Авторы: Губинская Людмила Андреевна, Сингатулина Анастасия Леонидовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№1 "Звездочка"
Населённый пункт: КУЗБАСС - Березовский городской округ
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа по экспериментальной деятельности средняя группа
Тема: "Хочу все знать"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1
«Звездочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
познавательно-речевому направлению развития воспитанников
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
Протокол №__________
от «____»_________20 ____г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ №1 «Звездочка»
____________________Якушенко С. В.
Приказ № _______от _______________
Дополнительная
общеразвивающая программа
по экспериментальной деятельности
средняя группа: "Лучики"
Составители:
Губинская Л.А.
Берёзовский го 2024
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка………………………………………………..3
1.1.1. Актуальность (направленность, новизна, целесообразность)……4
1.1.2. Цель и задачи ДОП………………………………………………….13
1.1.3.Ожидаемые результаты………………………………………………14
1.1.4.Форма и периодичность проведения ООП…………………………..15
1.1.5.Требования к развивающей предметно- пространственной среде. ..15
1.1.6. Критерии, показатели результативности освоения программы……16
2. Содержательный раздел.
2.1. Учебно-тематический план. …………………………………………….18
2.2. Календарно -тематический план………………………………………...20
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников……………………………23
3. Организационный раздел.
3.1.
Материально-техническое обеспечение……………………………….25
3.2.
Обеспеченность методическими материалами………………………..25
Литература………………………………………………………………..26
2
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Дети дошкольного возраста отличаются удивительной
любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти
положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у
детей умений и навыков в познавательной деятельности. Ребенок стремиться
разрешить эти противоречия путем бесконечных вопросов к взрослому и
путем маленьких самостоятельных поисков.
Исследование, проведенные Н.Н Поддъяковым показали, что лишение
детей
возможности
экспериментировать,
постоянные
ограничения
самостоятельной
деятельности
приводят
к
серьезным
психическим
нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на
развитие и саморазвитие ребенка, на способности обучаться в дальнейшем.
Именно
экспериментирование,
по
мнению
Н.Н
Поддъякова
является
ведущим видом деятельности у детей.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности:
прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе
уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода
исследовательской
деятельности
–
к
экспериментированию.
Опыты
помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют
наглядно показать связи между живым и не живым в природе.
Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти
ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты
помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта
деятельность направлена на правильное преобразование вещей, в ходе
которого дошкольник познаёт их свойства и связи недоступные при
непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения
опытов, запоминаются надолго.
3
1.1.1 Актуальность (направленность, новизна, целесообразность)
Актуальность программы в том, что в основе ее лежит метод
обучения дошкольников – экспериментирование, который дает детям
реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его
взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования
идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции
анализа, сравнения и классификации, обобщения.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все
стороны
воспитания.
Инициатива
по
их
проведению
распределяется
равномерно между воспитателем и детьми. Роль педагога возрастает, он не
навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав
все варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать
пробуждению
самостоятельной
мысли
детей,
с
помощью
наводящих
вопросов направлять рассуждения в нужное русло.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет
слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям
дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения,
подтверждения или опровержения собственных представлений, управления
теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как
исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на
окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и
освоения.
4
1.1.2. Цель и задачи ДОП.
Цель программы: создание условий для формирования у дошкольников
поисково – познавательной деятельности, которая бы позволила не только
систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об
окружающей действительности, но и дать возможность детям через
эксперимент
взять
на
себя
новые
социальные
роли:
исследователя,
лаборанта, ученого, сыщика.
Задачи программы:
1. Развивать представления о свойствах веществ, явлениях окружающей
действительности (вода и воздух, свет и тень, магнетизм, свойства песка,
воздуха, камня, древесины, пластмассы, металла, ткани); о взаимодействии
различных веществ при их соединении, о влиянии одних на свойства других.
2. Развивать способности использовать обобщенные способы исследования
разных
объектов
окружающей
жизни
с
помощью
систем
эталонов,
перцептивных действий.
3. Развивать мыслительные способности: операции анализа, классификации,
сравнения,
обобщения;
путем
сенсорного
анализа,
развивать
самостоятельность, наблюдательность, мышление, память.
4. Воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.
1.1.3.Ожидаемые результаты.
В результате реализации ДОП планируются следующие результаты:
- ребёнок способен самостоятельно наблюдать, анализировать, сравнивать,
выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений
окружающего
мира;
умеет
устанавливать
простейшие
связи
между
предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
- имеет элементарные представления об объектах окружающего мира, о
свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,
размере, материале, весе, причинах и следствиях и др.);
5
- умеет самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые
способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету,
форме и величине;
-
с
желанием
и
интересом
принимает
участие
в
опытно
–
экспериментальной деятельности;
- умеет делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные
ранее представления и собственные предположения;
- Владеет разными способами познания, в том числе экспериментированием,
способствующими
развитию
активной,
самостоятельной,
творческой
личности.
1.1.4.Форма и периодичность реализации ДОП.
Участниками реализации ДОП являются: Воспитатели группы,
воспитанники, родители.
Формы работы:
- групповая (по количеству присутствующих);
- малые группы;
- индивидуальная работа;
- самостоятельная деятельность детей;
- занятия – путешествия;
- занятия – эксперименты;
- целевые прогулки;
- циклические наблюдения;
- проектная деятельность;
- трудовая деятельность.
Срок реализации ДОП- 1 учебный год, с 1 сентября по 31 мая.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью20 минут
6
1.1.5.Требования к развивающей предметно- пространственной среде.
- Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать
возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей
разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также
возможности для уединения;
-
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть
содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной, доступной и безопасной;
- Насыщенность среды должна соответствовать возрастным
возможностям детей и содержанию
дополнительной общеразвивающей
программы;
- Образовательное пространство должно быть оснащено средствами
обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими
материалами.
1.1.6. Критерии, показатели результативности освоения программы.
Уровень результативности освоения программы определяется через
наблюдение воспитателя и беседу с ребёнком.
Результаты оцениваются по 3 бальной системе, где:
3- высокий уровень.
Ребёнок самостоятелен, справляется с поставленной задачей, не испытывает
затруднений.
2- средний уровень.
Ребёнок иногда нуждается в помощи воспитателя, допускает незначительные
ошибки, нуждается в незначительной помощи воспитателя при выполнении
поставленной задачи.
1- низкий уровень.
Ребенок часто допускает ошибки, часто нуждается в помощи воспитателя,
самостоятельно не справляется с поставленной задачей.
7
Критерии оценивания беседы с ребёнком.
1. Способен самостоятельно наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять
характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего
мира.
2. Умеет устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями,
делать простейшие обобщения.
3. Имеет элементарные представления об объектах окружающего мира, о
свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,
размере, материале, весе, причинах и следствиях и др.).
4. Умеет самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и
новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по
цвету, форме и величине.
5. Умеет делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные
ранее представления и собственные предположения.
6.
С
желанием
и
интересом
принимает
участие
в
опытно
–
экспериментальной деятельности.
7. Соблюдает технику безопасности в процессе экспериментирования.
2. Содержательный раздел.
2.1. Учебно-тематический план.
дата
№
Тема
Кол./время
09
1
Диагностика
1/20мин
2
Диагностика
1/20мин
3
«Почему всё звучит?».
1/20мин
4
«Путешествие с капелькой».
1/20мин
10
1
«Какие предметы могут плавать?»
1/20мин
2
«Подушка из пены».
1/20мин
3
«Ветер в комнате. «Живая змейка»
1/20мин
4
«Неуловимый воздух».
1/20мин
11
1
«Свет повсюду».
1/20мин
2
«Свет и тень».
1/20мин
3
«Как влияет солнце на растение».
1/20мин
4
«Лабиринт».
1/20мин
8
12
1
«Разноцветный мир».
1/20мин
2
«Всё увидим, всё узнаем».
1/20мин
3
«Песочная страна».
1/20мин
4
«Мокрый песок. Глина».
1/20мин
01
1
«Что растворяется в воде?».
1/20мин
2
«Металлическая история».
1/20мин
3
«Фокусы с магнитами».
1/20мин
4
«Свойства дерева».
1/20мин
02
1
«В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича».
1/20мин
2
«В мире стекла».
1/20мин
3
«Родственники стекла».
1/20мин
4
«Цветные льдинки».
1/20мин
1
«Лёд – это твёрдая вода».
1/20мин
03
2
«Зависимость таяния снега от температуры».
1/20мин
3
«Как работает термометр».
1/20мин
4
«Бумажная история. «Распускаем» бумажные цветы».
1/20мин
04
1
«Мир бумаги».
1/20мин
2
«Пластмассовый мир».
1/20мин
3
«Мир ткани».
1/20мин
4
«Вода при замерзании расширяется».
1/20мин
05
1
«Подводная лодка. Виноградный водолаз».
1/20мин
2
«Как «поймать» облако? Где прячется дождик?».
1/20мин
3
«Где живёт эхо?»
1/20мин
4
Диагностика
1/20мин
2.2. Календарно -тематический план.
дата
№
Тема
Задачи
источник
09
1
Диагностика
2
Диагностика
3
«Почему
всё
звучит?».
Подвести детей к пониманию причин
возникновения
звука:
колебание
предмета.
Материалы: бубен, стеклянный стакан,
газета, струнный инструмент, линейка,
металлофон
Экспериментальн
ая
деятельность.
Тугушева
Г.П.,
Чистякова А.Е
Стр.10
9
4
«Путешествие
с
капелькой».
Создать
целостное
представление
о
воде,
как
о
природном
явлении;
Познакомить
со
свойствами
воды
(жидкая, прозрачная,
без запаха, без
вкуса). Дать понятие о значимости воды
в
жизни
человека;
Воспитывать
бережное
отношение
к
воде.
Материалы: ёмкости разной формы,
вода.
Интернет
ресурсы
10
1
«Какие предметы
могут плавать?»
Дать детям представление о плавучести
предметов,
о
том,
что
плавучесть
зависит не от размера предмета, а от его
тяжести.
Материалы: таз с водой, пластмассовые,
деревянные, металлические предметы.
Экспериментальн
ая
деятельность.
Тугушева
Г.П.,
Чистякова А.Е
Стр.13
2
«Подушка
из
пены».
Развивать у детей представление о
плавучести предметов в мыльной пене.
Материалы: миски с водой, жидкое
мыло, различные предметы.
Экспериментальн
ая
деятельность.
Тугушева
Г.П.,
Чистякова
А.Е.,
стр.14
3
«Ветер в комнате.
«Живая змейка»
Выяснить, как образуется ветер, что
ветер – это поток воздуха, что горячий
воздух поднимается вверх, а холодный
– опускается вниз.
Материалы: две свечи, «змейка»
Неизведанное
рядом.
Дыбина
О.В., стр.85
4
«Неуловимый
воздух».
Познакомить
детей
со
свойствами
воздуха:
прозрачный,
легкий,
невидимый, заполняет все пространство
Учить
детей
обобщенным
способам
исследования
разных
объектов
окружающей
жизни,
формировать
интерес к объектам исследования.
Экспериментальн
ая
деятельность.
Тугушева
Г.П.,
Чистякова
А.Е.,
стр.15-16
11
1
«Свет повсюду».
Показать значение свет. Объяснить, что
источники света могут быть: природные
(солнце, луна, костер), искусственные,
изготовленные
людьми
(лампа,
фонарик, свеча).
Материалы: настольная лампа, фонарик,
коробка
с
прорезью,
иллюстрации
разного времени суток.
Экспериментальн
ая
деятельность.
Тугушева
Г.П.,
Чистякова А.Е
Стр.18-21
2
«Свет и тень».
Познакомить с образованием тени от
предметов, установить сходство тени и
объекта,
создать
с
помощью
теней
образы.
Материалы: настольная лампа, фигурки
теневого театра, полотно.
Эл.рес.
3
«Как
влияет
солнце
на
растение».
Установить необходимость солнечного
освещения для роста растений.
Материалы: ёмкость с землёй, лук,
колпак из не прозрачного материала.
Эл.рес.
10
4
«Лабиринт».
Установить, как растение ищет свет.
Материалы.
Картонная
коробка
с
крышкой и перегородками внутри в
виде
лабиринта:
в
одном
углу
картофельный
клубень,
в
противоположном – отверстие.
Эл.рес.
12
1
«Разноцветный
мир».
Познакомить детей с одним из свойств
света - способностью изменять цвет
окружающих
предметов
при
использовании
цветного
стекла;
закреплять
Экспериментальн
ая
деятельность.
Тугушева
Г.П.,
Чистякова А.Е
С.24
2
«Всё увидим, всё
узнаем».
Познакомить
детей
с
приборами
–
помощниками – лупой и микроскопом,
их назначением, провести опыты с
лупой.
Материалы: лупы, мелкие предметы,
рабочие листы, цветные карандаши.
Экспериментальн
ая
деятельность.
Тугушева
Г.П.,
Чистякова А.Е
Стр.24
3
«Песочная
страна».
Выявить свойства песка, дать понятие о
песочных
часах,
создать
целостное
представление о песке, как об объекте
неживой природы. Рассмотреть форму
песчинок.
Материалы: чистый песок, лоток, лупа.
Эл.рес.
4
«Мокрый
песок.
Глина».
Учить выделять свойства песка и глины
(сыпучесть,
рыхлость);
выявить
-
почему песок и глина по- разному
впитывают воду.
Материалы: сухой и мокрый песок,
глина, формочки для песка, вода.
Эл.рес.
01
1
«Что растворяется
в воде?».
Показать
детям
растворимость
и
нерастворимость
в
воде
различных
материалов.
Материалы:
мука,
песок
сахарный,
песок, стиральный порошок, стаканы с
чистой водой.
Экспериментальн
ая
деятельность.
Тугушева
Г.П.,
Чистякова А.Е
Стр.34
2
«Металлическая
история».
Познакомить
детей
со
свойствами
металла (тяжелый, холодный, прочный,
тонет в воде).
Материалы:
Пластмассовая
тарелка,
фанера,
картон,
оргстекло,
фольга,
ткань, бумага, стакан с водой, магнит;
мелкие,
реагирующие
на
магнит
предметы: емкость с песком и мелкими
металлическими предметами..
Эл.рес.
3
«Фокусы
с
магнитами».
Выделить
предметы,
взаимодействующие с магнитом.
Материалы: магниты, миска с водой,
Экспериментальн
ая
деятельность.
Тугушева
Г.П.,
Чистякова А.Е
11
баночки
с
различным
наполнением,
металлические предметы.
Стр.31
4
«Свойства
дерева».
Познакомить
детей
с
качеством
деревянной
поверхности
(гладкая,
твердая), со свойствами дерева как
материала (не тонет в воде, не бьется);
обучать
основным
приемам
обследования предметов и материалов,
совершенствовать
восприятие
(учить
активно включать при исследовании все
органы чувств).
Материалы: веточки, спилы деревьев,
таз с водой, предметы из дерева.
Эл.рес.
02
1
«В
гостях
у
Карандаша
Карандашовича
и
Гвоздя
Гвоздовича».
Уточнить
и
обобщить
знания
о
свойствах
дерева
и
металла,
воспитывать
бережное
отношение
к
предметам.
Формировать
умение
согласовывать слова в предложении.
Материалы:
деревянный
брусок,
карандаш, гвоздь, молоток.
Эл.рес.
2
«В мире стекла».
Помочь детям выявить свойства стекла
(прочное
-
хрупкое,
прозрачное
-
цветное, гладкое, толстое - тонкое);
воспитывать
бережное
отношение
к
вещам; развивать любознательность.
Материалы: предметы из стекла, таз с
водой, молоток.
Эл.рес.
3
«Родственники
стекла».
Узнать предметы, изготовленные из
стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их
качественные
характеристики
и
свойства.
Материалы:
Стеклянные
стаканчики,
фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки,
вода,
краски,
деревянные
палочки,
алгоритм деятельности.
Эл.рес.
4
«Цветные
льдинки».
Познакомить
детей
с
двумя
агрегатными состояниями воды-жидким
и твердым. Выявить свойства и качества
воды: превращаться в лед (замерзать на
холоде, принимать форму емкости, в
которой
находится;
теплая
вода
замерзает медленнее, чем холодная).
Материал:
Емкость
с
окрашенной
водой,
разнообразные
формочки,
веревочки.
Эл.рес.
1
«Лёд – это твёрдая
вода».
Подвести детей к пониманию того, что
лед тает от любого источника тепла.
Материалы: Кусочки льда или сосульки
на каждого ребенка, тарелочки.
Эл.рес.
03
2
«Зависимость
Подвести
детей
к
пониманию Эл.рес.
12
таяния
снега
от
температуры».
зависимости состояния снега (льда) от
температуры
воздуха.
Чем
выше
температура, тем быстрее растает снег.
Материалы: Снег, блюдца.
3
«Как
работает
термометр».
Познакомить детей с устройством и
принципом
работы
термометра
(градусника), с правилами безопасного
обращения с градусником.
Материалы:
Уличный термометр или
термометр для ванной, кубик льда,
чашка.
Эл.рес.
4
«Бумажная
история.
«Распускаем»
бумажные
цветы».
Познакомить
детей
с
некоторыми
свойствами бумаги (сгибается, мнется,
рвется,
горит);
включать
детей
в
совместные со взрослыми практические
познавательные
действия
экспериментального характера, учить
выделять свойства изучаемого объекта,
развивать
познавательный
интерес,
интерес
к
практическим
действиям.
Материалы: Листы бумаги, ёмкость с
водой, свеча, спички, бумажные цветы.
Эл.рес.
04
1
«Мир бумаги».
Узнать
различные
виды
бумаги
(салфеточная,
писчая,
оберточная,
чертежная), сравнить их качественные
характеристики и свойства. Понять, что
свойства
материала
обусловливают
способ его использования.
Материалы: Квадраты, вырезанные из
разных видов бумаги, емкости с водой,
ножницы.
Эл.рес.
2
«Пластмассовый
мир».
Познакомить
детей
со
свойствами
пластмассы
(теплая,
гибкая-
гнется,
прочная- не бьется), закреплять умение
исследовать
явления
окружающей
действительности
с
помощью
практических познавательных действий,
развивать
интерес
к
объектам
исследования.
Материалы: предметы из пластмассы.
Эл.рес.
3
«Мир ткани».
Узнать
различные
виды
тканей,
сравнить
их
качества
и
свойства:
понять,
что
свойства
материала
обусловливают
способ
его
употребления.
Материалы: Небольшие кусочки ткани
(вельвет,
бархат,
бумазея,
брезент),
ножницы, емкости с водой, алгоритм
деятельности.
Эл.рес.
4
«Вода
при
Выяснить, как снег сохраняет тепло.
Защитные свойства снега. Доказать, что
Эл.рес.
13
замерзании
расширяется».
вода
при
замерзании
расширяется.
Материал: две банки (бутылки) с водой
одинаковой
температуры,
сугроб
на
улице.
05
1
«Подводная
лодка.
Виноградный
водолаз».
Обнаружить, что воздух легче воды
выявить, как воздух вытесняет воду, как
воздух выходит из воды.
Материалы:
Ёмкость
с
водой,
пластиковые
стаканы,
трубочка
для
коктейля. Стакан сильногазированной
минеральной воды, виноградинка или
изюминка.
Неизведанное
рядом.
Дыбина
О.В., стр.85
Копилка
экспериментов
Игры для детей
от 3 до 4 лет
Елена Субботина,
стр. 47
2
«Как
«поймать»
облако?
Где
прячется
дождик?».
Показать, как теплый воздух заставляет
капельки воды подниматься вверх, а
холодный – падать вниз в виде дождя.
Материалы: Стеклянная банка, тонкая
крышка
для
банки,
горячая
вода,
несколько кубиков льда; губка, пипетка,
блюдце, несколько капель воды.
Игры для детей
от 3 до 4 лет
Елена Субботина,
стр. 46
План на каждый
день
4
неделя
сентября
3
«Где живёт эхо и
как зделать звук
громче?»
Подвести к пониманию возникновения
эха.
Материалы: Пустой аквариум, ведра
пластмассовые
и
металлические,
кусочки ткани, веточки, мяч.
Выявить
причины
усиления
звука.
Материалы:
Пластмассовая
расческа,
рупор из картона.
Эл.рес.
4
Диагностика
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников.
№ месяц
мероприятие
участники
1
сентябрь
Консультации:
"Зачем ребёнку экспериментировать?"
Воспитатели,
родители, дети
2
октябрь
Пополнение центра экспериментирования
атрибутами.
Совместное
создание
тематического
альбома: «Безопасный эксперимент»
Воспитатели,
родители, дети
3
ноябрь
Выставка фотографий с участием детей в
экспериментировании.
Воспитатели,
родители, дети
4
декабрь
Привлечение к взаимодействию в работе,
консультация: "Экспериментируйте вместе"
Воспитатели,
родители, дети.
5
январь
Тематический вечер фокусов с участием
родителей.
Воспитатели,
родители, дети
6
февраль
Создание тематического альбома: «свойства
материалов»
Воспитатели,
родители, дети
14
Выставка фотографий.
7
март
Привлечение родителей к проекту: «Мир
вокруг нас»
Воспитатели,
родители, дети
8
апрель
Совместное создание экспериментального
оборудования.
Воспитатели,
родители, дети
9
май
Итоговая
викторина
с
приглашёнными
гостями.
Воспитатели,
родители, дети
3. Организационный раздел.
3.1.
Материально-техническое обеспечение.
Для реализации дополнительной общеразвивающей программы
по социализации: «Хочу всё знать», в группе имеются:
- различные природные материалы (дерево, камни, песок, железо, и др.);
- коллекции: тканей, бумаги;
- несколько разновидностей стекла (по цвету, прочности);
- Средства для опытнеческой деятельности: лупы, пипетки, шприцы, колбы
разных размеров, различная посуда, пластиковые трубочки, линейки, зеркала,
микроскоп, сита, воронки и др..
3.2.
Обеспеченность методическими материалами.
- Дидактические игры;
- плакаты;
- тематические альбомы для рассматривания;
- картотека бесед по теме
Список литературы:
15
1.
Дыбина О. В., Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина Неизведанное рядом:
занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ
СФЕРА М., 2010
2.
Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская
деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
3.
Николаева
С.
Н. Юный
эколог. Программа
экологического
воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -112 с.
4.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под
общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
5.
Рыжова Н. А. Воздух-невидимка.: пособие по экологическому
образованию дошкольников. ‒ М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 128 с.: ил.
6.
Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.:
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.
7.
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для
среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "Детство-
Пресс" , 2015.
8.
Шорыгина Т.А. «Беседы о воде» ТЦ Сфера Москва 2012г.
9.
Николаева С.Н «Ознакомление дошкольников с неживой природой.
Природопользование в детском саду». – М.: Педагогическое общество
России, 2003–8.
10.Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н. «Ребенок в мире поиска» Программа по
организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. –
М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
11.Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 2007 – «Развитие творческого
потенциала в процессе проблемного обучения».
12.Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 2003г. - Т.А.Короткова
«Познавательно-исследовательская
деятельность
старшего
дошкольного ребенка в детском саду»
13.Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром.
Экспериментирование» - Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015
14.Интернет – ресурсы
16
17