Автор: Дронова Ольга Юрьевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СКШ № 4 г. Конаково
Населённый пункт: Тверская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Глобальное чтение на логопедических занятиях, как эффективное средство обучения и развития детей с РАС».
Раздел: среднее образование
«Глобальное чтение на логопедических занятиях,
как эффективное средство обучения и развития детей с
РАС».
Учитель-логопед МБОУ СКШ №4 г. Конаково
Дронова О.Ю.
Главная задача в обучении детей с РАС – научить их жить в обществе
самостоятельно, насколько это возможно для каждого ученика. Каждый
ребёнок с РАС индивидуален, поэтому для данной категории детей требуется
дифференциация
обучения,
разработка
индивидуальных
маршрутов,
соответствующих их способностям и потребностям. От педагога требуется
использование не только традиционных методик, технологий в обучении, а
также использование новых подходов или видоизменения уже имеющихся
(апробация к конкретному обучающемуся с введением индивидуальных
подходов).
Целью при обучении аутичного ребёнка чтению, я видела не только и
не столько формирование школьного значимого навыка, мне важно было
научить аутичного ребенка читать осмысленно, так как осмысленное чтение
стимулирует
и
формирует
его
познавательные
потребности.
Чтение
становится важным средством расширения представлений аутичного ребенка
об окружающем мире, понимания временных, причинно-следственных и
других
логических
закономерностей,
освоения
социальных
правил
и
понимания человеческих
отношений. Осмысленное чтение развивает и
собственную
речь
аутичного
ребенка,
помогает
преодолеть
речевое
недоразвитие.
Задача
развития
смыслообразования
требует использования
специального, наполненного для ребенка личностным смыслом учебного
материала, организации таких условий обучения, которые позволяют
добиться
осознания
ребенком
каждого
учебного
задания,
каждого
собственного действия, а также полного осмысления каждого усвоенного
навыка.
Поэтому логика педагогической работы в общем виде задавалась
принципом «от общего — к частному», а точнее — «от смысла — к технике».
Например, при обучении чтению это означало, что педагог сначала создаёт у
ребенка представление о том, что такое буквы, слова, фразы, наполнить их
личностными, эмоциональными смыслами и лишь затем отрабатывать
технику
чтения.
Придерживаться
такой
логики
сложно,
но
любые
отступления от нее приводили к механическому, бездумному усвоению
аутичным
ребенком
определенного
навыка,
к
невозможности
его
осмысленного использования.
В частности, именно поэтому, изучая с ребенком буквы и создавая у
него представление о том, что буквы являются составными частями слов,
одновременно использовала элементы методики «глобального чтения»,
благодаря которому слова и фразы обретали для ребенка свое значение,
«обрастали» личностными смыслами. Лишь после этого можно было
обратиться к аналитическому чтению, не опасаясь, что ребенок научится
читать механически.
Именно поэтому специалисты настаивают на том, что обучение чтению
аутичного ребенка должно базироваться на индивидуальном подходе и
установлении связи с личным опытом малыша, его семьей и близкими. Оно
может быть нескольких видов
:
глобальным;
послоговым;
аналитико-
синтетическим (или побуквенным).
При
чередовании
всех
трех
методов
наблюдаются
наилучшие
результаты, поскольку у большинства аутичных детей зрительное восприятие
преобладает над слуховым.
Обучая ребёнка с РАС по Варианту 8.3 ФАООП УО, использовала все
три метода обучения чтению. И если аналитико-синтетический и послоговой
методы являются традиционными, то метод глобального чтения можно
отнести к инновационным методикам.
Достоинства использования этой методики в работе с аутичными
детьми были для меня очевидны:
1) вся предназначенная для усвоения информация представлена в зрительном
поле ребенка, что, обеспечивает концентрацию внимания и выполнение
задания аутичным ребенком;
2) методика ориентирована, в большой степени, на моментальное зрительное
восприятие и непроизвольное зрительное запоминание, которое прекрасно
развито у детей с аутизмом. Ребенок запоминает слово как целостное
изображение, более того, он запоминает и графический рисунок букв;
3) слова соотносятся с изображениями предметов, которые они обозначают.
Это
обеспечивает
осмысленность
чтения,
исключает
возможность
формального восприятия слов и букв как абстрактных знаков.
Использование
методики
глобального
чтения
позволяет
развить
сенсорную (импрессивную) речь и мышление у особенных детей вплоть до
овладения навыком произношения прочитанного. Суть данного метода
заключается в том, чтобы научить особенного ребенка узнавать и читать
слова полностью, а не выделять в них отдельные ассоциативные буквы.
Данную методику применила при обучении учащейся с РАС по
Варианту 8.3 ФАООП УО, внеся некоторые коррективы в применении.
Применение метода глобального чтения
в учебном процессе.
Считаю очень важным при обучении ребёнка с РАС единство
информационного поля по всем образовательным областям. Обсудив с
родителями использование при обучении метода глобального чтения,
объяснив его особенности и возможности, решили начать с изучения слов по
теме «Овощи».
Подготовила картинки овощей, знакомых ребёнку. Картинки овощей
подбирала без фона, и без каких либо записей. Все картинки были
распечатаны
в
двух
экземплярах.
Одновременно
были
подготовлены
таблички с названиями овощей, выполненные чёрным печатным текстом и
тоже в двух экземплярах.
Организация работы:
Раскладываю перед учеником картинки, показываю и называю. Прошу
его назвать знакомые, или показать по моей словесной инструкции.
Наклеиваем картинки в альбом (на каждую страницу по 2 шт.). Под каждой
картинкой приклеиваем печатное слово. Проговариваем, повторяем. Через 1-
2 занятия в работу включаю второй экземпляр напечатанных слов (удобнее
их закрепить на картонную основу). Предлагаю соотнести слова под
картинкой и слова, предложенные учителем. На следующем этапе обучения,
после повторения слов по альбому и соотнесения отдельных слов, предлагаю
второй экземпляр картинок: необходимо соотнести картинку и слово,
одновременно называя их. При освоении данного этапа переходим к
следующему. Оставляем только слова, прошу ребёнка «прочитать» слова, на
которые указываю. Второй экземпляр картинок и слов хранится в конверте,
приклеенным в альбом, на конверте напечатано «Овощи». При работе с
альбомом каждый раз спрашиваю: «Что мы изучаем? Назови одним словом».
Если ребёнок знает буквы, то можно составлять отдельные, несложные
по слоговой структуре слова на магнитной доске (РЕПА).
Каждую лексическую тему мы изучали около месяца.
После изучения и усвоения лексических тем «Овощи», «Фрукты»,
«Домашние животные», «Дикие животные» ввела слова по теме «Глаголы».
(бежит, спит, сидит и т. д.). При усвоении глаголов появились новые
возможности
работы.
Составляли
предложения
из
слов-карточек
по
картинкам: - Кошка спит, груша висит и т. д. Распространяем предложения: -
Груша какого цвета? (жёлтая). Давай составим новое предложение: - Висит
жёлтая груша. Такое предложение составляется без опоры на картинки.
К началу второго года обучения, когда ребёнок выучил почти все
буквы и читает по букварю, при работе с альбомом глобального чтения
перестал запоминать слова целиком, а стал их читать по слогам, т.е. перешёл
к
осмысленному
чтению.
Использование
данной
методики
помогло
аутичному ребёнку не только научиться осмысленно читать, но овладеть
обобщающими понятиями, научиться выделять лишнее не только на
картинном материале, но и по звучанию.
Таким образом используя методику глобального чтения в начале
обучения аутичного ребенка как вынужденную меру для того, чтобы создать
у него целостное представление о словах и фразах, я научила читать
осмысленно, создавая мотивацию к чтению. Так же, как и автор методики
«глобальное чтение» Б. Д. Корсунская считаю, что «…нужно научить
ребёнка читать так, чтобы за каждой прочитанной фразой у него возникало
реальное представление».
Мнение о том, что «глобальное чтение» может «тормозить» освоение
аналитического чтения в моём опыте не подтвердилось. Напротив, ребёнок,
проходивший экспериментальное обучение, легко начинал читать по слогам
именно после того, как научился читать целыми словами.
Таким
образом,
изложенный
вариант
применения
методики
глобального чтения в работе с ребёнком с аутизмом, частично владеющий
устной речью, эффективен, поэтому коррекционную работу с детьми с РАС и
с нарушениями интеллекта различной степени тяжести по развитию речи и
формированию навыков чтения с помощью данной методики необходимо
продолжать.