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и гиперответственности.

Рассеянность внимания – это неспособность сосредоточиться на чем-либо

определенном в течение длительного времени. Рассеянность может проявляться:

а) в неспособности к сосредоточению;

б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности.

Нервные, гиперактивные и болезненные дети отвлекаются в 1,5 – 2 раза чаще, чем

спокойные и здоровые.

Наиболее распространенными причинами рассеянного внимания являются:

·общее ослабление нервной системы (неврастения);

·ухудшение состояния здоровья;

·физическое и умственное переутомление;

·наличие тяжелых переживаний, травм;

·эмоциональная

перегрузка

вследствие

большого

количества

впечатлений (положительных и отрицательных);

·нарушения режима занятий и отдыха;

·нарушения дыхания (хронические простуды, аденоиды вызывают

нарушения дыхания; ребенок дышит ртом, поверхностно, неглубоко, его

мозг

не

обогащается

кислородом,

что

отрицательно

влияет

на

работоспособность и концентрацию внимания);

·чрезмерная подвижность.

Чрезмерная подвижность внимания – постоянный переход от одного объекта к другому,

от одной деятельности к другой при низкой эффективности.

Инертность внимания – малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на

ограниченном круге представлений и мыслей.

Рекомендации родителям.

1) Приучайте ребенка к самостоятельности с раннего возраста. Пусть он помогает Вам по

хозяйству, постепенно у него появится домашняя обязанность, за которую отвечает только

он ( поливать цветы, накрывать на стол, выносить мусор, ходить за хлебом - выберите то,

что наиболее соответствует Вашему укладу жизни).

2) Предоставьте ребенку возможность самому себя обслуживать: убирать за собой

игрушки, одеваться, собирать портфель в школу. Предъявляемые к ребенку требования

должны быть адекватны его возрасту и последовательны. Не стоит делать за ребенка то,

что он может сделать сам ( кроме исключительных случаев, например, если он плохо себя

чувствует). Иначе он привыкнет к тому, что после нескольких напоминаний Вы все равно

все сделаете за него, и просто не будет реагировать на Ваши слова.

3) Как можно чаще привлекайте ребенка к обсуждению совместных планов,

выслушивайте его и принимайте во внимание его мнение. То же касается и конфликтных

ситуаций: ищите выход вместе, обговаривая все плюсы и минусы предложенных решений,

старайтесь приходить к компромиссам.

4) Не « стойте над душой» у ребенка. Ребенок, привыкший к тому, что каждое его

действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать. Когда он

начал работу, займитесь своими делами, подходите к ребенку лишь время от времени и

смотрите, как у него продвигаются дела. Если заметили, что он отвлекся,- спокойным и

доброжелательным тоном поинтересуйтесь его успехами.

5) Поощряйте вопросы с его стороны но не « разжевывайте» ему задания – он должен

сам научиться их понимать. Пойдите на хитрость, пусть ребенок объяснит Вам, как они

делали подобное задание в классе,- Вы были первоклашкой так давно, что плохо помните

школьные требования. Непонятное, спорное слово, нужный синоним поищите вместе с

ребенком в словаре - это, с одной стороны, послужит сменой деятельности, а с другой-

приучит ребенка пользоваться справочной литературой.

6) 6-7-летний ребенок редко умеет самостоятельно организовывать свою деятельность:

помочь ему могут график работы и список предстоящих дел, письменные и устные

напоминания. Преодолеть отвлекаемость поможет составление расписаний и развитие у

ребенка чувства времени.

7) Легко утомляемому ребенку рекомендуется работать, разделив одно задание на два-

три по 10-15 минут каждое, и делать небольшие перерывы между ними, во время которых

он сможет подвигаться.

8) Если у ребенка не получается быстро включаться в работу, начинайте с более легких и

интересных заданий, а сложное оставляйте на «потом».

9) Настроиться на успешное и быстрое выполнение домашней работы ребенку поможет

тот вид деятельности, который ему более интересен и лучше у него получается.

10) Развивайте у ребенка чувство времени, предлагая ему оценить, сколько времени

займет то или иное действие (например, сколько времени говорится определенная фраза,

сколько времени поезд идет от станции до станции и т. д.).

11) Если на дом задано выучить стихи, начинайте делать уроки с этого задания. Пусть

ребенок прочтет стихотворение два раза вслух, выразительно. Обсудите, о чем это

стихотворение, затем пусть он попытается 2-3 раза прочесть стихотворение по памяти, при

необходимости заглядывая в книгу. После этого сделайте все остальные задания, а к

стихотворению вернитесь в конце.

12)Обустройте ребенку постоянное рабочее место, где ему удобно и приятно заниматься.

Ни в коем случае не позволяйте ему садиться за уроки при включенном телевизоре, радио,

компьютере, по возможности создайте на время подготовки домашних заданий спокойную

и тихую обстановку.

13) Собирать портфель первоклассник должен сам, ничего не забыть ему поможет

список предметов, которые надо взять с собой в тот или иной день.



В раздел образования