Напоминание

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТИФЛОПЕДАГОГА И ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ


Автор: Калюжная Елена Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 40
Населённый пункт: Липецкая область г.Липецк
Наименование материала: статья
Тема: СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТИФЛОПЕДАГОГА И ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Калюжная Е.В.

г. Липецк, МБОУ СОШ № 40

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ТИФЛОПЕДАГОГА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

В федеральных государственных стандартах дошкольного образования

в п.1.6. раздела I обозначено, что реализация Стандарта направлена на

обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого

ребенка в период дошкольного детства … (в том числе с ограниченными

возможностями здоровья) [2]. Наиболее актуальным, в решении данной

задачи является тесное взаимодействие всех специалистов ДОУ.

Для обозначения основных направлений деятельности взаимодействия

всех служб детского сада, значительно расширился аспект психологического

сопровождения образовательного процесса для разностороннего развития

воспитанников с нарушением зрения. Тифлопедагог является ведущим

специалистом,

координирующим

и

направляющим

коррекционно-

педагогическую

деятельность

ДОУ,

а

педагог-психолог

обеспечивает

создание

наиболее

благоприятных

условий

для

комфортного

психологического пребывания детей с нарушением зрения в детском саду.

Тесное

сотрудничество

данных

специалистов

заключается

в

использовании

одного

из

главных

принципов

коррекционно-

образовательной деятельности - дифференцированном

индивидуальном

подходе в решении проблем психофизического развития детей, с учетом

нарушенных зрительных функции. Эта работа осуществляется на основе

активизации сохранных анализаторов для развития различных возможностей

детей: познавательных, интеллектуальных, физических, и т.д., так как дети с

нарушением зрения испытывают значительные затруднения в запоминании,

воспроизведении изучаемого материала, у них недостаточно сформирован

необходимый объем знаний, умений и навыков в различных видах

деятельности.

Взаимодействие данных специалистов - необходимый компонент

образовательного процесса, обеспечивающий успешную коррекционную

деятельность, и являющийся эффективной формой в решении основных

задач в работе с детьми с нарушениями зрения, направленную на социальную

адаптацию в окружающем мире. Взаимодействуя в решении проблем

развития детей с депривацией зрения,

нами используются различные

методы, приемы, здоровьесберегающие технологии.

Наиболее интересной и оптимальной для практического применения в

ДОУ для детей с нарушением зрения, и как один из аспектов взаимодействия

тифлопедагога и педагога-психолога, является метод литотерапии (терапия

полудрагоценными и драгоценными камнями), в сочетании с

методом

цветотерапии, направленные на формирование механизмов компенсации и

коррекции зрительных нарушений.

Был разработан алгоритм практического применения данного метода в

условиях ДОУ, включающий несколько этапов: приобретение драгоценных и

полудрагоценных камней (в составе 30 штук), согласно рекомендациям

профессора – офтальмолога, академика Панкова О.П., в соответствии со

степенью нарушенных зрительных функций [1, с. 82]; был разработан

практический материал для работы с детьми, игры, карта мониторинга, цикл

НОД; создан мини-музей «В мире камней»; подготовлены консультации и

рекомендации для родителей и педагогов по данной теме.

Работая в данном направлении более семи лет, была выявлена

положительная динамика

в развитии детей, о чем свидетельствуют

результаты мониторинга. Так, значительно повысился уровень зрительного

восприятия формы, цветы, величины, а также улучшились показатели

памяти, внимания, мышления, состояния нарушенных зрительных функций,

повысилась острота зрения.

Ниже представлен конспект НОД «В гостях у Хозяйки Медной горы»

для детей подготовительной к школе группы, где четко прослеживается

взаимодействие

в

работе

тифлопедагога

и

педагога-психолога

по

активизации и развитию нарушенных зрительных функций посредством

литотерапии.

Для повышения качества восприятия детьми предложенного материала,

осуществлялся

системный

комплексный

подход

для

реализации

поставленных задач, с использованием различных форм работы: зрительная

и дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения, зрительно –

осязательное обследование окружающих предметов, в том числе и камней и

др. Результативность проведённой работы отображалась в практической

деятельности детей (в рисунках, коллажах и т.п.).

Данный материал может быть интересен тифлопедагогам, психологам,

воспитателям групп компенсирующей направленности образовательных

учреждений, реализующих программы дошкольного образования.

Конспект занятия: «В гостях у Хозяйки Медной горы»

Образовательные задачи:

учить правильно, называть камни, обследовать их;

закрепить навыки ориентировки в пространстве;

закрепить знания объемных тел;

формировать зрительно-двигательные умения при обследовании

геометрических фигур;

развивать исследовательскую деятельность.

Воспитательные задачи:

развивать нравственно - волевые качества;

воспитывать желание оказать помощь игровым персонажам;

развивать эмоциональную сферу чувств.

Коррекционные задачи:

осуществлять взаимодействие тифлопедагога и педагога-психолога

по активизации и развитию сохранных анализаторов;

активизировать зрительные функции;

упражнять в определении глубины пространства;

развивать мелкую моторику, осязательное восприятие;

учить видеть изображение камня в зашумлённом рисунке;

упражнять в умении определять камни на ощупь;

учить соотносить цветное изображение камней с контурным

изображением.

Задачи ОО в интеграции: развитие зрительного восприятия, памяти,

внимания, мышления (познавательное развитие); развитие мелкой моторики

(физическое

развитие),

развитие

эмоциональной-волевой

сферы

(социально-коммуникативное развитие).

Целевые

ориентиры:

развитие

познавательных

интересов

(любознательности, наблюдения,

установления

причинно-следственных

связей

в

процессе

экспериментирования

с

натуральными

камнями)

посредством литотерапии.

Методы:

Наглядно - словесные, словесно - практические, практические.

Приёмы:

Вопросы к детям, беседа, художественное слово, практические

действия детей, упражнения, создание проблемных ситуаций, ТСО, игровая

мотивация, подведение итога.

Оборудование: натуральные камни, рисунки камней на зашумлённом

фоне; аудиозапись: «Горный ручей»; коррекционные игры;

цветные и

контурные изображения камней; лист с нарисованными точками, фломастер;

подставки, «Волшебный короб»; игрушка «Гном»,

игрушка «Хозяйка

Медной горы» - озвучивает педагог-психолог; оборудование для проведения

опыта.

1.

Вводная часть (мотивационный подготовительный этап –

введение в ситуацию).

Тифлопедагог: - Сегодня мы отправимся в необычное путешествие.

Прислушайтесь, пожалуйста, что за звуки вы слышите?

Звучит аудиозапись «Горный ручей»

Тифлопедагог: - А как вы определили, что это именно горный ручей?

(вода течёт с гор, перекатывает камешки, и они становятся разной формы,

величины).

- Да сегодня мы отправимся в гости к Хозяйке Медной горы.

- А как вы думаете, кто из сказочных героев живёт? Далеко в горах

живут гномы, которые добывают камни в пещерах. Вот один из таких гномов

и пришёл к нам сегодня в гости.

Гном к нам идёт,

Волшебный короб он несёт.

Руку в короб опусти,

Камень ты найди.

2.

Основная часть

Тифлопедагог: - Посмотрите, пожалуйста, какой интересный короб нам

принёс гном, он тоже улыбается, потому что чувствует, что здесь находятся

друзья, которые знают, как нужно правильно и бережно относится к камням.

Постарайтесь на ощупь найти среди других предметов именно камни.

(В ящике лежат несколько предметов и 2-3 камня, нужно достать

только камни).

Игра «Волшебный короб»

Ребёнок на ощупь находит камни среди других предметов (киндер-

сюрпризов, шариков, кольца, цилиндра, крышки, игрушки и т.д.).

Игра «Соедини по точкам» (получается изображение горы).

Тифлопедагог: - Да, сегодня мы отправимся в гости к Хозяйки Медной

горы. Давайте вспомним эту сказку.

Краткий пересказ сказки «Каменный цветок»

Гном: Я принёс камень, который поможет нам путешествовать. Если

загадать желание, то он перенесёт нас к волшебной горе. Но прежде, чем

отправится в путешествие, давайте вспомним свойства камней.

Игра «Исследователи»

Ребёнку предлагается обследовать и назвать свойства камня - азурит в

сравнении с другими камнями.

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.

Определение размера. Вывод: камни бывают разных размеров.

Тифлопедагог:

-

Теперь нам нужны, будут очень чувствительные

пальчики.

Самомассаж

«Две руки две сестры»

Определение характера поверхности.

Вывод:

камень

может

быть

гладким

и

шероховатым.

Тифлопедагог:

- А по твердости, они какие? (твердые) не все камни одинаково

твёрдые…

- Как можно определить мягкость камня? (постучать, сжать, царапать)

Вывод: камни - твёрдые.

Рассматривание камней через лупу.

(Дети рассматривают камни.)

Тифлопедагог: - Что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки,

углубления, ямочки, узоры и т.д.). Предлагаю вам на минуту стать весами

(дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и

самый легкий камень. Вывод: камни по весу бывают разные: легкие,

тяжелые).

Дыхательная гимнастика.

Дети берут любой камень, кладут на ладонь, делают вдох носом, а

выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).

Тифлопедагог: - Как вы думаете, что будет с камнем, если положить его

в воду? (Гипотезы) Почему вы так думаете? (Доводы.) А что нужно сделать,

чтобы узнать правду – истину? (Предложения).

Опыт «Плавучесть».

Тифлопедагог: - Берём ёмкость с водой и осторожно кладём один

камень в воду. Наблюдаем.

Дети

делятся

результатами

опыта,

обращают

внимание

на

дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал

более

ярким.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Тифлопедагог: - Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось

необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках

(алгоритм составления

рассказа).

Составление рассказа о камне - азурит

(Этот камень называется азурит, он похож на маленькую пирамиду,

это объемное тело, он синего цвета, блестящий, твёрдый, шероховатый, по

сравнению с малахитом он лёгкий, тонет в воде.)

Гном: - Азурит это необычный камень. Он помогает, лечит наши глаза,

укрепляет наше здоровье. А сказочная страна находится не за тридевять

земель, в тридесятом царстве, а у нас под ногами. Это - страна камней, в

которой много жителей, и все они – разные и непохожие друг на друга:

драгоценные, полудрагоценные.

Тифлопедагог: - А найти дорогу в эту страну нам поможет вот этот

дорожный указатель.

Игра «Дорожный указатель»

Дети соотносят цветные изображения камней с их контурными

изображениями с помощью соответствующих верёвочек.

Тифлопедагог: - А сейчас прикоснитесь к камню рукой, закройте глаза

и мы отправимся в наше путешествие (на столе появляется объемная гора,

Данило-мастер, каменный цветок, гномы, камни).

Загадка:

В каменных палатах она живёт,

Драгоценные камни людям даёт,

Мастеров к себе зазывает и мастерству их обучает.

Появляется Хозяйка Медной горы.

- Гном рассказал мне, что много вы знаете о моих камнях. Вот я сейчас

и проверю.

Игра «Зашумлённый рисунок»

Дети находят, и обводит пальцем изображение заданного камня по

контуру.

Зрительная гимнастика

«Жили-были наши глазки»

Тифлопедагог: - В кого превращается Хозяйка Медной горы, чтобы

увидеть, как ведут себя люди в её владениях (в ящерицу). Почему?

Закрепляют правила поведения: громко не разговаривать, не бегать, не

ломать камни, не пугать животных, не мусорить.

Тифлопедагог: - А ты знаешь, Уважаемая Хозяйка Медной горы, что

много книг мы прочитали и про камни всё узнали.

Работа с интерактивной доской

(показ слайдов с изображением

места расположения камней, их

разновидностей, изделий из них).

Физкультминутка

«Руки на пояс поставим вначале»

Хозяйка Медной горы:

- Хорошо, я открою вам свои богатства и

покажу чашу, которую сделал Данила - мастер, если правильно назовёте мои

камни.

Игра «Узнай и назови камень»

Дети называют все камни (янтарь, малахит, азурит, розовый кварц,

синий агат, цитрин, изумруд, рубин, бирюза и др.)

Игра «Соотнеси по цвету»

Дети соотносят по цвету камни и цветы.

Тифлопедагог: - Хозяйка Медной горы приглашает вас отдохнуть и

послушать сказку об одном из её камней.

Релаксационная сказка

Дети располагаются на ковре, закрывают глаза, на угол глаза кладётся

камень - азурит.

Педагог-психолог: - А теперь представьте себе, что вы находитесь

внутри горы, в волшебной пещере. Там темно, но вам комфортно, спокойно.

А сейчас вы видите, как вдалеке появляется синий цвет. Вы приближаетесь к

нему, и видите камень - азурит, от которого во все стороны расходятся лучи

синего света! Вся пещера наполняется необычным, синим сиянием. Вы

подходите ближе, и синий свет освещает ваши лица, проникает в глаза, и

наполняет их лечебным, синим светом. От этого глаза начинают лучше

видеть, окружающие предметы становятся четкими. Постарайтесь запомнить

эти приятные ощущения и сохранить впечатления от них в течение всего дня.

Вздохните поглубже, выдохните и откройте глаза.

Тифлопедагог: - Хозяйка Медной горы! А мы хотим подарить тебе свой

цветок.

Работа с палочками Кюизенера (выкладывание цветка)

Тифлопедагог: - Хозяйка Медной горы благодарит за такой подарок и

прощается с нами.

Пальминг

«Жили, были в сказке глазки»

3.Заключительная часть

Тифлопедагог:

- Сейчас мы опять прикоснёмся к нашему камню,

закроем глаза и представим, как луч синего цвета перемещает нас обратно в

детский сад.

Тифлопедагог: - Что вам понравилось сегодня? Куда бы вы хотели

отправиться в следующий раз?

Литература:

1.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

от « 17 » октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении Федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. Панков О.П. Очки-убийцы. М.: Метафора, 2008.



В раздел образования