Напоминание

"Педагогическое мастерство как фактор развития творческих способностей учащихся


Автор: Фудина Елена Витальевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ города Керчи РК "Школа № 2"
Населённый пункт: Республика Крым, г. Керчь
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогическое мастерство как фактор развития творческих способностей учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




«Педагогическое мастерство как фактор развития

творческих способностей учащихся»

Проблема формирования творческой личности учащегося является не

только актуальной, но и ключевой, поэтому многие педагогические

коллективы уделяют ей первостепенное значение.

Готовность выпускников средней школы к творческой деятельности во

многом определяет их будущий успех в сфере как материального, так и

нематериального

производства.

Достаточно

быстрое

развитие

науки,

увеличение объемов новой информации требуют от современной школы

подготовки

самостоятельных,

активных

людей

с

высоким

творческим

потенциалом, которые умели бы определить задачи и содержание своей

деятельности, способы достижения цели, направления в поиске необходимой

информации, её обработки и применении. Обладали бы аналитическим,

критическим, исследовательским складом ума.

В последние годы часто используют такое утверждение: «у творчески

работающего педагога – творчески развитые ученики». И с этим нельзя не

согласиться,

ведь

творчески

работающий

педагог

своими

личностными

качествами побуждает в своих воспитанниках развитие творческой активности.

Творческое начало заложено в природе каждого ребенка. Все дети -

активные творцы, преобразователи. Наиболее интенсивное их развитие

происходит,

когда

работа

ума

и

чувств

сопровождает

практическая

деятельность ребенка. Он может выражать собственные достижения в

рисунках, конструкциях, различных практических работах.

Творческая деятельность - высшая форма деятельности и успешность её

обусловлена совокупностью познавательных и социальных мотивов.

Формирование

и

развитие

творческого

мышления,

творческих

способностей - процесс сложный и продолжительный. Он не возникает на

пустом месте и не развивается сам по себе, поэтому, задачами современного

учителя являются: привлечение учащихся к активной самостоятельной

деятельности; последовательное и методическое формирование у школьников

творческих навыков, устойчивой базы знаний; постоянное стимулирование

познавательного интереса, раскрытие познавательных и социальных мотивов

учебной деятельности; создание доброжелательной атмосферы общения.

Педагог должен научить учиться школьника, то есть сориентировать его на

активное усвоение умений, навыков; навыков планирования, организации,

контроля и оценки собственной деятельности.

Процесс обучения учащихся в школе протекает под руководством

учителя, который вооружает их знаниями, учит творчески мыслить, развивает

творческие силы и способности. Творческие способности - особый вид

умственных

способностей,

выражающихся

в

умении

продолжать

мыслительную

деятельность

за

пределами

требуемого,

отклоняться

в

мышлении

от

традиционных

норм

и

генерировать

разнообразные

оригинальные идеи, находить способы их практического решения. У

школьников творческие способности проявляются в нестандартности, не

шаблонности решения предлагаемых им заданий.

В современных условиях нам, учителям, необходимо научить школьников

учиться по-новому, находиться в постоянном творческом поиске. Довести им,

что творчество - это способность удивляться и познавать всё новое, умение

находить решения в нестандартных ситуациях, что творческая работа

отличается от любой другой работы оригинальностью, уникальностью,

результативностью, содержательностью. Так как уровень развития творческих

способностей зависит от содержания и методов обучения. Необходимо

включать

в

учебный

процесс

специальные

развивающие

средства.

Обеспечивая педагогические условия, определяющие успешность обучения

школьника, можно формировать и развивать его творческие способности.

Критериями

творческой

деятельности

могут

быть:

эффективное

использование уже полученного опыта в новых условиях; модернизация

известного; гибкость действий во время выполнения запланированного в

неожиданных ситуациях; импровизация, умение фантазировать, развивать

идею, видеть перспективу и реализовать её.

В ходе учебно-воспитательного процесса очень важно добиться, чтобы

каждый

учащийся

уяснил

очень

простую

истину:

стать

творческой

личностью или нет - зависит только от усилий тех, кто этого хочет, кто

учится, самосовершенствуется. Для этого необходимо определить свои

ориентиры и пути достижения цели. Какие же педагогические условия

необходимы для развития творческого мышления, творческих способностей.

Во-первых, содержание учебного материала должно быть таким, чтобы

школьники умели выходить за рамки образца. Во-вторых, сам процесс

обучения,

направленный

на овладение

этим

материалом,

должен

стимулировать развитие творческих способностей школьников. Для этого

необходимо

использовать

специально

сконструированные

вариативные

задания, состав и структура которых ориентированы на активизацию мысли

на творческий поиск.

Вместе с тем для развития творческих способностей школьников

требуется, чтобы в процессе педагогического общения учителя и ученика

школьник был активно включен в учебную деятельность, свободно проявлял

свое отношение и преодолевал возникающие трудности.

Действенность

педагогических

условий

обусловлена

взаимодействием

учителя и ученика. Она проявляется во внешней деятельности - организации

ученика на работу и во внутренней - управлении его развитием (обучение

анализу, синтезу, упражнению силы воли, расширению диапазона социально

значимых мотивов поведения и пр.). Ценность взаимодействия определяется

не

столько

внешней

формой

его

выражения,

сколько

внутренней,

раскрывающей возможности развития творческой личности ребенка на уроке.

В

последнее

время

широко

обсуждаются

вопросы

«педагогики

сотрудничества», «педагогики сотворчества», где речь идет об активной

позиции учителя и ученика в едином стремлении к достижению цели -

всестороннего гармонического развития личности.

В завершении своего выступления хочу ещё раз отметить, что именно от нас –

педагогов, от нашего педагогического мастерства, мудрости и терпения зависят

профессиональное становление, уверенная жизненная позиция подрастающего

поколения. В век инновационных технологий именно высокий уровень развития

творческих способностей во многом определяет успех человека в жизни.

Современный

учитель

является

важнейшей

фигурой

в

организации

педагогического

процесса.

От

его

профессиональной

пригодности,

педагогического

мастерства,

творчества,

и

готовности

к

инновационной

деятельности зависит эффективность педагогической системы.



В раздел образования