Формирование нравственно-эстетической личности младшего школьника через внеклассную работу и уроки окружающего мира.
Автор: Кабанова Анна Геннадиевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ школа №10 Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Статья Тема: Формирование нравственно-эстетической личности младшего школьника через внеклассную работу и уроки окружающего мира. Раздел: начальное образование
школьника через уроки окружающего мира и внеклассную работу.
1.
Понятие нравственно-эстетической личности.
Термин «нравственность» берёт своё начало от слова нравы. Нравы –
это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своём поведении,
в
своих
поступках.
Толковый
словарь
русского
языка
даёт
следующее
определение нравственности: «Нравственность – это внутренние, духовные
качества,
которыми
руководствуется
человек,
этические
нормы;
правила
поведения, определяемые этими качествами». По-латыни нравы звучат как
«морас» – мораль.
Часто
в
качестве
синонима
слова
«мораль»
используют
понятие
«этика», означающее привычку, обыкновение, обычай. Этика употребляется и
в
другом
значении
-
как
философская
наука,
изучающая
мораль.
В
зависимости от того, как освоена и принята она человеком, в какой мере он
соотносит
свои
убеждения
и
поведение
с
действующими
моральными
нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности. Иначе
говоря,
нравственность
-
это
личностная
характеристика,
объединяющая
такие
качества
и
свойства,
как
доброта,
порядочность,
честность,
правдивость,
справедливость,
трудолюбие,
дисциплинированность,
коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.
Поведение
человека
оценивается
по
степени
соответствия
определенным
правилам
распространяющееся
на
множество
одинаковых
поступков,
носит
название
нравственной
нормы.
Норма
-
это
правило,
требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной
конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать подростка к
определенным
поступкам
и
действиям,
а
может
и
запрещать
или
предостерегать
от
них.
Нормы
определяют
порядок
взаимоотношений
с
обществом, коллективом, другими людьми.
Формирование
о снов
нравственной
культуры
п од р о с т ко в
осуществляется
в
системе
нравственного
воспитания
в
условиях
школы,
семьи,
общества,
при
помощи
прививания
определённого
отношения
к
самому себе, гуманистическому мировоззрению, дисциплинированности, к
труду и природе, патриотизму.
Отношение
к
себе
складывается
из
осознания
собственного
достоинства,
чувства
общественного
долга,
честности
и
правдивости,
простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, стяжательству.
Отношение
к
природе
состоит
в
бережном
отношении
к
ней,
в
нетерпимом отношении к нарушениям экологических норм и требований.
Гуманистическое
мировоззрение
как
обобщенная
система
взглядов,
убеждений,
идеалов,
в
которой
человек
выражает
свое
отношение
к
окружающей его природной и социальной среде, строится вокруг одного
центра
-
человека.
Если
гуманизм
-
это
основа
системы
определенных
взглядов
на
мир,
то
именно
человек
оказывается
системообразующим
фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение
содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку
своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.
Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое
выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным
ценностям,
к
деятельности,
составляющие
содержание
гуманистической
сущности личности.
Воспитание
гуманности
осуществляется
в
многообразных
видах
деятельности, в различных вариантах межличностных отношений. Подросток
должен быть включен в сопереживание, соучастие. Признаки равнодушия,
черствости не могут быть не замечены и не проанализированы педагогом.
Пример
гуманного
отношения
учителя
к
ученикам
обладает
особой
воспитательной силой, он может заменить длительные рассуждения, беседы
и рассказы о гуманности других людей. Это не отрицает возможности и
необходимости
проведения
морально-этического
просвещения.
Изучение
биографий
ученых,
их
творческой
деятельности,
жизненных
принципов,
нравственных
поступков
вызывает
большой
интерес
у
подростков,
стимулирует их поведение и деятельность. Анализ в ходе уроков проблем
добра
и
зла,
гуманизма
подлинного
и
абстрактного,
социальной
справедливости
и
несправедливости
вводит
учащихся
в
сложный
мир
человеческих взаимоотношений, учит понимать и ценить идеи гуманизма, их
общечеловеческий характер.
Важным
условием
воспитания
гуманности
является
организация
коллективной
учебной,
общественно
-
полезной
деятельности,
особенно
таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного
проявления
заботы
о
других,
оказания
помощи
и
поддержки,
защиты
младшего,
слабого.
Такие
ситуации
могут
непосредственно
возникать
в
процессе совместной деятельности.
Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным. По
словам В.Ю. Троицкого «Без патриотизма не может быть никакого духовного
становления личности. Человек вне патриотизма - это и человек вне истории,
вне духовного бытия, без патриотизма можно воспитать лишь получеловека,
недочеловека». Патриотизм опирается на духовные ценности и осознание
духовного самоопределения. Опираясь на эту систему ценностей, человек
осознает
свою
духовную
силу
и
мощь,
здоровье,
чувство
гордости
и
удовлетворения от своего образа жизни и мысли.
Любовь
к
Отечеству
и
готовность
подчинить
его
интересам
свои
частные
интересы,
гордость
за
достижения
и
культуру
своей
родины,
желание
сохранять
её
характер
и
культурные
особенности,
стремление
защищать интересы родины и своего народа должны стать приоритетными в
общественном сознании, в том числе и в сознании подростков.
Таким образом, каждый поступок человека влияет на других людей и
небезразличен
для
интересов
общества,
вызывает
оценку
со
стороны
окружающих. Он оценивается как хороший или плохой, правильный или
неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся
понятием
нравственности
и
этики.
Особое
значение
в
формировании
нравственной культуры личности занимает эстетическое воспитание.
2.
Внеклассная работа в начальной школе.
Внеклассная
работа
–
это
организация
педагогом
различных
видов
деятельности
школьника
во
внеучебное
время,
обеспечивающих
необходимые условия для социализации личности ребенка.
Функции:
1)
Обучающая.
Заключается
не
в
формировании
ЗУНов,
а
в
обучении
детей
определенным навыкам поведения общения коллективной жизни.
2)
Развивающая.
Заключается
в
развитии
психических
процессов,
благодаря
этой
функции развиваются индивидуальные особенности каждого ребенка, через
включение
в
определенную
деятельность.
Позволяет
выявить
скрытые
способности ученика, развитие его склонности интересов.
3)
Воспитательная.
У учащихся формируются взгляды, чувства, ценности, черты личности,
привычки поведения. Это может происходить преднамеренно, так и в силу
специальной организации внеучебной деятельности отбора содержания.
Содержание внеклассной работы.
Представляет
собой
адаптированный
социальный
опыт
и
реализованный
в
личном
опыте
ребенка.
Разнообразные
аспекты
человеческой жизни (искусство, наука, литература).
Особенности содержания.
1)
Преобладание эмоционального аспекта над информативным.
2)
В
содержании
внеклассной
работы
главное
значение
имеет
практическая сторона знания.
Цель:
Усвоение
ребенком
необходимого
для
жизни
в
обществе
социального опыта, и формирования обществом системы ценностей.
Задачи:
1)
Формирование
у
ребенка
положительной
я-концепции
(уверенность
в
доброжелательном
отношении
к
ребенку
других
людей;
убежденность в успешном усвоении каким-либо видам деятельности).
2)
Формирование у детей навыков сотрудничества коллективного
взаимодействия.
3)
Формирование у детей потребности продуктивной социальной
одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными
видами
деятельности,
формирование
интереса
к
ним
в
соответствии
с
индивидуальностью ребенка.
4)
Формирование
нравственного,
эмоционального
и
волевого
компонента мировоззрения ребенка.
5)
Развитие познавательного интереса.
Формы внеклассной работы:
1)
Индивидуальная
работа —
это
самостоятельная
деятельность
отдельных
учащихся,
направленная
на
самовоспитание.
Например:
подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка
иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в
общем
деле.
Эта
деятельность
требует
от
воспитателей
знание
индивидуальных
особенностей
учащихся
путём
бесед,
анкетирования,
изучения их интересов.
2)
Кружковая
внеклассная
работа способствует
выявлению
и
развитию интересов и творческих способностей в определённой области
науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как
кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В
кружках
проводятся
занятия
разного
типа:
это
доклады,
обсуждение
произведений
литературы,
экскурсии,
изготовление
наглядных
пособий,
лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др. Отчёт работы
кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра.
3)
К объединяющим формам работы
относятся
детские
клубы,
школьные
музеи,
общества.
Широкое
распространение
получают
клубы
дружбы,
выходного
дня,
интересных
встреч.
Действуют
они
на
началах
самоуправления, имеют свои названия, уставы. Работа клубов строится по
секциям.
Так
интернациональные
клубы
могут
иметь
с екции:
корреспондентскую,
изучение
истории,
географии,
экономики,
культуры
страны, с которой дружат дети. Профильные клубы (литературные, юного
физика,
химика,
математика).
Целью
политических клубов
может
стать
изучение
молодёжного
движения
за
рубежом,
изучение
истории
политических учений и др. Распространённой формой являются школьные
музеи. По профилю они могут быть краеведческие, исторические, историко-
литературные,
природоведческие,
художественные.
Основная
работа
в
школьных музеях связана со сбором материалов.
4)
Формы массовой
работы принадлежат
к
числу
наиболее
распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих
учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое
эмоциональное
воздействие
на
детей.
Массовая
работа
содержит
в
себе
большие
возможности
активизации
учащихся.
Так
конкурс,
олимпиада,
соревнование,
игра
требуют
непосредственной
активности
каждого.
При
проведении
же
бесед,
вечеров,
утренников
лишь
часть
школьников
выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях,
как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники
становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле
служит важным средством сплочения коллектива.
5)
Традиционной
формой массовой
работы
являются
школьные
праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей
культуры. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни
страны.
Широко
используются
конкурсы,
олимпиады,
смотры.
Они
стимулируют
детскую
активность,
развивают
инициативу.
В
связи
с
конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество
школьников:
рисунки,
сочинения,
поделки.
Школьные
олимпиады
организуются по учебным предметам.
3. Формирование личности младшего школьника через
внеклассную работу.
Эстетическое
воспитание
личности
происходит
с
первых
шагов
маленького
человека,
с
первых
его
слов,
поступков.
Окружающая
среда
является главным регулятором поведения в течение всей жизни. Общение с
родителями, родственниками и сверстниками, поведение окружающих, их
настроение,
слова,
взгляды,
жесты,
мимика
–
всё
это
откладывается
и
фиксируется в сознании.
В
широком
смысле
под
«эстетическим
воспитанием»
понимают
целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к
действительности.
Это
специфический
вид
общественно
значимой
д е я т е л ь н о с т и ,
о су щ е с т вл я е м о й
субъ е ктом
( о б щ е с т во
и
е г о
специализированные
институты)
по
отношению
к
объекту
(индивид,
личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего
системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в
соответствии
со
сложившимися
в
данном
конкретном
обществе
представлениями
об
их
характере
и
назначении.
В
процессе
воспитания
происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее
духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и
развивается
способность
человека
к
эстетическому
восприятию
и
переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание
красотой
и
через
красоту
формирует
не
только
эстетико-ценностную
ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию
эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках
и поведении и, конечно, в искусстве.
Роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности
личности.
И.
Войнаротмечает,
что
формируя
«эстетическое
мышление»,
воспитание
способствует
целостному
охвату
на
индивидуальном
уровне
особенностей
культуры
данной
эпохи,
пониманию
ее
единства
и
стилистического
родства,
что
по
мнению
польского
ученого,
является
необходимой предпосылкой ее теоретического познания.
Научить индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической
деятельности - это важное, но отнюдь не исчерпывающее всего комплекса
задач
в
качестве
специфической
стороны
любого
вида
творческой
деятельности,
поскольку
именно
развитие
творческих
способностей
личности
следует
считать
в
качестве
главной
задачи
эстетического
воспитания.
Эстетическое образование, приобщение людей к мировой культуре и
искусству - все это лишь необходимое условие для достижения главной цели
эстетического воспитания - формирования целостной личности, творчески
развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.
Нравственно-эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах
возрастного
развития
личности.
Чем
раньше
она
попадает
в
сферу
целенаправленного
эстетического
воздействия,
тем
больше
оснований
надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую
деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через
подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми.
Игра - первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих
возможностей,
развития
у
ребенка
воображения
и
накопления
первых
эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт
формирует
у
детей
эстетическое
отношение
к
действительности
и
к
искусству.
Становление и развитие нравственно-эстетической культуры личности -
процесс
поэтапный,
протекающий
под
воздействием
демографических,
социальных и социально - психологических факторов. В нем задействованы
механизмы
как
стихийного,
так
и
сознательного
(целенаправленного)
характера, определяемые в целом средой общения и условиями деятельности
индивидов.
Культура личности проявляется так же в сфере быта, общественно-
политической,
досуговой
и
других
формах
жизнедеятельности.
Она
выступает существенным моментом общественной и индивидуальной жизни
людей.
Ее
внутренним
механизмом
является
функционирование
эстетического сознания личности, направленность которого выражается в
системе эстетических отношений к разнообразным объектам среды через
механизм
восприятия,
переживания,
оценки,
вкуса,
идеала,
взгляда,
суждения.
Таким
образом,
внеклассная
работа
является
одним
из
источников
обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и
формированию
гражданственных
понятий
и
навыков.
Она
раскрывает
учащимся
свои
связи
родного
края
с
Родиной.
Внеклассная
работа
краеведческого
характера
играет
существенную
роль
в
формировании
патриотизма
молодого
поколения,
в
идейно-политическом
воспитании
учащихся. Формы внеклассной работы по окружающему миру разнообразны,
но содержание массовых мероприятий должно быть проникнуто единством.
Внеклассные занятия не должны дублировать уроки. Они должны вносить
что-то
новое
в
знания
учащихся
по
окружающему
миру,
углублять
и
расширять их.