Автор: Фудина Елена Витальевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ города Керчи РК "Школа № 2"
Населённый пункт: Республика Крым, г. Керчь
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогическое мастерство как фактор развития творческих способностей учащихся
Раздел: среднее образование
«Педагогическое мастерство как фактор развития
творческих способностей учащихся»
Проблема формирования творческой личности учащегося является не
только актуальной, но и ключевой, поэтому многие педагогические
коллективы уделяют ей первостепенное значение.
Готовность выпускников средней школы к творческой деятельности во
многом определяет их будущий успех в сфере как материального, так и
нематериального
производства.
Достаточно
быстрое
развитие
науки,
увеличение объемов новой информации требуют от современной школы
подготовки
самостоятельных,
активных
людей
с
высоким
творческим
потенциалом, которые умели бы определить задачи и содержание своей
деятельности, способы достижения цели, направления в поиске необходимой
информации, её обработки и применении. Обладали бы аналитическим,
критическим, исследовательским складом ума.
В последние годы часто используют такое утверждение: «у творчески
работающего педагога – творчески развитые ученики». И с этим нельзя не
согласиться,
ведь
творчески
работающий
педагог
своими
личностными
качествами побуждает в своих воспитанниках развитие творческой активности.
Творческое начало заложено в природе каждого ребенка. Все дети -
активные творцы, преобразователи. Наиболее интенсивное их развитие
происходит,
когда
работа
ума
и
чувств
сопровождает
практическая
деятельность ребенка. Он может выражать собственные достижения в
рисунках, конструкциях, различных практических работах.
Творческая деятельность - высшая форма деятельности и успешность её
обусловлена совокупностью познавательных и социальных мотивов.
Формирование
и
развитие
творческого
мышления,
творческих
способностей - процесс сложный и продолжительный. Он не возникает на
пустом месте и не развивается сам по себе, поэтому, задачами современного
учителя являются: привлечение учащихся к активной самостоятельной
деятельности; последовательное и методическое формирование у школьников
творческих навыков, устойчивой базы знаний; постоянное стимулирование
познавательного интереса, раскрытие познавательных и социальных мотивов
учебной деятельности; создание доброжелательной атмосферы общения.
Педагог должен научить учиться школьника, то есть сориентировать его на
активное усвоение умений, навыков; навыков планирования, организации,
контроля и оценки собственной деятельности.
Процесс обучения учащихся в школе протекает под руководством
учителя, который вооружает их знаниями, учит творчески мыслить, развивает
творческие силы и способности. Творческие способности - особый вид
умственных
способностей,
выражающихся
в
умении
продолжать
мыслительную
деятельность
за
пределами
требуемого,
отклоняться
в
мышлении
от
традиционных
норм
и
генерировать
разнообразные
оригинальные идеи, находить способы их практического решения. У
школьников творческие способности проявляются в нестандартности, не
шаблонности решения предлагаемых им заданий.
В современных условиях нам, учителям, необходимо научить школьников
учиться по-новому, находиться в постоянном творческом поиске. Довести им,
что творчество - это способность удивляться и познавать всё новое, умение
находить решения в нестандартных ситуациях, что творческая работа
отличается от любой другой работы оригинальностью, уникальностью,
результативностью, содержательностью. Так как уровень развития творческих
способностей зависит от содержания и методов обучения. Необходимо
включать
в
учебный
процесс
специальные
развивающие
средства.
Обеспечивая педагогические условия, определяющие успешность обучения
школьника, можно формировать и развивать его творческие способности.
Критериями
творческой
деятельности
могут
быть:
эффективное
использование уже полученного опыта в новых условиях; модернизация
известного; гибкость действий во время выполнения запланированного в
неожиданных ситуациях; импровизация, умение фантазировать, развивать
идею, видеть перспективу и реализовать её.
В ходе учебно-воспитательного процесса очень важно добиться, чтобы
каждый
учащийся
уяснил
очень
простую
истину:
стать
творческой
личностью или нет - зависит только от усилий тех, кто этого хочет, кто
учится, самосовершенствуется. Для этого необходимо определить свои
ориентиры и пути достижения цели. Какие же педагогические условия
необходимы для развития творческого мышления, творческих способностей.
Во-первых, содержание учебного материала должно быть таким, чтобы
школьники умели выходить за рамки образца. Во-вторых, сам процесс
обучения,
направленный
на овладение
этим
материалом,
должен
стимулировать развитие творческих способностей школьников. Для этого
необходимо
использовать
специально
сконструированные
вариативные
задания, состав и структура которых ориентированы на активизацию мысли
на творческий поиск.
Вместе с тем для развития творческих способностей школьников
требуется, чтобы в процессе педагогического общения учителя и ученика
школьник был активно включен в учебную деятельность, свободно проявлял
свое отношение и преодолевал возникающие трудности.
Действенность
педагогических
условий
обусловлена
взаимодействием
учителя и ученика. Она проявляется во внешней деятельности - организации
ученика на работу и во внутренней - управлении его развитием (обучение
анализу, синтезу, упражнению силы воли, расширению диапазона социально
значимых мотивов поведения и пр.). Ценность взаимодействия определяется
не
столько
внешней
формой
его
выражения,
сколько
внутренней,
раскрывающей возможности развития творческой личности ребенка на уроке.
В
последнее
время
широко
обсуждаются
вопросы
«педагогики
сотрудничества», «педагогики сотворчества», где речь идет об активной
позиции учителя и ученика в едином стремлении к достижению цели -
всестороннего гармонического развития личности.
В завершении своего выступления хочу ещё раз отметить, что именно от нас –
педагогов, от нашего педагогического мастерства, мудрости и терпения зависят
профессиональное становление, уверенная жизненная позиция подрастающего
поколения. В век инновационных технологий именно высокий уровень развития
творческих способностей во многом определяет успех человека в жизни.
Современный
учитель
является
важнейшей
фигурой
в
организации
педагогического
процесса.
От
его
профессиональной
пригодности,
педагогического
мастерства,
творчества,
и
готовности
к
инновационной
деятельности зависит эффективность педагогической системы.