Автор: Калюжная Елена Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 40
Населённый пункт: Липецкая область г.Липецк
Наименование материала: статья
Тема: СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТИФЛОПЕДАГОГА И ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Раздел: дошкольное образование
Калюжная Е.В.
г. Липецк, МБОУ СОШ № 40
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ТИФЛОПЕДАГОГА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
В федеральных государственных стандартах дошкольного образования
в п.1.6. раздела I обозначено, что реализация Стандарта направлена на
обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого
ребенка в период дошкольного детства … (в том числе с ограниченными
возможностями здоровья) [2]. Наиболее актуальным, в решении данной
задачи является тесное взаимодействие всех специалистов ДОУ.
Для обозначения основных направлений деятельности взаимодействия
всех служб детского сада, значительно расширился аспект психологического
сопровождения образовательного процесса для разностороннего развития
воспитанников с нарушением зрения. Тифлопедагог является ведущим
специалистом,
координирующим
и
направляющим
коррекционно-
педагогическую
деятельность
ДОУ,
а
педагог-психолог
обеспечивает
создание
наиболее
благоприятных
условий
для
комфортного
психологического пребывания детей с нарушением зрения в детском саду.
Тесное
сотрудничество
данных
специалистов
заключается
в
использовании
одного
из
главных
принципов
коррекционно-
образовательной деятельности - дифференцированном
индивидуальном
подходе в решении проблем психофизического развития детей, с учетом
нарушенных зрительных функции. Эта работа осуществляется на основе
активизации сохранных анализаторов для развития различных возможностей
детей: познавательных, интеллектуальных, физических, и т.д., так как дети с
нарушением зрения испытывают значительные затруднения в запоминании,
воспроизведении изучаемого материала, у них недостаточно сформирован
необходимый объем знаний, умений и навыков в различных видах
деятельности.
Взаимодействие данных специалистов - необходимый компонент
образовательного процесса, обеспечивающий успешную коррекционную
деятельность, и являющийся эффективной формой в решении основных
задач в работе с детьми с нарушениями зрения, направленную на социальную
адаптацию в окружающем мире. Взаимодействуя в решении проблем
развития детей с депривацией зрения,
нами используются различные
методы, приемы, здоровьесберегающие технологии.
Наиболее интересной и оптимальной для практического применения в
ДОУ для детей с нарушением зрения, и как один из аспектов взаимодействия
тифлопедагога и педагога-психолога, является метод литотерапии (терапия
полудрагоценными и драгоценными камнями), в сочетании с
методом
цветотерапии, направленные на формирование механизмов компенсации и
коррекции зрительных нарушений.
Был разработан алгоритм практического применения данного метода в
условиях ДОУ, включающий несколько этапов: приобретение драгоценных и
полудрагоценных камней (в составе 30 штук), согласно рекомендациям
профессора – офтальмолога, академика Панкова О.П., в соответствии со
степенью нарушенных зрительных функций [1, с. 82]; был разработан
практический материал для работы с детьми, игры, карта мониторинга, цикл
НОД; создан мини-музей «В мире камней»; подготовлены консультации и
рекомендации для родителей и педагогов по данной теме.
Работая в данном направлении более семи лет, была выявлена
положительная динамика
в развитии детей, о чем свидетельствуют
результаты мониторинга. Так, значительно повысился уровень зрительного
восприятия формы, цветы, величины, а также улучшились показатели
памяти, внимания, мышления, состояния нарушенных зрительных функций,
повысилась острота зрения.
Ниже представлен конспект НОД «В гостях у Хозяйки Медной горы»
для детей подготовительной к школе группы, где четко прослеживается
взаимодействие
в
работе
тифлопедагога
и
педагога-психолога
по
активизации и развитию нарушенных зрительных функций посредством
литотерапии.
Для повышения качества восприятия детьми предложенного материала,
осуществлялся
системный
комплексный
подход
для
реализации
поставленных задач, с использованием различных форм работы: зрительная
и дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения, зрительно –
осязательное обследование окружающих предметов, в том числе и камней и
др. Результативность проведённой работы отображалась в практической
деятельности детей (в рисунках, коллажах и т.п.).
Данный материал может быть интересен тифлопедагогам, психологам,
воспитателям групп компенсирующей направленности образовательных
учреждений, реализующих программы дошкольного образования.
Конспект занятия: «В гостях у Хозяйки Медной горы»
Образовательные задачи:
учить правильно, называть камни, обследовать их;
закрепить навыки ориентировки в пространстве;
закрепить знания объемных тел;
формировать зрительно-двигательные умения при обследовании
геометрических фигур;
развивать исследовательскую деятельность.
Воспитательные задачи:
развивать нравственно - волевые качества;
воспитывать желание оказать помощь игровым персонажам;
развивать эмоциональную сферу чувств.
Коррекционные задачи:
осуществлять взаимодействие тифлопедагога и педагога-психолога
по активизации и развитию сохранных анализаторов;
активизировать зрительные функции;
упражнять в определении глубины пространства;
развивать мелкую моторику, осязательное восприятие;
учить видеть изображение камня в зашумлённом рисунке;
упражнять в умении определять камни на ощупь;
учить соотносить цветное изображение камней с контурным
изображением.
Задачи ОО в интеграции: развитие зрительного восприятия, памяти,
внимания, мышления (познавательное развитие); развитие мелкой моторики
(физическое
развитие),
развитие
эмоциональной-волевой
сферы
(социально-коммуникативное развитие).
Целевые
ориентиры:
развитие
познавательных
интересов
(любознательности, наблюдения,
установления
причинно-следственных
связей
в
процессе
экспериментирования
с
натуральными
камнями)
посредством литотерапии.
Методы:
Наглядно - словесные, словесно - практические, практические.
Приёмы:
Вопросы к детям, беседа, художественное слово, практические
действия детей, упражнения, создание проблемных ситуаций, ТСО, игровая
мотивация, подведение итога.
Оборудование: натуральные камни, рисунки камней на зашумлённом
фоне; аудиозапись: «Горный ручей»; коррекционные игры;
цветные и
контурные изображения камней; лист с нарисованными точками, фломастер;
подставки, «Волшебный короб»; игрушка «Гном»,
игрушка «Хозяйка
Медной горы» - озвучивает педагог-психолог; оборудование для проведения
опыта.
1.
Вводная часть (мотивационный подготовительный этап –
введение в ситуацию).
Тифлопедагог: - Сегодня мы отправимся в необычное путешествие.
Прислушайтесь, пожалуйста, что за звуки вы слышите?
Звучит аудиозапись «Горный ручей»
Тифлопедагог: - А как вы определили, что это именно горный ручей?
(вода течёт с гор, перекатывает камешки, и они становятся разной формы,
величины).
- Да сегодня мы отправимся в гости к Хозяйке Медной горы.
- А как вы думаете, кто из сказочных героев живёт? Далеко в горах
живут гномы, которые добывают камни в пещерах. Вот один из таких гномов
и пришёл к нам сегодня в гости.
Гном к нам идёт,
Волшебный короб он несёт.
Руку в короб опусти,
Камень ты найди.
2.
Основная часть
Тифлопедагог: - Посмотрите, пожалуйста, какой интересный короб нам
принёс гном, он тоже улыбается, потому что чувствует, что здесь находятся
друзья, которые знают, как нужно правильно и бережно относится к камням.
Постарайтесь на ощупь найти среди других предметов именно камни.
(В ящике лежат несколько предметов и 2-3 камня, нужно достать
только камни).
Игра «Волшебный короб»
Ребёнок на ощупь находит камни среди других предметов (киндер-
сюрпризов, шариков, кольца, цилиндра, крышки, игрушки и т.д.).
Игра «Соедини по точкам» (получается изображение горы).
Тифлопедагог: - Да, сегодня мы отправимся в гости к Хозяйки Медной
горы. Давайте вспомним эту сказку.
Краткий пересказ сказки «Каменный цветок»
Гном: Я принёс камень, который поможет нам путешествовать. Если
загадать желание, то он перенесёт нас к волшебной горе. Но прежде, чем
отправится в путешествие, давайте вспомним свойства камней.
Игра «Исследователи»
Ребёнку предлагается обследовать и назвать свойства камня - азурит в
сравнении с другими камнями.
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.
Определение размера. Вывод: камни бывают разных размеров.
Тифлопедагог:
-
Теперь нам нужны, будут очень чувствительные
пальчики.
Самомассаж
«Две руки две сестры»
Определение характера поверхности.
Вывод:
камень
может
быть
гладким
и
шероховатым.
Тифлопедагог:
- А по твердости, они какие? (твердые) не все камни одинаково
твёрдые…
- Как можно определить мягкость камня? (постучать, сжать, царапать)
Вывод: камни - твёрдые.
Рассматривание камней через лупу.
(Дети рассматривают камни.)
Тифлопедагог: - Что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки,
углубления, ямочки, узоры и т.д.). Предлагаю вам на минуту стать весами
(дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и
самый легкий камень. Вывод: камни по весу бывают разные: легкие,
тяжелые).
Дыхательная гимнастика.
Дети берут любой камень, кладут на ладонь, делают вдох носом, а
выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).
Тифлопедагог: - Как вы думаете, что будет с камнем, если положить его
в воду? (Гипотезы) Почему вы так думаете? (Доводы.) А что нужно сделать,
чтобы узнать правду – истину? (Предложения).
Опыт «Плавучесть».
Тифлопедагог: - Берём ёмкость с водой и осторожно кладём один
камень в воду. Наблюдаем.
Дети
делятся
результатами
опыта,
обращают
внимание
на
дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал
более
ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
Тифлопедагог: - Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось
необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках
(алгоритм составления
рассказа).
Составление рассказа о камне - азурит
(Этот камень называется азурит, он похож на маленькую пирамиду,
это объемное тело, он синего цвета, блестящий, твёрдый, шероховатый, по
сравнению с малахитом он лёгкий, тонет в воде.)
Гном: - Азурит это необычный камень. Он помогает, лечит наши глаза,
укрепляет наше здоровье. А сказочная страна находится не за тридевять
земель, в тридесятом царстве, а у нас под ногами. Это - страна камней, в
которой много жителей, и все они – разные и непохожие друг на друга:
драгоценные, полудрагоценные.
Тифлопедагог: - А найти дорогу в эту страну нам поможет вот этот
дорожный указатель.
Игра «Дорожный указатель»
Дети соотносят цветные изображения камней с их контурными
изображениями с помощью соответствующих верёвочек.
Тифлопедагог: - А сейчас прикоснитесь к камню рукой, закройте глаза
и мы отправимся в наше путешествие (на столе появляется объемная гора,
Данило-мастер, каменный цветок, гномы, камни).
Загадка:
В каменных палатах она живёт,
Драгоценные камни людям даёт,
Мастеров к себе зазывает и мастерству их обучает.
Появляется Хозяйка Медной горы.
- Гном рассказал мне, что много вы знаете о моих камнях. Вот я сейчас
и проверю.
Игра «Зашумлённый рисунок»
Дети находят, и обводит пальцем изображение заданного камня по
контуру.
Зрительная гимнастика
«Жили-были наши глазки»
Тифлопедагог: - В кого превращается Хозяйка Медной горы, чтобы
увидеть, как ведут себя люди в её владениях (в ящерицу). Почему?
Закрепляют правила поведения: громко не разговаривать, не бегать, не
ломать камни, не пугать животных, не мусорить.
Тифлопедагог: - А ты знаешь, Уважаемая Хозяйка Медной горы, что
много книг мы прочитали и про камни всё узнали.
Работа с интерактивной доской
(показ слайдов с изображением
места расположения камней, их
разновидностей, изделий из них).
Физкультминутка
«Руки на пояс поставим вначале»
Хозяйка Медной горы:
- Хорошо, я открою вам свои богатства и
покажу чашу, которую сделал Данила - мастер, если правильно назовёте мои
камни.
Игра «Узнай и назови камень»
Дети называют все камни (янтарь, малахит, азурит, розовый кварц,
синий агат, цитрин, изумруд, рубин, бирюза и др.)
Игра «Соотнеси по цвету»
Дети соотносят по цвету камни и цветы.
Тифлопедагог: - Хозяйка Медной горы приглашает вас отдохнуть и
послушать сказку об одном из её камней.
Релаксационная сказка
Дети располагаются на ковре, закрывают глаза, на угол глаза кладётся
камень - азурит.
Педагог-психолог: - А теперь представьте себе, что вы находитесь
внутри горы, в волшебной пещере. Там темно, но вам комфортно, спокойно.
А сейчас вы видите, как вдалеке появляется синий цвет. Вы приближаетесь к
нему, и видите камень - азурит, от которого во все стороны расходятся лучи
синего света! Вся пещера наполняется необычным, синим сиянием. Вы
подходите ближе, и синий свет освещает ваши лица, проникает в глаза, и
наполняет их лечебным, синим светом. От этого глаза начинают лучше
видеть, окружающие предметы становятся четкими. Постарайтесь запомнить
эти приятные ощущения и сохранить впечатления от них в течение всего дня.
Вздохните поглубже, выдохните и откройте глаза.
Тифлопедагог: - Хозяйка Медной горы! А мы хотим подарить тебе свой
цветок.
Работа с палочками Кюизенера (выкладывание цветка)
Тифлопедагог: - Хозяйка Медной горы благодарит за такой подарок и
прощается с нами.
Пальминг
«Жили, были в сказке глазки»
3.Заключительная часть
Тифлопедагог:
- Сейчас мы опять прикоснёмся к нашему камню,
закроем глаза и представим, как луч синего цвета перемещает нас обратно в
детский сад.
Тифлопедагог: - Что вам понравилось сегодня? Куда бы вы хотели
отправиться в следующий раз?
Литература:
1.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от « 17 » октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Панков О.П. Очки-убийцы. М.: Метафора, 2008.