Напоминание

"Хочу все знать"


Авторы: Губинская Людмила Андреевна, Сингатулина Анастасия Леонидовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№1 "Звездочка"
Населённый пункт: КУЗБАСС - Березовский городской округ
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа по экспериментальной деятельности средняя группа
Тема: "Хочу все знать"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1

«Звездочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по

познавательно-речевому направлению развития воспитанников

ПРИНЯТО:

на заседании педагогического совета

Протокол №__________

от «____»_________20 ____г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ №1 «Звездочка»

____________________Якушенко С. В.

Приказ № _______от _______________

Дополнительная

общеразвивающая программа

по экспериментальной деятельности

средняя группа: "Лучики"

Составители:

Губинская Л.А.

Берёзовский го 2024

1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка………………………………………………..3

1.1.1. Актуальность (направленность, новизна, целесообразность)……4

1.1.2. Цель и задачи ДОП………………………………………………….13

1.1.3.Ожидаемые результаты………………………………………………14

1.1.4.Форма и периодичность проведения ООП…………………………..15

1.1.5.Требования к развивающей предметно- пространственной среде. ..15

1.1.6. Критерии, показатели результативности освоения программы……16

2. Содержательный раздел.

2.1. Учебно-тематический план. …………………………………………….18

2.2. Календарно -тематический план………………………………………...20

2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников……………………………23

3. Организационный раздел.

3.1.

Материально-техническое обеспечение……………………………….25

3.2.

Обеспеченность методическими материалами………………………..25

Литература………………………………………………………………..26

2

1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

Дети дошкольного возраста отличаются удивительной

любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти

положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у

детей умений и навыков в познавательной деятельности. Ребенок стремиться

разрешить эти противоречия путем бесконечных вопросов к взрослому и

путем маленьких самостоятельных поисков.

Исследование, проведенные Н.Н Поддъяковым показали, что лишение

детей

возможности

экспериментировать,

постоянные

ограничения

самостоятельной

деятельности

приводят

к

серьезным

психическим

нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на

развитие и саморазвитие ребенка, на способности обучаться в дальнейшем.

Именно

экспериментирование,

по

мнению

Н.Н

Поддъякова

является

ведущим видом деятельности у детей.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности:

прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе

уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода

исследовательской

деятельности

к

экспериментированию.

Опыты

помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют

наглядно показать связи между живым и не живым в природе.

Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти

ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты

помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта

деятельность направлена на правильное преобразование вещей, в ходе

которого дошкольник познаёт их свойства и связи недоступные при

непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения

опытов, запоминаются надолго.

3

1.1.1 Актуальность (направленность, новизна, целесообразность)

Актуальность программы в том, что в основе ее лежит метод

обучения дошкольников – экспериментирование, который дает детям

реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его

взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования

идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные

процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции

анализа, сравнения и классификации, обобщения.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все

стороны

воспитания.

Инициатива

по

их

проведению

распределяется

равномерно между воспитателем и детьми. Роль педагога возрастает, он не

навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав

все варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать

пробуждению

самостоятельной

мысли

детей,

с

помощью

наводящих

вопросов направлять рассуждения в нужное русло.

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет

слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям

дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения,

подтверждения или опровержения собственных представлений, управления

теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как

исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на

окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и

освоения.

4

1.1.2. Цель и задачи ДОП.

Цель программы: создание условий для формирования у дошкольников

поисково – познавательной деятельности, которая бы позволила не только

систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об

окружающей действительности, но и дать возможность детям через

эксперимент

взять

на

себя

новые

социальные

роли:

исследователя,

лаборанта, ученого, сыщика.

Задачи программы:

1. Развивать представления о свойствах веществ, явлениях окружающей

действительности (вода и воздух, свет и тень, магнетизм, свойства песка,

воздуха, камня, древесины, пластмассы, металла, ткани); о взаимодействии

различных веществ при их соединении, о влиянии одних на свойства других.

2. Развивать способности использовать обобщенные способы исследования

разных

объектов

окружающей

жизни

с

помощью

систем

эталонов,

перцептивных действий.

3. Развивать мыслительные способности: операции анализа, классификации,

сравнения,

обобщения;

путем

сенсорного

анализа,

развивать

самостоятельность, наблюдательность, мышление, память.

4. Воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.

1.1.3.Ожидаемые результаты.

В результате реализации ДОП планируются следующие результаты:

- ребёнок способен самостоятельно наблюдать, анализировать, сравнивать,

выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений

окружающего

мира;

умеет

устанавливать

простейшие

связи

между

предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;

- имеет элементарные представления об объектах окружающего мира, о

свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,

размере, материале, весе, причинах и следствиях и др.);

5

- умеет самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые

способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету,

форме и величине;

-

с

желанием

и

интересом

принимает

участие

в

опытно

экспериментальной деятельности;

- умеет делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные

ранее представления и собственные предположения;

- Владеет разными способами познания, в том числе экспериментированием,

способствующими

развитию

активной,

самостоятельной,

творческой

личности.

1.1.4.Форма и периодичность реализации ДОП.

Участниками реализации ДОП являются: Воспитатели группы,

воспитанники, родители.

Формы работы:

- групповая (по количеству присутствующих);

- малые группы;

- индивидуальная работа;

- самостоятельная деятельность детей;

- занятия – путешествия;

- занятия – эксперименты;

- целевые прогулки;

- циклические наблюдения;

- проектная деятельность;

- трудовая деятельность.

Срок реализации ДОП- 1 учебный год, с 1 сентября по 31 мая.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью20 минут

6

1.1.5.Требования к развивающей предметно- пространственной среде.

- Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать

возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей

разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также

возможности для уединения;

-

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть

содержательно-насыщенной,

трансформируемой,

полифункциональной,

вариативной, доступной и безопасной;

- Насыщенность среды должна соответствовать возрастным

возможностям детей и содержанию

дополнительной общеразвивающей

программы;

- Образовательное пространство должно быть оснащено средствами

обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими

материалами.

1.1.6. Критерии, показатели результативности освоения программы.

Уровень результативности освоения программы определяется через

наблюдение воспитателя и беседу с ребёнком.

Результаты оцениваются по 3 бальной системе, где:

3- высокий уровень.

Ребёнок самостоятелен, справляется с поставленной задачей, не испытывает

затруднений.

2- средний уровень.

Ребёнок иногда нуждается в помощи воспитателя, допускает незначительные

ошибки, нуждается в незначительной помощи воспитателя при выполнении

поставленной задачи.

1- низкий уровень.

Ребенок часто допускает ошибки, часто нуждается в помощи воспитателя,

самостоятельно не справляется с поставленной задачей.

7

Критерии оценивания беседы с ребёнком.

1. Способен самостоятельно наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять

характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего

мира.

2. Умеет устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями,

делать простейшие обобщения.

3. Имеет элементарные представления об объектах окружающего мира, о

свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,

размере, материале, весе, причинах и следствиях и др.).

4. Умеет самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и

новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по

цвету, форме и величине.

5. Умеет делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные

ранее представления и собственные предположения.

6.

С

желанием

и

интересом

принимает

участие

в

опытно

экспериментальной деятельности.

7. Соблюдает технику безопасности в процессе экспериментирования.

2. Содержательный раздел.

2.1. Учебно-тематический план.

дата

Тема

Кол./время

09

1

Диагностика

1/20мин

2

Диагностика

1/20мин

3

«Почему всё звучит?».

1/20мин

4

«Путешествие с капелькой».

1/20мин

10

1

«Какие предметы могут плавать?»

1/20мин

2

«Подушка из пены».

1/20мин

3

«Ветер в комнате. «Живая змейка»

1/20мин

4

«Неуловимый воздух».

1/20мин

11

1

«Свет повсюду».

1/20мин

2

«Свет и тень».

1/20мин

3

«Как влияет солнце на растение».

1/20мин

4

«Лабиринт».

1/20мин

8

12

1

«Разноцветный мир».

1/20мин

2

«Всё увидим, всё узнаем».

1/20мин

3

«Песочная страна».

1/20мин

4

«Мокрый песок. Глина».

1/20мин

01

1

«Что растворяется в воде?».

1/20мин

2

«Металлическая история».

1/20мин

3

«Фокусы с магнитами».

1/20мин

4

«Свойства дерева».

1/20мин

02

1

«В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича».

1/20мин

2

«В мире стекла».

1/20мин

3

«Родственники стекла».

1/20мин

4

«Цветные льдинки».

1/20мин

1

«Лёд – это твёрдая вода».

1/20мин

03

2

«Зависимость таяния снега от температуры».

1/20мин

3

«Как работает термометр».

1/20мин

4

«Бумажная история. «Распускаем» бумажные цветы».

1/20мин

04

1

«Мир бумаги».

1/20мин

2

«Пластмассовый мир».

1/20мин

3

«Мир ткани».

1/20мин

4

«Вода при замерзании расширяется».

1/20мин

05

1

«Подводная лодка. Виноградный водолаз».

1/20мин

2

«Как «поймать» облако? Где прячется дождик?».

1/20мин

3

«Где живёт эхо?»

1/20мин

4

Диагностика

1/20мин

2.2. Календарно -тематический план.

дата

Тема

Задачи

источник

09

1

Диагностика

2

Диагностика

3

«Почему

всё

звучит?».

Подвести детей к пониманию причин

возникновения

звука:

колебание

предмета.

Материалы: бубен, стеклянный стакан,

газета, струнный инструмент, линейка,

металлофон

Экспериментальн

ая

деятельность.

Тугушева

Г.П.,

Чистякова А.Е

Стр.10

9

4

«Путешествие

с

капелькой».

Создать

целостное

представление

о

воде,

как

о

природном

явлении;

Познакомить

со

свойствами

воды

(жидкая, прозрачная,

без запаха, без

вкуса). Дать понятие о значимости воды

в

жизни

человека;

Воспитывать

бережное

отношение

к

воде.

Материалы: ёмкости разной формы,

вода.

Интернет

ресурсы

10

1

«Какие предметы

могут плавать?»

Дать детям представление о плавучести

предметов,

о

том,

что

плавучесть

зависит не от размера предмета, а от его

тяжести.

Материалы: таз с водой, пластмассовые,

деревянные, металлические предметы.

Экспериментальн

ая

деятельность.

Тугушева

Г.П.,

Чистякова А.Е

Стр.13

2

«Подушка

из

пены».

Развивать у детей представление о

плавучести предметов в мыльной пене.

Материалы: миски с водой, жидкое

мыло, различные предметы.

Экспериментальн

ая

деятельность.

Тугушева

Г.П.,

Чистякова

А.Е.,

стр.14

3

«Ветер в комнате.

«Живая змейка»

Выяснить, как образуется ветер, что

ветер – это поток воздуха, что горячий

воздух поднимается вверх, а холодный

– опускается вниз.

Материалы: две свечи, «змейка»

Неизведанное

рядом.

Дыбина

О.В., стр.85

4

«Неуловимый

воздух».

Познакомить

детей

со

свойствами

воздуха:

прозрачный,

легкий,

невидимый, заполняет все пространство

Учить

детей

обобщенным

способам

исследования

разных

объектов

окружающей

жизни,

формировать

интерес к объектам исследования.

Экспериментальн

ая

деятельность.

Тугушева

Г.П.,

Чистякова

А.Е.,

стр.15-16

11

1

«Свет повсюду».

Показать значение свет. Объяснить, что

источники света могут быть: природные

(солнце, луна, костер), искусственные,

изготовленные

людьми

(лампа,

фонарик, свеча).

Материалы: настольная лампа, фонарик,

коробка

с

прорезью,

иллюстрации

разного времени суток.

Экспериментальн

ая

деятельность.

Тугушева

Г.П.,

Чистякова А.Е

Стр.18-21

2

«Свет и тень».

Познакомить с образованием тени от

предметов, установить сходство тени и

объекта,

создать

с

помощью

теней

образы.

Материалы: настольная лампа, фигурки

теневого театра, полотно.

Эл.рес.

3

«Как

влияет

солнце

на

растение».

Установить необходимость солнечного

освещения для роста растений.

Материалы: ёмкость с землёй, лук,

колпак из не прозрачного материала.

Эл.рес.

10

4

«Лабиринт».

Установить, как растение ищет свет.

Материалы.

Картонная

коробка

с

крышкой и перегородками внутри в

виде

лабиринта:

в

одном

углу

картофельный

клубень,

в

противоположном – отверстие.

Эл.рес.

12

1

«Разноцветный

мир».

Познакомить детей с одним из свойств

света - способностью изменять цвет

окружающих

предметов

при

использовании

цветного

стекла;

закреплять

Экспериментальн

ая

деятельность.

Тугушева

Г.П.,

Чистякова А.Е

С.24

2

«Всё увидим, всё

узнаем».

Познакомить

детей

с

приборами

помощниками – лупой и микроскопом,

их назначением, провести опыты с

лупой.

Материалы: лупы, мелкие предметы,

рабочие листы, цветные карандаши.

Экспериментальн

ая

деятельность.

Тугушева

Г.П.,

Чистякова А.Е

Стр.24

3

«Песочная

страна».

Выявить свойства песка, дать понятие о

песочных

часах,

создать

целостное

представление о песке, как об объекте

неживой природы. Рассмотреть форму

песчинок.

Материалы: чистый песок, лоток, лупа.

Эл.рес.

4

«Мокрый

песок.

Глина».

Учить выделять свойства песка и глины

(сыпучесть,

рыхлость);

выявить

-

почему песок и глина по- разному

впитывают воду.

Материалы: сухой и мокрый песок,

глина, формочки для песка, вода.

Эл.рес.

01

1

«Что растворяется

в воде?».

Показать

детям

растворимость

и

нерастворимость

в

воде

различных

материалов.

Материалы:

мука,

песок

сахарный,

песок, стиральный порошок, стаканы с

чистой водой.

Экспериментальн

ая

деятельность.

Тугушева

Г.П.,

Чистякова А.Е

Стр.34

2

«Металлическая

история».

Познакомить

детей

со

свойствами

металла (тяжелый, холодный, прочный,

тонет в воде).

Материалы:

Пластмассовая

тарелка,

фанера,

картон,

оргстекло,

фольга,

ткань, бумага, стакан с водой, магнит;

мелкие,

реагирующие

на

магнит

предметы: емкость с песком и мелкими

металлическими предметами..

Эл.рес.

3

«Фокусы

с

магнитами».

Выделить

предметы,

взаимодействующие с магнитом.

Материалы: магниты, миска с водой,

Экспериментальн

ая

деятельность.

Тугушева

Г.П.,

Чистякова А.Е

11

баночки

с

различным

наполнением,

металлические предметы.

Стр.31

4

«Свойства

дерева».

Познакомить

детей

с

качеством

деревянной

поверхности

(гладкая,

твердая), со свойствами дерева как

материала (не тонет в воде, не бьется);

обучать

основным

приемам

обследования предметов и материалов,

совершенствовать

восприятие

(учить

активно включать при исследовании все

органы чувств).

Материалы: веточки, спилы деревьев,

таз с водой, предметы из дерева.

Эл.рес.

02

1

«В

гостях

у

Карандаша

Карандашовича

и

Гвоздя

Гвоздовича».

Уточнить

и

обобщить

знания

о

свойствах

дерева

и

металла,

воспитывать

бережное

отношение

к

предметам.

Формировать

умение

согласовывать слова в предложении.

Материалы:

деревянный

брусок,

карандаш, гвоздь, молоток.

Эл.рес.

2

«В мире стекла».

Помочь детям выявить свойства стекла

(прочное

-

хрупкое,

прозрачное

-

цветное, гладкое, толстое - тонкое);

воспитывать

бережное

отношение

к

вещам; развивать любознательность.

Материалы: предметы из стекла, таз с

водой, молоток.

Эл.рес.

3

«Родственники

стекла».

Узнать предметы, изготовленные из

стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их

качественные

характеристики

и

свойства.

Материалы:

Стеклянные

стаканчики,

фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки,

вода,

краски,

деревянные

палочки,

алгоритм деятельности.

Эл.рес.

4

«Цветные

льдинки».

Познакомить

детей

с

двумя

агрегатными состояниями воды-жидким

и твердым. Выявить свойства и качества

воды: превращаться в лед (замерзать на

холоде, принимать форму емкости, в

которой

находится;

теплая

вода

замерзает медленнее, чем холодная).

Материал:

Емкость

с

окрашенной

водой,

разнообразные

формочки,

веревочки.

Эл.рес.

1

«Лёд – это твёрдая

вода».

Подвести детей к пониманию того, что

лед тает от любого источника тепла.

Материалы: Кусочки льда или сосульки

на каждого ребенка, тарелочки.

Эл.рес.

03

2

«Зависимость

Подвести

детей

к

пониманию Эл.рес.

12

таяния

снега

от

температуры».

зависимости состояния снега (льда) от

температуры

воздуха.

Чем

выше

температура, тем быстрее растает снег.

Материалы: Снег, блюдца.

3

«Как

работает

термометр».

Познакомить детей с устройством и

принципом

работы

термометра

(градусника), с правилами безопасного

обращения с градусником.

Материалы:

Уличный термометр или

термометр для ванной, кубик льда,

чашка.

Эл.рес.

4

«Бумажная

история.

«Распускаем»

бумажные

цветы».

Познакомить

детей

с

некоторыми

свойствами бумаги (сгибается, мнется,

рвется,

горит);

включать

детей

в

совместные со взрослыми практические

познавательные

действия

экспериментального характера, учить

выделять свойства изучаемого объекта,

развивать

познавательный

интерес,

интерес

к

практическим

действиям.

Материалы: Листы бумаги, ёмкость с

водой, свеча, спички, бумажные цветы.

Эл.рес.

04

1

«Мир бумаги».

Узнать

различные

виды

бумаги

(салфеточная,

писчая,

оберточная,

чертежная), сравнить их качественные

характеристики и свойства. Понять, что

свойства

материала

обусловливают

способ его использования.

Материалы: Квадраты, вырезанные из

разных видов бумаги, емкости с водой,

ножницы.

Эл.рес.

2

«Пластмассовый

мир».

Познакомить

детей

со

свойствами

пластмассы

(теплая,

гибкая-

гнется,

прочная- не бьется), закреплять умение

исследовать

явления

окружающей

действительности

с

помощью

практических познавательных действий,

развивать

интерес

к

объектам

исследования.

Материалы: предметы из пластмассы.

Эл.рес.

3

«Мир ткани».

Узнать

различные

виды

тканей,

сравнить

их

качества

и

свойства:

понять,

что

свойства

материала

обусловливают

способ

его

употребления.

Материалы: Небольшие кусочки ткани

(вельвет,

бархат,

бумазея,

брезент),

ножницы, емкости с водой, алгоритм

деятельности.

Эл.рес.

4

«Вода

при

Выяснить, как снег сохраняет тепло.

Защитные свойства снега. Доказать, что

Эл.рес.

13

замерзании

расширяется».

вода

при

замерзании

расширяется.

Материал: две банки (бутылки) с водой

одинаковой

температуры,

сугроб

на

улице.

05

1

«Подводная

лодка.

Виноградный

водолаз».

Обнаружить, что воздух легче воды

выявить, как воздух вытесняет воду, как

воздух выходит из воды.

Материалы:

Ёмкость

с

водой,

пластиковые

стаканы,

трубочка

для

коктейля. Стакан сильногазированной

минеральной воды, виноградинка или

изюминка.

Неизведанное

рядом.

Дыбина

О.В., стр.85

Копилка

экспериментов

Игры для детей

от 3 до 4 лет

Елена Субботина,

стр. 47

2

«Как

«поймать»

облако?

Где

прячется

дождик?».

Показать, как теплый воздух заставляет

капельки воды подниматься вверх, а

холодный – падать вниз в виде дождя.

Материалы: Стеклянная банка, тонкая

крышка

для

банки,

горячая

вода,

несколько кубиков льда; губка, пипетка,

блюдце, несколько капель воды.

Игры для детей

от 3 до 4 лет

Елена Субботина,

стр. 46

План на каждый

день

4

неделя

сентября

3

«Где живёт эхо и

как зделать звук

громче?»

Подвести к пониманию возникновения

эха.

Материалы: Пустой аквариум, ведра

пластмассовые

и

металлические,

кусочки ткани, веточки, мяч.

Выявить

причины

усиления

звука.

Материалы:

Пластмассовая

расческа,

рупор из картона.

Эл.рес.

4

Диагностика

2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников.

№ месяц

мероприятие

участники

1

сентябрь

Консультации:

"Зачем ребёнку экспериментировать?"

Воспитатели,

родители, дети

2

октябрь

Пополнение центра экспериментирования

атрибутами.

Совместное

создание

тематического

альбома: «Безопасный эксперимент»

Воспитатели,

родители, дети

3

ноябрь

Выставка фотографий с участием детей в

экспериментировании.

Воспитатели,

родители, дети

4

декабрь

Привлечение к взаимодействию в работе,

консультация: "Экспериментируйте вместе"

Воспитатели,

родители, дети.

5

январь

Тематический вечер фокусов с участием

родителей.

Воспитатели,

родители, дети

6

февраль

Создание тематического альбома: «свойства

материалов»

Воспитатели,

родители, дети

14

Выставка фотографий.

7

март

Привлечение родителей к проекту: «Мир

вокруг нас»

Воспитатели,

родители, дети

8

апрель

Совместное создание экспериментального

оборудования.

Воспитатели,

родители, дети

9

май

Итоговая

викторина

с

приглашёнными

гостями.

Воспитатели,

родители, дети

3. Организационный раздел.

3.1.

Материально-техническое обеспечение.

Для реализации дополнительной общеразвивающей программы

по социализации: «Хочу всё знать», в группе имеются:

- различные природные материалы (дерево, камни, песок, железо, и др.);

- коллекции: тканей, бумаги;

- несколько разновидностей стекла (по цвету, прочности);

- Средства для опытнеческой деятельности: лупы, пипетки, шприцы, колбы

разных размеров, различная посуда, пластиковые трубочки, линейки, зеркала,

микроскоп, сита, воронки и др..

3.2.

Обеспеченность методическими материалами.

- Дидактические игры;

- плакаты;

- тематические альбомы для рассматривания;

- картотека бесед по теме

Список литературы:

15

1.

Дыбина О. В., Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина Неизведанное рядом:

занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ

СФЕРА М., 2010

2.

Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская

деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

3.

Николаева

С.

Н. Юный

эколог. Программа

экологического

воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -112 с.

4.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под

общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.

5.

Рыжова Н. А. Воздух-невидимка.: пособие по экологическому

образованию дошкольников. ‒ М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 128 с.: ил.

6.

Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.:

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.

7.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для

среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "Детство-

Пресс" , 2015.

8.

Шорыгина Т.А. «Беседы о воде» ТЦ Сфера Москва 2012г.

9.

Николаева С.Н «Ознакомление дошкольников с неживой природой.

Природопользование в детском саду». – М.: Педагогическое общество

России, 2003–8.

10.Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н. «Ребенок в мире поиска» Программа по

организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. –

М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

11.Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 2007 – «Развитие творческого

потенциала в процессе проблемного обучения».

12.Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 2003г. - Т.А.Короткова

«Познавательно-исследовательская

деятельность

старшего

дошкольного ребенка в детском саду»

13.Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром.

Экспериментирование» - Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015

14.Интернет – ресурсы

16

17



В раздел образования